Государственный бюджет как главный централизованный фонд государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет как главный централизованный фонд государства



Сущность и значение государственного бюджета

Основным звеном финансовой системы любого государства является бюджет. В свою очередь бюджет как неотъемлемая часть государственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В бюджете аккумулируются крупные финансовые ресурсы, которые необходимы государству для выполнения своих функций (политических, экономических, социальных, оборонных и т.д.). С помощью бюджета национальный доход перераспределятся и средства направляются на обеспечение безопасности страны, судебную власть, правоохранительную деятельность, охрану окружающей среду, образование и здравоохранение, национальную экономику, СМИ и т.д.

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Ему отводится важное место в перераспределении национального дохода, и он признается основным финансовым планом государства. Через бюджет перераспределяется половина или более национального дохода. Это позволяет государству активно влиять на жизнь общества, обеспечивать выполнение программ социально-экономического развития страны, а также удовлетворять потребности в финансовых ресурсах. В общей системе финансовых планов доминирует бюджет, потому что отражает часть денежных ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, а также определяет на текущий период их взаимоотношение с государством в финансовой сфере. Тесно связаны с бюджетом государство и финансовые планы учреждений непроизводственной сферы, т.к. его ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Также существует определенная связь между бюджетом и финансовыми планами банков, других кредитных учреждений, которые являются плательщиками налогов и планируют налоговые платежи, а качестве ресурсов кредитования планируют временно свободные средства бюджета.

 

Бюджет является не только экономической, но и исторической категорией, появившийся с возникновением государства, развитием товарно-денежных отношений и существующий в различное время для выполнения обще государственных функций. Поэтому его сущность и назначение не меняется в зависимости от смены общественных формаций. Формы бюджета определяются бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация РБ – это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанных на их экономической характеристики, и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджета. Бюджет имеет материальное содержание которое определяет объемы его доходов и расходов. Оно зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Бюджеты разных стран, не смотря на свои национальные и другие особенности, имеют сопоставимые структуры доходов и расходов.

Бюджетная система РБ

В каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающие аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования социальной сферы благоустройства административно территориальных единиц, содержание аппарата управления законодательной власти и т.д. В процессе формирования доходов и расходов бюджетов возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве нашей страны.

Бюджетные системы государства.

В разных странах мира бюджетные системы отличаются особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт. Основными считаются две формы государственного управления. Единая(унитарная) и федеративная. В унитарной(Франция, Италия, Англия, Польша) два уровня бюджета: государственный и местный. В федеративных государствах (США, Канада, Германия, Россия) трехзвенный уровень управления и трехзвенный бюджет: федеральный, бюджеты штатов, республик или членов федерации и местные бюджеты. В РБ двухзвенный бюджет.

Состав главного бюджета РБ включены республиканские целевые бюджетные фонды, состав которых определяется законом о бюджете на очередной финансовый год. Смотри схему.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов (движение средств) между этими бюджетами.

Например, консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения расположенных на территории района и районного бюджета. Консолидированный бюджет сектора государственного управления состоит из консолидированного бюджета РБ, бюджета государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетной организации. Доходы бюджета каждой административно территориальной единицы формируются за счет налогов согласно законодательству РБ и других обязательных платежей в соответствии с законодательством. Республиканские налоги обязательны к уплате на всей территории РБ, местные налоги на соответствующей административно-территориальной единицы и зачисляются в местный бюджет. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующих административно-территориальных единиц. И осуществляются по направлению и в размерах установленных законодательством РБ и решениями местных советов депутатов о бюджете. Сбалансированность бюджета всех административных территориальных единиц РБ является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Такая сбалансированность обеспечивается или достигается по средствам бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

 

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год. Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливаются в абсолютной величине или в процентах к ВВП, а предельный размер дефицита местного бюджета в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решение об использовании профицита бюджета принимаются президентом РБ или по его поручению правительством РБ, местными исполнительными или распорядительными органами, установленных, законодательством РБ. Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов национального банка РБ и других источников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.005 с.)