Тенденции и направления развития туризма в астраханской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции и направления развития туризма в астраханской области



Шарова И.С., Ильманбетова Е.Б., Пензерь Д.А. Тенденции и направления развития туризма в Астраханской области. [46] В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития регионального туризма. Проводится оценка рекреационных направлений в Астраханской области.

Sharova I. S. Ph. D., Il ’ manbetova C. B., Paner D. A. Trends and directions of development of tourism in the astrakhan region. Abstract: This article describes the problems and prospects of development of regional tourism. The estimation of recreational areas in the Astrakhan region.

 

Постановка проблемы. Увеличение средней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости привели к росту в составе населения доли лиц старших возрастов. Численность же младших возрастных групп, в частности до 24 лет, сокращается. В связи с этим наблюдается увеличение удельного веса пожилых лиц, участвующих в туризме, используемом как формы активного образа жизни. Для развития внутреннего (внутрирегионального) туризма, прежде всего, важна платежеспособность населения. Пока же средние доходы астраханцев настолько малы, что более половины из них предпочитают проводить отпуск, никуда не выезжая: 46,7% отдыхают в городе; 24,7% - в окрестностях города, на даче; 31,1% иногда вы - уезжают в другие города; 8,6% могут себе позволить выехать за рубеж. Среди выездных форм отдыха предпочтение отдается традиционным поездкам на море (32,9%) и санаторному лечению (17,2%). Если отдых и путешествия занимают одно из последних мест в структуре потребительских расходов, то на лечение люди готовы тратить больше, и в структуре потребительских предпочтений эта статья на одном из первых мест [5].

Анализ последних исследований и публикаций. Другим фактором мотивации в выборе места отдыха астраханцев является возможность выехать из города, побыть на природе (46%). Эту потребность следует удовлетворять сочетанием самых разных туристических услуг: для старшей возрастной группы (более 50 лет) - в сочетании с возможностью лечиться, причем эта возрастная группа менее требовательна к комфортности проживания (за счет сокращения стоимости). Возможно развитие сети недорогих загородных пансионатов, представляющих широкие возможности для отдыха и лечения. Развитие пригородных здравниц сегодня необходимо и в связи с государственной программой предоставления бесплатного (льготного) лечения для ветеранов войны и труда, пенсионеров; для младшей возрастной группы (менее 30 лет) в сочетании с активным отдыхом и развлечениями (спорт, дискотеки, бары и т.д.). Эта группа, значительную часть которой составляют студенты, также не предъявляет требований к повышенному комфорту, тяготеет к романтике, предпочитает отдых в компаниях, коллективные формы развлечений [1].

Цель статьи. Молодежные (студенческие) лагеря в области могут стать базой для различных сборов, съездов, семинаров, приема гостей из других регионов и стран (лагеря скаутов и др.) и развития социального туризма для юношества и молодежи; средняя возрастная группа (от 30 до 50 лет) формирует самый разнообразный спрос: от "дикого" отдыха до "пятизвездочных" отелей. Для этой возрастной группы востребованным является весь спектр услуг. Именно в этой возрастной группе за последние 5-6 лет отмечаются изменения в мотивации отдыха: на 13% увеличилось стремление к активному отдыху (это стало модным); приблизительно на столько же - желание приобщиться к тому, что престижно (это характер - но для состоятельных потребителей). На рынке (в том числе и туристических услуг) стали появляться покупатели, стиль потребительского поведения которых значительно отличается от уже сформировавшихся предпочтений "богатых" и "бедных". Эта группа, условно относимая к "среднему классу", считает, что покупка при относительно невысокой цене должна быть качественной по своим основным свойствам и соответствовать определенным стандартам [2].

Изложение основного материала. Данная группа (и часть двух других групп) является потребителем всего спектра предложений в зависимости от доходов и пристрастий. Привлечь эту, в целом мобильную, группу отдыхать в Астраханской области могут только равные (с другими регионами) условия: комфортабельные морские и речные пляжи, аквапарки, теннисные корты, скалолазание и даже возможности для конного спорта. При прочих равных условиях представители этой, самой занятой, ограниченной в отпусках группы высказались за отдых на родине (заметим, что астраханские любители рыбной ловли и охоты специально приурочивают свои отпуска к сезонам ловли и охоты и проводят отпуск в дельте Волги и Каспийском взморье), многие активно занятые на производстве, в бизнесе люди имеют возможность отлучиться на 7-10 дней. Это явление стало особенно заметно в последние 5-7лет, когда на фоне обострения общеэкономической ситуации в рекреационном поведении активного населения обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок и туров [3].

Особой популярностью во всем мире пользуются программы выходных и праздничных дней. "Путешествия с интервалами", по мнению многих экспертов, будут в значительной степени определять характер туристского спроса на предстоящие годы, что требует разработки специальных программ отдыха, обратив особое внимание на weekend причем не только в летнее время. Учитывая желание значительного числа астраханцев (31,3%) отдыхать в условиях дикой природы, целесообразным является развитие экологического туризма; эксперты прогнозируют значительный рост такого туризма в ближайшие 5-6 лет. К этой ситуации Астраханская область должна быть готова заранее. Все это позволяет сделать вывод, что разработка упреждающей стратегии развития, с учетом не только экономических, но и социальных показателей в значительной степени определяет успех продвижения туристских услуг на современный динамично развивающийся рынок. Сфера туризма и гостеприимства, как и любая другая сфера экономики, стремящаяся занимать лидирующие позиции, требует количественных и качественны исследований рынка [4].

Ежегодно Астраханскую область посещает около 1,8 млн. человек - именно такие данные были подтверждены проведенным исследованием.

Структура потока показывает, что примерно 90% туристов это – рыбаки и охотники, и только 10% туристов (ориентировочно 200 – 210 тысяч человек в год) приезжают с целью посетить природные, историко-культурные достопримечательности, для ознакомления с обычаями и традициями местного населения. Также регион посещают с деловыми и религиозными целями.

На формирование сложившейся картины большое влияние оказывают противоречия статистической информации, которая подчас не успевает за стремительным развитием не поддающегося контролю самодеятельного туризма и оформившегося «гостевого» потока – ежегодно до 190 тысяч человек.

Активное обсуждение вызвали результаты исследования внутри регионального туризма и отдыха жителей Астраханской области. В проведенном опросе приняли участие около 800 жителей Астрахани. Согласно результатам, досуг большинства астраханцев составляют походы в кино (34%) и отдых на природе и пляжах (35%). Менее всего популярны театры и музеи – их посещает всего 1-3% процента горожан.

Также в ходе исследования респондентам был задан вопрос, чего не хватает региону в развитии рекреации и туризма. Астраханцы ответили почти единогласно: оборудованных пляжей, аквапарков, водных аттракционов и речных прогулок.

Выводы и предложения. Именно на решение таких задач и должна быть направлена политика региональных властей и деятельность бизнес сообщества. Ведь только системный подход к развитию туризма и региональной рекреационной инфраструктуры позволит со временем привлечь инвесторов и реализовать масштабные проекты [1].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.006 с.)