И продовольствия республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И продовольствия республики Беларусь



И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономической теории

МИКРОЭКОНОМИКА

Сборник задач по учебной дисциплине

для студентов специальностей

Экономика и организация производства в отраслях

агропромышленного комплекса

Горки

БГСХА

2020


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

 

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономической теории

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

Сборник задач по учебной дисциплине

для студентов специальностей

1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях

агропромышленного комплекса

 

 

Горки

БГСХА

2020


УДК 330.101.54

ББК 65.012.2я73

   М15

Рекомендовано методической комиссией

экономического факультета

Протокол №__ от __ _________ 2020 г.

 

Составители:

доктор экономических наук, профессор С. А. Константинов,

кандидат экономических наук, доцент Г. В. Миренкова (темы 5, 6),

кандидат экономических наук, доцент С. К. Чаусова (тема 11),

кандидат экономических наук, доцент Н. Ф. Воробьева (тема 12),

старший преподаватель И. Т. Эйсмонт (темы 1, 2, 3, 4),

старший преподаватель М. А. Лагун (темы 7, 8),

старший преподаватель М. Г. Лысевская (темы 9, 10),

преподаватель О.С.Гарусова (темы 11,12)

преподаватель Д. С. Кивуля (3, 4, 13,14).

 

Под общей редакцией С. А. Константинова, И. Т. Эйсмонт

 

 

Рецензент:

 

кандидат экономических наук, доцент Л.В. Харитонова

 

М15 Микроэкономика: Сборник задач по учебной дисциплине /С. А. Константинов[и др.]; под ред. С. А. Константинова, И. Т. Эйсмонт.–Горки: БГСХА, 2020. – 68с. Приведены задачи и проблемные ситуации по учебной дисциплине по каждой теме программы, литература. Для студентов специальности1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса.  

УДК 330.101.54

ББК 65.012.2я73

  ã УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», 2020

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях становления в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики одной из приоритетных задач является повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования. Микроэкономика как наука представляет собой именно то направление исследования экономической жизни общества, задачей которого является выявление закономерностей экономического поведения субъектов рынка – потребителей и производителей, осуществления ими выбора оптимальных решений в условиях ограниченности ресурсов.

Учебная дисциплина относится к государственному компоненту и входит вмодуль «Теория экономического развития». Изучение дисциплины базируется на компетенциях, приобретенных ранее студентами при изучении дисциплин: «Высшая математика», «Экономическая теория».

Учебная дисциплина «Микроэкономика» использует понятия и принципы, которые заложены в курсе « Экономическая теория ». «Микроэкономика» связана с учебной дисциплиной « Высшая математика », поскольку используются такие методы познания, как предельный и функциональный анализ, графический метод, моделирование.

Знание учебной дисциплины «Микроэкономика» необходимо для последующего изучения учебной дисциплины « Макроэкономика », так как невозможно понять макроэкономические процессы, не зная, как поведут себя в конкретной рыночной ситуации субъекты хозяйствования на микроуровне.

Микроэкономика является теоретической основой изучения учебных дисциплин «Экономика организаций (предприятий) АПК» и «Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях».

В данном учебном издании представлены задачи и проблемные ситуации по каждой теме.

Данное издание предназначено для самостоятельной работы студентов экономических специальностей всех форм обучения, а также для тех, кто интересуется вопросами микроэкономической теории и практики.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

Задача1

Установите соответствие между приведенными терминами и определениями:

  Термины   Определения
1 Абстракция а метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному
2 Дедукция б метод исследования экономических процессов, основанный на использовании предельных величин
3 Микроэкономика в упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение
4 Предельный анализ г метод познания основанный на соединении отдельных частей явления в единое целое
5 Синтез д метод познания, основанный на выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного
6 Экономическая модель е  раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках
7 Экономическая система ж  метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему
8 Экономический выбор з метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные
9 Экономический закон и  метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы
10 Анализ к существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости явлений и процессов
11 Аналогия л выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов.
12 Индукция м исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта

 

Тесты

 

1. Наиболее полным определением предмета микроэкономики является:

а) эффективное использование ограниченных ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребителей;

в) производство благ и их распределение;

г) изучение поведения людей и предприятий относительно производства, распределения и потребления товаров;

д) поведение экономических субъектов рынка в условиях экономического выбора.

2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета микроэкономики?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) максимизация прибыли;

д) сопоставление доходов и издержек.

3. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в народном хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены;

д) общий уровень цен.

4. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод познанияявляется:

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) индуктивным;

г) дедуктивным;

д) диалектическим.

5. Позитивная микроэкономика изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в)предполагаемые тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения;

д) последствия принимаемых решений.

6. Противоположностью метода анализа является:

а) гипотеза;

б) дедукция;

в) индукция;

г) синтез;

д) моделирование.

7. Научная абстракция – это метод, заключающийсяв:

а) разложении целого на составные элементы;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) обобщении данных, добытых анализом;

г) движении мысли от частного к общему;

д) движении мысли от общего к частному.

8. Противоположностью метода дедукции является:

а) синтез;

б) гипотеза;

в) индукция;

г) анализ;

д) программирование.

9. Синтез – это метод исследования, заключающийся:

а) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему);

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) разложении целого на составные элементы;

г) умозаключении от общего к частному;

д) сопоставлении различных фактов.

10. Какое утверждение является позитивным?

а) если сокращается производство пушек, то увеличится производстводругих товаров;

б) производство масла должно быть больше, чем производство пушек;

в) производство масла и производство пушек должно соответствовать потребностям государства;

г) производство масла и производство пушек должно соответствовать спросу экономических субъектов;

д) главной задачей правительства должно быть снижение инфляции.

11. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) максимальное изменение экономической величины;

в) дополнительное изменение экономической величины;

г) очень большое изменение экономической величины;

д) минимальный уровень безработицы.

12. К методам микроэкономического анализа не относятся:

а) предельный;

б) функциональный;

в) научной абстракции;

г) моделирования;

д) агрегирования (совокупных величин).

Задача 1

Студент экономического факультета УО БГСХА Евгений еженедельно получает от бабушки Клавдии Ильиничны 20 рублей на текущие расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций:

а) Цена продуктов питания – 50 копеек, цена развлечений – 50 копеек.

б) Цена продуктов питания – 50 копеек, цена развлечений – 1 рубль.

в) Цена продуктов питания – 1 рубль, цена развлечений – 50 копеек.

г) Цена продуктов питания – 40 копеек, цена развлечений – 40 копеек.

д) Цена продуктов питания – 50 копеек, цена развлечений – 50 копеек, но доходы студента увеличиваются до 25 рублей в неделю.

Задача 2

Функции совокупной полезности сторожа ОАО «Маслаки» от потребления двух благ – картофеля (X) и мяса (Y) – заданы уравнениями:

 

TUx = 16Qx –Q2x;

TUy = 20Qy – 1,5Q2y,

где QX – количество картофеля, кг;

QY – количество мяса, кг.

Цена картофеля равна 2 руб., а цена мяса – 5 руб. Ежемесячный доход потребителя, расходуемый на эти два товара, составляет 70руб. Определите:

1) объем мяса и картофеля, приобретение которых позволит потребителю максимизировать совокупную полезность от потребления данных товаров.

.

Задача 3

 

Клавдия Ивановна приобретает два товара: колбасу и морепродукты. Данные о количестве и полезности приобретаемых благ представлены в таблице 1. Цена колбасы 20 руб./кг, цена морепродукты 40 руб./кг. Доход потребителя составляет 220 руб. Определите равновесный набор колбасы и морепродуктов, максимизирующий совокупную полезность потребителя. Изобразите ситуацию равновесия графически.

 

 

Таблица 1. Данные о количестве и полезности приобретаемых благ

 

Количество приобретаемых благ Q, кг

Общая полезность, ютиль

колбасы (TUХ) морепродуктов (TU y)
1 15 12
2 25 23
3 33 33
4 40 40
5 45 46

Задача 4

 

Предпочтения потребителя заданы в виде функции полезности
U (x, y) = xy. Доход равен 800 руб. Цены благ соответственно равны РX = 20, РY = 40. Чему будет равен набор для потребителя?

 

Задача 5

Установите соответствие между приведенными терминами и определениями:

 

Термины Определения
1. Предельная полезность а) максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне полезности
2. Карта кривых безразличия б) приращение общей полезности при увеличении потребления блага на единицу
3. Предельная норма замещения в) совокупность точек, представляющих различные сочетания двух благ, доступных потребителю при данных ценах и бюджете
4. Принцип убывающей предельной полезности г) при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности тогда, когда отношение предельной полезности к цене одинаково для всех потребляемых благ
5. Линия бюджетного ограничения д) метод описания предпочтений потребителя совокупностью его кривых безразличия
6. Принцип максимизации полезности е) по мере увеличения потребления блага, предельная полезность каждой дополнительной единицы сокращается

 

Задача 6

Еженедельный доход бухгалтера ОАО «Колос» Зинаиды Петровны составляет 200 ден. ед. Используя бюджетные линии и соответствующие им кривые безразличия (рис. 2), определите цену товара Y, а также цены товара X до и после изменения.

 

20
40
20
15
UU
U 1
Х
Y
E1
E 2

 


Рис. 2. Бюджетные линии и соответствующие им кривые безразличия

Задача 7

Кривая безразличия экономиста ОАО «Рассвет» Светланы Фёдоровны задана табличным способом. Заполните пустые клетки.

 

Набор X Y MRS MUx MUy
1 2 80 15   6
2 4 50   60  
3 5 38     12
4 8 26   6  
5 10 20     1
6 11 19 - - -

Задача 8

Определите, какие высказывания верны.

1. Кардиналистский подход отрицает измеримость полезности.

2. Общаяполезность зависит от объемов потребляемых продуктов.

3. Кардиналистский подход не допускает суммирования полезностей потребителей.

4. Полезность измеряется в единицах продукта.

5. Экономическая школа, широко использующая понятие предела, называется маржинализм.

6. Полезность может быть отрицательной.

7. Предельная полезность не убывает.

8. Кривые безразличия не пересекаются.

9. Бюджетная линия – это изображение наборов, имеющих равную стоимость.

10. Равновесный набор находится на бюджетной линии.

11. При равновесии потребителя ценытоваровсоответствуюихпредельным полезностям.

12. Прирост полезности, вызванный увеличением объема потребления продукта на единицу, называется предельной полезностью.

13. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

14. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

15. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает кривую безразличия.

16. Изменение в величине дохода приводит к изменению в наклоне бюджетной линии.

17. Линия «доход — потребление» наклонена вверх вправо, если оба товара являются нормальными.

18. Эффект замещения при увеличении цены на товар приводит к уменьшению спроса на этот товар.

19. Общая полезность растет при увеличении уровня потребления.

20. Условие потребительского равновесия заключается в том, что общая полезность товара А равна обшей полезности товара В.

21. В положении потребительского равновесия предельная полезность товара А равняется предельной полезности товара В.

22. Если вы приобретаете больше единиц какого-либо товара, то ваша предельная полезность растет.

23. Когда соблюдается условие MUx: Px = MUy: Py кривая безразличия является касательной к бюджетной линии.

24. Наклон кривой безразличия измеряет сравнительную предельную полезность двух товаров.

25. Бюджетная линия сдвигается влево и занимает положение, параллельное первоначальному, если доход потребителя увеличивается.

26. Чем меньше доход потребителя, тем выше располагается его бюджетная линия.

27. Если предельная полезность уменьшается, то общая полезность также уменьшается.

 

 

Задача 1

В условиях совершенной конкуренции функция зависимости общих издержек от объема выпуска фирмы имеет вид TC =8 Q + Q 2 если она максимизирует свою прибыль при объеме выпуска 14 ед. продукции. Чему равна рыночная цена единицы продукции?

 

Задача 2

Цена свеклы – 6 pуб./кг. МС = 0,02 Q. Издержки фермера в рублях равны 700 + 0,01 Q 2,где Q – объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

Задача 3

Цена продукции конкурентной фирмы равна 8. Издержки фирмы(TC) равны 15 + Q 2.

Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль в долгосрочном периоде.

 

Задача 4

Постоянные издержки конкуренткой фирмы равны 120. В таблице заданы значения общих издержек при различных выпусках.

а) Заполните пустые клетки таблицы.

б) При каких ценах продукта производство целесообразно продолжать?

 

Q 1 2 3 4 5 6
TC 130 138 141 152 170 192
AVC            
AC            
MC            

 

Задание 5

Чему равна экономическая прибыль конкурентной фирмы в точке долгосрочного равновесия?

Объясните, каким образом фирма может минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, когда рыночная цена превышает средние переменные издержки, но меньше средних общих издержек?

 

Задача 6

 

Общий доход конкурентной фирмы равен 1313 руб. Общие постоянные издержки составляют 100 руб., общие переменные издержки 930 руб. Определите экономическую прибыль.

 

Задача 7

 

Цена за единицу продукции конкурентной фирмы равна 131 руб., средние общие издержки равны 97,78 руб., общий выпуск продукции – 9 единиц. Рассчитайте экономическую прибыль фирмы.

 

Задача 8

 

Подсчитайте убытки фирмы и определите, будет ли она продолжать производить продукцию, если ее средние общие издержки равны 90 руб., цена единицы продукции 81 руб., объем производства 6 единиц, а постоянные издержки фирмы 100 руб.

 

 

Задача 9

 

Проанализируйте таблицу и определите, при какой цене и объеме производства конкурентная фирма будет максимизировать свою прибыль.

 

Выпуск

Издержки

Средние издержки

TR 35

TR 20

Q FC VC TC AFC AVC ATC
0 1000 0            
15 1000 250            
63 1000 750            
76 1000 1000            
85 1000 1250            

 

Задача 10

 

Определите, какие высказывания верны.

1. Если какой-либо покупатель может влиять на рыночную цену, то на рынке имеет место монополия.

2. Отрасль есть совокупность государственных предприятий, объединенных общим управлением.

3. Кривая отраслевого спроса на продукт совпадает с кривой спроса данной фирмы.

4. Если при увеличении объема продаж с 10 до 20 единиц средний доход фирмы увеличился с 200 до 300 ден. ед., то фирма не является конкурентной.

5. Предельный и средний доход фирмы совершенного конкурента равны в краткосрочном периоде.

6. Равновесие фирмы есть ситуация, когда ее выручка максимальна.

7. Прибыль конкурентной фирмы максимальна, если предельные издержки равны рыночной цене продукта.

8. Конкурентной фирме целесообразно прекращать производство в случае, когда рыночная цена продукта опускается ниже минимальных средних переменных издержек.

9. График функции предложения конкурентной фирмы является частью графика функции предельных издержек.

10. С течением времени экономическая прибыль конкурентной фирмы приближается к нулю.

11. Если рыночная цена товара постоянна, то увеличение объема выпуска продукции не повлияет на размер прибыль фирмы.

12. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек, то при любых объемах выпуска продукции прибыль фирмы имеет отрицательное значение.

13. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукции.

14. Фирма минимизирует убытки, сокращая производство до нуля, если цена продукции ниже средних переменных издержек.

15. В реальной экономике нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции.

16. Когда фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.

17. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон.

18. Спрос на продукцию конкурентной фирмы абсолютно неэластичен по цене.

19. Конкурентная фирма в долгосрочном равновесии получает нормальную прибыль.

20. Если кривая предельных издержек фирмы пересекает кривую ее средних переменных издержек в точке, соответствующей 400 долл., то фирма остановит производство при текущей цене продукции меньше 400 долл.

21. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется возрастающей частью кривой средних переменных издержек.

22. Для конкурентной фирмы цена продукции равна предельному доходу.

23. Фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда ее общий доход равен общим издержкам при данном объеме выпуска продукции.

24. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю.

25. Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочных временных интервалах, выбирают объем выпуска продукции, при котором Р= m in LAC

 

Тема 4. Чистая монополия

Задача 1.

MR
D
MC
ATC
MR,MC, D, ATC
Q


Рис. 1. Модель чистой монополии

Ответьте на следующие вопросы:

а) отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли;

б) отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать выбранный объем продукции;

в) обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии;

г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Задача 2.

На рис. 3 показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии.

Ответьте на следующие вопросы:

а) какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли?

б) какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции?

в) какую прибыль получит монополия в этой ситуации?

г) какой объем продукции и по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить пену, равную предельным издержкам?

 

Тесты

1. В модели чистоймонополии предполагается, что

а) продавцы и покупатели принимают цены как данные;

б) проникновение на рынок новых фирм неограничено;

в) не существует барьеров для вступления новых фирм в отрасль;

г) производится стандартизированный продукт;

д) производится уникальный продукт.

2. В качестве барьера для проникновения в отрасль могут служить:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

г) обладание монополистом уникальной технологией;

д) всё перечисленное верно.

3. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:

а) средние издержки снижаются;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек,

г) предельный доход равен переменным издержкам:

д) все предыдущие ответы неверны.

4. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукции;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен общим издержкам;

д) средние издержки равны цене продукции.

5. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукции, потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек;

д) все предыдущие ответы неверны.

6. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) монополизирует рынок;

б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;

в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

г) сегментирует рынок;

д) максимизирует валовую прибыль.

7. Монополист – производитель инкубаторов выпускает и продает такой объем продукции, при котором MR =180, MC =100, ATC = 200. Чтобы получить максимум прибыли, фирма должна:

а) повысить цену и увеличить объем выпуска;

б) повысить цену и уменьшить объем выпуска;

в) повысить цену и сохранить прежний объем выпуска;

г) снизить цену и увеличить объем выпуска;

д) снизить цену и уменьшить объем выпуска.

8. Может ли фирма-монополист увеличить объем продаж при одновременном увеличении цены (при прочих неизменных условиях):

а) может, если спрос на производимый продукт снизится;

б) может, так как монополия производит любой объем продукции при любой цене;

в) может при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

г) может на отрезке, где предельные издержки больше предельного дохода

д) не может, так как цена определяется кривой спроса, которая имеет отрицательный наклон.

Задача 4

 

Функция общих затрат монополиста: ТС =100+3 Q, где Q количество продукции, производимое в месяц, ед.; функция спроса на продукцию монополиста: Р =200 – Q, где Р – цена продукции, руб. Если монополист выпускает 20 ед. продукции в месяц, то чему равен его общий доход?

Задача 5

Определите значения общего, среднего и предельного дохода фирмы-монополиста.

Цена единицы изделия Объем производства Общий доход Средний доход Предельный доход
10 5      
9 6      
8 7      
7 8      
6 9      

 

Задача 6

Предположим, что имеется семь покупателей телят. Из них первый готов заплатить за 1 телёнка 700 рублей, второй – 600 и т. д. Пусть предельные издержки выращивания 1 телёнка составляют 100 денежных единиц. Если монополист установит единую цену на всю продаваемую продукцию, то он максимизирует прибыль в том случае, если MR = МС, то есть если он продаст 4 телёнка по цене 400 рублей (больше продавать не надо; чтобы убедиться в этом, достаточно вычислить MR для каждой продажи). Прибыль монополиста в этом случае составит: 4 × 400 – 4∙100 = 1200. Определите, на сколько увеличится прибыль монополиста, если он применит дискриминацию среди покупателей, т. е. если он продаст первому покупателю телёнка по 700 денежных единиц, второму по 600, и т. д., продав в общей сложности всех семерых телят?

Задача 7

Выберите правильные суждения.

1. Монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной кривой спроса.

2. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

3. Монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свою продукцию разные цены на различных рынках.

4. Если монополист максимизирует прибыль на единицу выпуска, он не обеспечивает равенства предельного дохода и предельных издержек.

5. Кривая спроса для монополии всегда горизонтальная.

6. Чистая монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

7. Монополия и конкурентная фирма максимизируют прибыль, выбирая объем выпуска в соответствии с правилом МС=Р.

8. Монополист будет производить и продавать дополнительный объем продукции, если MR> МС.

9. Монополия обеспечивает равенство MSC = MSB.

10. В долгосрочном равновесии монополия получает максимум прибыли, когда предельный доход максимален.

11. Любая ценовая дискриминация незаконна.

12. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

13. Чистые потери общества от естественной монополии исчезают, когда регулируемая цена при заданном уровне спроса, устанавливается равной средним издержкам производства.

Задача 8

Фирма-монополист определила, что при существующем спросе на ее продукцию функция зависимости среднего дохода от объема предложения описывается формулой AR =10- Q. Если фирма несёт средние издержки по производству, выраженные функцией AC = (16 + Q 2): Q, то каким будет оптимальный выпуск в краткосрочном периоде?

 

Задача 1

Установите соответствие между приведенными терминами и определениями:

  Термины   Определения
1 Монополистическая конкуренция А применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта.
2 Дифференцированный продукт Б рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок, на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция
3 Неценовая конкуренция В продукт, который по каким-либо параметрам отличается от аналогичных, производимых другими фирмами; продукт, который подобен, но не идентичен другим, а, следовательно, не является их полным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.
4 Преимущества монополистической конкуренции Г - размер существующих предприятий; - быстрое возникновение убытков от увеличения масштабов производства значительно ограничивает размер фирм; - нестабильность и неопределенность рыночных условий, развитие малого бизнеса; - в случае незначительного спроса фирмы могут понести значительные финансовые потери и обанкротиться; - ограниченные финансовые ресурсы не позволяют предприятиям задействовать инновационные технологии.
5 Недостатки монополистической конкуренции Д - Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). - Если рыночный спрос слаб, то это может привести к финансовым потерям, банкротству, выходу из отрасли. Если рыночный спрос силен, то это усиливает приток новых фирм в отрасль и ограничивает получение прибылей выше нормального у действующих. - Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности - Равновесная цена в монополистической конкуренции выше предельных издержек, в отличие от уровня цен на продукцию, которые устанавливаются на конкурентном рынке.

 

Задача 2

 

 Фирма «Колос» производит пшеницу (тыс. тонн в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2 Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) МС = 3 Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АС min) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?

 

Задача 3

 

На рисунке представлена деятельность фирмы в условиях монополистической конкуренции.

1. При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

2. По какой цене фирма будет продавать произведенный объем продукции?

3. Будет ли фирма в этой ситуации получать экономическую прибыль? Какова ее величина?

4. В каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном?

5. Как может измениться ситуация в другом временном интервале?

 

AC
F
E
Q
D
MC
MR
L
P
K

 


Рис. 1. Фирма в условиях монополистической конкуренции

Задача 4

1. Один из следующих признаков не относится к монополистической конкуренции:

а) много небольших фирм;

б) стандартизированная продукция;

в) сравнительно легкие условия входа и выхода;

г) некоторые ограничения в доступности информации;

д) множество потребителей.

2. Кривая спроса для монополистического конкурента является:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.213 с.)