Жанрообразующие признаки и специфические особенности современной телепублицистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанрообразующие признаки и специфические особенности современной телепублицистики



Хоменко А. А.,
студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. Телевизионная публицистика объединяет в себе экранные произведения, посвящённые актуальным проблемам и явлениям современной социальной жизни. В статье описываются жанрообразующие признаки телепублицистики, раскрываются критерии, лежащие в основе жанрового деления телепередач и разделения их на информационную, аналитическую и художественную публицистику. В качестве примеров используются передачи общероссийского федерального телеканала «НТВ».

Ключевые слова: телепублицистика, жанр, жанровые признаки, информационная публицистика, аналитическая публицистика, художественная публицистика.

Abstract. Television journalism combines screen works devoted to current problems and phenomena of modern social life. The article describes the genre-forming features of telepublicism, reveals the criteria underlying the genre division of television programs and their division into information, analytical and artistic journalism. The programs of the all-Russian federal television channel «НТВ» are used as examples.

Key words: TV journalism, genre, genre features, information journalism, analytical journalism, art journalism.

 

Современный мир порождает большое количество военно-политических и социально-экономических событий, таких как стремительные колебания курса валют и криптовалют, разрастание военных конфликтов, борьба с эпидемиологической угрозой. Подобные события требуют не только информационного освещения, но и глубокого анализа, творческого осмысления, раскрытия причинно-следственных связей между явлениями, выработки оптимальной стратегии ведения дальнейших действий. Проблемами определения сущности телепублицистики, жанровой принадлежности телепередач и классификации жанров занимались М. Антонова, А. Беликова, М. Белоусова, П. Гуленко, Ю. Долгова, А. Тертычный, А. Хлызова.

Анализ исследовательских работ показал отсутствие единого подхода к определению и классификации телевизионных жанров, недостаточно проработанную методологическую базу функционирования информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, недостаток примеров современных телепередач в данных жанрах.

Целью данной статьи является уточнение жанрообразующих признаков и специфических особенностей современной телепублицистики. В результате научного исследования будет предпринята попытка определить принципы, на которых базируется классификация современного телевизионного контента. В качестве примеров использованы телепередачи общероссийского федерального телеканала «НТВ».

Рассмотрим понятие «публицистика». По определению Г. Лазутиной, публицистика (от лат. publicus – общественный) представляет собой «род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям современного социума» [5, с. 42].Публицистикаважна в политическом и идеологическом плане как способ выражения множественности общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг остросоциальных проблем.

Заметим, что основой деятельности публициста является поучение или воздействие на общественное мнение как политическую силу, поэтому рассматриваются лишьактуальные вопросы, имеющие значительный вес в социуме. Публицистика субъективна и опережает научные выводы, в ней отсутствуют сомнения и колебания, что является следствием высокого темпа социальной жизни, требующего наличие готового мнения и определённого решения. Ей присуща императивность, согласно которой публицист всегда прав, а его оппонент – нет. При этом в ходе полемики всегда возможен переход от воззрений оппонента к его личности.

Основными чертами телепублицистики выступают систематичность, жанровая определённость, стилевая идентичность, личностный характер, обусловленный спецификой взаимодействия экранного произведения и телезрителя. Как правило, систематичность проявляется в последовательной эволюции тематического материала и преемственности телепередач, транслируемых относительно постоянной зрительской аудитории.

Рассмотрим жанровую составляющую телепублицистики. По определению М. Антоновой, жанр телевизионной журналистики является «формой представления материала в экранном произведении, влияющей на набор способов и средств раскрытия темы, помогающих зрителю войти в систему мышления автора» [1, с. 4]. Жанровая система характеризуется достаточной сложностью, полиаспектностью, постоянной эволюцией и синтезом жанров. Тем не менее, какой бы сложной ни была конструкция телепередачи, её базис обнаруживает черты той или иной жанровой системы.

Жанрообразующими признаками являются предмет, цель и методы создания произведения. Как указывает A. Тертычный, предметом отображения в журналистике может быть «процесс, ситуация, личность»
[6, с. 45]. Цель формулируется как сообщить, познакомить, объяснить, оценить, выявить причину и следствие. Методы создания произведений разных жанров могут быть эмпирическими (фактографическими), теоретическими (понятийными), художественными (образными), а в отдельных случаях наблюдается сочетание нескольких методов сразу. Каждый жанр имеет не только название и диагностические признаки, но и специфическую функцию (информационную или рекреационную), а также типичное положение в экранном пространстве (канал, передача, рубрика, эфирное время).

Первая классификация телевизионных жанров отечественного телевидения принадлежит Р. Борецкому, согласно которому существует два базовых жанровых уровня:

– информационно-публицистический: информационное выступление в кадре, обзор, беседа, интервью, дискуссия;

– художественный (постановочный и игровой): очерк, документальное кино [3, с. 25].

На современном этапе В.Цвик очерчивает три жанровые группы на телевидении, которые совпадают с печатными:

– информационные (сюжет, отчет, выступление, интервью, репортаж);

– аналитические (беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция);

– художественно-публицистические (зарисовка, очерк, эссе) [7, с. 453].

Указанные три жанровые группы различаются по уровню типизации, то есть по степени обобщения жизненного материала. В основе информации лежит единичный факт, аналитика строится на мнении, складывающимся в результате количественного накопления фактов, художественная публицистика базируется на художественном образе, возникающим в результате качественного преобразования фактов и обобщения жизненного материала порой до фантастических размеров.

Перейдём к более подробному рассмотрению основных жанровых групп. Информационными являются передачи, фиксирующие реальность, где корреспондент следует за конкретным событием, явлением. Композиция материалов, их организация диктуется ходом рассматриваемого события. На НТВ информационными телепередачами являются новостные телепередачи «Акценты недели», «Анатомия дня», «Итоги дня», «ЧП. Обзоры за неделю»; интервью «Без купюр» с В. Боровицким, «Женский взгляд» и «Зеркало для героя» с О. Пушкиной, «И снова здравствуйте!» с Г. Пьяных; лайфстайл «Квартирный вопрос» с О. Козыревой, «Дачный ответ» с А. Довгополом, «Едим дома» Ю. Высоцкой, «Живая еда» С. Малозёмова.

В аналитических передачах журналист анализирует и сопоставляет ряд фактов, явлений в соответствии с творческой задачей. Композиция материала зависит не от фабулы события, а от замысла журналиста, режиссера. Как указывает М. Белоусова, аналитическая группа представляет собой «глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов» [2, с. 75]. При разработке данных материалов журналист анализирует социальную реальность. При этом происходит деление рассматриваемого явления на отдельные компоненты, тщательное изучение, отсеивание несущественного и второстепенного. После этого следует вывод и обобщения.

Главной задачейаналитической публицистики является объяснение зрителю фактов и причинно-следственных связей между ними. На «НТВ» аналитическими являются телепередачи жанра ток-шоу: «Место встречи», «ДНК», «Звёзды сошлись», «Своя правда»; расследования: «Новые русские сенсации», «Основано на реальных событиях», «Следствие вели», «ЧП. Расследования», «НашПотребНадзор» с О. Солнцевым.

Художественно-публицистическими являются произведения, композиция которых подчинена образной системе, предложенной автором. При сохранении документальности материала широко применяется весь спектр средств художественной выразительности вплоть до актерской игры. Художественной публицистике присущи образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный документальный факт может отходить на второй план, поскольку журналисту приоритетней умение подняться над явлением, фактом.

На телеканале «НТВ» художественная публицистика представлена юмористическими телепередачами «Бульдог-шоу» с Г. Харламовым, «Время Г» с В. Галыгиным, «Киношоу» с М. Авериным и А. Заворотнюк, «Чета Пиночетов» с Е. Писаревым; путевыми очерками «Двойные стандарты. Тут вам не там!» с И. Шихман и А. Самарцевым, «Миграция» с Д. Лебедевым, «Пора в отпуск» с С. Катковой, «Таинственная Россия» А. Прониной, «Хорошо там, где мы есть» с А. Скворцовым; портретным очерком «Один дома» К. Набутова.

М. Ким выделяет такие признаки художественно-публицистических жанров как публицистичность, художественность и сатиричность (за исключением очерка и эссе) [4, с. 359]. Публицистичность проявляется в актуальности и остроте разрабатываемых журналистами тем. Если информационные и аналитические жанры тяготеют к беспристрастности в изложении и интерпретации фактов, то художественно-публицистические произведения характеризуются открытостью позиции автора, высокой эмоциональностью, прямой обращённостью к зрителям.

Художественность заключается в наличии своей инфраструктуры образов, к которой относят природные и предметно-вещественные зарисовки, микрообразы людей и лаконичные микрообразы. Художественность формы связана и с присутствием в этих жанрах образа автора, который, отметим, является главной жанрообразующей категорией. В произведениях рассматриваемой категории у автора имеются большие возможности для самовыражения. Главные задачи, решаемые в процессе актуализации образа автора, выражаются следующим образом: журналист как носитель идейного замысла произведения должен не только конкретно очертить свою мировоззренческую позицию к рассматриваемым явлениям и ситуациям, но и приложить усилия для проявления творческой индивидуальности. Указанное положение объясняется тем фактом, что зритель соприкасается не с вымышленным, а реальным образом, коим является личность публициста.

Сатиричность проявляется в выявлении публицистом комической составляющей отрицательного факта, его осмыслении и последующим высмеиванием. Комический эффект достигается посредство разнообразных средств художественной выразительности, таких как гипербола, гротеск, фантастичность, различные юмористические и сатирические приёмы.

Особый характер данных телепередач выражается в повышенной требовательности к лексике, художественной образности, эмоциональной насыщенности контента, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоение искусства создания телепередач художественно-публицистических жанров считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства.

Таким образом, телевизионная публицистика на современном этапе развития характеризуется наличием трёх основных жанровых групп: информационные (сюжет, отчёт, выступление, интервью, репортаж), аналитические (беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция), художественно-публицистические (юмор, зарисовка, очерк, эссе). Стоит отметить, что отдельные жанры могут относиться к нескольким жанровым группам. Так, интервью или репортаж могут быть как информационными, так и аналитическими. Каждый из жанров характеризуется наличием жанрообразующих признаков, таких как предмет («Что?»), цель («Зачем?»), и метод («Каким образом отображать?») отображения.

 

Литература

1. Антонова М.Г. Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации / М.Г. Антонова // Огарёв-Online. – 2017. – №6 (95). – С. 3-9.

2. Белоусова М.Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики / М.Н. Белоусова // Вестник РУДН, серия Литературоведение, Журналистика. – 2011. – №1. – С.73-80.

3. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения / Р.А. Борецкий. – М.: Прогресс, 1989. – 76 с.

4. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста / М.Н. Ким. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

5. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 321 с.

6. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 320 с.

7. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика: Монография / В. Л. Цвик. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 623 с.

 


 

УДК 070:791.61

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.202 (0.021 с.)