Тема 2.4. Учебная мотивация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Учебная мотивация.



  1. Общая характеристика учебной мотивации
  2. Характеристики и функции учебной мотивации
  3. Виды учебных мотивов
  4. Формирование и изучение учебной мотивации

 

Вопрос.

       Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки. Названная система мотивов образует учебную мотивацию. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов (смотри вопрос «внутренняя структура учебной деятельности»).

Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники. Виды источников активности:

  1. внутренние
    • познавательные потребности;
    • социальные потребности;
  2. внешние – определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которым относятся:

· требования связанные с соблюдением социальных норм;

· ожидания – характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности;

· возможности – объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки);

  1. личные – занимают особое место, к их числу относят: интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации.

Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов  или их деформации.

 

Вопрос.

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребностей и самого мотива по его интенсивности. Сила мотива обусловлена физиологическими и психологическими факторами. Сила мотива определяется также эмоциями. Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.

Качество мотива обучения можно представить в виде содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики: осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивов, степень распространенности на нескольких учебных предметах. Динамические характеристики: устойчивость, сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов.

Функции мотивов:

  1. побуждающая – характеризует энергетику мотива, т.е. мотив вызывает и обуславливает активность учащегося;
  2. направляющая – отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения; эта функция тесно связана с устойчивостью мотива;
  3. регулирующая – мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных, либо общественно значимых потребностей; эта функция тесно связана с иерархией мотивов, регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, как следствие, в наибольшей мере обуславливают поведение личности;

Ильин выделяет также функции:

  1. стимулирующую;
  2. управляющую;
  3. организующую;

Леонтьев:

  1. смыслообразующую;

Запорожец:

  1. контролирующую;

Обуховский:

  1. защитную;

Тихомиров:

  1. структурирующую.

 

Вопрос.

       На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов:

  1. социальные – осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и др.;
  2. познавательные – интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности;
  3. личностные – чувство самоуважения, чистолюбие, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонификации и др.

Мотюхина предложила следующую классификацию учебных мотивов:

  1. мотивы заложенные в самой учебной деятельности:
    • мотивы, связанные с содержанием учения – ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладеть новыми знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и др.;
    • мотивы, связанные с самим процессом учения – ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия и др. ребенка увлекает сам процесс учения, а не только результаты;
  2. мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

· широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний, желание подготовиться к профессии); мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

· мотивы узколичностные – стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей и др. (престижная мотивация);

· отрицательные мотивы – мотивы избегания неприятностей, т.е. стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Классификация мотивов учебной деятельности (Маркова):

  1. познавательные – если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета;
  2. социальные – если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения:
    • понимание необходимости учения для будущего;
    • процесс учения как возможность общения;
    • похвала от значимых лиц.

Социальные мотивы являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их нельзя отнести к внутренним формам учебной мотивации.

Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы как:

  1. учеба как вынужденное обучение;
  2. процесс учебы как привычное функционирование;
  3. учеба ради лидерства и престижа;
  4. стремление оказаться в центре внимания.

Они могут оказать и отрицательное влияние на характер и результаты учебного процесса. Внешние моменты наиболее резко выражены в мотивах ради материального вознаграждения и избегания неудач. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Познавательные и социальные мотивы, по Марковой, могут иметь разные уровни:

  1. уровни познавательных мотивов:
    • широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами и т.д.;
    • учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного преобразования знаний;
    • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на построение специальной программы самосовершенствования;
  2. уровни социальных мотивов:

· широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения;

· узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими и получить их одобрение;

· мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

Маркова указывает на неодинаковость проявления разных мотивов в учебном процессе. Напр, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращении к учителю за дополнительными сведениями. Учебно-познавательные мотивы – в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах задаваемых по ходу выполнения работы. Мотивы самообразования – когда учащийся обращается с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях по самообразованию. Широкие социальные мотивы проявляются в поступках. Позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи и т.д. мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления.

 

Вопрос.

       Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать зону ближайшего развития.

       Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем развитии следующие этапы:

  1. актуализация привычных мотивов;
  2. постановка на основе этих мотивов новых целей;
  3. положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;
  4. появление на этой основе новых мотивов;
  5. соподчинение разных мотивов и построение их иерархии;
  6. появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельность, устойчивость и др.).

Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:

  1. снизу вверх – состоит в создании таких объективных условий и такой организации деятельности учащихся, которые ведут к формированию у них нужной мотивации;
  2. сверху вниз – заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержание направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Такой путь связан с методами убеждения, внушения, примера и т.д. особую роль играет коллектив и социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды и традиции и т.д.

Основой для изучения учебной мотивации служит целенаправленное наблюдение. Кроме наблюдения можно использовать анкеты, беседы сочинения. Можно использовать и некоторые методики более субъективного характера:

  1. «Составь расписание» - какие предметы вы хотели бы поставить в свое расписание на неделю;
  2. «Свободные задания» - задания для углубленных знаний, за которые не ставится отметка;
  3. «Прерывание процесса решения задач» - вернется ли учащийся самостоятельно к решению задачи, если «да» - внутренняя мотивация, если «нет» - внешняя;
  4. «Составление задач, вопросов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.013 с.)