Природные объекты Крыма в религиозном туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные объекты Крыма в религиозном туризме



Мирненко М.С., Никифорова М.П. Природные объекты Крыма в религиозном туризме. [43] В работе рассмотрены природные религиозные объекты полуострова, используемые в туризме. Выделены наиболее популярные туры по природным святым местам Крыма, сделаны выводы о состоянии и месте природных объектов в религиозном туризме.

Mirnenko M.S., Nikiforova M.P. Nature objects of Crimea in religious tourism. In the paper natural religious objects of Crimea, being used in tourism, are discussed. The most popular tours on natural holly Crimean places are analysed. The conclusions on state and role of natural objects in religious tourism are made.

Постановка проблемы. Крым всегда являлся привлекательным местом для туристов. С каждым годом на территорию полуострова стекаются миллионы человек с целью отдыха, оздоровления, а также пополнения духовных сил. Связано это с природными богатствами полуострова. Анализ нынешнего состояния природных объектов религиозного значения непосредственно необходим для развития религиозного туризма в Крыму.

Анализ последних исследований и публикаций: изучением природных религиозных объектов Крыма занимались многие отечественные ученые Струков Д.М., Коваленко И.М., однако вопросы состояния природных объектов всегда остаются актуальными.

Цель статьи: рассмотреть природные религиозные объекты, выделить их значение в религиозном туризме Крыма в целом.

Изложение основного материала. Как известно ещё с давних времён на территории Крыма проживало множество народов различных культур. До появления христианства на полуострове процветало язычество. Люди поклонялись силам природы, возводили капища в лесных рощах, молились деревьям, скалам, источникам и т.п. Такие священные места обычно связывались с деятельностью или жизнью языческих духов и богов, либо же привязывались к какому-либо важному событию. Иные природные объекты становились священными благодаря своим видам, открывающимся с них или с особой энергетикой. Данные места часто использовались для медитаций и размышлений.

После прихода в Крым таких религий как христианство и ислам многие природные объекты языческого верования были уничтожены, однако, некоторые из почитаемых мест этой религии стали священными у приверженцев христианства и ислама. Эти объекты природы были связаны с чудесными явлениями святых, жизнью и деятельностью святого человека, смертью праведника, с появлением чудодейственных икон.

Такие символические для множества конфессий святые места сохранились и по сей день и являются важными объектами для верующих, а также для развития религиозного туризма.

Популярностью среди туристов часто пользуются святые источники и купели. Ещё в древние времена существовал культ поклонения водным источникам и часто с ними связывались легенды об их целебных свойствах, дошедшие до наших дней и привлекающие людей различной веры и национальности. Наиболее значимые священные источники находились под присмотром. Их укрепляли специальным каптажем (небольшое архитектурное сооружение), собирающим воду. Над некоторыми родниками или подле них возводились культовые сооружения (церкви или монастыри).

Святые источники при церквях и монастырях являются одними из самых посещаемых среди паломников и туристов. Так, к примеру, чтится источник Св. Климета при Инкерманском монастыре, источники Косьмо-Дамиановского монастыря близь Алушты: Савлух-Су (что в переводе означает вода возвращающая здоровье) является нижним источником и освящён в честь Римских бессребреников Косьмы и Дамиана; средний монастырский родник посвящён Косьме и Дамиану Аравийским; верхний святой источник назван в честь чудотворцев Косьмы и Дамиана Асийских. Также часто посещаемыми являются источники св. Параскевы, св. Георгия Победоносца и источник Трёх Святителей, находящихся при Свято-Параскевском (Тополёвском) женском монастыре; родник при Катерлезском монастыре названный «Живоносным источником» в честь иконы Божией Матери; целебный источник св. Стефана у Кизилташского монастыря и др. Примечательно, что к данным источниками стекаются приверженцы не только христианства, но и верующие других конфессий.

Среди туристов также популярны природные купели, находящиеся в горах, с которыми связано множество легенд о чудодейственной силе. Самыми известными из них считаются «ванна молодости» или иначе озеро Караголь (Чёрное озеро) находящаяся в устье реки Азун-Узень Большого каньона Крыма; «ванна молодости» в Белогорском районе (в южной его части) на реке Учук-Карасу. Вблизи Алушты располагается целое изобилие таких купелей. Например, рядом с селом Зеленогорье в урочище Панагия, где протекает горная речушка Пананьян-Узень (что в переводе значит «Святая река»), находятся три природных резервуара названные «ванна любви» (из-за формы сердца), «ванна здоровья» и «ванна молодости». В ущелье Хапхал («волчья пасть»), что не далеко от села Генеральское, протекает горная река Восточный Улу-Узень славящаяся самым полноводным и красивейшим водопадом Крыма – Джур-Джур. Здесь же находятся и три купели. Первая – «Ванна Любви», по приданию вода которой одаривает любовью и счастьем; вторая – «Ванна Грехов», смывающая бремя проступков и последняя – «Ванна Здоровья», вода которой, по поверьям, придаёт сил и долголетия.

Также к природным религиозным объектам полуострова относятся горы и скалы, которые даже своим названием показывают на свою святость (Аю-Даг, Ай-Петри, Ай-Даниль и т.д.). Так, например, чтиться горы Карадаг, Чатырдаг, Чуфут-Кале, Бешик-Тау, на которых, согласно легендам, происходили какие-либо чудесные явления, возводились древние храмы и монастыри (живущие ныне только в преданиях). Почитаемыми являются и скалы в Крыму. Одна из таких скал расположена у мыса Фиалент и названа в честь Григория Победоносца. По легенде именно на ней появился святой, чтобы указать путь к спасению греков-христиан и там же была обретена икона Святого Георгия.

Также особым местом силы считается так называемый «Храм Солнца» или, как его ещё называют, «Каменный цветок». Расположен он вблизи Байдарской долины (также почитаемой некоторыми культами) у вершины горы Ильяс-Кая. Скалы в данном месте образуют форму огромного цветка (отсюда и второе название) с алтарём в центре. Люди приносят сюда дары для исполнения своих тайных желаний, для исцеления и духовного успокоения.

Многие из необычных, причудливых форм скал на полуострове связаны с красочными легендами («Скалы Дива, Монах и Кошка», «Скалы близнецы», «Каменные парусники» и др.), однако они никак не связаны с религией и являются лишь памятниками природы, привлекающими туристов.

Среди природных объектов, связанных с религией, славятся пещеры. Ещё до нашей эры на территории Крыма существовали культовые объекты расположенные именно в недрах гротов и пещер. Одной из таких пещер является Кизил-Коба или Красная пещера, в которой, по мнению археологов, проводились обряды, связанные с культом плодородия и земледелия. Подобная пещера, расположенная к югу от Кизил-Коба и названная Ени-Сала II, связана с культом животноводства, о чём свидетельствуют найденные внутри пещеры черепа животных. В данное время эти пещеры не имеют идолопоклонников и используются только как туристические объекты (как памятники древней культуры и природы).

Почитаемой пещерой считается и Кырк-Азиз («Сорок Святых») в Белогорском районе. По приданию здесь были убиты сорок братьев возносивших молитвы к Аллаху, после это место стало священным и к нему приходили, чтобы излечить болезней. В XX веке упоминалось, что в центре грота находился алтарь или надгробие, на который укладывали больного и оставляли его на ночь. Сейчас же данного надгробья не существует, скорее всего, оно было разрушено во второй половине XX века. Однако данное святое место посещают и ныне. Перед входом в пещеру на кустах до сих пор оставляют лоскутки одежды, веря, что все несчастья и болезни останутся позади.

После прибытия в Крым христиан многие пещеры стали прибежищем для приверженцев этой религии. В них часто возводились церквушки и храмы. И до наших дней дошли некоторые из таких монастырей укрытых в глубинах пещер. В Бахчисарайском районе в долине Черкез-Кермен (не далеко от старинной крепости Эски-Кермен) в огромной скале расположен Храм Донаторов. Храм представляет собой крохотную церковь, расположенную внутри пещеры с вырубленными в ней нишами и с сохранёнными до наших дней частями фресок датируемых 12-14 веком.

Примечательным является также пещерный монастырь Челтер-Мармара, находящийся неподалёку от Бахчисарая. Это комплекс рукотворных и естественных пещер, основанный приверженцами христианства в 8-9 веках. В наше время храм восстанавливается и благоустраивается монахами.

На севере от села Терновка (Севастопольского района) расположен крымский пещерный монастырь Шулдан, основанный монахами-беженцами из Византии в 8-9 веках, однако развитие и расширение храма, по-видимому, продолжалось вплоть до 15 века. В состав монастыря входит пара пещерных храмов, расположенных на двух ярусах. Сегодня над самим монастырём Шулдан возведена башня-часовня, с которой открывается панорама на примыкающую долину. К часовне от монастыря ведёт лестница сооружённая монахами.

Ещё один пещерный монастырь, также основанный в 8-9 веках, укрылся у мыса Ай-Тюдор (св. Фёдр) и носит название Челтер-Коба, что в переводе означает «решетчатая пещера». В данное время пещерный монастырь насчитывает 22 пещеры различных размеров, каждая из которых имеет своё предназначение. Также на территории храма расположена купель.

 Перечисленные выше природные объекты являются лишь малой частью почитаемых в Крыму мест. К ним стекаются множество верующих разных религий. А мистическое значение многих объектов, легенды, связанные с ними и их труднодоступность, также привлекает и туристов. В данное время множество турагенств Крыма предлагают поездки по природным объектам, имеющим сакральное значение (Таблица 1) и конечно они пользуются популярностью. Как видно из таблицы, большая часть экскурсионной программы туров длится не более одного дня, и включают в себя не только экскурсию, но и совершение каких-либо ритуалов. Длительные же экскурсии захватывают не только «священные» объекты, но и места природного показа, культурные и исторические объекты.

 

Таблица 1 – Основные наиболее популярные туры по священным природным объектам в Крыму

Название тура

Описание тура

Длительность тура

Места Силы в Крыму Севастополь – Балаклавская долина – Байдарская долина – Скельские менгиры: место Мужской Силы – Скельская пещера: место Женской силы – Байдарский перевал – обед в ресторане «Шалаш» (по желанию) – Форосская церковь Воскресения Христова – Ласпинский перевал – Храм Солнца (обзорно) – Севастополь

6 часов

Храм Солнца – Крымский Стоунхендж Севастополь – переезд к бухте Ласпи – пешеходный 2-х часовой подъем на вершину горы Ильяс-Кая – осмотр руин древнего монастыря Святого Ильи – панорама окружающих долин и бухт – спуск к Храму Солнца – медитация на каменном алтаре храма – пешеходный 2-х часовой спуск к бухте Ласпи – Севастополь.

8 часов

Большой Каньон - поход одного дня Голубые Озера, источник Пания, Яблоневый Брод, Тисовый водопад, Ванна Молодости, водопад Серебряные Струи - отдых в лесном ресторане с татарской кухней.

8-9 часов

Приведения Демерджи Севастополь – Гора Кошка (смотровая площадка) – гора Демерджи: Долина Привидений, скала Екатерины II, Ущелье Ведьм – урочище Хапхал – водопад Джур-Джур: каскады горных водопадов: Ванны Любви, Очищения от Грехов и Здоровья (купание по желанию) – храм-маяк в Малореченском – Севастополь.

11-12 часов

Пещерный монастырь Шулдан Севастополь – пещерный монастырь Челтер-Мармара (обзор) – экскурсия по пещерному монастырю Шулдан – пеший переход к Эски-Кермену (балка Кафка-богаз, родник) – переезд к г.Мангуп (отдых у озера в чайхане) – Севастополь.

9 часов

Пеший тур по пещерным городам и монастырям Крыма Посещение древних городов Тепе-Кермен и Мнгуп Кале; совершение экскурсии: к Успенскому моныстырю, к Ханскому дворцу, к водопаду Серебряные струи; встреча рассвета на горе Ай-Петри; отдох на море (последние 2 дня).

13 дней

 

Выводы и предложения. Рассмотрев небольшую долю природных объектов почитаемых разными религиями, можно сделать вывод, что большая их часть была сохранена именно из-за культового значения. Временами они теряли своё значение, разрушались. Но сегодня множество таких природных объектов взяты под охрану, очищаются и восстанавливаются. А связанные с ними придания и легенды всегда будут привлекать к ним паломников и туристов.

Список используемых источников:

1. Борейко, В. Е. Священные горы [Текст]: Учебное пособие / В. Е. Борейко. – Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. – 54 с.

2. Коваленко И. М. "Священные" источники Крыма: Природа, № 3-4. / И. М. Коваленко. – Симферополь, 2000.

3. Коваленко И. Святые горы Тавриды [Текст]: Статья / И. М. Коваленко. – Таврические ведомости, № 43 (292). 17.11.2000.

4. Рамушин В. Святые источники Крыма. Записки паломника. Детальная информация о родниках [Текст]: Пособие / В. Рамушин. – Симферополь: Издательство Н.Орiанда, 2015. – 292 с.

5. Щепинский, А. А. Пещерные святилища времени раннего железа в Крыму [Текст]: Труды комплексной карстовой экспедиции АН УССР / А. А. Шепинский. – Киев, 1963.

 

Ключевые слова: религиозный туризм, природные объекты, источник, скалы, пещеры, Республика Крым.

 

УДК 379.851

Мосяк Ю.А., магистрант направления подготовки «Туризм»

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ В ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Мосяк Ю.А. Преимущества и недостатки программ лояльности в гостиничных предприятиях Крымского федерального округа. [44] В работе рассматриваются современные технологии создания, поддержания и развития отношений с гостями, распространенные в гостиницах Крыма. Оценка лояльности туристов к гостиницам Крыма с целью выявления преимуществ и недостатков применяемого здесь маркетинга отношений.

 

Mosyac Yu.A. Advantages and disadvantages of loyalty programs in the hotel enterprises of the Crimean Federal district. The paper discusses modern technologies of creation, maintenance and development of relations with guests, common in the hotels of Crimea. The assessment of loyalty of tourists to the hotels of Crimea with the aim of identifying advantages and disadvantages of the use of relationship marketing.

Постановка вопроса. В настоящее время, актуальность программ лояльности растет и находит свое применение во многих отраслях промышленности, в том числе в сфере гостиничных услуг. В современных условиях, множество отечественных и зарубежных гостиниц осознают, что лояльность гостей очень важна. По всему миру запущены и благополучно работают большое количество программ лояльности, которые разработаны специально для привлечения и удержания постоянных клиентов, а также для поддержания достойного имиджа гостиницы и привлечения новых клиентов. Сервис является самым лучшим методом, который обеспечит получение удовлетворенности и приверженности гостей, ведь грамотные, правильно построенные программы повышения культуры обслуживания и просвещения потребителей повышают доверие к бренду и лояльность [10, С. 347].

Степень изученности и научной разработанности темы. В туризме маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в целом ориентируются на практику и действуют исходя из имеющегося у них опыта. За рубежом проблемы лояльности были раскрыты гораздо раньше и, таким образом, большая часть литературных источников представлены в виде исследований немецких, американских, швейцарских маркетологов. В отечественной теории и практике уделяется мало внимания маркетингу отношений, поэтому, приходится полагаться на общую теорию маркетинга, которая имеет универсальный характер, или на научно-практические рекомендации зарубежных авторов. Помимо литературных источников существует информация, которая размещается на интернет-сайтах, специализирующихся на проблемах маркетинга, где размещаются дискуссионные статьи, посвященные проблемам формирования лояльности клиента, теоретическим аспектам маркетинг-микса, оценке отечественного опыта привлечения и удержания клиентов и т.д. Однако нет статей в периодической печати, литературных источников, и иных публикаций, которые специально посвящены формированию лояльности клиентов гостиниц. Это говорит о недостаточной разработанности данной темы и необходимости проведения специальных исследований в этом направлении [12, С. 117].

История изучения вопроса. Имеют практическую направленность и интересны труды в области маркетинга таких авторов, как: Дж. Боуэн, А. Вайнцвейг, Е. Л. Гаранина, Ф. Котлер, С. Медлик, Дж. Мейкенз,         Дж. Уокер, Дж. Шоул, Е. А. Джанджугазова, С. В. Карпова, Х. Й. Роглев и др. Вопросы развития маркетинга взаимоотношений в индустрии гостеприимства в современных условиях подробно освещены в работах авторов: Н. Л. Безрукова, М. Ю. Лайко,                 В. С Янкевич, Е. Л. Ильина, А. Н. Латкин и др.

Цель данной работы заключается в анализе маркетинга отношений в гостиничном бизнесе Крымского федерального округа, с выявлением эффективных технологий создания, поддержания, развития отношений с гостями и оценкой их применения в гостиничном хозяйстве Крыма.

Изложение основного текста. Программы лояльности позволяют отелям, которые запустили в процесс работы одну из таких программ, повысить узнаваемость бренда или торговой марки в регионе или даже во всем мире, а главное – приобрести на долгосрочной основе взаимосвязь со своими клиентами, которые останутся верными друзьями данной гостиницы долгие годы. Данные программы представляют собой несколько частей, состоящие из приема новых участников в систему, отслеживания покупки гостя, непрерывную связь с ним и поощрения для членов программы. Из отрицательных моментов является то, что на самостоятельную реализацию такой программы потребуется много финансовых затрат, на выпуск карточек участников, закупку определенного оборудования, на привлечение персонала и его обучение [4, С. 84].

Большинство гостиниц Крыма работают под девизом: «Крым – курорт круглый год», делая все возможное, для привлечения гостей, которые не предпочитают отдых в условиях изнуряющей жары на улицах, когда палящее солнце не позволяет полностью насладиться природой Крыма. Ключевыми критериями оценки конкурентоспособности крымских предприятий размещения являются инфраструктура, цена, а также наличие максимального спектра дополнительных услуг. Количество деловых людей и туристов с неорганизованным отдыхом с каждым годом растет на 10-15%, предпочитающих небольшие гостиницы с ощущением уюта, домашнего тепла, более выгодным ценам на проживание и проявлением индивидуального подхода к постояльцам [6, С. 94-97].

Стремительному развитию индустрии гостеприимства способствовал растущий спрос на услуги баз размещения в Крыму, наиболее актуально это для мини-гостиниц. Частные отели небольших размеров предоставляют комфортабельное размещение по доступным ценам, личностный подход и заботу о каждом госте. Существует большое количество вариантов дешевого жилья, которое находится в частном секторе и многоквартирных домах, но, несмотря на это, все больше путешествующих отдают предпочтение уютным гостиницам, где они ожидают комплексного подхода в организации отдыха для взрослых и детей. Всегда отелям, которые максимально приближены к морю, с благоустроенными пляжами, отдается особое предпочтение [7, С. 142-143].

С точки зрения маркетинга отношений, критерии выбора средства размещения в Крыму у всех разные. Для одних клиентов, хороший отель ассоциируется с безупречным сервисом, для других – с веселой атмосферой или качеством питания. Состояние номерного фонда многих объектов размещения Крыма, и их материально-техническая база, не в достаточной степени соответствуют требованиям российских туристов. Большое количество отдыхающих считают, что цены в отелях полуострова завышены, как минимум, на 20% [11, С. 38]. Около половины туристов, участвовавших в анализе, в прошлом году также приезжали на отдых в Крым. Третья часть туристов хотя бы раз выезжали за рубеж, где совсем иные понятия о комфорте. «Опытные» путешественники, которые посетили иностранные курорты, на примере Турции и Египта, главные претензии имеют к организации отдыха и сервису крымских отелей, но, несмотря на отмеченные недостатки, большинство туристов готовы вновь вернуться в следующем году в Крым [9, С. 264,329].

Российские отели, в настоящее время, пытаясь привлечь гостей при помощи программ поощрения, не могут достигнуть уровня зарубежных. Процентное соотношение постоянных гостей в отечественных отелях и зарубежных нельзя сравнивать, так как большинство зарубежных отелей представлены масштабными цепями отелей, бонусные программы которых действительны одновременно в нескольких отелях, а не на один, как это чаще всего работает в отечественных отелях. Программы по поощрению гостей в больших российских отелях являются наиболее значимыми, ведь малые отели в большом размере на рекламу не тратятся. Гостиница, не имеющая собственной цепи отелей, теряет эффективность своей накопительной системы бонусов, так как гость не будет иметь возможности заработать большое количество очков, останавливаясь при этом лишь в одном отеле. Следовательно, небольшие отели, число которых превышает на российском рынке, должны разработать другие схемы по лояльности гостей [13, С. 87-89].         

На примере малых зарубежных отелей можно применять такие программы поощрения клиентов: передвижения между отелем и центром города, приветственные коктейли, пользование прачечной со скидкой (для гостей, остановившихся на длительный срок), номер одной категории повысить без доплаты на категорию до более высокого. При том, что программы лояльности могут быть различными, руководители в отечественных отелях давно осознали, что безупречное обслуживание, сервис и особая атмосфера являются ключевой программой лояльности. Любая программа вознаграждения не будет успешной, если обслуживание и уровень профессионализма работников будет на низшем уровне. Гостиница, которая стремится на рынок гостиничных услуг, должна продумать маркетинг по эффективному и качественному обслуживанию гостя, а затем уже реализовывать схему лояльности для создания стимула гостю посетить отель вновь [1, С. 165].

Программы по поощрению постоянных гостей, в отечественные предприятия размещения пришли из Европы. Осознание того факта, что система вознаграждений значительно улучшает престижность отеля, создавая при этом стабильную и крепкую базу клиентов, привело к тому, что все больше гостиниц создают свою схему лояльности гостей. За счет результативности и уровня отдачи таких программ, гостиница может подняться на новый, более высокий уровень своей деятельности, и, повысив загрузку почти на 30% за небольшой промежуток времени [2, С. 138,182]. Еще одним положительным моментом, для внедрения подобных программ по поощрению гостей является то, что затраты на удержание постоянных гостей меньше, чем затраты для привлечения новых. Российские отели в своей практике применяют комбинированные стратегии вознаграждения гостей [5, С. 74].

Для анализа наиболее успешно применяемых программ лояльности в отечественных гостиничных предприятиях были обработаны результаты отзывов их клиентов. Анализ был проведен по существующему перечню программ поощрения, среди которых: скидки постоянным клиентам, бонусные баллы, персональное ориентирование, накопительные системы, программы для корпоративных клиентов, бесплатная услуга и накопление бонусных очков на авиа перелеты. Полученные результаты отображены на рисунке 1 «Наиболее применяемые программы лояльности в отечественных гостиничных предприятиях».

                            

       Рисунок 1 – Наиболее применяемые программы лояльности в отечественных гостиничных предприятиях (составлен по данным [14-15-16])

Из рисунка 1 следует, что наиболее применяемой программой поощрения в российских отелях являются скидки постоянным гостям. Часто отели предоставляют такие скидки для особо важных клиентов, а иногда вообще не берут с них оплату. В меньшей степени, по сравнению с применением скидок, но успешно работающие схемы поощрения – это бесплатные услуги и накопительные системы. Следует отметить, что большинство малых российских предприятий размещения, в силу своих размеров, не имеют возможности предоставлять широкий перечень услуг, но многие руководители ищут для себя иные пути для привлечения гостей.

Подводя итог, следует отметить, что мировой опыт внедрения различных программ поощрения в гостиничной индустрии показывает эффективность работы данных программ, их привилегий для отелей, а также для постоянных гостей. Руководство отелей стремятся найти как можно больше партнеров на рынке услуг для того, чтобы объединив усилия расширить перечень предлагаемых услуг. Такие партнёрские отношения могут быть построены с транспортными компаниями, авиакомпаниями, ресторанами. Все это увеличивает степень лояльности гостей и побуждает гостей повторно посещать данную гостиницу, чтобы заработать как можно больше бонусов, для получения дополнительных поощрений [8, С. 197].

Выводы. Полученные результаты позволяют предложить соответствующие инновационные технологии для привлечения и удержания гостей. Отели стремятся превзойти друг друга, тем самым доказывая свое преимущество, что, безусловно, приводит к появлению технологическим новинок, которые необходимы в конкурентной борьбе за клиентов. В понятие инновации входят новые технологии, которые гостиницы могут применять в самых разных сферах своей деятельности. В последние десятилетия, благодаря возникновению и развитию информационных технологий и коммуникаций, крупнейшие гостиничные бренды стали объединяться в гостиничные цепи с целью регулирования развития бизнеса, а также для роста и более равномерного распределения доходов. Не все отели могут позволить себе внедрение последних технических инноваций, но все, вне зависимости от давности их введения в эксплуатацию, могут найти возможности их применения. Главная цель владельцев отелей – серьезно задуматься о том, что нужно гостю, и что даст возможность не только сохранить ресурсы и энергию, но и создать хороший имидж отелю, который повысит его конкурентоспособность [3, С. 137].

Список использованных источников:

1.    Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме [Текст] / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова. – Москва: АСТ, 2015. – 214 с.

2.    Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг [Текст] / Н. Ю. Арбузова. – Москва: Академия, 2014. – 224 с. 

3.    Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов [Текст] / И. С. Барчуков, Л. В. Баумгартен, Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев – Москва: Кнорус, 2016. – 168 с.   

4.    Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия [Текст] / Л. В. Баумгартен. – Москва: Юрайт, 2015. – 338 с.

5.    Брашнов, Д. Г. Основы индустрии гостеприимства [Текст] / Д. Г. Брашнов, Е. В. Мигунова. – Санкт-Петурбург: Алаборг, 2013. – 204 с.

6.    Вайнцверг, А. Безупречный сервис. Чтобы каждый клиент чувствовал себя королем [Текст] / А. Вайнцверг. – Москва: Добрая книга, 2006. – 152 с.

7.    Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства [Текст] / Е. А. Джанджугазова. – Москва: Академия, 2003. – 217 с.

8.    Дурович, А. П. Маркетинг в туризме [Текст] / А. П. Дурович. – Санкт-Петербург: Амфора, 2010. – 316 с.

9.    Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования [Текст] / Н. Г. Каменева, В. А. Поляков. – Москва: Альфа-Книга, 2005. – 439 с.

10.  Котлер, Ф. Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] / Ф. ДЖ. Котлер, Дж. Боуэн, Д. Мейкенз. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – 1071 с.

11.  Лайко, М. Ю. Развитие маркетинга взаимоотношений в индустрии гостеприимства в современных условиях [Текст] / М. Ю. Лайко, Е. Л. Ильина, А. Н. Латкин. – Санкт-Петербург: Крылов, 2010. – 72 с.

12.  Медлик, С. Гостиничный бизнес [Текст] / С. Медлик, Х. Инграм. – Москва: Юнити-Дана, 2005. – 239 с.

13.  Михайленко, Я. А. Формирование лояльности клиентов гостиницы [Текст] / Я. А. Михайленко, Е. В. Горелкина. – Москва: Олма-Медиа, 2011. – 194 с.

14.  Отзывы об отелях Крыма [Электронный ресурс] – URL: http://www.ayda.ru/crimea/otzyv/ (дата обращения: 15.01.16).

15.  Отзовик [Электронный ресурс] – URL: http://otzovik.com/reviews/hotel_ellada_3_russia_krim (дата обращения: 15.01.16).

16.  Отзывы об отелях [Электронный ресурс] – URL: http://www.travel.ru/hotel/thailand/kata_beach/reviews/ (дата обращения: 15.01.16).

Ключевые слова: предприятие размещения, маркетинг отношений, программы поощрения, удержание гостей, лояльность.

 

 


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.054 с.)