Особенности развития энотуризма в Крыму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития энотуризма в Крыму



Коротенко В.В., Лескова Г.А., Погодина В.Л. Особенности развития энотуризма в Крыму. [52]  Рассматривается место энотуризма в структуре культурного туризма. Выявляются условия, вскрываются проблемы и определяются перспективы развития винного туризма в Крыму.  

Korotenko V.V., Leskova G.A., Pogodina V.L. Development of enotourism in the Crimea. Discusses the place of enotourism in the structure of cultural tourism. Identify conditions that reveal the problems and perspectives of development of wine tourism in Crimea.

Постановка проблемы. В структуре культурного туризма значительную долю занимает этнический туризм. Основной его целью является познание подлинной жизни того или иного этноса в исторически обусловленном месте его проживания. Для организации такого путешествия используются этнические особенности местного населения (сохранившиеся или специально восстановленные).

Анализ последних исследований и публикаций. Этническая специфика представляет значительный интерес для туристов, поскольку этническое разнообразие делает общество многоаспектным, вариативным [7].

В мире активно развивается гастрономический (или кулинарный) туризм (гастротуизм). Увеличивается количество стран, где проложены гастрономические туристские маршруты. Гастрономические заведения, находящиеся в отдаленных районах способствуют поддержанию местной экономики и расширению туристских маршрутов страны. Большинство туристов приезжает сюда с целью посещения хорошего ресторана. Поэтому в некоторых районах для привлечения клиентов, совершающих гастрономические путешествия, были построены целые гостиничные комплексы при ресторанах.

Гастрономические путешествия привлекают людей, чей бизнес непосредственно связан с приготовлением и употреблением пищи – рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики. Эти люди отправляются в гастротур, чтобы повысить уровень профессиональных знаний, почерпнуть новое и набраться опыта. Программа многих гастрономических путешествий предусматривает мастер-классы от лучших шев-поваров, которые делятся с посетителями секретами приготовления блюд. В этом случаем можно относить кулинарные (гастрономические) путешествия к разряду образовательных, или даже классифицировать их как деловой туризм.

Винно-гастрономические туры (энотуры) популярны во многих странах мира. Самыми большими любителями этого оригинального развлечения давно зарекомендовали себя немцы, англичане, американцы и японцы. Активное развитие винного рынка, а также информированность и любознательность российских туристов, проявляющих интерес к знакомству с процессами производства любимого напитка, или к дегустации в ресторанах, завсегдатаями которых были известные люди, заставляет россиян принимать решения о совершении подобных путешествий. На Западе путешественники любят посещатьвинные фестивали, праздники урожая и молодого вина (Beaujolais Nouveau), которые обычно сопровождаются сравнительными дегустациями напитков от различных производителей и пышными торжествами. В винных регионах Германии, например, такие фестивали в различных маленьких городках проходят с мая по октябрь практически каждую неделю. Особой популярностью во Франции пользуется праздник, связанный с началом перегонки арманьяка в Гаскони. Это торжество по эстафете передается от поместья к поместью, и гости, приехавшие на него из других регионов и стран, перемещаются вместе с ритуальным факелом от замка к замку для продолжения праздника. Одним из главных сдерживающих развития гастрономического туризма факторов является дорогая стоимость программ, не доступная россиянину со средним достатком [6].

Цель статьи. Атуальность развития винного туризма, как составной части этнотуризма, подтверждает факт проведения ЮНВТО в 2015 г. в Сан – Себастьяне (Испания) Всемирного форума по продовольственному туризму, где был сделан акцент на том, что еда является основополагающим элементом всех культур, основным компонентом нематериального наследия на международном уровне, и важно привлекать туристов именно в этом направлении, обеспечивая платформу для передачи культуры, развития местной экономики и поддержки местных традиций и разнообразия [3]. Знакомство с энокультурой региона обеспечивает аксиологический подход к культуре посещаемого региона.

Изложение основного материала. Рынок энотуризма в России находится на начальной стадии формирования. Обычно лишь элементы гастрономических туров включают в основные туристско-экскурсионные программы этнотуристского профиля. Однако, из национальных напитков наиболее известна иностранным гостям русская водка. К сожалению, отечественные туристские центры страны продолжают эксплуатировать «водочный» образ России. Везде иностранцам предлагают особое мероприятие – «дегустацию русской водки», которая нередко просто превращается в «попойку».

В нашей стране (в первую очередь в Крыму и на Юге Европейской части) имеются основания для развития энотуризма (винного туризма). Развитие этнотуризма, который может предусматривать дегустацию, потребление, покупку вина непосредственно на винодельческих предприятиях на юге Европейской части России способно принести значительные выгоды. К данному виду туризма могут относиться и пребывание на виноградниках и винодельнях с целью изучения технологий производства, хранения и традиций употребления вин, посещение известных ресторанов, винных фестивалей и других специальных мероприятий. Россияне, избалованные европейским сервисом, большое значение стали придавать эногастрономической культуре туристского центра и проявлять высокий интерес к эногастрономическим турам. Однако, из-за широты предложений туров в винные дестинации Европы, которая занимается этим очень давно и успешно, интерес к российскому вину практически не проявлялся. Не способствовало этому и невысокое качество продаваемых российских вин. Падение рубля и возросшая стоимость винных туров за границу, дали российскому виноделию шанс освоения ниши туристского рынка, который обязательно надо использовать.

Проблема заключается в крайне неоднозначном отношении общества к употреблению вина. Существуют работы антиалкогольной направленности, авторы которых не делают различия между алкоголизмом и энокультурой. А практическое отсутствие среди широких масс населения энокультуры, осложняет восприятие данного вида туризма. На самом деле энотуризм здоровью и благополучию нации угрозы не несет, скорее, выполняет просветительскую и гуманитарную миссию, так как знакомит людей с историей, учит толерантности и способствует повышению общего культурного уровня. В России пока не сформирована необходимая инфраструктура, нет опыта продвижения эногастрономического туризма.

Энотуризм в России как самостоятельный вид (и даже как разновидность других видов) туризма не являлся предметом специального исследования ученых-соотечественников. Научные работы на русском языке по данному вопросу крайне немногочисленны. Поэтому для исследования проблемы перспективного развития энотуризма важны работы по смежным вопросам и проблемам (география распространения виноградников, отношение государства и общества к употреблению вина, проблема алкоголизма, учебно-познавательная литература для работников сферы гостеприимства и др.) Зарубежные публикации по энотуризму, доступные в России, носят, в основном, информационный характер.

Ценность эногастрономического туризма заключается и в том, что он позволяет рассмотреть историю нашей страны в контексте мировой истории и, в том числе, истории христианской церкви, в обрядность которой входит употребление вина. Слова “вино” и “виноградная лоза” упоминаются в Библии более 250 раз. Христианская религия изначально с большим пиететом относилась к вину, считая его благословенным творением. Объяснялось это распространением христианства в регионах, где ранее процветала греко-римская цивилизация. Там представления человека о вине были симбиозом уважения к продукту нелегкой сельскохозяйственной деятельности и поклонения богу виноградарства и виноделия Дионису (Вакху).

История Крымского полуострова неразрывно связана с виноградарством и виноделием. Все большее количество мест, связанные с данными событиями, становятся местными достопримечательностями. Большинство самых известных людей, живших и работавших в Крыму и оставивших после себя материальное и духовное наследие, так или иначе, были связаны с виноделием. Почти все винные заводы Крыма и прилегающие местности, с их удивительной природой, являются культурно-историческими памятниками и неисчерпаемым ресурсом для проектирования различных туристских продуктов.

Присоединение Крыма повлияло на возрождение здесь виноградарства и виноделия, находившихся если не в упадке, то в стагнации почти двадцать лет. Это формирует надежду у знатоков вина на развитие в регионе энотуриза. А ведь первые упоминания об употреблении вин в России встречаются в летописях 906 г. В наше время появляются частные хозяйства, выращивающие виноград и производящие вино. От момента посадки лоз до получения первых вин проходит шесть – семь лет, новые хозяйства уже готовы к посещению туристов. Крупные хозяйства, которые пережили антиалкогольную кампанию, также в них заинтересованы.

Сильные стороны Крыма как региона отечественного энотуризма проявляются в том, что региона, аналогичного Крыму, в России нет. Уникален для виноградарства и виноделия климат Крымского полуострова. Сильной стороной Крыма как дестинации энотуризма является тот факт, что такого богатства вин по характеру не производят в нашей стране больше нигде. Это и сухие вина, очень разные по качеству, и крепленые, и ликерные, и полусладкие. Наиболее известны херес и мадера, шампанское и коньяки. «Князь Лев Сергеевич Голицын, свято верил в русское виноделие. А еще он мечтал о том, что его соотечественники будут пить только хорошие вина, и у нас действительно есть такая возможность» [4]. 

Развитие винного туризма, (наряду или в составе других видов туризма) в Крыму имеет для региона большое экономическое значение. Площадь сельхозугодий Крыма занимает почти семьдесят процентов всей территории. И виноградарство здесь стоит отдельной строкой. Успешный винный туризм как никакой другой служит интересам государственной политики, так как помогает развивать традиционную для этих мест отрасль сельского хозяйства и значительно повышает качество и уровень жизни местного населения. Он обогащает туристов знаниями и положительными эмоциями, помогая развитию стратегической отрасли, косвенно влияет на развитие всей инфраструктуры полуострова. Винный туризм все более становится социально-значимым видом деятельности. Развитие винного туризма способствуют продвижению брендов полуострова.

Ассоциация виноградарей и виноделов Крыма «Крымское Бюро винограда и вина» заявляет, что ее главной миссией является популяризация уникального крымского вина [2]. Вино, произведенное членами ассоциации исключает фальсифицированную продукцию.Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма, рекомендует гостям Крыма порядка 20 предприятий, производящих вино. На его сайте имеется каталог гастрономического туризма, большая часть которого посвящена винному туризму [5].

Самое известное предприятие по производству вина, настоящая «винная Мекка», это ФГУП «Производственно-аграрное объединение „Массандра“». Здесь туристам предлагают экскурсию «с посещением Царского подвала Головного завода, энотеки, галерей для выдержки коллекционных вин, цеха выдержки и обработки виноматериалов и вин», дегустацию 9 образцов марочных вин "Массандры" и экскурсию с дегустацией [8]. «Массандра» выпускает более 60 марок вина, среди которых ординарные и марочные. Это крепкие вина (хересы, мадеры, марсала, портвейны и др.), десертные сладкие (кокур, мускат, мускатель, токай, пино-гри, каберне, кагор и др.), десертные ликёрные, столовые полусладкие и сухие. В год разливается около 10 млн. бутылок на собственных предприятиях из своего винограда.

      Инкерманский завод марочных вин придерживается классической технологии производства вина, но использует и инновационные. Ныне «Инкерман» проводит экскурсии для посетителей.

Почти все лучшие винзаводы Крыма так или иначе связаны с именем князя Голицына. Один из популярнейших - завод «Солнечная долина». Невозможно представить винный тур в Крыму без посещения этого завода. Туристы получают уникальную возможность увидеть голицинские винные подвалы, прикоснуться к многогранному историческому прошлому Долины Солнца и его легендам и, конечно, попробовать вина, многие из которых стали легендарными брендами («Черный Доктор Солнечной Долины», «Черный Полковник», «Солнечная Долина», «Меганом»). Проводятся экскурсии по старинным голицынским подвалам «Архадерессе» с последующей дегустацией лучших образцов вин; VIP-дегустации по индивидуальным программам; ретро-дегустации при свечах в старинных подвалах, овеянных ароматами вина и времени; экспресс – дегустации; экскурсии по современным цехам завода с последующей дегустацией молодых столовых сухих вин; посещение штолен для выдержки марочных вин, расположенных в недрах Элтигена [9].

Датой основания Дома Шампанских вин «Новый Свет» принято считать 1878 г., когда князь Лев Голицын приобрел имение Новый свет и занялся производством шампанского. Впервые в истории коронации российских императоров, в 1896 г. на коронацию Николая II, ко двору было подано не французское, а российское вино, а князь Голицын получил право печатать герб Российской империи на этикетке своих вин. Завод шампанских вин занимается популяризацией истории виноделия, повышением культурного уровня отдыхающих и предлагает интересные винные туры (экскурсии). Исторический тур - путешествие по старинным княжеским подвалам. В программе посещение образцового тоннеля со знаменитой коллекцией вин - энотеки, где собраны лучшие образцы вин ведущих мировых производителей и профессиональная дегустация 6 образцов крымского шампанского и игристого вина.

«Царский тур» рассказывает о ХIХ в. Маршрут, опять же, пролегает по лабиринтам голицынских подвалов, которые посещал российский император Николай II, и тоннелям, расположенным ниже уровня моря. Затем дегустация эксклюзивных марок шампанского - «Парадизио» и «Коронационное», воссозданных по оригинальной рецептуре Голицына и современных образцов игристых вин (всего 6 образцов), при свечах, в рабочем кабинете князя Голицына, находящемся в самом сердце тоннельного серпантина «Новый Свет».

«Брютерианский тур» - для истинных ценителей шампанского марки брют. Посещение старинного голицынского хозяйства, которое признано памятником культурного наследия. Знакомство с современной энотекой. Дегустация 6 марок эксклюзивных брютов в прохладном дегустационном зале.

     «Новосветская симфония» - эксклюзивная экскурсия по дому-музею князя Л.С. Голицына, где прошли лучшие годы жизни знаменитого винодела. Дегустация 6 марок шампанских и игристых вин в первом княжеском подвале при зажженном камине и под сопровождение живой музыкой [1].

Существуют в Крыму и небольшие виноградники, хозяева которых с удовольствием поделились бы своими знаниями и опытом и предложили хорошее вино. Такие частные дегустации называют «гаражными». Но они представляют большой интерес для развития энотуризма.

В календаре событий полуострова Крым на 2016 г. (3-я декада сентября) обозначен пока единственный фестиваль «Виноградные сезоны в Алуште». Нужно, чтобы энотуризм был более частым и периодически повторяющимся событием в жизни Крыма.

Помимо задачи знакомства туристов с эногастрономической культурой винных районов Крыма, винный туризм может способствовать продвижению региона на рынках других видов путешествий. Культура сегодня интересует туристов как мир человеческой деятельности и ее результатов. Благодаря знакомству с крымским виноделием как видом культурной деятельности греков, поселившихся в Тавриде, немцев, переселившихся в Крым при Екатерине II, туристы усвоят ценности европейской, в том числе российской – цивилизации, осознают полиэтнический характер современной крымской культуры. Культурологический подход может, например, вызвать интерес у туристов к Херсонесу Таврическому - Херсонесскому историко-археологическому заповеднику с его коллекцией античных сосудов для вина, с его историей крещения князя Владимира и началом истории христианства на Руси. Позиционирование Крыма как винного региона – это позиционирование истоков нашей истории.

Поток вина из других стран, хлынувший в нашу страну, дал возможность людям оценить отечественное вино. Актуализировалась необходимость для отечественных производителей «подтянуть» качество производимой продукции, предложив потребителям достойный продукт и подстегнув интерес к отечественному виноделию.

Выводы и предложения. Для Крыма появился шанс стать полноценной винной дестинацией, т.к. богатейшая история, прекрасный климат, удивительные пейзажи и вино, как ресурс энотуризма, полностью этому способствуют. Развитие внутреннего туризма – важнейшее направление государственной политики.. В условиях импортозамещения - энотуризм в Крым – это знакомство с историей, повышение культурного уровня и воспитание патриотизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.018 с.)