Жанр репортажа: этимология понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр репортажа: этимология понятия



Чеча Ю.В.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье рассматривается этимология происхождения термина «репортаж», его этимологию и изменение его значения в ходе истории развития журналистики. Исследуются классификации разновидностей жанра «репортаж» в исследованиях отечественных авторов.

Ключевые слова: репортаж, жанр журналистики, событие, термин, классификация.

Abstract. The article examines the etymology of the origin of the term "reportage", its etymology and the change in its meaning in the course of the history of the development of journalism. The article examines the classifications of varieties of the genre "reportage" in the studies of domestic authors.

Key words: reportage, genre of journalism, event, term, classification.

 

Сегодня телерепортаж – это классическая форма подачи оперативной информации, чаще снятой не во время события, а после его завершения. Это дает журналисту возможность оценить последствия происходившего и наглядно продемонстрировать их зрителю. На данном этапе исследования важно точно идентифицировать понятие «репортаж» и понимать этимологию термина, дабы избежать двойственности понятия. Жанр репортажа существует и в печатной, и в радиожурналистике, поэтому набор его характеристик, в зависимости от выбранного вида СМИ, может резко отличаться.

Изучением этого сложного журналистского жанра занимались как отечественные исследователи: Е.А. Абраменко, Н.Н. Борщева, Ю.Ф. Ниязова, Д.М. Чупалова, Е.А. Шишкова, так и зарубежные: М. Кастельс, М. Мотгомери, Р. Фаулер.

Об этимологии понятия советский и российский философ
Г.В. Кузнецов писал, что зарождение жанра следует относить к 1952 году. В этот период, по словам исследователя, и были предприняты первые попытки использовать данный жанр в эфире. «Репортаж» как термин в переводе с английского «report» означает – передавать [5, с. 13].

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой дает следующее определение термину: «Репортаж – это процесс составление сведений о событиях дня; информация или рассказ публикуемых в периодической печати». Данное определение в больше степени касается именно процесса съемок, нежели научного термина [4, с. 9].

Большой энциклопедический словарь дает более полное определение: «Репортаж – это жанр журналистики, задача которого оперативно сообщать для телевиденья, радио или газет о каком-либо событии, очевидцем которого был корреспондент». Данный термин затрагивает терминологию журналистики и более полно раскрывает термин с точки зрения основной его функции [2].

Наиболее полное определение термину дает Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению Н. Ю. Русовой. Он дает следующее понимание: «Репортаж – это публицистический жанр, назначение которого состоит в рассказе о событии увиденном глазами очевидца или участника. В основе репортажа – факт, отражающий момент изменения, развития действительности. Репортаж – это история события». Данное определение вмещает и классификацию жанра по теории журналистики, и основной его функционал, и обоснование его принадлежности к отражению реальности [7, с. 234].

Важно отметить, что западные и отечественные СМИ по-разному трактуют понятие жанра и на то есть историческая причина. Дело в том, что в ХIХ веке в Америке репортажем называли записи о ходе судебных заседаний, дебатов парламента и т.д. Это тоже были записи, отражающие реальность в конкретный момент времени, но при этом они имели четкую структуру и носили политический характер. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами», а термин «репортаж» перекочевал в журналистику. Только и теперь он мало напоминал информационный продукт, который принято понимать под этим названием сегодня.

Репортаж ХIХ века стал прародителем современного российского очерка. На этом фоне в научных кругах возникает проблема: даже спустя сотню лет, говоря о современных репортажах, зарубежные специалисты имею ввиду российский жанр очерка. Это необходимо учитывать при в случае использования в российской ᴛтеории репортажа размышлений западных исследователей.

В современной журналистской практике принято выделять 5 разновидностей репортажа:

1. Событийный. Основная его задача – оперативно передать актуальную информацию в массы. Таким образом, событийный репортаж становится сиюминутным откликом на происходящие в мире события. Важным отличием здесь является хронологически правильная последовательность описания событий, т.е. так, как оно происходило в реальном времени. А.С. Князев в пособии «Основы тележурналистики и телерепортажа» пишет, что в событийном репортаж главная задача корреспондента – это передать «эффект присутствия». Но в журналистской практике случаются такие ситуации, когда невозможно скоро прибыть на место события. В этом случае А.С. Князев подчеркивает: «При подготовке новостного сюжета наличие в нем stand-up'а чаще всего обязательно, поскольку именно stand-up наиболее убедительно подчеркивает факт присутствия корреспондента, а порой даже создает иллюзию прямого эфира с места события»[6, с. 4].

2. Аналитический (проблемный). Этот вид репортажа, в отличие от событийного, имеет главной целью не только хронологически правильное повествование событий, но и выяснение причин возникновения данного события, причинно-следственный связи и служат аналитической составляющей. Одним из важных факторов удачного аналитического репортажа отечественный исследователь М.О. Грачева определяет следующее: «В основе аналитического репортажа всегда лежит общественно важный спорный вопрос. В данном случае, важно правильно сочетать динамику с глубиной сообщаемого» [3, с. 6].

3. Познавательно-тематический. По своему функционалу разновидность жанра разделяют на два подвида: специальный репортаж и репортаж-расследование. Первый подвид жанра готовится в тех случаях, когда происходящая ситуация требует тщательного изучения. Здесь важно уметь выделить самые интересные, ключевые для данной ситуации события, и суметь обозначить важную социальную проблему конфликта. Репортаж с пометкой «специальный» должен оправдать свое название, а для этого необходимо иметь «журналистское чутье».

Репортаж – расследование отличается от специального тем, что смещает акцент именно на процесс изучения ситуации. Если в специальном репортаже какие-то моменты из предыстории можно опустить, то расследование обязательно должно быть обосновано авторитетными источниками информации и подтвержденными сведениями. Чаще всего, в таких репортажах используют репортажах используют метод «включенного наблюдения».

4. Репортаж-комментарий. Данный вид репортажа вне научных кругов относят к объясняющей журналистике. Он также ориентирован на подробное освещение событий, но главный его элемент – комментарий. Отечественный исследователь и журналист П.А. Барашев подчеркивает: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение» [1, с 32].

5. Последняя разновидность репортажа появилась относительно недавно и носит название «репортер под прикрытием». В основе репортажа лежит метод включенного наблюдения, благодаря которому журналист как-бы меняет профессию. Этот метод будет полезен в следующих случаях:

– необходимо собрать образные детали о людях, участниках события или месте происшествия;

– проверить информацию или зафиксировать мнения/впечатления от других людей;

– получить доказательства, если другим способом это невозможно;

– восстановить ход события для читателей и слушателей.

При изучении классификации жанра выясняется, что каждый исследователь по-разному выделяет разновидности репортажа. Так, например, отечественный исследователь М.Н. Ким выделяет только три разновидности: событийный, аналитический и познавательно-тематический репортаж. А.В. Колисниченко выделяет только гибкие виды репортажа: новостной, политический и специальный, а С.М. Гуревич в своих работает обозначил только познавательный, проблемный и «репортаж-раздумье».

В связи с этим возникает вопрос: какова причина проблемы классификации видов репортажа? Несмотря на то, что в данной работе учтены только отечественные авторы, их позиции на классификацию жанров репортажа резко отличается. Причиной этих разногласий является размытость функций жанра как такового.

Выходит, что часть исследователей классифицируют по предмету отражения и функциональному назначению (С.М. Гуревич, А.А. Тертычный, Е.И. Рябчиков), другие – по объекту и предмету освещения (М. Ким, М. Милых), третьи – по гибкости и смешению с другими журналистскими жанрами (А.В. Колисниченко). Исходя из изученных материалов можно сделать вывод: разногласия по поводу классификации жанра происходит на фоне модификации жанра в целом, как и самой индустрии журналистики.

Двадцатый век всерьез изменил темп жизни современного человека. Если раньше, к примеру, гончару платили за количество сделанной из глины посуды, то теперь отпала его труда зависит от количества времени, которое он потратил на изготовление одного кувшина. Выходит, самый ценный ресурс современного человека – это время. Журналистика всегда была первой индустрией, которая изменяется и подстраивается под общество. Более того, сама журналистика есть отражение реальности эпохи, жизни отдельного народа и всего мира в целом. Изменяется индустрия – модифицируются ее жанры, в частности репортаж.

Таким образом, можно сделать вывод, что с развитием технологий в науку уже входит понятие «современный репортаж». Но установить четкую классификацию данного жанра будет невозможно, пока отсутствует единая официальная идеология всей индустрии журналистики в целом.

Литература

1. Барашев П.А. Полстроки о репортаже: учебное пособие. – М.: Изд-во СибГТУ Журналист, 2007. ‒ № 12. – С. 44.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с.

3. Грачева М.О. Телерепортаж как вид журналистского дискурса / М.О. Грачева // Преподаватель XXI век. ‒ №3. ‒ 2013 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: file:///Users/abloko/Downloads/telereportazh-kak-vid-zhurnalistskogo-diskursa.pdf (дата обращения 28.02.2021).

4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.efremova.info/ (дата обращения 28.02.2021).

5. Карпий С.В. Отождествление и противопоставление понятий «трансляция» и «репортаж» в тележурналистике / С.В. Карпий // Верхневолжский филологический вестник. ‒ 2019. ‒ № 3(18) [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: file:///Users/abloko/Downloads/otozhdestvlenie-i-protivopostavlenie-ponyatiy-translyatsiya-i-reportazh-v-telezhurnalistike.pdf (дата обращения 28.02.2021).

6. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебно-практическое пособие / А. Князев. – Бишкек: КРСУ, 2001 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/280/42280/files/gl4.pdf (дата обращения 28.02.2021).

7. Русова Н.Ю. От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведенью / Н. Ю. Русова. ‒ М.: ФЛИНТА, 2018. ‒ 304 с.


 

УДК 332.146.2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.011 с.)