Интервью в документальном военном кино: специфика и роль в формировании образа героя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервью в документальном военном кино: специфика и роль в формировании образа героя



Чайка О. С.,

ассистент кафедры журналистики

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. В статье анализируется роль интервью в формировании образа героя в военном документальном кино. На примере фильма Евгения Поддубного охарактеризована специфика использования интервью в работе над образом героя. Описывается роль невербальных средств коммуникации. Выделены основные задачи интервью с окружением героя. Сделаны выводы относительно методов подготовки и проведения интервью.

Ключевые слова: документальное военное кино, интервью, беседа, образ, герой.

Abstract. The article analyzes the role of interviews in shaping the image of a hero in military documentary films. On the example of the film by YevgenyPoddubny, the specifics of using interviews in the work on the image of the hero are characterized. The role of nonverbal means of communication is described. The main tasks of the interview with the hero's environment are highlighted. Conclusions are drawn regarding the methods of preparing and conducting interviews.

Key words: documentary war film, interview, conversation, image, hero.

Документальное кино в XXI веке вызывает большой теоретический и практический интерес, поскольку в нём удачно переплетается искусство, журналистика и реальность. В условиях информационного противостояния документалистикаактивно используетсяв формировании общественного мнения, поскольку в своём содержании она способна раскрыть не только взаимосвязь фактов и последствий, но также сформировать образ героя ‒ коллективного или индивидуального. Исследователь Беспаева М.И. пишет в своей работе «Образ в документальном кино» следующее: «Герой неигрового кино зачастую наполнен разными качествами и оттенками выразительности и колоритности, что именно эта многослойность делает документалистику захватывающей и эмоциональной для зрителя» [3, с. 3].

В современной социальной ситуации практика СМИ оказалась смелее и умнее теории: она раньше откликнулась на лавинообразное нарастаниетрансформаций [1, с.290]. Также в условиях глобализации возрастаетроль документального кино в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В связи с этим, изучение методов создания документального контента следует детально изучать и актуализировать с учётом всех тенденций и трансформаций современной журналистики.

Цель исследования ‒ выявитьроль и специфику использования интервьюдля формирования образа героя в документальном военном кино.

Исследованию образа героя посвящены работы многих именитых ученых, в частностиработа М. Бахтина «Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук». В ней автор раскрывает суть понятия художественного целого, которое, по его мнению, состоит из двух ценностных контекстов: «в контексте героя ‒ познавательно-эстетическом, жизненном, ‒ и в завершающемконтексте автора ‒ познавательно-эстетическом и формально-эстетическом,причем эти два ценностных контекста взаимно проникают друг друга» [2, с. 31]. Следует дополнить, что в современном российском документальном кино появляются новые способы освоения реальности, а некоторые классические методы видоизменяются для достижения определенных задач. Так, к примеру, интервью в документальном военном кино имеет ряд определенных характеристик, позволяющих с его помощью сформировать образ героя ‒ борца за свободу и независимость.

Интервью в неигровом кино регулярно используется для демонстрации уникальных черт характера героя, его поведения и морально-этических взглядов. Важную роль, помимо слов, играют мимика и жесты интервьюируемого, его внешний вид, антураж и многие другие факторы, которые и создают целостный образ. Задача документалиста заключается не только в проработке вопросов и обработке ответов, но и в акцентах, которые следует тщательно расставить.

За годы военно-политического конфликта на Донбассе российскими журналистами снято большое количество документальных фильмов. Силами Республиканских СМИ также подготовлены и продемонстрированы фильмы о военной агрессии Украины. Этот массив информации вполне может выполнитьроль «щита» и не допустить дезинформацию и откровенную ложь нателеэкранах и видеоплатформах [4, с.276]. Разберём специфику использованияинтервью в современной военной документалистике, посвященной войне на Донбассе, на примерефильма Евгения Поддубного ‒ «Батя». Данный документальный проект посвящен первому Главе ДНР ‒ Александру Захарченко.

Для создания образа героя в военном документальном кино характерноналичие в речи интервьюируемого эмоционально-окрашенной лексики, жестов и мимики. За счёт этих элементов у зрителя формируется доверительное отношение к герою, поскольку, будучи вовлечённым в военные действия, в кадре он демонстрируется, прежде всего, как личность. И такова задача журналиста: максимально сохранить живой образ действующего лица, не испортить его восприятие строгой деловой манерой общения. Поэтому в документальном кино при монтаже максимально сохраняется обычная манера общения интервьюируемого. В фильме «Батя» большую роль играет наличие региолектав речи героя, это создает особое настроение и сближает его со зрителем, для которого эти выражения и манера произношения являются привычным речевым поведением. Журналист не предпринимает попыток передать чувства и мысли героя иначе, он без изменений передает зрителю эту особенную манеру общения. Такова тенденция современной военной документалистики, особенно той, которая посвящена донбасским реалиям: наша задача не в созданииобраза классического героя ‒ профессионального военнослужащего, мы показываемобраз обычного человека в условиях военно-политического противостояния.

В фильме «Батя» Евгений Поддубныйуспешно сформировал образ Александра Захарченко ‒ «своего» парня, честного, резкого и смелого. Этот образ формируется постепенно, с помощью интервью в различныхобстоятельствах, которые и позволяют продемонстрировать зрителям многогранность характера Александра Захарченко. Беседа в официальной обстановке происходит в кабинете у Главы ДНР, а какие-то ответы на вопросы мы получаем из беседы Александра Владимировича с подчиненными в процессе совещания, на котором присутствует автор фильма. Часть информации мы получаем из рассуждений в машине, часть интервью подготовлена дома у Александра Захарченко, а некоторые детали мы узнаем на бегу ‒ по пути на боевые позиции.

Каждое из мест беседы вносит в образ героя свои особенности. К примеру, в интервью, подготовленном в офисе, основной темой является экономика государства и план развития Республики. Официальный стиль одежды и сдержанные невербальные средства коммуникации демонстрируют Александра Захарченко не в роли военного командира, а в роли политического деятеля. Совсем иные черты характера первого Главы ДНР раскрываются в неформальной беседе у него дома. Евгений Поддубный за кадром отмечает, что «таким Александра Захарченко видели единицы. Вечером, дома, на инвалидном кресле». Съемки фильма проходили после получения Александром Владимировичем ранения. Однако, действительно, в окружении военных он не появлялся в инвалидном кресле, поэтому журналист сообщает факт, однако его значение возрастает в связи с домашней обстановкой, окружающей героя фильма: квартирный интерьер, неброская одежда, расслабленная речь, мимика и жесты. Дома Александр Захарченко показывает Евгению Поддубному свою коллекцию оружия. И это не только ещё одна сторона характера героя,здесь примечательно следующее:главным экспонатом своей коллекции Александр Владимирович называет нож, подаренный ему священником после победы под Шахтёрском. В итоге беседа о личном хобби завершается лирическим моментом, воспоминанием о боях и рассказом об оружии, которое стало неким символом современной реальности Донбасса. В закадровом тексте Евгений Поддубный подчеркивает искренность ответов героя фильма в интервью: «вот говорит о врагах и друзьях», «здесь же – об Одессе», «уже в личном разговоре Захарченко расскажет», «а начиналось всё здесь», «в машине Глава ДНР находит ответ». В совокупности всё это дает всестороннее восприятие реальности героя.

Также журналист воссоздает хронологию – процесс становления героя. Поэтому в своём фильме Евгений Поддубный постепенно раскрывает личность Александра Захарченко, чередуя кадры интервью с собственными комментариями за кадром. Неоднократно подчёркивается главная особенность героя: он не является военным по сути, но он военный по призванию. Евгений говорит: «Он [Захарченко] не мог представить, что к весне 2015 у него будет два ранения, две награды Донецкой Народной Республики ‒ Георгиевские кресты, слава одного из самых дерзких командиров ополчения.... Обычный же донецкий парень, как и все».

Образ обычного человека, честного и правильного, формируется также и за счёт интервью с окружением героя. В хронологической последовательности журналист вводит в свой фильм классную руководительницу, однокурсника, командира «Пятнашки», ополченцев из отряда Захарченко. Каждый из этих героев описывает героя фильма в разные периоды его жизни, но в сумме мы получаем портрет первого Главы ДНР. Классный руководитель в беседе с Евгением отмечает, в первую очередь, то, что Александр Владимирович, будучи школьником, всегда заступался за тех, кто слабее и «не боялся стоять за правду». Затем слова однокурсника о том, что Александр Захарченко был «обычный серенький парень, на которого всегда можно было положиться» дополняют его образ и делают его более человечным. Затем ‒ война, как переломный момент, и уже сослуживцы отзываются о нем совсем иначе. Командир батальона «Пятнашка», Ахра Авидзба, говорит так о лидере Донецкого ополчения: «…для меня уже это было показателем, что он отдает своё, чтобы у нас что-то было». В этом эпизоде он рассказывает о самых первых боях, когда не хватало даже патронов, а Захарченко был готов отдать всё своим единомышленникам. Кадры интервью с командиром «Пятнашки» чередуются реальными кадрами боев, которые демонстрируют действительность главного героя фильма: условия, в которых происходило становлениеего характера. А Евгений Поддубный, между тем, отмечает, что «вот так из шахтёра, предпринимателя... Захарченко начал превращаться в боевого командира… появился позывной....позывной "Батя"».

Как видим, интервью как способ получения информации в военном документальном кино создается по известным журналистским канонам, но, вместе с этим, обладает своими уникальными особенностями. Для достоверной передачи образа героя журналист должен исследовать не только его профессиональную деятельность, но также процесс становленияличности и присущие ему моральные принципы. Для этого ему необходимо провести интервью с окружением героя. Они помогут сформировать у зрителей отношениек герою не только как к военному, но, и что важнее, как к личности.

Журналист должен всесторонне отобразить реальность героя с помощью проведения интервью в различных обстоятельствах. Ему необходимо правильно выбирать место и время для вопросов разной тематики, которые должны соответствовать настроению героя в это время. При максимально естественном и правильно подготовленном интервью журналист получает «живую» беседу со своим героем. При грамотно составленном закадровом тексте, удачном подборе видеоряда и звукового сопровождения, журналист может рассчитывать на высокое качество своего продукта. При просмотре подобного контента у аудитории не возникает вопросов к автору проекта. Факт и реальность в таком фильме взаимодополняют друг друга. Также такой фильм обладает и должным уровнем эмоционального воздействия. Перспектива дальнейших исследований видится в детальном анализе авторского контента, который позволит составить практические рекомендации для проведения журналистами интервью при подготовке документального военного кино.

Литература

1. Артамонова И.М. Массмедиа в системе социальных коммуникаций / И.М. Артамонова // Культура в фокусе научных парадигм / научн. ред. Кравченко О.А., Каика Н. Е. ‒ Донецк: ДонНу, 2020. ‒ Вып. 10-11. ‒ 408 с. ‒ С.286 – 294.

2. Батя. Фильм Евгения Поддубного [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=K_6DRnBXrzI (заглавие с экрана, дата обращения 25.02.2021).

3. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. ‒ СПб.: Азбука, 2000. ‒ 336 с.

4. Беспаева М.И. Образ в документальном кино / М.И. Беспаева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. ‒ 2015. ‒ №2 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-v-dokumentalnom-kino (дата обращения 25.02.2021).

5. Чайка О.С. Документальное военное кино о Донбассе: особенности распространения в цифровую эпоху / О. Чайка // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы V Международной научной конференции (Донецк, 17-18 ноября 2020 г.). – Том 4: Филологические науки. Культура и искусство / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. – С. 275 ‒ 278.


 

УДК 070.422:82-92



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.014 с.)