Тема 1. 1. Современная пед психология: предмет, задачи, структура, методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Современная пед психология: предмет, задачи, структура, методы.



  1. Место пед психологии среди других отраслей психологического знания
  2. Задачи пед психологии и проблемы, которые она изучает
  3. Структура пед психологии
  4. Методы пед психологии

 

Вопрос.

       Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой.

       Педагогика исследует сущность обучения и воспитания, разрабатывает теории и технологии обучения и воспитания, определяет их принципы, содержание, формы и методы.

       Психология выявляет индивидуальные возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств обучения и воспитания.

       Пед психология связана со многими науками в силу целого ряда причин:

  1. она является конкретной отраслью общепсихологического знания;
  2. образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача педагога социокультурного опыта, в котором аккумулируются самые разноплановые цивилизационные знания;
  3. предметом ее изучения является сам познающий и обучающий этому знанию человек, что изучается другими человеческими науками (педагогика, физиология, философия, социология и др.).

Педагогическая психология тесно связана с другими отраслями психологического знания – социальной, дифферециальной психологией и, прежде всего, возрастной. Пед психология и возрастная психология тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то пед психология изучает условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы пед психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И возрастная, и пед психология основываются на знании общей психологии.

 

Вопрос.

       Проблемы пед психологии:

  1. соотношения развития и обучения;
  2. взаимосвязи обучения и воспитания;
  3. генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;
  4. сензитивных периодов в развитии;
  5. детской одаренности;
  6. готовности детей к обучению в школе;
  7. индивидуализации обучения;
  8. психолого-педагогической диагностики;
  9. оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя.

Основные задачи пед психологии (по И.А. Зимней):

  1. раскрытие механизма и закономерности обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование и сохранение в индивидуальном сознании обучаемого;
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
  4. определение особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых, влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  5. определение психологических основ диагностики, уровня и качества усвоения и соотнесение с образовательными стандартами;
  6. изучение психологических основ педагогической деятельности;
  7. определение фактов, механизмов и закономерностей развивающего обучения;
  8. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе.

Различные подходы к определению предмета пед психологии:

  1. Л.И. Божович

Пед психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

  1. В.А. Крутецкий

Пед психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует различия этих процессов, закономерностей формирования у школьников активного творческого мышления, изменения в психике.

  1. И.А. Зимняя

Предметом пед психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека и вызываемые этим процессы изменения в уровне интеллектуального и личностного развития в разных условиях образовательного процесса.

  1. В.В. Давыдов

Предлагает считать пед психологию частью возрастной психологии. Аргументирует это тем, что специфика возраста определяет характер проявления законов усвоения у учащихся, поэтому преподавание той или иной дисциплины должно сопровождаться по-разному.

 

Вопрос.

       Традиционно пед психология рассматривается в составе трех разделов:

  1. психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной Я-концепции ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения направленных на формирование знаний, умений, навыков;
  2. психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса;
  3. психология пед деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионального становления. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри пед коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций.

Зимняя в структуру пед психологии включает следующие компоненты:

  1. психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности);
  2. психология учебной деятельности и ее субъекта – обучающиеся;
  3. психология пед деятельности (единство обучающего и воспитывающего воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
  4. психология учебно-педагогического в сотрудничестваи общения.

На современном этапе пед психология все более дифференцируется и представлена тремя направлениями:

  1. психология высшей школы (высшего образования);
  2. пед психология школьного обучения;
  3. психология профессионального образования.

 

Вопрос.

       Методы – это те приемы и средства, с помощью которых оказывается возможным получить достаточные данные об исследуемом объекте. Основываясь на таких методологических принципах как систематичность, комплексность, принцип развития, единства сознания и деятельности, пед психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов. Однако один из методов всегда выступает в качестве основного, а другие – дополнительные.

       Классификация методов психолого-педагогических исследований:

  1. в группу основных методов включают наблюдение и эксперимент;
  2. в группу вспомогательных включают анализ результатов деятельности, опрос, тестирование, профессиографию.

Наблюдение наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психолого-педагогические явления в различных условиях обучения и воспитания без вмешательства в их течение. Данный метод представляет собой восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов.

Виды наблюдения:

  1. житейское – ограничивается регистрацией фактов, носит случайный неорганизованный характер; научное – является организованным, предполагает четкий план, фиксацию в дневнике наблюдений и выводы;
  2. включенное – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; невключенное – не предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, наблюдение со стороны.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психолого-педагогических явлений.

Виды эксперимента:

  1. по месту проведения
    • лабораторный – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией;
    • естественный – предполагает изучение, осуществляемое в обычных условиях;
  2. по цели проведения

· констатирующий – предполагает изучение необходимых психолого-педагогических явлений, определяет факт;

· формирующий – предусматривает, что в процессе эксперимента развиваются определенные качества обучаемых;

· контрольный – предусматривает, что по результатам эксперимента определяются изменения, свидетельствующие об эффективности предложенной развивающей программы.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психолого-педагогических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности обучающихся. Целенаправленный систематический анализ сочинений, изложений, устных и письменных ответов учащихся способствует пониманию педагогом личностной и учебной направленности обучающихся, глубины и точности освоения ими предмета, отношения к школе, к учебному предмету, к педагогу и т.д.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос бывает письменным (анкетирование)и устный (интервью, беседа).

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых знаний и навыков, личностных характеристик. Тест – это кратковременные, одинаковые для всех испытуемых задания, по результатам которых определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Метод профессиографии – метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о педагогической деятельности и ее организации с различных сторон. Результатом профессиографии являются профессиоргаммы или сводки данных о процессе труда учителя, а также психограммы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.012 с.)