Тема 2.6. Психологическая характеристика обучаемости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Психологическая характеристика обучаемости.



  1. Понятие обучаемости в пед психологии
  2. Показатели обучаемости
  3. Понятие неуспеваемости
  4. Типы неуспевающих школьников

Вопрос.

Обучаемость (в широком смысле слова) – это способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.

В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащихся, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, сложных форм деятельности. Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее содержание этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которе проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.

Обучаемость (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности. Под продуктивностью понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течении длительного периода, удовлетворенность результатами труда.

Обучаемость соотносится с понятием обученности как совокупности всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего гобучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.

Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта (по Давыдову):

1. обобщенность мыслительной деятельности, т.е. направленность на обобщение, абстрагирование в учебном материале, готовность выделять главные, существенные признаки;

2. осознанность мыслительной деятельности, которая определяется соотношением е логической и практической сторон, она заключается в способности точно выразить отношения, которыми руководствуется практическая деятельность, ведущая к решению данной проблемы;

3. гибкость мыслительной деятельности – качество, которое проявляется как способность преобразовывать уже привычное, переоценивать уже знакомые выводы с учетом новых условий и требований. Гибкость проявляется в оригинальности, помогает преодолевать стереотипы в мыслительных приемах. Инертность мышления – интеллектуальная пассивность, противоположное качество, трудность перехода от одного действия к другому, трудность применения знаний в новых условиях;

4. устойчивость мыслительной деятельности – способность стабилизировать посредством уже проверенной эффективной операции структуру умственной деятельности на время, которое необходимо для решения задач;

5. самостоятельность мышления – проявляется в умении использовать минимальную, но необходимую помощь, оказанную учителем для продолжения самостоятельной работы;

6. экономичность мышления – совокупность вышеперечисленных качеств характеризуется количеством конкретного материала, который необходим для решения задач; это суммарный количественный показатель обучаемости.

Ядром обучаемости является обобщенность мыслительной деятельности. Многие исследователи рассматривают интеллектуальные свойства, которые лежат в основе обучаемости как ее компоненты.

 

Вопрос.

Основные показатели обучаемости:

  1. темп продвижения в освоении знаний и формировании умений;
  2. легкость усвоения;
  3. гибкость переключения на новые способы и приемы работы;
  4. прочность сохранения основного материала.

В психологии рассматривается обычно два вида обучаемости:

  1. общая – способность усвоения любого материала;
  2. специальная – способность усвоения отдельных видов материала.

В основе обучаемости лежат:

  1. уровень развития познавательных процессов субъекта;
  2. уровень развития мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;
  3. развитие производных от них компонентов учебной деятельности, т.е. уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения.

Морозов называет ряд признаков обучаемости:

  1. быстрота формирования новых понятий и обобщений;
  2. способность решать задачи разными способами;
  3. гибкость мыслительных операций;
  4. память на общие понятия;
  5. обобщенность знаний;
  6. интеллектуальная активность.

Обучаемость – это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития.

В целом признаками (показателями) обучаемости считаются:

  1. активность ориентировки в новых условиях;
  2. перенос известных способов решения задач в новые условия;
  3. быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
  4. темп, экономичность, работоспособность, выносливость;
  5. восприимчивость к помощи другого человека.

Обучаемость формируется с раннего детства, и особенно важное значение имеет формирование возможности к обучению на сензитивных периодах обучения человека, при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному.

 

Вопрос.

       Неуспеваемость – ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

       Отставание – невыполнение требований или одного из них, которое имеет место на одном из промежуточных этапах внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.

       Слово «отставание» означает и процесс накопления невыполняемых требований и каждый отдельный случай такого невыполнения. Процесс отставания складывается из актов отставания. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания.

       Борисов предлагает объединить все причины неуспеваемости в четыре блока:

  1. пед причины:
    • недостатки преподавания отдельных предметов;
    • пробелы в знаниях за предыдущие годы;
    • неправильный перевод в следующий класс;
  2. социально-бытовые причины:

· неблагоприятные условия жизни;

· недостойное поведение родителей;

· низкая материальная обеспеченность семьи;

· отсутствие домашнего режима;

· безнадзорность ребенка;

  1. физиологические причины:

· болезни;

· общая слабость здоровья;

· нарушение двигательной функции ЦНС;

· болезни НС;

  1. психологические причины:

· особенности развития внимания, памяти;

· медлительность понимания;

· недостаточный уровень развития речи;

· несформированнность познавательных интересов;

· узость кругозора.

Славина среди причин неуспеваемости выделяет следующие:

1. неправильное отношение к учению;

2. трудности усвоения учебного материала;

3. неумение трудиться;

4. отсутствие познавательных учебных интересов;

5. отсутствие или неправильная сформированность навыков и способов учебной деятельности.

Цукерман выделяет следующие причины неуспеваемости:

1. проблемы связанные с умственным развитием;

2. поведенческие проблемы;

3. эмоциональные и личностные проблемы;

4. проблемы общения;

5. невротические проявления (тики, энурез и т.д.).

 

Вопрос.

       Лакалова выделяет два типа школьной неуспеваемости:

  1. общее отставание в учении;
  2. отставание по отдельным предметам.

Мурачковский и Гельмонт в зависимости от устойчивости отставания выделяют три степени школьной неуспеваемости и причины ее возникновения в каждом случае:

  1. общее и глубокое отставание по многим или всем предметам длительное время. Причинами является неподготовленность школьника, неблагоприятные условия (болезни, семейные обстоятельства), лень, недостаточный уровень общего развития;
  2. частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам. Причины – недостатки преподавания, недоработки в предыдущих классах, отсутствие интереса к учебе;
  3. эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету. Причины – в результате недочетов преподавания, неаккуратного посещения школы.

На основании приведенной классификации Мурачковский предлагает типологию неуспевающих школьников:

1. низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению;

2. высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению;

3. низкий уровень мыслительного развития сочетается с отрицательным отношеним к учению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.012 с.)