Проблемы и перспективы развития экоотелей в Республике Крым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и перспективы развития экоотелей в Республике Крым



Шепелева С. В. Проблемы и перспективы развития экоотелей в Республике Крым. [49] В работе рассматриваются вопросы экологического менеджмента отелей. Показаны состояние экосертификации гостиниц в Республике Крым, отношение представителей бизнеса к готовности применения в своей деятельности зеленых стандартов и причины непопулярности зелёного менеджмента среди отелей полуострова. Обозначены преимущества экологического менеджмента для гостиничного бизнеса.

Shepeleva, S. V. Problems and prospects for development of eco-hotels in the Republic of Crimea. The article refers to the questions of environmental management of hotels. Showing the status of eco-certification of hotels in Republic of Crimea, the attitude of the representatives of business readiness to use in the activity of green standards and the reasons for the unpopularity of green management among the hotels of the peninsula. Marked the advantages of environmental management for the hospitality industry.

Постановка проблемы. Вследствие глобального потепления и изменения климата на Земле идеи экологического менеджмента в наши дни как никогда актуальны, особенно в Крыму, где прекрасная природа и уникальный климат привлекательны для отдыхающих не только России и Украины, но и для туристов всего мира. Крымский полуостров вошёл в ТОП-20 лучших мест в мире для отдыха по версии журнала «National Geographic».

Учитывая высокий уровень загрязнения окружающей среды в мегаполисах и промышленных регионах России, вопрос о выборе экологически чистого места отдыха становится все более актуальным. Необходимо приложить все усилия, чтобы сберечь нетронутую красоту Крыма для жителей региона и их гостей. Существует необходимость объединить и скоординировать действия гражданского общества, государственных организаций и участников различных отраслей рынка, направленные на развитие «зеленой» экономики, оздоровление нации и возрождение эколого-туристского, культурно-исторического, духовно-нравственного потенциала Крыма.

Важными сегментами рынка экоориентированных туристских услуг являются экоотели, экорестораны и другие предприятия сферы гостеприимства, ориентированные на «зелёную» деятельность. Их развитие и популяризация будут способствовать не только пропаганде здорового и активного образа жизни среди населения полуострова и туристов, сохранению этно-культурного наследия народов Крыма, но и бережному отношению к природе, рациональному использованию её природных ресурсов. Для бизнеса немаловажным является тот факт, что переход предприятий гостеприимства на экостандарты экономит более 30 % энергоресурсов предприятия.

Анализ последних исследований и публикаций. Термин «экотуризм» впервые был озвучен в 1983 г., а в 1990 г. была создана «Всемирная ассоциация экологического туризма». Сегодня в мире существует целый ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического менеджмента. Наиболее известные среди них – British Airways Holidays (BAH) и Certification for Sustainable Tourism (CST) – одна из ведущих и самых успешных компаний в области внедрения практики экотуризма в западном полушарии. CST удалось создать собственный рынок путем разработки государственной программы экологического менеджмента и ее активного распространения. Несмотря на то, что она ориентирована на туристическую отрасль в целом, сертифицируются в основном гостиницы.

Основой для большинства существующих сегодня систем сертификации является стандарт управления природопользованием ISO 14001 (EMS), принятый Международной ассоциацией по стандартизации (ISO) в 1991 г. В стандарте ISO 14001 изложен минимум, которого должно придерживаться предприятие, чтобы значительно уменьшить вред, наносимый окружающей среде. Для получения статуса «эко» необходимо подтвердить соответствие этому стандарту.

ISO 14001 достаточно жесткий, в настоящее время по нему сертифицирован ряд отелей в странах Западной Европы – в Германии, Португалии и Швеции. В некоторых странах в дополнение к ISO 14001 созданы собственные стандарты. Например, в Великобритании – BS 7750 Specification for Environmental Management Systems, в Канаде – CAN/CSA Z750-94: Guidelines for an Environmental Management System, в Европейском союзе – EMAS. [1].

Глобальная сеть экологической маркировки (Global Ecolabelling Network, GEN) – международная некоммерческая ассоциация, которая в настоящее время объединяет 27 программ экологической маркировки I типа, была создана в 1994 году по инициативе объединения «Зеленая печать» (США) и поддержана еще несколькими организациями, управляющими многокритериальными программами экомаркировки в Канаде, Австралии, Японии и Германии. Сегодня эта экомаркировка действует в 60 странах мира в соответствии с ISO 14024:1998.

Коммерческих организаций, выдающих экологическую маркировку I типа, в мире не существует, так как одним из требований стандарта ISO 14024 является некоммерческий характер экомаркировки. Это означает, что стоимость сертификации на присвоение экологической маркировки должна включать в себя только затраты на процедуру сертификации и не должна включать дополнительную прибыль.

Первая и единственная российская Система добровольной экологической сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу (экомаркировка I типа), признанная международным экспертным сообществом - «Листок жизни» (Vitality Leaf) (основана в 2001 г.). Сегодня программа экомаркировки охватывает основные продуктовые категории, пользуется уважением и доверием на рынке. Разработчик и оператор программы ­– одна из ведущих некоммерческих организаций России – Экологический союз (до 2010 года «Санкт-Петербургский Экологический союз»). С 2007 года Программа входит во Всемирную Ассоциацию Экомаркировки (GEN). С 2011 года — аккредитована в Международной программе взаимного доверия и признания ведущих экомаркировок мира (GENICES).

Добровольная экологическая сертификация гостиничного бизнеса по программе «Листок жизни» ведется с 2010 года. Это одна из первых национальных программ для гостиниц, учитывающая мировые требования, российские особенности рынка и отвечающая маркетинговым потребностям компаний [2].

В 2013 г. был создан некоммерческий неправительственный Федеральный экопроект «Зеленая Россия» - GREEN RUSSIA. В рамках этого проекта учреждён экологический сертификат GREEN HOTEL, который официально поддержан ЮНЕСКО, МинПриродой РФ и РосТуризмом. Его целью является создание и налаживание эффективного партнерства в индустрии устойчивого развития гостиничного бизнеса, услуг размещения и гостеприимства в России и странах СНГ [3].

Среди учёных России проблемами внедрения и использования экологических систем сертификации сегодня занимаются такие исследователи, как Лукичев А.Б. [4], Хорошавин А.В. [5], Нижегородцев, Р.М., Ратнер, С.В. [6] и др.

Согласно последним исследованиям Международного Экологического Сообщества, более 60 % иностранных туристов готовы оплачивать повышенные ставки на размещение в отелях, если те участвуют в программах охраны окружающей среды. Такая активность потребителей стимулирует отели на развитие технологий работы, которые не наносят ущерб окружающей среде.

Между тем, реализованных проектов эко-отелей в России очень мало, хотя за последние несколько лет есть движение в этом направлении. Наша страна - последняя из крупных государств, где создаются и разрабатываются проекты по экологическому строительству.

В комитете по природопользованию и экологии «Деловой России» в апреле 2016 г. на рабочем совещании в рамках подготовки «Доклада по вопросам внедрения «зеленых стандартов» в экономику России» была отмечена важность продвижения инициатив по вопросам внедрения «зеленых стандартов». Опрос о готовности бизнеса к применению в своей деятельности инструментов экологизации показал, что наряду с отсутствием нормативной базы и методов мотивации со стороны государства в части налоговых, финансовых инструментов по продвижению «зеленых» инициатив, выявлена низкая информативность бизнеса о «зеленых стандартах».

В Республике Крым есть все предпосылки для развития экотуризма. Сегодня важными задачами являются адаптация предприятий гостеприимства к российскому законодательству, популяризация среди отелей полуострова программ экомаркировки, в т.ч. российских сертификационных систем «Листок жизни» и Green Hotel (экопроект «Зеленая Россия»).

Цель статьи – выявить причины непопулярности экосертификации среди отелей в Республике Крым и показать преимущества зелёных стандартов для гостиничного бизнеса.

Изложение основного материала. Для Европы и США применение «зеленых» технологий в строительстве гостиничных предприятий уже давно стало нормой. Оно регламентируется законодательством и закреплено соответствующими нормативами и стандартами. В России пока даже единого национального стандарта в сфере экостроительства не существует. Но дело не только в отсутствии законов или стандартов. В европейских странах несколько выше социальная ответственность граждан: со школы воспитывается культура отношения к окружающей среде. Поэтому в Европе не только модно, но и принято заботиться об окружающей природе, сохранять ее и, по возможности, улучшать. Кроме того, недостаток энергоресурсов вынуждает европейцев экономить на энерго - и теплопотреблении. Если рассматривать само отношение людей к строительству экоотелей, то за пределами России оно более ответственное. Идеи защиты окружающей среды в гостиничной отрасли особенно распространены.

В России, пока что, мотивация к строительству экоотелей и к «зеленым технологиям» в целом – невелика. Сложилось мнение, что поскольку страна богата энергоресурсами, то можно не экономить. Однако, если посмотреть на уровень издержек на энергоресурсы для отдельного гостиничного предприятия, понимаем, что экономить необходимо, особенно в нестабильных экономических условиях.

 «Центр зеленых стандартов» провел опрос представителей предпринимательского сообщества относительно готовности применения в своей деятельности таких инструментов экологизации как зеленые стандарты. Представителям компаний были заданы вопросы о стимулирующих мерах, которые необходимо принять для того, чтобы экологически ориентированный подход в строительстве стал нормой, но при этом не был обременением для бизнеса. На вопросы ответили более 250 компаний из строительной и инвестиционной сферы, девелопмента, а также экологических организаций, работающих в данной области. Помимо представителей «Деловой России», участие в опросе приняли члены Совета по экологическому строительству (RuGBC).

По итогам опроса было выявлено, что достаточность сегодня информации о применении зеленых стандартов в проектировании и строительстве оценена большинством голосов (92%) как отрицательная. Оптимальным сроком для возврата инвестиций в зеленое здание большинство респондентов (76%) обозначили 3 года, 14% - не более 5 лет, 10% - 1 год.

Опрос показал, что представители девелопмента не готовы переплачивать за зелёные стандарты. Так, 7% - категорически против повышения затрат, большинство опрошенных (55%) готовы увеличить стоимость проекта с учетом требований зеленых стандартов лишь на 3-5%, 36% - на долю более 10%, остальные респонденты затруднились ответить.

Среди мер стимулирования от государства наиболее предпочтительны для бизнеса: снижение кредитных ставок (49%), налоговые льготы (39%), преференции в госзакупках (12%). Многие отметили слабый уровень компетенций российских проектировщиков и строителей, выполняющих муниципальные заказы, а также несовершенство нормативной базы в области зеленого строительства. [7]

Конечно, многое зависит и от подхода к вопросу экосертификации продукции и услуг самих граждан. Преимущественное большинство российских туристов плохо осведомлены в вопросах экологического менеджмента, хотя приветствуют появление экогостиниц на туристском рынке России. Они готовы отдать предпочтение гостиницам, соблюдающим зелёные стандарты, но не готовы переплачивать за размещение в таких гостиничных предприятиях. [26, с.2117]

Разумеется, любая система сертификации должна быть адаптирована для конкретного региона, учитывать особенности его климата, природных ресурсов и социальной среды. Сертификация не должна быть очень дорогой, иначе ее не смогут пройти средние и малые гостиницы. В табл. 1 приведена стоимость сертификации в некоторых организациях, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического менеджмента.

 

Таблица 1 – Стоимость сертификации гостиничных предприятий в некоторых компаниях, занимающихся разработкой и внедрением экологического менеджмента.

Система сертификации Стоимость процедуры сертификации
British Airways Holidays (BAH) бесплатно
Certification for Sustainable Tourism (CST) бесплатно
Green Globe для компаний с оборотом 1 млн долл. - 200 долл., а для фирм с оборотом 30 млн долл. — 5000 долл + регистрация сертификации 200 долл.
Green Key 600 долл. плюс по 6 долл. за каждый номер
HAC Green Leaf бесплатно
Touristik Union International (TUI) бесплатно
Green Hotel от 3000-15 000 долл. в зависимости от размера отеля

 

Как видим из таблицы, наряду с бесплатной сертификацией существуют и платные системы. Пока лишь в нескольких странах экосертификацию полностью финансирует государство. Такая практика, особенно в отношении небольших предприятий гостепримства, может принести хорошие дивиденды в будущем. Чем проще и доступней будет процесс сертификации, тем больше отелей ее пройдут. Разнообразие программ экологической сертификации гостиниц говорит о том, что охрана окружающий среды и энергосбережение волнует все больше людей, а экотуризм набирает обороты во всем мире.

Тем не менее, в Республике Крым по состоянию на сентябрь 2016 г. только четыре объекта размещения. Первый сертифицированный в соответствии с требованиями международного экологического стандарта ISO 14024 гостиничный комплекс появился в Крыму в 2011 г. (база отдыха «Артемида»). В 2012 г. по системе Green Key было сертифицировано ещё два отеля « Красотель-Левант » и «Ореанда». В 2014 г. «Артемида» и «Левант» подтвердили соответствие экологическому менеджменту по двум программам сертификации – Зелёный ключ (Green Key 2014) и «Голубой флаг» (Blue Flag 2014). Хотя критерии Green Key считают самыми жёсткими в мире, в настоящее время по этой системе сертифицировано 2400 отелей в 53 странах мира.

Четвёртым экоориентированным предприятием гостеприимства в Крыму стал курортный отель «Гавань» (поселок Поповка). Это первый отель на полуострове, получивший эко-сертификаты Green Hotel & Green Menu в рамках некоммерческого эко-проекта «Зеленая Россия» в июле 2016 г.

Преимуществом системы Green Hotel является её универсальность. Обладателями экологического сертификата могут стать не только отели, но и хостелы, гостевые дома, усадьбы, коттеджи, апартаменты и иные малые средства размещения, коих в Крыму насчитывается несколько тысяч. Предприятия в индустрии гостеприимства, заинтересованные стать обладателями знака экологической ответственности Green Hotel, должны иметь качественный конечный продукт, оказывать минимально негативное воздействие на окружающую среду на всех этапах предоставления услуг гостеприимства, стремиться к рециклингу или безвредной утилизации отходов и упаковки и заявляться как минимум в 2-х из 8 «зеленых» категорий. Обязательной для всех предприятий является категория А, предусматривающая организацию и предоставление услуг гостеприимства с экологическими корпоративными принципами ведения бизнеса: на территории должен быть внедрен раздельный сбор отходов; для печати рекламных материалов использоваться преимущественно бумага из переработанной бумаги, FSC-сертифицированной; туалетную бумагу, полотенца для рук следует использовать преимущественно из переработанной бумаги, FSC-сертифицированной; для уборки, мытья, стирки использовать преимущественно экологически безопасные средства; проводить социальную эколого-просветительскую рекламную кампанию (на сайте, в рекламной продукции, в номерах, на рекламных носителях), использовать «зеленый» хостинг для сайта, назначить ответственного экоменеджера.

Сертификация предприятий по программе «Листок жизни» в Крыму пока отсутствует. Хотя это одна из первых национальных программ для гостиниц, учитывающая мировые требования, российские особенности рынка и отвечающая маркетинговым потребностям компаний. Экомаркировка «Листок жизни» подтверждает, что гостиница оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Для получения сертификата отель должен пройти оценку соответствия стандарту СТО-56171713-007-2015 «Услуги средств размещения. Требования экологической безопасности и методы оценки». Стандарт включает 26 обязательных и 66 дополнительных требований для выполнения.

Отличительными чертами программы «Листок жизни» от других аналогичных эко-стандартов являются более строгие требования (предельные значения) по уровню потребления основных ресурсов и образованию отходов, введение системы балльной оценки эффективности внедренных инноваций, а также разделение гостиниц на три класса в соответствии с набранными баллами. Для получения сертификата «Листок жизни» необходимо выполнение всех обязательных требований во всех разделах, а сумма баллов по дополнительным требованиям должна быть не менее 31.

Именно строгие требования привели к непопулярности стандарта «Листок жизни» в Санкт-Петербурге. Из 15 сертифицированных экоотелей в северной столице только один подтвердил соответствие необходимым требованиям экомаркировки «Листок жизни», остальные 14 отелей предпочли сертификацию по программе «Зелёный ключ». Следует отметить доминирование на российском рынке зарубежных зеленых стандартов, в то время как отечественным инструментам явно не хватает ресурса для полноценного развития.

Основные преимущества зелёного менеджмента для бизнеса в следующем:

- соответствие запросам постояльцев. Экосертификат позволяет привлекать и увеличивать число иностранных гостей и россиян, ведущих здоровый образ жизни, придерживающихся экологических принципов в своей повседневной жизни. Число экологически ориентированных постояльцев растет;

- экономия ресурсов – сокращение расходов. Благодаря рациональному использованию ресурсов, отказу от одноразовых предметов, грамотному обращению с отходами, экогостиница может сокращать свои операционные расходы;

- экологичный имидж. Подтверждение соответствия требованиям международных экостандартов позволит гостинице позиционировать себя как социально и экологически ответственный бизнес и повысить интерес гостей, партнеров и СМИ к своей деятельности.

Подводя итоги вышеизложенного следует отметить, что ситуация в мире меняется, и чем хуже будет экология, тем больше будет вопросов к экологической чистоте продукции и услуг. Бизнес в индустрии гостеприимства начнёт активно внедрять экологические стандарты в случае появления у туристов повышенного спроса на экологически чистые продукты и услуги. А появится спрос тогда, когда каждый потребитель осознает, что состояние окружающей среды непосредственно влияет на его здоровье и качество жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.019 с.)