Анализ себестоимости отдельных видов продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ себестоимости отдельных видов продукции



Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным видам продукции, сравнивают фактический уровень затрат с плановым, с данными прошлых периодов в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов на изменение уровня себестоимости единицы продукцииi) изучают с помощью факторной модели: С i =  + bi,

где Аi – сумма постоянных затрат, отнесенная на продукцию i-того вида.

В первую очередь определяется влияние на себестоимость объема выпуска продукции (Qi), затем суммы постоянных затрат (Аi), затем переменных затрат на единицу продукции (bi).

Зависимость себестоимости единицы продукции от данных факторов показана на рис.

Переменные затраты на единицу продукции
Постоянные затраты на единицу продукции

Рисунок – Зависимость себестоимости единицы продукции от объема производства

 

Затем более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье (элементу) затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными прошлых лет, других организаций. Установленные отклонения по статьям (элементам) затрат являются объектом факторного анализа.

В процессе анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям (элементам), по которым образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери (потери от порчи и недостачи сырья и готовой продукции, оплата простоев по вине организации, стоимость потребленных энергии и топлива за время простоев организации и др.), а также статьям, занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции.

В целом анализ себестоимости продукции в разрезе калькуляционных статей затрат позволяет:

- дать оценку размера экономии (-) или перерасхода (+) в связи с отклонением фактической себестоимости от плановой;

- показать влияние каждой статьи затрат на общее изменение себестоимости.

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:

1) увеличение объема производства продукции за счет более полного использования производственной мощности организации;

2) сокращение затрат на производство продукции за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Анализ объемов производства и продажи продукции

5.1 Анализ динамики и выполнения плана производства

И продажи продукции

Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции – анализ конкурентных позиций организации, ее способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Объем производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Основными показателями продукции являются:

  • валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;
  • товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот;
  • реализованная продукция (объем продаж) – полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции.

Объем производства и объем продаж продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально реализовать.

Обычно анализ начинают с оценки выполнения плана за предшествующий и отчетный периоды и выявления динамики изменения объема выпуска и продажи продукции за ряд лет.

Стоимостные показатели объема производства и продажи продукции при анализе их динамики должны быть приведены в сопоставимый вид, т.к. в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Для своевременного принятия управленческих решений в организации проводится оперативный анализ выпуска и отгрузки продукции, осуществляемый на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонения от плана.

Анализ использования продукции производится с помощью материального баланса, в котором отражается наличие, поступление и использование продукции по различным направлениям. Сравнительный анализ проводится по каждому виду продукции путем сопоставления фактических показателей с плановыми, предыдущими годами, устанавливаются количественные отклонения, определяются структура и структурные сдвиги в использовании продукции.

 Особое место в анализе уделяют уровню товарности продукции. На изменение уровня товарности влияют факторы: объем произведенной продукции, объем проданной продукции, внутрихозяйственное потребление отдельных видов продукции. Необходимо анализировать соблюдение норм расхода отдельных видов продукции на внутрихозяйственные цели, чтобы выявить возможность увеличения продаж продукции.

В рамках комплексного анализа продукции необходимо провести анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по организации, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОППЛ) и его недовыполнением (ОПН) на плановый объем (ОППЛ):

. 100%.

Также важным направлением комплексного анализа является оценка риска невостребованности продукции. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. Необходимо проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости продажи продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованности продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.006 с.)