Тема 5. Монополистическая конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Монополистическая конкуренция



Задача 1

Установите соответствие между приведенными терминами и определениями:

  Термины   Определения
1 Монополистическая конкуренция А применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта.
2 Дифференцированный продукт Б рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок, на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция
3 Неценовая конкуренция В продукт, который по каким-либо параметрам отличается от аналогичных, производимых другими фирмами; продукт, который подобен, но не идентичен другим, а, следовательно, не является их полным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
4 Преимущества монополистической конкуренции Г - размер существующих предприятий; - быстрое возникновение убытков от увеличения масштабов производства значительно ограничивает размер фирм; - нестабильность и неопределенность рыночных условий, развитие малого бизнеса; - в случае незначительного спроса фирмы могут понести значительные финансовые потери и обанкротиться; - ограниченные финансовые ресурсы не позволяют предприятиям задействовать инновационные технологии.
5 Недостатки монополистической конкуренции Д - Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). - Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих. - Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности - Равновесная цена в монополистической конкуренции выше предельных издержек, в отличие от уровня цен на продукцию, которые устанавливаются на конкурентном рынке.

 

Задача 2

 

 Фирма «Колос» производит пшеницу (тыс. тонн в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2 Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) МС = 3 Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС min) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

 

Задача 3

 

На рисунке представлена деятельность фирмы в условиях монополистической конкуренции.

1. При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

2. По какой цене фирма будет продавать произведенный объем продукции?

3. Будет ли фирма в этой ситуации получать экономическую прибыль? Какова ее величина?

4. В каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном?

5. Как может измениться ситуация в другом временном интервале?

 

AC
F
E
Q
D
MC
MR
L
P
K

 


Рис. 1. Фирма в условиях монополистической конкуренции

Задача 4

1. Один из следующих признаков не относится к монополистической конкуренции:

а) много небольших фирм;

б) стандартизированная продукция;

в) сравнительно легкие условия входа и выхода;

г) некоторые ограничения в доступности информации;

д) множество потребителей.

2. Кривая спроса для монополистического конкурента является:

а) абсолютно эластичной;

б) абсолютно неэластичной;

в) более эластичной, чем у монополиста, но менее эластичной, чем у совершенного конкурента;

г) ломаной;

д) восходящей.

3. В условиях монополистической конкуренции фирма получает:

а) всегда экономическую прибыль;

б) прибыль только в коротком периоде;

в) прибыль только в длительном периоде;

г) всегда только нормальную прибыль;

д) всегда нулевую экономическую прибыль.

4. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать равенства:

а) средних издержек и цен;

б) предельных издержек и цен;

в) предельных издержек и предельного дохода;

г) предельного дохода и цен;

д) средних и предельных издержек.

5. Монополистическая конкуренция эффективна и выгодна потребителям, потому что:

а) достигается эффективное использование ресурсов;

б) фирмы производят эффективный (с точки зрения рынка) объем продукции;

в) дифференциация продукта наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей;

г) отсутствует ценовая конкуренция;

д) увеличивает потребительский излишек по сравнению с совершенной конкуренцией.

6. В условиях монополистической конкуренции широко используется:

а) ценовая конкуренция;

б) неценовая конкуренция;

в) недобросовестная конкуренция;

г) межотраслевая конкуренция;

д) государственное установление цен.

7. Неценовая конкуренция не предполагает использование фирмами следующих способов:

а) рекламы;

б) совершенствования сервиса;

в) улучшения качества продукции;

г) недобросовестной конкуренции;

д) улучшение внешнего вида продукта.

8. Ценовая конкуренция – это:

а) установление более низких цен, чем у конкурентов;

б) установление более высоких цен, чем у конкурентов;

в) установление цен, не покрывающих бухгалтерские издержки;

г) установление цен – как у фирм-лидеров;

д) установление монопольно высоких цен.

9. Избыточные производственные мощности в условиях монополистической конкуренции – это:

а) мощности, занятые в производстве;

б) разница между объемом выпуска, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и объемом, выпускаемым фирмой;

в) мощности, сдающиеся в аренду;

г) мощности, находящиеся на капитальном ремонте;

д) оборудование, которое фирма планирует приобрести.

10. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции означает:

а) рыночная цена равна минимальному значению средних долгосрочных издержек;

б) цена равна предельным издержкам;

в) фирма не получает экономической прибыли;

г) все производственные мощности задействованы;

д) средние издержки равны предельным издержкам.

11. Рынки монополистической конкуренции и совершенной конкуренции имеют одну общую черту:

а) производятся дифференцированные товары;

б) на рынке большое количество покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) поведение каждой фирмы зависит от реакции конкурентов;

д) широко используется неценовая конкуренция.

 

 

Задача 5

Определите, какие утверждения верны.

1. При монополистической конкуренции число продавцов велико.

2. Основные типы дифференциации продукции: действительная и искусственная (мнимая).

3. Равновесный объем монополистического конкурента такой же, как и при совершенной конкуренции.

4. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.

5. На рынках монополистической конкуренции не достигается эффективность использования ресурсов.

6. На рынке монополистической конкуренции объем выпуска ниже, а цена выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

7. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает экономическую прибыль.

8. Примерами рынков монополистической конкуренции могут служить обувь и одежда.

Задача 6

Конкурирующая монополия проводит рекламную кампанию на телевидении, в результате чего ее издержки возросли с 240 до 500 рублей в месяц. При этом кривая спроса на продукт фирмы сместилась из положения Q =80- Р в положение Q =70-0,5 Р. Предельные издержки фирмы равны 16. Успешна ли проводимая рекламная кампания?

Задача 7

Конкурирующая монополия проводит рекламную кампанию. В результате её издержки на рекламу увеличились с 5 до 8 в день. Постоянные издержки ничтожно малы, предельные издержки равны 1. В таблице приведены функции спроса до и после рекламной кампании.

Найдите равновесный выпуск и цену до и после рекламной кампании. Найдите изменение прибыли при выпуске 3. Успешна ли рекламная кампания. Заполните пустые ячейки.

Q 1 2 3 4 5 6 7
P1 6,5 5,5 5 4 3,5 3 2
P2 9,5 7,5 6 4,5 3 1,5 0
TC1              
TC2              
TR1              
TR2              
П1              
П2              

Задача 8

 

Издержки фирмы в условиях монополистической конкуренции описываются формулой TC = Q 2 + 2 Q + 200. Кривая спроса
P 1 = 50 - 2 Q. Фирма проводит рекламную кампанию, её издержки на рекламу TC р= Q + 200. После рекламной кампании кривая спроса изменилась P 2 = 75-2 Q. Найдите равновесную цену, объём выпуска и прибыль до и после рекламной кампании. Эффективна ли реклама?

 

Тема 6. Олигополия

Задание 1

 

Установите соответствие между приведенными терминами и определениями:

  Термины   Определения
1 Олигополия, олигопсония А соглашение между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающее ситуацию на рынке в близкую к естественной монополии. Выделяется открытый и тайный, или молчаливый сговор, когда несколько крупных компаний, защищенных барьерами от конкуренции, могут, не организовывая встречу, ориентироваться на определенный уровень цен
2 Сговор Б поведение фирм олигополистов, при котором каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, т. е. действует совершенно независимо от других фирм, на свой страх и риск
3 Фирма-лидер В игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.
4 Некооперативная стратегия Г это модель картеля, преследующего цель максимизации общей прибыли и лидерства по объему продаж (картеля, регулирующего раздел рынка).
5 Модель кооперативной количественной олигополии Д тип рыночной структуры, позволяющий нескольким фирмам контролировать основной объем реализации либо покупки продукции в отрасли
6 Ведомый, последователь Е фирма, доминирующая в олигополии, повышение или понижение цен которой поддерживается всеми или большинством предприятий на рынке
7 Изопрофитная кривая Ж зависимость поведения (объема продаж) одной фирмы от поведения (объема продаж) другой фирмы. Изображается графически в виде кривой реакции
8 Теория игр З используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли: HHI = S 1 2 + S 2 2 +…+ Sn 2, где S1, S2 – определяемые как отношение объема продаж фирмы к объему всех продаж отрасли, выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли.
9 Индекс Лернера И координация фирмами-олигополистами своих действий путем вступления в сговор. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.
10 Кооперативная стратегия К коэффициент превышения монопольной цены над предельными издержками. Рассчитывается по формуле L = (PMC): P.
11 Индекс Херфиндаля, или Индекс Херфиндаля–Хиршмана Л наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.
12 Функция реакции М линия, показывающая для обеих фирм всевозможные комбинации объемов продаж, обеспечивающий одинаковый уровень прибыли одной из фирм

 

Задание 2

1. Понятие «олигополия» означает, что на рынке оперирует:

а) только одна фирма-производитель;

б) только одна фирма-крупный покупатель;

в) несколько крупных фирм, которые могут оказывать влияние на цену;

г) большое число конкурентных фирм;

д) один продавец и один покупатель.

2. Предельный доход равен рыночной цене у:

а) монополистических конкурентов;

б) участников картеля;

в) монополии;

г) совершенных конкурентов;

д) олигополии.

3. «Ломаная кривая спроса» для олигополистов обязательно пред-полагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) постоянное изменение цен;

г) тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены;

д) разрыв кривой средних издержек.

4. Если снижение цены фирмой-олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены не поддерживается, то имеет место модель:

а) ценового лидерства;

б) «издержки плюс»;

в) ломаной кривой спроса;

г) картеля;

д) чистой монополии.

5. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:

а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;

б) минимизация издержек фирм-участниц;

в) повышение производительности труда;

г) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов;

д) повышение качества продукции.

6. При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:

а) монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция;

д) картель.

7. Целью государственной антимонопольной политики является:

а) снижение уровня рыночных цен и увеличение объемов продаж продукции;

б) снижение уровня рыночных цен и снижение объемов продаж продукции;

в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;

г) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке;

д) минимизация издержек фирм.

8. К источникам монопольной власти не относится следующий фактор:

а) эластичность отраслевого спроса;

б) эластичность отраслевого предложения;

в) характер взаимодействия между фирмами;

г) число фирм на рынке;

д) ценовая эластичность спроса на продукцию фирмы.

9. Зависимость между степенью монопольной власти фирмы и эластичностью спроса на ее продукцию определяется соотношением:

а) чем неэластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

б) чем эластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

в) чем неэластичнее спрос, тем меньше монопольная власть;

г) все ответы верны;

д) нет верного ответа.

10. Если на рынке действует одна фирма, то индекс Херфиндаля–Хиршмана равен:

а) 1;

б) 100;

в) 10000;

г) 10;

д) недостаточно данных для расчета.

11. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на:

а) запрет монополий;

б) обеспечение экономической свободы;

в) развитие условий конкуренции;

г) регулирование цен;

д) усиление монопольной власти.

 

Задача 3

 

В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.

Спрос на продукцию отрасли представлен следующей формулой:

P = 1800 – Q.

Предельный доход олигополистов представлен формулой

MR = 1800 – 2 Q.

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?

Задача 4

На олигополистическом рынке сахара действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС L = Q L 2 + 3 Q L. Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q.

Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции, равное 45. Определите выпуск и цену лидера.

Задание 5

Определите, какие утверждения верны.

1. На рынке олигополии поведение фирм характеризуется тесным взаимодействием.

2. Монопольная власть на олигополистических рынках всегда определяется толькодифференциацией продукта.

3. На рынке, где действует дуополия, равновесная цена выше, чем на рынке с чистой монополией.

4. В модели дуополии Курно каждый из участников олигополии производит такой объем продукции, какой он производил бы будучи единственным монополистом на рынке.

5. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.

6. Ценовые войны приводят к снижению прибылей всех участников олигополии.

7. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) является общим показателем рыночной концентрации, который используется для определения рыночной конкурентоспособности, часто до и после сделок слияний и поглощений.

 

Задача 6

На рынке некоторого товара действуют 14 фирм.

Доля фирмы 1 составляет 15%, фирмы 2 – 10%, фирм 3, 4, 5, 6 – по 8%, фирм 7, 8, 9, 10, 11 – по 6%, фирм – 12, 13 – по 5%, фирмы 14 – 3%.

Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана для этих 14 фирм.

Если фирмы 2 и 3 решат объединиться, должны ли государственные органы позволить им объединиться? Слияние разрешается, если индекс не превышает 1900.

Задача 7

 

На рынке действует 10 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (тыс. руб.):

 

Фирма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Объем продаж 100 90 80 130 70 60 110 50 20 110

 

Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана. Определите рыночную структуру отрасли.

Задача 8

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, имеет функцию общей выручки:

TR (Q) = 125 Q – 2 Q 2,

где Q – объём производимой и продаваемой продукции.

Прибыль фирмы максимальна при объёме продаж 20 единиц в день. Определите степень монопольной власти фирмы, используя индекс Лернера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.117 с.)