Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.5. Общая характеристика усвоения.
Вопрос. Усвоение, представляющее собой сложное понятие, может трактоваться с разных позиций:
В самом общем виде, усвоение определяется как процесс приема, смысловой обработки, сохранения полученных знаний и применение их в новых ситуациях решения теоретических и практических задач.
Вопрос. Этапы (стадии) усвоения знаний (по Рубинштейну):
Все стадии взаимосвязаны и обусловлены характером взаимодействия учителя и ученика, каждая из них определяет конечный эффект усвоения. Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию – апперцепция. Она включает активное отношения личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержание представлений и не сводится к их массе. Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон (предворяя его, включаясь в него, настраиваясь над ним).
Осмысление (второй этап), входя в первый этап, является основой третьего этапа – запоминания. Закрепление учебного материала, по Рубинштейну, это не только постоянное осмысление и включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Важно, что все время должно осуществляться не только повторительное, но и свободное воспроизведение материала. Исходя из этого вытекает два вывода: 1. собственное изложение учащегося должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности; 2. важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающегося усваемого материала. Применение на практике есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепление и формирование прочных навыков. На этом этапе усвоения, овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие практические цели.
Вопрос. 1. Усвоение характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и их применения. Прочность зависит от системности, смысла организованности, воспринимаемого материала, его личной значимости и того эмоционального отношения, которое вызывает этот материал у ученика. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике. 2. Управляемость усвоением. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, может реализовываться классическим, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Важно, чтобы усвоение было объектом управления. 3. Личностная обусловленность усвоения. Происходит влияние усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований. По Рубинштейну, усвоение, вообще весь ход учения, существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученик а в процессе обучения (отношение ученика к учебному материалу, к учителю и к самому учению как к процессу).
4. Психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников (как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий). В младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала, т.е. он склонен сохранять структуру подлинного материала, трудно реконструировать. У старшего школьника имеются все возможности для реконструирования и перекомбинирования учебного материала, если они не реализуются, то вина за это падает исключительно на постановку обучения. 5. Усвоение характеризуется готовностью актуализации знаний (определяют как легкость), их полнотой и системностью. 6. Важной характеристикой является то, что показателем усвоения служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении.
Вопрос. Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как нечто общее в отношении предметного разнообразия, с третьей стороны, как способ упорядочивания действительности, с четвертой стороны, как некоторый продукт и результат познания, с пятой стороны, как способ воспроизведения в сознании познавательного объекта. Знания и правильный путь их усвоения являются предпосылкой умственного развития учащегося. С учетом различных дидактических функций знания, пред учителем стоит несколько задач:
Виды знаний: донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические). Знания характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что обусловлено:
Вопрос. Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение навык характеризуются как способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения данным действием. Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано без осознания промежуточных шагов. Умение обычно соотносят с уровнем, выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического применения оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполненного действия. Уровни овладения учащимся действиями:
Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.
Вопрос. Факторы, влияющие на формирование навыков:
Все они действуют взаимосвязано, но каждый из них оказывает и автономное влияние. Выработка навыков графически определяется кривой научения, они делятся на два типа:
В процессе выработки навыка иногда наступает относительная стабилизация продвижения, ученик не прогрессирует и не регрессирует, т.е. стоит на месте. Это явление свидетельствует о том, что или содержание, или приемы обучения, или формы работы, или все вместе исчерпали себя. Навыки оказывают влияние друг на друга. Положительное влияние, ранее выработанного навыка на последующий, называется переносом, отрицательное влияние – интерференцией. Перенос, который является внутренним механизмом научения, предполагает более целенаправленную работу преподавателя над каждым из трех основных планов обобщения: над принципом, программой и способами действия, над отбором учебного тренировочного материала. Распределение упражнений во времени можно представить следующим образом: наибольшее количество упражнений должно быть в начале тренировки, затем, с увеличением времени тренировки, интервал между такими действиями должен также увеличится. Тренировка может осуществляться в очень маленьких объемах, но она должна целенаправленно сохраняться до конца обучения.
Схема распределения упражнений во времени:
Критерии свормированности навыка или его отработанности: Внешние:
Внутренние:
Законы формирования навыка:
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.01 с.) |