Энергоэффективность, капитальный ремонт и модернизация                  жилищного фонда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергоэффективность, капитальный ремонт и модернизация                  жилищного фонда



В Российской Федерации порядка 25% жилищного фонда МКД составляют дома массовых серий 1950–1970-х годов, которые имеют потенциал повышения энергоэффективности на 20–40%. Удельное потребление тепла в таких домах варьируется в пределах 0,2–0,3 Гкал/кв. м в год.

В региональные программы капитального ремонта включено 724 тыс. многоквартирных домов общей площадью 2,6 млрд кв. м (с учетом вспомогательных и нежилых помещений), в которых проживают 93 млн человек.

За 2014–2020 гг. работы по капитальному ремонту проведены в более, чем
206 тыс. МКД, общей площадью более 709 млн кв. м, что позволило улучшить условия проживания более 26 млн человек.

При этом анализ функционирования региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов демонстрирует наличие ряда системных вызовов:

неэффективное использование аккумулируемых гражданами взносов на капитальный ремонт ввиду недостаточного качества планирования, организации и исполнения работ по капитальному ремонту;

значительные региональные различия в подходах к объемам, срокам, составу, стоимости тех или иных работ и услуг по капитальному ремонту при планировании и реализации региональных программ и краткосрочных планов;

недостаточная финансовая обеспеченность, препятствующая проведению необходимого объема работ, в том числе направленных на повышение энергетической эффективности многоквартирных домов, своевременную замену лифтов, и восстановление домов, являющихся объектами культурного наследия.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является своевременное проведение работ по обновлению и поддержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии, улучшению его эксплуатационных и энергетических характеристик, с учетом срока безопасной эксплуатации такого фонда.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

определение сроков безопасной эксплуатации зданий с учетом характера строительных конструкций и инженерных коммуникаций, а также типовых видов работ по их обслуживанию и периодичности проведения ремонтов;

совершенствование законодательства в области учета технического состояния многоквартирных домов;

создание эффективного механизма учета жилищного фонда, в том числе позволяющего формировать достоверную информацию о составе жилья, его состоянии, стоимости объектов, уровне их благоустройства и изменения этих показателей;

установление на федеральном уровне единых требований по формированию и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в МКД, обеспечивающих их сбалансированность и финансовую устойчивость, а также разработку и внедрение единой технической и ценовой политики для региональных операторов;

создание механизма корректировки программ капитального ремонта с учетом действительного технического состояния многоквартирных домов;

доработка информационных систем для учета актуального технического состояния многоквартирных домов, а также для оценки удовлетворенности граждан проведенными работами;

комплексное развитие застроенных территорий с высоким уровнем износа жилищного фонда на основании оценки технических характеристик домов и возможностей по привлечению частных инвесторов;

создание программы стимулирования проведения при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

усиление контроля над реализацией программ капитального ремонта органами государственного жилищного надзора;

вовлечение собственников помещений многоквартирных домов в решение задачи по повышению энергетической эффективности;

совершенствование механизма использования средств на специальных счетах, в том числе расширение возможностей привлечения кредитов и обеспечения качества выполняемых работ по капитальному ремонту.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:

создана система государственного учета жилищного фонда;

к 2024 году агрегированы актуальные данные о техническом состоянии многоквартирных домов для их использования в целях планирования своевременного ремонта, в том числе для многоквартирных домов с высоким уровнем износа конструктивных элементов;

запущен сервис мониторинга удовлетворенности граждан проведенным капитальным ремонтом;

снижены объемы потребления тепловой энергии в МКД после проведения в ходе капитального ремонта мероприятий по энергосбережению.

 

Коммунальная инфраструктура

Сфера коммунального хозяйства в настоящее время характеризуется неудовлетворительным состоянием активов, продолжающаяся ускоренными темпами деградация основных средств не способствует формированию источников для ее развития, в том числе ограниченны финансовые возможности бюджетов различных уровней.

Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет порядка 170 тыс. км, при этом нормативный срок отслужили более 60% из них.

В системе водоснабжения и водоотведения Российской Федерации действует порядка 100 тыс. насосных станций водопровода, 60 тыс. очистных сооружений водопровода, 20 тыс. канализационных насосных станций, 12 тыс. очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения составляет порядка 600 тыс. км, сетей водоотведения – 201 тыс. км.

Удельный вес сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности сетей (по итогам 2020 года, по данным Росстата):

тепловых сетей – 30,8% от 167,4 тыс. км (заменено – 2% или 3,4 тыс. км);

водопроводных сетей – 43,5% от 584,1 тыс. км (заменено – 1,1% или 6,2 тыс. км);

канализационных сетей – 45,6% от 200,8 тыс. км (заменено – 0,4% или 0,8 тыс. км).

Удельный вес потерь воды по отношению ко всему объему поданной воды в
2020 году составил 22,9%, в 2019 году - 22,8%, в 2018 году - 22,8%, в 2017 году - 22,5%, в 2016 году - 22,9%, в 2015 году - 23,1%, в 2014 году - 23,1%. Данный показатель в 2020 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 0,2%. Сокращение утечек воды в указанный период связано с повсеместной установкой приборов учета и снижением полезного отпуска воды.

Удельный вес потерь тепла в сетях в 2020 году составил 12,3%, в 2019 году - 11,8%, в 2018 году - 12,5%, в 2017 году - 11,2%, в 2016 году - 11,8%, в 2015 г. - 11,1%, в 2014 году - 11,4 %. Данный показатель в 2020 году по сравнению с 2014 годом. увеличился на 0,9%. Основным фактором, влияющим на рост потерь в сетях, является прогрессирующий износ теплосетевого оборудования.

Качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения по данным Роспотребнадзора обеспечено 86,5% населения Российской Федерации. При этом распределение показателя по территории России неоднородно, поскольку в ряде регионов и крупных муниципальных образований до настоящего времени отсутствуют централизованные системы водоснабжения.

Проведенный анализ состояния систем водоотведения показал, что канализационное хозяйство в целом по стране изношено до состояния близкого к аварийному и не может быть модернизировано только за счет тарифных источников и платы граждан.

В целях предотвращения деградации систем коммунального снабжения необходимо обеспечить ежегодный уровень замены сетей не ниже 3% от общей протяжённости.

В части систем электроснабжения наблюдается устойчивая тенденция опережающего роста потребления электроэнергии со стороны населения: за 2019–2020 годы потребление возросло на 3,5% с 167,9 млрд кВт·ч до 173,8 млрд кВт·ч, а доля населения в общей структуре потребления электроэнергии выросла с 15,6% до 16,4%.

В то же время в электроэнергетике сохраняется перекрестное субсидирование между населением и иными потребителями. Таким образом, одним из главных вызовов системы электроснабжения является необходимость удовлетворения опережающего спроса на услуги электроснабжения со стороны населения и обеспечения экономической и технологической доступности электроснабжения с учетом планов по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования.

Общее потребление природного газа в 2020 году в Российской Федерации составило более 500 млрд куб. м, из них на население пришлось около 12%, на электро- и теплоэнергетику - 36%. Единая система газоснабжения обслуживает более 66% жилищного фонда России, в отдельных регионах более 95% (Республика Калмыкия, республики Северо-Кавказского федерального округа). Всего в Российской Федерации зарегистрировано более 607 тыс. газифицированных МКД. Один из ключевых вопросов в сфере газоснабжения населения в России – безопасность газовой инфраструктуры.

С 2019 года (в городах федерального значения – с 2022 года) к сфере коммунального снабжения также отнесена отрасль обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В ходе реформы отрасли полномочия по организации системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами переданы с муниципального на региональный уровень, а плата за услугу формируется по устанавливаемым регионом тарифам, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами отбираются с использованием конкурсных механизмов субъектом Российской Федерации.

Вместе с тем требуют решения вопросы установления сбалансированных тарифов и нормативов накопления отходов, повышения уровня переработки отходов (в противовес к традиционному сжиганию) и вовлечения их во вторичный оборот. В том числе – реализация проектов по переводу источников теплоснабжения на более экологичные виды топлива, включая применение в качестве топлива отдельных видов отходов.

Кроме того, амбициозные задачи по вводу нового жилья требуют системного подхода к организации обращения с отходами строительства: в настоящий момент эта сфера не урегулирована.

Таким образом, основными задачами Стратегии в целях развития коммунальной инфраструктуры являются:

кардинальное обновление основных фондов коммунального хозяйства, в том числе строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства;

сохранение доступности ресурса для конечного потребителя;

повышение экономической эффективности, надежности и качества ресурсоснабжения потребителей, развитие возобновляемых источников электроэнергии;

изменение подходов поддержки социально незащищенных слоев населения;

совершенствование концессионного законодательства.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

развитие механизмов привлечения инвестиций и повышение финансовых возможностей бюджетов различных уровней;

строительство/модернизация объектов водоснабжения и очистных сооружений в субъектах Российской Федерации;

обеспечение водоснабжением сельских территорий централизованной технической водой с локальными точками очистки до уровня качества питьевой воды, а также качественной питьевой водой из локальных точек очистки без формирования централизованных систем (по аналогии с подвозной водой);

инвентаризация, актуализация и создание новых технических стандартов для повышения качества и экологичности предоставления коммунальных услуг;

создание и развитие единого информационного ресурса с возможностью комплексного мониторинга текущего состояния коммунальной инфраструктуры и проектов ее модернизации;

введение мониторинга индекса технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры;

интеграция показателей качества и надежности поставки коммунальных услуг на уровне потребителей в систему оценки и финансовой ответственности поставщиков ресурсов;

создание инструментов мониторинга состояния внутридомовых сетей ресурсообеспечения для своевременной модернизации и ремонта аварийных сетей в многоквартирных домах, в том числе на базе жалоб населения;

повышение требований к организациям, обеспечивающим техническое обслуживание внутридомовой газовой инфраструктуры, и повышение ответственности за ненадлежащие содержание и обслуживание инфраструктуры;

улучшение экономичности производства тепловой энергии (включая снижение удельного расхода условного топлива), снижение вредных выбросов при предоставлении коммунальных услуг, в том числе путем перевода производства теплоэнергии и жилищно-коммунальной техники на экологически чистые виды топлива, обеспечение приоритета модернизации комбинированных источников тепловой и электрической энергией;

предоставление мер поддержки, включая государственное финансирование капитальных затрат, направленных на повышение качества и надежности коммунальных услуг, в населенных пунктах, где в силу существенных технологических расходов при малой численности населения невозможно обеспечить возвратность инвестиций за счет тарифной выручки, в том числе в связи с длинными сроками коммерческой окупаемости проектов (в том числе «Программа 60+»), а также использование финансовых инструментов «Инфраструктурного меню» для строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе с привлечением средств Фонда национального благосостояния;

внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением и учета ресурсов, повышение уровня технической оснащенности инженерно-технического обеспечения, повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, повышение уровня оснащенности многоквартирных домов общедомовыми, в том числе автоматизированными, приборами учета до 85% к 2024 году и до 95% к 2030 году;

переход на долгосрочную модель ценообразования в коммунальной сфере, где основным методом отраслевого ценообразования будет являться метод сравнения аналогов с использованием значений эталонных затрат;

переход на целевую модель рынка тепловой энергии обеспечивающую привлечение инвестиций в повышение эффективности, надежности и качества функционирования систем теплоснабжения, активное применение «зеленых тарифов»;

стимулирование консолидации деятельности (укрупнения предприятий)
в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, особенно по территориям малых населенных пунктов, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации;

обязательная актуализация схем коммунального снабжения, программ развития коммунальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации;

изменение подходов к оказанию социальной поддержки населения, в том числе путем снижения максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи (с 22% до 15 % в течение 5 лет);

«доработка» условий заключения и реализации концессий, в том числе в ценовых зонах в сфере теплоснабжения;

обязательное техническое обследование объектов коммунальной инфраструктуры, актуализация схем теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения, синхронизация их с другими документами территориального планирования;

разработка и утверждение программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры во взаимоувязке с мастер-планами и комплексными планами развития территорий, иными документами программного и стратегического планирования.

В рамках реализации Стратегии к 2030 году будут:

снижен уровень потерь тепловой энергии до 6,7%, потерь воды до 13,4%;

темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении и водоснабжении увеличены до уровня не менее 3% в год;

уровень оснащённости многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта увеличен до 95%;

увеличена доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой, до 99%;

полностью ликвидирован сброс загрязненных сточных вод в бассейне реки Волга;

обеспечено повышение адресности, оказываемой гражданам социальной поддержки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.023 с.)