Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности.



  1. Психологические основы формирования различных направлений обучения
  2. Концепция программированного обучения
  3. Теория алгоритмизации программированного обучения
  4. Теория Гальперина о поэтапном формировании понятий и умственных действий
  5. Современные психологические концепции проблемного обучения
  6. теории развивающего обучения
  7. Идеи коллективного, суггестивного, интерактивного и модульного обучения

 

Вопрос.

       Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического, но и психологического осмысления. Процесс научения трактуется в разных теориях по-разному.

       На третьем этапе развития пед психологии (во второй половине ХХ века) возникли самостоятельные теории (направления обучения). Направление современного образования редко реализуется в первоначальном варианте. Каждая из них включает элементы другого. Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения помогает действенно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, программируемость, активность, самостоятельность, учет индивидуальных особенностей учащихся.

       Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований:

1. непосредственности (или опосредованности) взаимодействия обучающегося и обучающего:

· контактное (традиционное, программированное и т.д.);

· дистанционное;

2. по основанию принципа сознательности выделяется обучение соотносимое с характером опыта:

· интуитивное (освоение родного языка);

· обучение основанное на принципе сознательности (традиционное, проблемное, программированное);

3. по основанию наличия управления образовательным процессом:

· не основывается на управлении (традиционное);

· рассматривает управление в качестве основного механизма усвоения (программированное, алгоритмизированное);

4. по основанию связи обучения с будущей деятельностью:

· контекстное;

· традиционное обучение вне контекстного типа;

5. по основанию способа организации обучения:

· традиционное (информативно-сообщающее);

· обучение включающее активные формы и методы.

Каждый из типов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Вопрос.

       Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении, связи и информации. Бихевиоризм перенесенный на педагогику в кибернетике находит концепцию управления обучением. На этой основе возникает и формируется идея программированного обучения (Скиннер, 1954г.). в основу программированного обучения была положена бихевиоральная теория, для которой характерен механический подход к обучению. 

       Программирование – составление программы, составление определенной последовательности учебных действий и операций как учащегося, так и обучающего.

       В основу программированного обучения положены следующие принципы:

  1. принцип малых шагов – учебный материал делят на малые части;
  2. принцип немедленного подтверждения ответа;
  3. принцип индивидуализации темпа обучения;
  4. принцип постепенного роста трудности;
  5. принцип дифференциального закрепления знаний;
  6. принцип единообразного хода инструментального обучения - определяет процесс учения по программам с линейной структурой обучения.

Скиннер предложил линейную программу. Учение – процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что ученик овладеет новым знанием возрастает благодаря многократному повторению. Оно не должно быть механическим, т.к. результаты проверяются и контролируются самим обучающимся. Линейное программирование характеризуется тем, что каждое знание имеет один правильный ответ, после него учащийся переходит к следующему. Более сложным является разветвленное программирование, когда на один вопрос допустимы несколько альтернативных ответов (Н.Краудер, 50-е годы ХХ века).

Вопрос.

       Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выделяются учебные алгоритмы.

       Алгоритм (по Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми.

       Алгоритм – система указаний об этих действиях и о том, какие из них и как надо производить.

       Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы – пошаговая программа деятельности учения и преподавания.

       Плюсы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. создается возможность индивидуального подхода к ученикам в условиях массового обучения;
  2. осуществляется непрерывная обратная связь от ученик к учителю;
  3. ученик постоянно поддерживается в состоянии активной деятельности.

Минусы программированного, алгоритмизированного обучения:

  1. не всякий материал поддается пошаговой обработке;
  2. ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями;
  3. отсутствует творчество в учебной деятельности;
  4. дефицит общения и эмоций в обучении.

В современной школе возможна работа в компьютерных классах по обучающей программе для отработки навыков и контроля знаний. Полезно использовать для организации деятельности неуспевающих учеников, т.к. обеспечивается индивидуальный темп.

 

Вопрос.

       Теория Гальперина, предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ООД (ориентировочная основа действия), т.е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Человек должен знать, что произойдет и на чем нужно концентрировать внимание, чтобы выполнить действие безошибочно. Данное положение составляет основу теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД.

       Виды ориентировок:

  1. ООД – конкретный образец – демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения;
  2. ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действий;
  3. ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного знания.

Типы ориентировок:

1. действия методом проб и ошибок;

2. предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия;

3. есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.

Согласно концепции Гальперина, предметное действие и выражающая его мысль – это звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное.

       Гальперин выделяет шесть этапов:

  1. формирование мотивационной основы действия – предварительное ознакомление учащегося с целью обучения и создание внутренней мотивации;
  2. составление схемы ООД – ученик разбирается в содержании действия, свойствах предмета, в составе и порядке операций, в образце;
  3. формирование действия в материальной форме – действие выполняется как внешне практическое с реальными предметами, с преобразованным материалом (схем, чертежей). Все действия осознаются. Обязательное условие – сочетание материальной формы действия с речевой. Когда действие протекает безошибочно, то убирается ориентировочная карточка и материальные опоры;
  4. формирование действия в громкой речи – ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой речи, обращенной к другому человеку. Происходит скачек от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее развитие, но остается не сокращенным, не автоматизированным;
  5. формирование действия во внешней речи (про себя) – ученик использует ту же речевую форму, но без проговаривания;
  6. формирование действия во внутренней речи – ученик сообщает только конечный ответ, действие сокращенное легко автоматизируется.

Значение теории Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия.

       Плюсы теории:

  1. сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;
  2.  достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;
  3. обеспечивается доступный контроль качества выполнения;
  4. возможна оперативная коррекция.

Минусы теории:

  1. существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;
  2. сложна разработка методического обеспечения алгоритма операций;
  3. у обучающихся формируется стереотипное мышление и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.

 

Вопрос.

       Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительный вклад в разработку внесли зарубежные и отечественные исследователи: Оконь, Махмутов, Матюшкин, Кудрявцев, Лернер и др. Одним из первых исследователей данной теории был польский педагог и психолог В.Оконь. Основные вопросы и положения изложил в работе «Основы проблемного обучении» (1964г.).

При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, т.е. процесс учения уподобляется научному поиску. Она отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, свойства решения, эксперимент, результат поиска. С помощью проблемного обучения пытались решить задачу развития творчества личности.

       Проблемная ситуация (Матюшкин) – это определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний. Проблемная ситуация характеризует не задание, а знания ученика.

Виды проблемного изложения (обучения):

  1. проблемное изложение – учитель, сформулировав проблему, подробно и аргументировано раскрывает логику ее решения, ученики следят за ходом изложения, при этом, у них возникают вопросы, сомнения, возражения, и, таким образом, развивается критичность мышления, понимание проблемы и альтернативы ее решения;
  2. частично-поисковый (эвристический) – проблема дается ученикам для самостоятельного решения, но учитель может помочь при возникновении сложностей. Наиболее эффективной формой является эвристическая беседа;
  3. исследовательский – систематическое самостоятельное решение школьниками проблемных задач.

Этапы проблемного обучения:

Действия учителя Действия ученика
1. создает проблемную ситуацию 1. осознает противоречия в изучаемом явлении
2. организует размышления над проблемой и ее формулировкой 2. формулирует проблему
3. организует поиск гипотезы 3. выдвигает гипотезы, объясняющие явления
4. организует проверку гипотезы 4. проверяет гипотезы в эксперименте, решает задачи, анализирует
5. организует обобщение результатов и применение полученных знаний 5. анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

 

       Плюсы проблемного обучения:

  1. развивает мыслительные способности учащихся;
  2. вызывает интерес к учению;
  3. развиваются творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей.

Минусы проблемного обучения:

  1. не всегда можно применить из-за характера изучаемого материала;
  2. не всегда можно применить из-за не подготовленности учащихся и квалификации учителя;
  3. требует от учителя глубоких знаний в своей области, владение техникой составления проблемных задач;
  4. требует большого количества времени на подготовление к урокам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.018 с.)