Тема 2.7. Психология педагогической оценки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.7. Психология педагогической оценки.



 

  1. Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности и воспитания детей
  2. Понятие и функции пед оценки
  3. Валентность пед оценки
  4. Парциальные оценки и их роль в учебно-воспитательном процессе
  5. Виды пед оценок
  6. Идеи безотметочного обучения
  7. Эффективность пед оценки на разных возрастных этапах

 

Вопрос.

       Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, т.к. при отсутствии должной мотивации он не будет включаться по собственной инициативе ни в учебную деятельность, ни в общение и как следствие будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой психологическое развитие.

       В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

       Причины:

  1. все мотивы не до конца известны
  2. те люди, которые занимаются изучением мотивов детей давно вышли из детского возраста и поэтому только могут гадать о подлинных причинах учения
  3. среди самих детей существуют большие индивидуальные различия
  4. сама мотивация понимается как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой.

Главная задача в обучении и воспитании, зная причины изменения мотивации, правильно воздействовать на нее и свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию. Соотношение между ними должно изменяться в зависимости от задач обучения и воспитания, а также от возрастных особенностей.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности должно иметь комплексный характер. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:

1. органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (сладкое, обнять и т.д.)

2. материальные стимулы – связанные с приобретением собственное пользование привлекательных, интересных и желаемых для ребенка вещей

3. моральные стимулы – обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей (осознание выполненного долга, удовлетворение от оказания помощи другим людям и т.д.)

4. социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений (уважение к человеку, отведение ему значимой роли и т.д.)

5. индивидуальные стимулы – содержат в себе нечто весьма личное, сущетвенное для данного человека.

 

Вопрос.

       Пед оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Такая оценка должна обеспечивать максимальную мотивированность ребенка в данных видах деятельности с учетом 4 обстоятельств:

  1. знание необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам
  2. знание подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности
  3. знание индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания
  4. знание ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств.

Функции пед оценки:

  1. стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредствам переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений
  2. обучающая – предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, сколько прибавление и расширение имеющихся знаний
  3. ориентировочная – воздействие на умственную работу школьника, с целью осознания им процесса этой работы и понимание собственных знаний
  4. воспитательная – формирование навыков системного и добросовестного отношения к учебным обязанностям
  5. диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на разных этапах обучения (выявление причин и своевременная коррекция)
  6. формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования
  7. изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных воздействий или оценок.

 

Вопрос.

       Одна и та же оценка может по-разному восприниматься в условиях, когда ей предшествует неудача или успех. Повторяющиеся от ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Успех следующий после неудачи, а неудача наступающая после успеха, заставляют индивида что-то менять в своем поведении.

       Под личностной опосредованностью стимулов понимается зависимость этого воздействия от индивидуальных особенностей людей, от их состояния в момент данного времени. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для человека актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него. В эмоционально-возбужденном состоянии значимость стимулов может восприниматься человеком иначе, чем в спокойном.

       В связи с необходимостью белее глубокого понимания ситуативной и личностной опосредованности влияния стимулов вводятся понятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависят воздействия стимула. Валентность относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребности человека. Чем больше это значение, тем большую валентность имеет соответствующий стимул. Каждая потребность может быть удовлетворена разными способами и тот из них, который ей лучше всего соответствует будет обладать наивысшей валентностью для данной потребности. Понятие «вероятность успеха или неудачи» означает то, в какой степени сложившаяся ситуация может привести к удовлетворению потребности.

 

Вопрос.

       Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке и относятся не к системе знаний ученика, и не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.

       Ананьев определяет три типа парциальных оценок:

  1. амбивалентные оценки (двойственные)

· отсутствие оценки – учитель ни как не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это самый худший вид пед оценки, т.к. он выполняет не ориентировочную функцию, а дезориентировочную.

· опосредованная оценка – оценивание одного ученика через другого (напр., Дима ответил лучше, чем Петя). Это травмирующая оценка.

Эти два вида Ананьев называет исходными, т.к. они не имеют самостоятельного значения.

· неопределенная оценка – тоже исходная, но она является своеобразным переходом к различным определенным оценкам. Выражается словами или жестами, которые не позволяют ученику понять как его оценили.

  1. отрицательные оценки

· замечание – оценка лишь отчасти, т.к. оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически попадает на одного и того же ученика.

· отрицание – слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку хода его мысли.

· порицание – различного рода наказания, насмешка, носящая саркастический, а не юмористический характер (упреки, угрозы, нотации).

  1. положительные оценки

· согласие – слова и фразы, которые указывают на правильность ответа ученика и стимулируют движение его мысли.

· одобрение – позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Данная оценка больше обладает стимулирующим действием, чем ориентирующим.

· признание – представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.

· поощрение – может быть материализованным или оценкой на словах. Данный прием решает следующие задачи:

a) показать, что ценится в поведении ребенка;

b) закрепить и стимулировать положительное поведение школьника.

 

Вопрос.

       Пед оценка бывает нескольких видов:

  1. предметные оценки – касаются того, что делает или что сделал ученик, но не его личности (содержание, предмет, процесс и результат деятельности);
  2. персональные пед оценки – касаются субъекта деятельности, а не атрибутов. Отмечают индивидуальные качества человека, проявляются в его деятельности, старании, прилежании;
  3. материальные пед оценки – включают разные способы материального стимулирования детей (деньги, привлекательные веши и т.д.);
  4. моральные пед оценки – содержат похвалу или порицание, характеризующие деятельность ребенка с точки зрения ее соответствия нормам морали;
  5. результирующие пед оценки – относятся к конечному результату деятельности;
  6. процессуальные пед оценки – относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности;
  7. количественные пед оценки – соотносятся с объемом выполненной работы (количество решенных задач);
  8. качественные пед оценки – касаются качества выполненной работы (точность, аккуратность, тщательность).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.01 с.)