Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.4. Учебная мотивация.
Вопрос. Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки. Названная система мотивов образует учебную мотивацию. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов (смотри вопрос «внутренняя структура учебной деятельности»). Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники. Виды источников активности:
· требования связанные с соблюдением социальных норм; · ожидания – характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности; · возможности – объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки);
Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.
Вопрос. Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребностей и самого мотива по его интенсивности. Сила мотива обусловлена физиологическими и психологическими факторами. Сила мотива определяется также эмоциями. Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по сохранению во времени.
Качество мотива обучения можно представить в виде содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики: осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивов, степень распространенности на нескольких учебных предметах. Динамические характеристики: устойчивость, сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов. Функции мотивов:
Ильин выделяет также функции:
Леонтьев:
Запорожец:
Обуховский:
Тихомиров:
Вопрос. На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов:
Мотюхина предложила следующую классификацию учебных мотивов:
· широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний, желание подготовиться к профессии); мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения); · мотивы узколичностные – стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей и др. (престижная мотивация); · отрицательные мотивы – мотивы избегания неприятностей, т.е. стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников. Классификация мотивов учебной деятельности (Маркова):
Социальные мотивы являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их нельзя отнести к внутренним формам учебной мотивации. Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы как:
Они могут оказать и отрицательное влияние на характер и результаты учебного процесса. Внешние моменты наиболее резко выражены в мотивах ради материального вознаграждения и избегания неудач. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения. Познавательные и социальные мотивы, по Марковой, могут иметь разные уровни:
· широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; · узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими и получить их одобрение;
· мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком. Маркова указывает на неодинаковость проявления разных мотивов в учебном процессе. Напр, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращении к учителю за дополнительными сведениями. Учебно-познавательные мотивы – в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах задаваемых по ходу выполнения работы. Мотивы самообразования – когда учащийся обращается с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях по самообразованию. Широкие социальные мотивы проявляются в поступках. Позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи и т.д. мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления.
Вопрос. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать зону ближайшего развития. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем развитии следующие этапы:
Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:
Основой для изучения учебной мотивации служит целенаправленное наблюдение. Кроме наблюдения можно использовать анкеты, беседы сочинения. Можно использовать и некоторые методики более субъективного характера:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.013 с.) |