Интернет-релиз как способ взаимодействия пресс-служб с молодежной аудиторией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-релиз как способ взаимодействия пресс-служб с молодежной аудиторией



Поповиченко Д.В.,

студентка 2 курса направления подготовки

«Реклама и связи с общественностью»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Аннотация. В данной статье рассматриваютсямедиатексты, как эффективный способ взаимодействия пресс-служб с целевой аудиторией – молодежью. Анализируются полученные ответы по социальному опросу среди студентов, которым предлагалось прочитать два пресс-релиза и ответить на вопросы. Изучаются положительные и негативные стороны текстов. Опираясь на результаты опроса и анализа тестов, озвучивается оптимальный вариант использования pr-текстов в Интернете.

Ключевые слова: медиатекст,pr-тексты, интернет-релиз, модель коммуникации, целевая аудитория, иллюстрации.

Abstract. This article examines media texts as an effective way of interaction of press services with the target audience ‒ youth. The answers received from a social survey among students are analyzed, who were asked to read two press releases and answer questions. The positive and negative sides of the texts are studied. Based on the results of the survey and the analysis of tests, the best option for using pr-texts on the Internet is announced.

Key words: media text, pr-texts, internet release, communication model, target audience, illustrations.

В современном мире медиасфера является важным обширным пространством, поскольку медиа значатся не только главным источником информации, но и средством коммуникации. В большей степени именно медиасфера становится тем, что оказывает значительное влияние на главенствующие тенденции в понимании и оценке обществом актуальных проблем социального характера.

Возрастает востребованность в размещении на различных платформах глобальной сети Интернета медиатекстов, что смогут не только привлечь внимание целевой аудитории, но и побудить к действию.

Поэтому в рамках данной работы мы решили рассмотретьpr-тексты, функционирующие в сети Интернет, поскольку на данный момент, благодаря оперативному распространению и широкой доступности, именно таким текстам отдает предпочтение аудитория.

Необходимо заранее озвучить рассматриваемые идеи в статье:

1) интернет-релиз популярнее, потому что оперативнее (и работает напрямую с аудиторией);

2) интернет-релиз любит лаконичность, молодежная аудитория приветствует и любит визуальную составляющую, объемные тексты вызывают у нее отторжение (еще не ознакомившись с ними, им подсознательно уже не нравится этот текст).

Далее отметим, что интернет-релиз является жанровой разновидностью PR-текстов. Под PR-текстом, как правило, понимается «вербальный текст (т.е. состоящий из языковых единиц):

1. Функционирующий в пространстве публичных коммуникаций;

2. Инициированный базисными субъектом PR;

3. Направленный одной из групп целевой общественности;

4. Содержащий PR- информацию;

5.Распространяемый при непосредственном устном контакте с представителямигруппы целевой общественности, либо через СМИ, посредством прямой почтовой илиличной доставки;

6. Обладающий скрытым и мнимым авторством» [1, с.197-198].

Следовательно, PR-текстом выступает такой текст, который ориентирован на визуальное, вербальное, вербально-визуальное, аудио-вербальное или мультимедийное восприятие человека. Зачастую тексты такого формата встречается в различных сферах коммуникаций в PublicRelations, содержат PR-информацию. Адресатами таких текстов является конкретная целевая аудитория.

Имея представления о PR-текстом, изучим его непосредственно в сфере коммуникации с аудиторией в сети Интернет. В качестве объектов исследования для нашей работы мы выбралиДонецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко и Донецкий республиканский областной художественный музей.Для анализа эффективности взаимодействия пресс-служб организаций с целевой аудиторией были взятыPR-тексты, размещенные на сайте сайтах соответствующих организаций.

Известно, что существует множество вариантов моделей коммуникации, например, модели К. Шеннона и У. Уивера, Г. Лассуэлла,
У. Эко и др. «Различные рассматриваемые модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. В области прикладных коммуникаций, таких, как, например, паблик рилейшнз, реклама и пропаганда, коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на новый/иной тип поведения» [2, с.39].

В данной работе мы руководствуемсяобобщенной моделью коммуникации, предложенной исследователем Г. Почепцовым. Рассматриваемая модель имеет следующий вид: «Коммуникатор → Сообщение → Целевая аудитория», при чем под словом «сообщение» указывается еще одно звено – «канал коммуникации».

Собственно, на месте коммуникатора будет пресс-служба организации, сообщение – это pr-текст, который необходимо донести определенной целевой аудитории в понятной им форме с актуальной информацией. При всем этом происходит коммуникация. Цель коммуникации с аудиторией заключается в предоставлении полной информации об услуге, предстоящем или уже свершившемся событии.

Стоит подчеркнуть, что в век современных технологий и развитого Интернета популярнее становится Интернет-релиз. В этом случае посредники не нужны и коммуникатор (организация) может воздействовать напрямую на аудиторию. Именно Интернет-релизы мы выбрали для анализа.

Итак, был проведен опрос среди студентов. Общая численность опрошенной аудитории составила 18 студентов различных ВУЗов и специальностей, в том числе 8 студентов, осваивающих направление подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Опрашиваемым было предоставлено два Интернет-релиза: один из них об открытии выставки в Донецком республиканском областном художественном музее [4], второй ‒ о премьерахв Донецком государственном академическом театре оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко [3].

Задача, которая была поставлена перед участниками опроса, включала в себя ознакомление с данными текстамии ответы на следующие вопросы:

1. Понравился или нет вам данный пиар-текст? Чем именно понравился/не понравился?

2. Что оказалось сложным для понимания (словосочетания, конструкции, слова и пр.)?

3. По вашему мнению, смог ли текст заинтересовать вас и побудить прийти на мероприятие?

Проанализировав полученные ответы,мы пришли к следующим выводам. Первый текст содержит в себе информацию о предстоящей выставке в Донецком республиканском художественном музее. Из положительного отмечалось: логичность и последовательность изложения, небольшой объем, в сравнении со вторым медиатекстом, использование общедоступных слов. Из негативного выделяли: перегруженность текста перечислением наград – она отвлекала от тематики материала.

Далее, отметим то, что в предложенном тексте есть отрицательная черта ‒ много оценочной лексики и повторов: «Живописные полотна Заслуженного художника Украины Ларисы Михайловны Джарты, насыщенные южным солнцем и ярким, сочным цветом», «Выставка, пронизанная духом национальной греческой культуры, станет ярким событием», «всем жителям многонационального Донбасса, где по-прежнему сильны многолетние традиции уважительного отношения к представителям разных народов и культур». Из-за это появляется ощущение, что за счет всего вышеуказанного авторы текста пытаются увеличить его объем, добрать необходимое количество символов, так как объем текста превышает объем информации, которая в нем содержится.

Необходимо упомянуть об афише, что сопровождает данный анализируемый пиар-текст. Итак, информация преподносится основная. Благодаря этому читателю становится сразу предельно ясно, что с помощью афиши до него пытаются донести, а сам текст выполняет функцию дублирования того, что было уже сказано. Значит, исходя из вышесказанного, вытекает, что в Интернет-релизе Донецкого республиканского областного художественного музея можно ограничится только одной афишей или даже использовать ее как иллюстрацию.

Перейдем ко второму тексту о состоявшихся премьерах Донбасс Оперы. Из положительного чаще всего выделялиинтересно подобранные словосочетания для описания балета и шахмат, связность и динамичность текста, простоту в понимании. Из негативного: объемность и многочисленные повторы однокоренных слов.

Однако несмотря на то, что большинство опрошенных отметили объемность медиатекста и посчитали это неудовлетворительным, следует сказать, что наполняемость текста оправдана, т.е. объем текста равен той информации, которая в нем содержится. Сказать об иллюстрации.

Кроме самих текстов необходимо обратить внимание и на иллюстрации, т.к. они являются неотъемлемой частью анализа интернет-релизов. В первом тексте, приложенная афиша, рассказала всю информацию кратко и ясно. Однако со стороны дизайнерского оформления она проигрывает. Что относительно прикрепленного фото ко второму тексту, то его сложно соотнести с поданной информацией, т.к. нет преставления, что именно происходит на нем.Поэтому желательно было бы добавить еще фотографий с премьеры балета, чтобы они смогли вызвать интерес у аудитории к тексту. Следует учитывать и тот факт, что большинство представителей общества относятся к «визуалам», особенно молодежь, и такую публику нужно привлекать изображениями.

Однако несмотря на наши заключения, среди опрошенных, большинство, а именно, 9 студентов выбрали лучшим и выполняющим функцию побуждения текст музея, 7 человек отдали предпочтение пиар-тексту театра и 2 не посчитали ни один из предложенных текстов интересными.

В заключение следует сказать, что в интернет-релизах приветствуется лаконичность. Ведь молодым людям нравятся тексты, в которых меньше слов, что подтверждает анализ ответов участников опроса. Если же предстоит иметь дело с анонсом, то буквально можно ограничиться только афишей.

Также в современном мире прослеживается некоторая тенденция к лаконичности. Для привлечения внимания аудитории некоторые ограничиваются только «сториз» или постом в соц. сетях.

И наконец, необходимо отметить, что pr-текст оказывает определенное влияние на представителей общественности и является незаменимой составляющей медиасферы.

Литература

1. Кривоносов А.Д. «Основы теории связей с общественностью» / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. – М., 2010. – 375 с.

2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций / Г.Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер – 2001. – 656с.

3. Донбассопера.ру: «Болеро…Шах / Мат» и «Танго…История любви» ‒ Первые Премьеры 2020 года // Донбассопера.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://donbassopera.ru/aptekar-sostav-ispolnitelej/ (дата обращения: 11.02.2021).

4. Донецкартмузей.ру: Открытие выставки, приуроченной 30-летию Донецкого греческого общества // Донецкартмузей.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://donetskartmuseum.ru/news/otkrytiie_vystavka_

priurochiennaia_30_lietiiu_donietskogho_ghriechieskogho_obshchiestva0 (дата обращения: 11.02.2021).


 

УДК: 070.446:796-029:9

 

СТАНОВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОТДЕЛЬНОГО ВИДА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Сериков Н.С.,

магистрант 1 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация: В статье сделан обзор истории развития спортивной журналистики, ее становления как отдельного вида журналистской деятельности. Были рассмотрены основные события, сыгравшие огромную роль в ее развитии. Называются основоположники спортивной журналистики за рубежом и в России. Основное внимание уделяется спортивной журналистики как неотъемлемой части человеческой жизни.

Ключевые слова: спорт, спортивная журналистика, периодические издания, соревнования, Олимпиада.

Abstract. The article reviews the history of sports journalism development and its formation as a separate type of journalistic activity. The main events that played a huge role in its development were considered. These are the founders of sports journalism abroad and in Russia. The main focus is on sports journalism as an integral part of human life.

Keywords: sports, sports journalism, periodicals, competitions, Olympics.

Спортивная журналистика − одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к данному типу журналистики в некоторых СМИ, по своему вкладу на экономику, влияние спортивных рубрик и полос постоянно растет. Этому способствует профессионализация спорта и экспансии «инфотейнмента» − смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных масс-медиа. Популяризация олимпийского и спортивного движения в мире, интерес людей к здоровому образу жизни, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, делают спортивную журналистику одним из перспективных направлений СМИ [1, с. 422].

Спортивные соревнования вызывали интерес у людей еще с древних времен. Так, описаниями состязаний героев за право называться лучшим, изобилуют известные «Одиссея» и «Илиада» (VIII век до н. э.). Героический эпос Гомера описывает события времен Древней Греции, следовательно, его произведения содержат первые записи соревнований − предшественники спортивных репортажей.

Работать в сфере спортивной журналистики на заре ее зарождения (начало-середина XIX века) было постыдно и совершенно не престижно. На это влиял целый ряд причин. Главная из них, заключается в том, что спорт, с его многовековой и, казалось бы, славной историей, среди интеллигентов считался уделом социальных низов и страшной пошлостью[2, с. 310].

Как бы это не казалось странным, но во времена, когда еще отсутствовали инновационные технологии и не было даже предпосылок для создания радио и телевидения, люди не особо жаловали спорт и все, что с ним связано. Тем не менее спорт существовал, появлялись в нем новые виды. Низшие слои сословия наслаждались игрой в мяч и с большим интересом посещали подпольные боксерские поединки. В это же время джентльмены и большая часть интеллигенции тратили имущество на скачках, а элита Штатов и Европы в университетские годы воспитывалась на бейсболе, крикете и футболе.

В определенный момент не принимать во внимание спортивные события стало попросту невозможно. Одним из первооткрывателей спортивной корреспонденции в США и мире был журнал под названием «American Farmer». Первыми газетами, в XIX веке в США, которые стали публиковать на своих страницах спортивные новости и дали толчок для развития жанров в данной сферы, являются «Spirit of the Times», «National Police Gazette» и «New York Clipper»[3, с. 67].

Журналистика − рупор идеологии действующей власти: вторая причина постыдности. В XIX веке, количество независимой прессы было мизерным и являлось, в какой-то степени, нонсенсом. Тогда еще газетный бизнес был ориентирован лишь на образованную часть населения и изначально, конечно же, был убыточен. Существование периодики могли продлевать только регулярные спонсорские взносы. Спонсорами выступали на тот момент крупные политические силы. Спасением для журналистики стала коммерциализация. Данный процесс привел к тому, что в редакции периодики все чаще стали обращаться рекламодатели и платили большие деньги за размещение рекламы их продукции.

Джеймс Кэттон и Георгий Дюпперон – пионеры спортивной журналистики, им удалось сломать устоявшиеся стереотипы о вульгарности спорта. Джеймс Кэттон − британский журналист, он был первым в истории страны редактором спортивной колонки, сначала в газете «Sunday Chronicle», а затем в «Athletic News» [5, с. 12].

Секрет его необычайного успеха состоял в том, что он подружился чуть ли не с каждым футболистом в стране. Он неоднократно наведывался к ним в гости и приходил в раздевалки сразу после игры, чтобы взять интервью у спортсменов и тренеров.

В России эталонном спортивного журналиста является Георгий Александрович Дюперрон, которого и по сей день современники называют «отцом спортивной журналистики в России» и «ходячей энциклопедией спорта». Георгий Александрович был редактором петербургского журнала «Спорт» (1900-1904). Несмотря на закрытие издания он регулярно печатался в периодике. Его заметки и аналитические статьи задавали стиль и считались образцом даже при Союзе. Одна из первых его статьей - заметка под названием «От чего России не принадлежит ни один всемирный рекорд».

В середине ХIХ в. началось утверждение олимпийской идеи. Происходило все благодаря возникновению и широкому распространению спорта, как социального и культурного явления. Это стимулировало интерес к древнегреческим состязаниям. В европейских странах началось массовое зарождение различных видов спорта[3, с. 77].

Разумеется, что подобные процессы не могли не отразиться на увеличении материалов о спорте как неком тематическом тренде на страницах газет. В ХIХ в. в ряде европейских стран появляются специализированные периодические издания, посвященные различным видам спорта и физической культуры. Их авторы начинают осваивать журналистские жанры, чтобы максимально точно и интересно передать происходящие состязания. Можно сказать, что на данном этапе происходит формирование основ и изучение специфики спортивной журналистики.

Россия не оставалась в стороне. Так же, как и в других странах, начала широко развиваться спортивная печать – появлялись газеты, журналы и другие периодические специализированные издания. Одним из первых был «Еженедельник для охотников до лошадей», который выходил в Москве с 1823 года под редакцией генерал-лейтенанта П.И. Цорна. Только уже с появлением регулярных соревнований, появились спортивные рубрики и издания. В 1842 году в Москве вышел в свет журнал «Коневодство и конный спорт», а в Петербурге с 1859 начали издавать «Шахматный листок». В конце XIX века спортивные издания начали появляться и в других городах Российской империи - Киеве, Одессе, Риге, Саратове, Туле[2, с. 312].

В ряде зарубежных стран, например, в США, Франции, Великобритании, Японии, Италии, начали выпускать большое количество печатных изданий, в основном информационно-рекламного, коммерческого, а также узкоспециализированного характера, большинство из них незначительными тиражами. Наибольшую популярность из них на тот момент имели: «Football news» (London, с 1970 года), «The Health education journal» (L., с 1943 года), «Tennis world» (London, с 1883 года); в США - «AAU news and amateur athlete» (Indianapolis, с 1929 года), «Chess life and review» (New -York., с 1933 года).

Самым главным событием, которое сыграло огромную роль в развитии спортивной журналистики в Европе, стали летние Олимпийские игры 1908 года, проходившие в Лондоне. Предыдущие Олимпиады не были настолько медийными событиями, однако Игры 1908 года получили широкое освещение в ведущих газетах Европы и Америки. В этот период европейские спортивные газеты («Marca», «Gazeta dello Sport», «L'Equipe», «Sporting Life») значительно расширяют свой штат. Во время лондонской Олимпиады многие журналисты и литераторы пробовали себя в роли спортивных корреспондентов − например, спортивным обозревателем «Daily Mail» работал один из самых известных английских писателей Артур Конан Дойл. Таким образом, Олимпиада 1908 года имела колоссальный медийный успех, заставив ведущие СМИ пересмотреть свои взгляды на важность спортивной тематики и превратила Олимпиады в одно из важнейших событий, которыми соревнования остаются и по сей день.

Российские журналисты, как и их коллеги из-за рубежа, также освещали события Олимпиады в Лондоне. Это стало возможно благодаря принятому Манифесту 17 октября 1905 года. Он имел большое значение для российской прессы, так как там была прописана свобода слова. В результате этого к 1917 году в России появились более 50 спортивных изданий. В это же время правительство стало больше уделять внимание физическому здоровью граждан, из-за чего появилась необходимость в создании газет и журналов посвященных здоровому образу жизни («Сила и здоровье» (1909 − 1914), «Красота и сила» (1913), «Геркулес» (1912 ‒ 1917) [1, с. 427].

Первая мировая война (1914 − 1918) приостановила становление и развитие спортивной журналистики по всему миру. Новости о положении на фронте имели первостепенное значение, поэтому спортивная журналистика уступила место военной. Боевые действия привели к значительному упадку экономики в разных странах и как следствие многие спортивные издания были закрыты.

Однако, после окончания Первой мировой войны спортивная журналистика не просто возродилась, а еще более активно начала развиваться. Подобная динамика наблюдалась в странах Европы и Северной Америке. Этому способствовал резкий экономический подъем. Кроме того, спортивные колонки были на тот момент неким развлечением, которого так не хватало уставшей от ужасов войны и тяжелой жизни аудитории.

Россия одна из тех стран, кто больше всех пострадал от военных действий. Естественно это наложило негативный отпечаток на развитие спортивной печати. Начавшаяся в стране Гражданская война только усугубила это положение. А Вторая мировая война, которая началась в 1939 году, и вовсе остановила развитие спортивной журналистики как в России, так и других странах. Журналисты со всего мира отправились на фронт для защиты своей родины.

Вторая половина ХХ века, стала возрождением спортивной журналистика. Уже в апреле 1945 года в агентстве Associated Press появилась первая спортивная редакция. В августе 1954 года вышел первый номер журнала «Sports Illustrated» – он и по сей день остается одним из наиболее популярных среди спортивных изданий. На страницах данного журнала публиковались фото и тексты, посвященные различным видам спорта. Позже в нем появился вкладыш с карточками, на которых были изображены самые знаменитые спортсмены [2, с. 311].

Благодаря усилиям журналистов и большому количеству материалов, к концу ХХ века спортивные соревнования стали пользоваться невероятным успехом у публики. Спортсмены становились известными медийными личностями, команды уже могли существовать за счет спонсорских вложений, а читателям все больше хотелось знать о своих кумирах.

Итак, проследив историю спортивной журналистики можно сделать вывод, что она постепенно преобразовывалась и трансформировалась в зависимости от профессиональных качеств журналистов и запросов аудитории. Так в XIX веке в задачи корреспондентов входили подсчет статистики и наблюдение. К середине XX века, несмотря на мировые войны, которые замедлили процесс развития спортивных изданий, в журналистике преобладала аналитическая подача материалов. Содержание, характер и форма журналистских материалов о спорте также со временем заметно обогатились и видоизменились. Например, традиционные информационные жанры стали сопровождаться комментариями, приобретая более аналитический характер. Элементы одних жанров значительно расширили структуру других, позволяя говорить о жанровой диффузии. Спортивная пресса смогла стать специфическим родом журналистики, характеризующимся своим предметно-тематическим набором, сравнительно узкой аудиторией, а также особой жанровой структурой.

Литература

1. Алексеев, К. А. Спортивная журналистика: учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 420 – 427 с.

2. Воронков П. Спортивная пресса как тип: учебное пособие / П. Воронков. – М.: Самиздат, 2009. – 323 с.

3. Дерепа М.С. Освещение спорта в периодической печати/ М.С. Дерепа // Спортивная наука. – 2003. – №3. – С. 56 ‒ 99.

4. Михайлов С. А. Спортивная журналистика: учеб. пособие / С.А. Михайлов, А. Г. Мостов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 223 с.

5. Мураковский А. Спортивные журналисты: кто они?: учебное пособие / А. Мураковский. – Москва: Абажур, 2001. ‒ 12 с.


 

УДК 316.77; 070

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МЕДИАКРИТИКИ В ИНТЕРНЕТ-СМИ
(на примере изданий России, Украины и ДНР)

Симонова А.В.,

студентка 3 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена медиакритики как образовательно-ориентирующей сферы журналистики, которая оценивает современный контент и функционирование средств массовой информации. В данном материале автор проводит сравнительный анализ Интернет-изданий России, Украины и ДНР на наличие в них разного рода медиакритических сообщений.

Ключевые слова: медиакритика, медиаобразование, СМИ, Интернет, современность.

Abstract. the article is devoted to the phenomenon of media criticism as an educational-oriented sphere of journalism that evaluates the modern content and functioning of the mass media. In this article, the author conducts a comparative analysis of online publications in Russia, Ukraine and the DPR for the presence of various media critical messages in them.

Key words: media criticism, media education, mass media, Internet, modernity.

 

С каждым днем роль и значение информации в жизни людей непрерывно растет. Теперь молодое поколение всё своё свободное время проводит в Интернете, в социальных сетях или на сайтах с видеоиграми. Поэтому традиционные каналы передачи информации уже перестали быть популярными,но СМИ нашли выход из ситуации и перешли в другое информационное пространство – глобальное.

Как и раньше, средства массовой коммуникации, с одной стороны, могли развивать человека и давать новые знания, но с другой ‒ также и обманывать, запутывать и манипулировать сознанием, а на данный момент ситуация усугубилась. Сейчас на просторах Интернет-пространства можно встретить большое количество низкопробной, по содержанию, продукции кино- и видеорынка, а также литературы, что в свою очередь влияет на массовую аудиторию.

В связи с этим А.В. Федоров говорит, что тема медиаобразования и медиакомпетентности граждан становится с каждым годом всё актуальнее, так как развитие медиаграмотного населения – это эффективное средство против манипуляций со стороны средств массовых коммуникаций и информационных войн [3, с.136]. Поэтому в последнее время стали объединять понятия«медиаобразование» и«медиакритика».

Остановимся подробнее на понятии медиакритики. Медиакритика - это область по изучению конкретных медиатекстов и актуальных проблем функционирования СМИ в социуме. Данная деятельность направлена на просвещениемедиапрофессионалов и массовой аудитории, а также она оказывает достаточно большое влияние на создание медийного контента и его потребление. Так, к примеру, рецензии на фильм или книгу, написанные в положительном ключе, благоприятно сказываются на продажах того или иного продукта.

Таким образом, медиакритика – это область современной журналистики, которая осуществляет критическое осмысление и дает некую оценку подаваемого массовой аудитории информационного сообщения, чтобы научить общество не просто поглощать уже готовую и обработанную информацию, а анализировать получаемый материал и делать собственные выводы. Предметом изучение может стать как форма и содержание информационного продукта, так и влияние медийного контента на общество.

Информационный бум, который стал реальностью для современного общества, смог сформировать личностные характеристики молодого поколения, среди которых выделяются эстетические представления и ценности. С самого рождения человек попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. В данной связи учитываетсямедийная грамотность, которая предполагает свободное пользование поисковыми сетями и умение различать медийные тексты, обоснованные на реальных подтвержденных фактах и объективном мнении, от чисто субъективных, подкрепленных эмоционально окрашенной лексикой.

Сегодня массовая аудитория получила огромную возможность для самореализации: теперь каждый человек легко может создать блог или интернет-портал, в котором будет свободно выражать свое мнение по тому или иному поводу. Но будет ли оно добросовестным? Можно ли говорить о том, что в Интернет-пространстве существует качественнаямедиакритика?

Для этого рассмотрим ряд таких Интернет-изданий как: российское – «СНОБ», украинское – «УНИАН», а также СМИ ДНР – «DNR.news».

Начнем с российского издания. В Интернет-СМИ «СНОБ», который считается специализированным сайтом, присутствует отдельная рубрика для медиакритики, под названием «Телевидение», где авторы повествуют о новинках экранного продукта и анализируют различные телевизионные передачи.

В медиакритическом ключе пишутся рецензии на выходящие сериалы и фильмы, обозреваются новости, ведутся рассуждения на тему популярности телевидения в нынешних реалиях, и в целом о его роли в жизни людей.

Чаще всего в данном издании медиакритикапредставлена в жанрах рецензии, статьи, обозрения и заметки. Что же касается типа медийных сообщений, то стоит сказать, что здесь всё зависит от истории и автора, который может только ввести аудиторию в курс дела, или проанализировать ситуацию и предложить способы ее решения. Исходя же из нашего мониторинга, в «СНОБ» используются такой тип медийных сообщений, как массовый.

Если говорить об авторах – журналистах, то на данной платформе самыми популярными являются Марина Володина, Саша Шипин, Ким Белов и Владимир Боровой. Стиль и подача материалов данных авторов выделяется «из толпы»: в текстах используются метафоры, сравнения, языковая игра слов и прецедентные заголовки, что не может не привлекать внимание. Текст подан легко и просто, он не перегружен большим количеством терминологии или заимствований. И в то же время авторы стараются с объективной точки зрения подходить к происходящему, дополняя свое мнение фактами. К примеру, можно рассмотреть следующий отрывок из рецензии Кима Белова «В постели с «Мажором»»:

«Каждый народ имеет те сериалы, которые заслуживает. Примерно так можно было бы перефразировать известную фразу посланника Сардинского королевства при русском дворе графа Жозефа де Местра про граждан и правительство, и она в таком виде гораздо точнее и уместнее, чем в оригинале. Если правитель еще может оказаться на троне благодаря стечению обстоятельств, то сериал в любой стране выходит на экран только потому, что его хотят и готовы смотреть именно таким. <….>Количество, как это всегда и бывает, неизбежно переходит в качество. Чем дальше, тем больше появляется в России сериалов, которые не вызывают зубную боль при сравнении с международными аналогами. Тот же «Мажор» уже оказался на самой выгодной в мире площадке ‒ в каталоге «Нетфликса». Тем не менее, некоторых сериалов на российском ТВ не будет никогда. Например, кто-то из любителей сериалов фантазировал о том, чтобы сделать «русскую "Игру престолов"». Но проблема в том, что в «Игре престолов» есть инцест и драконы. Первого в России не может быть по соображениям закона, второго ‒ из-за нехватки денег. А если убрать инцест и драконов, это будет уже не «Игра престолов», а что-то совсем другое».

Также стоит упомянуть и о пользователях,читателях, которые в наше время сами создают или предлагают идеи для последующих медийных текстов. Что касается интернет-портала «СНОБ», можно сказать только то, что комментировать и высказывать своё мнение под статьями можно, а это уже огромный плюс. Но дело в том, что просмотрев большое количество работ, мы так и не смогли найти хотя бы какого-то отклика от читателей. И тогда мы увидели, что данное СМИ также публикует свои материалы на страницах Twitter и Facebook и нашли то, что искали. В более востребованных в данное время социальных сетях ведутся диалоги со своими читателями, которые, в свою очередь, и предлагают идеи для дальнейших публикаций.

Переходя к украинскомуИнтернет-СМИ стоит сказать, что «УНИАН» практически не уступает по популярности выше представленному изданию, а даже конкурирует с ним.

Информационное агентство УНИАН изучает и анализирует все события, происходящие не только на своей территории, но и за ее пределами. На данном Интернет-портале для медийных текстов не выделили отдельную рубрику, поэтому такого рода сообщения можно найти и в других представленных разделах.

Информационное агентство создает медиакритические сообщения, направленные на массовую аудиторию, которые можно встретить в таких жанрах как: обозрение и статья. Чаще всего авторы обозревают новости, которые показывают по телевидению, а также пишут рецензии на кино-новинки.

Говоря о журналистах УНИАН, стоит сказать, что популярными из нихявляются Василий Рыбник, Дмитрий Шварц и Богдан Петренко. В своих текстах украинские СМИ используют прецедентные заголовки, а также большое количество цитирования и аналогии. Материалы написаны простым и доступным языком. И всё выглядит прилежно, пока не начинаешь вчитываться в текст. Авторы позволяют себе принижать другие материалы или людей, оправдываясь предоставляемыми фактами, тем самым влияя на умы массовой аудитории и управляя ею. Но стоит признать, что делают они это искусно. Хорошим примером послужит следующий отрывок из статьи Василия Рыбникова «Над Путиным глумится таинственный Царь»:

«Давно известно, что за убийцами русских детей стоит кто-то очень богатый, влиятельный, старый, плешивый и постыдный. В частности, именно ему принадлежит знаменитый дворец в Геленджике, который неуклюже приписывали Владимиру Путину, но не тут-то было! Пресс-секретарю Пескову смешно было даже думать о том, что такой скромный и стеснительный в быту президент, как Путин, многолетний владелец автомобильного прицепа «Скиф», будет годами строить совершенно не нужный ему дворец за 100 миллиардов краденых рублей, на которые можно было бы купить столько хороших ракет и патронов для русскоязычного населения разных стран. Многие видели истинные суровые условия жизни российского президента, когда он выходит голый из сарая на мороз и трижды лезет в прорубь, но вода его не принимает, настолько он скромен и непритязателен. На Путине голубые трусы, которые в сочетании с его желтым телом образуют цвета украинского флага, и это глубоко символично: рост фашизма в Украине волнует Путина куда больше, чем какой-то там дегустационный зал, прорубленный в скале с видом на море, или дворцовая аквадискотека».

Также стоит упомянуть и о «включении» аудитории в жизнь информационного агентства. В отличие от вышерассмотренного Интернет-издания «СНОБ», под текстами УНИАН можно найти большое количество комментариев, или лучше сказать эмоциональных откликов читателей, практически под каждой публикацией. А также свое мнение можно высказать в Twitter, Facebook иTelegram.

Перейдем к третьему, и заключительному, Интернет-изданию, как «DNR.news», или «Новости Донецкой Народной Республики».

Данное издание представляет собой мультимедийный портал универсальной тематики, это такой «сборник», где мы можем найти новости не только из информационного агентства и прессы, но и из телеканалов и радиостанций Донецкой Народной Республики.

Проведя небольшоймониторинг данного Интернет-издания, можно сказать, что в ДНР медиакритика находится лишь на стадии зарождения, так как нами не было выявлено хотя бы одного медиакритического текста. Но прочитав большое количество заметок и обозрений, необходимо уточнить, что задатки такого рода сообщений уже присутствуют в наших публикациях, что, несомненно, дает повод для гордости.

Публикации данного Интернет-СМИ сами по себе выглядят «сухим» перечислением фактов, без какого-то дальнейшего анализа, что даже отталкивает от себя аудиторию. Но стоит сказать, что обратная связь СМИ и общества всё-таки существует: под каждым журналистским текстом можно оставить комментарий, написать на почту редакции или перейти в группу в социальной сети «ВКонтакте», или на Telegram- канал, где спокойно и легко можно выразить свою точку зрения.

Таким образом, рассмотрев три по-особенному не похожие и в тоже время удивительные Интернет-издания, необходимо отметить, что есть некоторые детали, которые присущи им всем: во-первых, во всех выше представленных СМИ медиакритика в большей степени направленна на массовую аудиторию, и во-вторых, они создают всё больше площадок для обмена мнениями между читателями. Это благотворно влияет на рейтинг Интернет-издания, доверие и поиск новых и интересных тем для публикаций.

Подводя итоги, необходимо сказать, что на данный момент медиакритика находится на стадии бурного развития, что, несомненно, можно увидеть на просторах Интернет-пространства. Но не стоит забывать, что



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.061 с.)