В фокусе медийных проблем и достижений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В фокусе медийных проблем и достижений



 

УДК 811.161.1ʼ42811.1611ʼ27

ЖУРНАЛИСТИКА ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ:

ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ

Дроздова А.В.,

канд. наук по соц. ком., и.о. заведующего кафедрой

журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье рассмотрены организационно-управленческие и жанрово-интенциональные свойства журналистики Луганской Народной Республики с точки зрения синергетического и антропологического подходов. Обосновано предположение, что актуализация «сверхтекста» республиканской медиасистемы может стать одним из потенциально перспективных путей ее развития.

Ключевые слова: медиасистема Луганской Народной Республики, жанрово-интенциональная конфигурация, соучастие, диалог, персонализм.

Abstract. The organizational-managerial and genre-intentional properties of journalism of the Lugansk People's Republic in light of synergetic and anthropological approaches were examined in the article. The assumption that the actualization of the «supertext» of the republican media system can become one of the potentially promising ways of its development was substantiated.

Key words: media system of the Lugansk Peopleʼs Republic, genre-intentional configuration, complicity, dialogue, personalism.

 

Не все готовы посмотреть на обочину,

когда впереди широкая магистраль.

О.С. Иссерс

Не так давно автор настоящей статьи предпринимала попытку выделить системообразующие факторы «журналистики непризнанных» [2]. Тогда наблюдение за медиажизнью в республике выразилось в трех лаконичных: по статистике, по содержанию, по духу. Несложная модель аппелировала к выяснению количества действующих СМИ, особенностей их содержания и целеполагания.

Абсолютно очевидно, что в свете злободневных векторов развития журналистики есть смысл обратить внимание на ее суть вне иерархии классических факторов, определяющих роль СМИ в обществе, – историко-политических, социокультурных, технологических. Журналистика как сложноорганизованная система, безусловно, «чувствительна к малым и случайным воздействиям… с нижележащих или вышестоящих уровней бытия» [4, с. 228]. По нашим наблюдениям, именно они сегодня имеют шансы вывести ее из состояния «рецессии» и придать новых, нетривиальных и побуждающих к обновлению системы смыслов.

Основой наших теоретических размышлений послужили концептуальные идеи антропологического и системно-синергетического подходов в изучении медийных практик современности. В частности следующие:

– журналистика является неравновесной сложноорганизованной системой, а «журнализм не просто социальная система, он вписан и в социоприродные, цивилизационные процессы» [6];

– действия медиасубъекта «существенны вблизи моментов неустойчивости разного рода: в окрестности точки бифуркации … или вблизи момента обострения» [4, с. 231], «геополитического информационного противоборства и высокоинтенсивной коммуникации» [5];

– стимулом самоорганизации в журналистике могут выступить «случайные отклонения», обладающие масштабной инвариантностью, связанные с витально-личностной жизнью человека, скрытой в повседневности, условиях «киберсоциальности», культурного окружения [3].

Опираясь на неформальные беседы с представителями республиканских СМИ, прагмалингвистический анализ «сверхтекста» журналистики ЛНР, наметим точки бифуркации современной системы республиканской журналистики, т.е. потенциально возможные пути ее развития в ситуации «момента обострения».

С 2014 по 2020 гг. государственная система управления республиканскими СМИ, по словам ее руководителей, представляла собой «огромный административный аппарат». В конце прошлого года состоялась их масштабная реорганизация. В результате был создан медиахолдинг «ЛУГАНЬМЕДИА», в который вошли 15 еженедельных газет крупных городов и районов Республики (14 общественно-политических и одна тематическая – «Спортивное обозрение»), 6 телеканалов, 2 радиостанции и 14 сетевых изданий.

Подведомственными предприятиями Министерства связи и массовых коммуникаций являются:

– ГУП ЛНР «Компания радиовещания, радиосвязи и телевидения»;

– ГУП ЛНР «Луганские коммуникации»;

– ГУП ЛНР «Единый программный центр»;

– ГУП ЛНР «Почта Луганской Народной Республики»;

– ГСУП Государственная телевизионная и радиовещательная компания ЛНР (телевизионный канал «Луганск 24», на котором выходит более 20 проектов; радиостанции «Победа» – 106,9 FM, «Свое радио» – 103.6 FM, «Радио Республика» – 104.8 FM, «Радио Вести Плюс» – 107,9 FM);

– ГУП ЛНР «Госреклама»;

– ГУП ЛНР «Республиканские цифровые коммуникации»;

– «ТИМ» – молодежное интернет-телевидение.

Информационное пространство Республики формируют СМИ частных владельцев: общественно-политическая газета «ХХI век», периодическое печатное издание «Экспресс-новости», республиканский общественно-политический еженедельник «Казачий вестник», отдельные сетевые издания.

Устойчивую группу медиа составляют имиджевые СМИ и пресс-службы правительственных органов (например, официальное издание Правительства ЛНР «Республика», официальный сайт Главы ЛНР, официальные сайты Администраций городов ЛНР).

Свою информационную нишу имеет крупнейшее в ЛНР общественное движение «Мир Луганщине» (официальный сайт, одноименная газета).

В целом можно отметить динамику в появлении новых СМИ Республики и обслуживании дополнительных аудиторий, укрепление государственных каналов информирования и развитие системы массовых коммуникаций.

Вместе с тем рост сетевых сообществ («Луганск – наш город», «Новости ЛНР», «Партизаны Новороссии / ДНР / ЛНР», «Луганск – Город, в котором я живу», «Мамы Луганска», «Это Луганск, детка!», «Родной Луганск» и пр. в сети «ВКонтакте») и количество подписчиков на альтернативные каналы информирования / дезинформирования расшатывает курс на этатизацию (огосударствление) журналистики ЛНР, вводит дополнительные медиаполя для реализации публичного диалога и информационных войн как вне, так и внутри информационного пространства республики. «Порядок через шум» (по терминологии Хайнца фон Ферстера), таким образом, могут предопределить медийные практики сетевого соучастия, управления общественным вниманием / мнением.

Большинство республиканских газет сохранили признаки советской прессы. Это чувствуется в названиях изданий: «Стахановское знамя», «Труд горняка», «Слава Краснодона», «Огни». Среди функций превалируют:

– информационно-пропагандистская (Не забудем, не простим!; Мы помним!; По ту сторону; Доскакались);

– имиджевая (Республика – на высоте; Сказано – сделано; Новые горизонты Востокугля; В Совбезе ООН слушают голос Донбасса; Судьбы Донбасса и великой России неразрывны; Родительская слава – сила Республики; Повышаем престиж рабочих профессий);

– консультативная (Знать – значит предупредить; Вам отвечает депутат; Соблюдая законность);

– социально-организаторская (Начни с себя; Молодежь управляет будущим; Мы помогаем).

Устойчивыми жанрами республиканских СМИ являются заметки, корреспонденции, отчеты, репортажи, интервью, портретные очерки, поздравления и обращения. Динамичным выступает жанр политического заявления, наиболее выразительно формирующий дискурс конструирования идентичности народа непризнанной республики. Ср.: Глава ЛНР, председатель Общественного движения «Мир Луганщине» Леонид Пасечник 27 марта сделал заявление. В этом заявлении он ответил на скандальные высказывания депутута Госдумы РФ Натальи Поклонской и на высказывания украинских политиков о том, что нет такого понятия как Донбасс (Мир Луганщине, 07.04.2021); Экстренное заявление официального представителя НМ ЛНР на 11 июня 2021 года. Анализ складывающейся в последние дни ситуации показывает, что Киев целенаправленно дестабилизирует обстановку в данном регионе. Это связано с посещением в период с 8 по 9 июня т.г. президентом Украины В. Зеленским зоны вооруженного конфликта, где он заявил о готовности ВСУ к разрешению конфликта на Донбассе силовым путем (Жизнь Луганска, 11.06.2021); Совместное заявление главы ЛНР Леонида Пасечника и Главы ДНР Дениса Пушилина о переводе филиалов ЗАО «Внешторгсервис» под управление нового инвестора (ХХI век, 11.06.2021).

Камерность общественной жизни обусловила появление в печатных СМИ Республики «иммунитетных» жанров. Это возродившиеся политические фельетоны и сатирические комментарии: Луганщине – шах, зеленщине – мат!; Задание для Вовочки, огненные барыши, борец со временем и скромные герои; Старики-манипуляторы, вирусная шизофрения и нафталиновое перевооружение (ХХI век); Американские пираты Азовского моря; Как директор “Национального музея революции достоинстваˮ пошыв у дурни своих соотечественников; Театр марионеток Зеленского (Жизнь Луганска).

Приоритетной для луганской журналистики является сравнительная аналитика. Каждое СМИ стремится сопоставить условия и «атмосферу» жизни в ЛНР, ДНР, России и Украине. Так, в «Казачьем вестнике» для этого был отведен целый разворот с рубриками «Новости России», «Новости Украины», «Новости мира»; на канале «Луганск 24» выходит обзорная передача «Галопом по укропам»; в государственных печатных СМИ постоянны рубрики «Украина, полный назад!», «Нi в тин, нi в ворота» (Жизнь Луганска) и под. Объектами аналитического изучения для журналистов, как правило, являются цены на услуги ЖКХ, уровень преступности и общественные инициативы граждан противоборствующих государств.

По нашим наблюдениям, в качестве «творческого прироста» к установившейся жанрово-интенциональной конфигурации медийного пространства можно рассматривать вопросительные конструкции в сильных позициях «республиканского сверхтекста», например: Сколько еще терпеть Донбассу? Сколько мы платим за коммуналку? Какими будут зарплаты, пенсии и пособие? К кому вы идете, когда вам плохо? Диалогическая установка на размышление, а не только объективацию фактов реальной действительности, возможно, поспособствует более активным методам изучения общественного мнения и его репрезентации в СМИ.

Очевидно, что настоящее развитие медиаотрасли в ЛНР подчинено концепции development media theory или теории для медиа периода развития (по Г.П. Бакулеву), когда СМИ в целом выступают за поддержку действующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития: «Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство» [1, с. 18]. Военно-политические события в Донбассе, естественно, значительно ослабили коммуникационную инфраструктуру, уровень профессионального мастерства сотрудников СМИ, значительно сузилась и аудитория медиа. Попытки управленческой реорганизации республиканской медиасистемы пока не дали явно позитивных результатов: повестка дня не изобилует разнообразием, а сокращение штата сотрудников в редакциях СМИ не дает возможности широко осветить жизнь городов и районов Республики.

Меж тем стоит обратить внимание на профайлы республиканских журналистов. Да, они, безусловно, – ключевые амбассадоры медиапространств своих СМИ в социальной сети. Однако трудно не заметить их креативный контент, «не вписавшийся» в редакционные стратегии и стереотипы. Так, Серафима Лоза часто в формате сторителлинг пишет о профессиональной вовлеченности, выборе как личностном феномене, подмеченных ментальных качествах брянковчан, закадровый фоторепортаж о различного масштаба республиканских событиях непременно появится на ее странице. Алина Заец не так давно начала делиться успехами и «закулисьем» профессиональной деятельности, ее посты не только познавательны, в эпилогах – бойкие рекомендации, предположения. Александр Пономарев является активным участником глобальной молодежной хип-хоп культуры, страница журналиста – это эссеистическое отображение субкультурного восприятия социальных и политических проблем современного общества. Шеф-редактор общественно-политической газеты «ХХI век» Юрий Юров закрепил следующий статус на своей странице: «То, о чем не могу написать в газете». Ведет свой телеграмм-канал. Посты журналиста претендуют на авторские колонки, отображающие стремление представить дополнительную модель интерпретации актуальных событий. Одним словом, личностные нарративы журналистов – сетевые повествования «о-мире-со-мной», имплицитно находятся в повестке дня, однако о профессиональной коллаборации пока говорить рано.

К участию в «военно-информационной» коммуникации приобщаются самые разные слои населения, она «стремится к расширению своего пространства, преодолению монологизма» [5, с. 57-58]. Однако внимание республиканских СМИ не сфокусировано на общественном диалоге. Очевиден однообразный состав экспертов, отсутствие дискуссионных тем, незначительная вовлеченность аудитории в обсуждении актуальных проблем современной действительности.

Резюмирую. Осуществленная реорганизация медиасистемы Луганской Народной Республики привела к унификации информационной повестки, единообразии ее целеполагания. Полезный и представляющий интерес для аудитории контент концентрируется преимущественно в альтернативных медиа, дискурсивных практиках акторов и потенциальных контрибьюторов массовой коммуникации. Не исключено, что журналистике соучастия, открытого диалога и философии персонализма в ближайшее время удастся закрепить свой статус-кво в медиапространстве ЛНР. Актуальная сверхтекстовая картина мира, по крайней мере, дает основание это предположить.

Литература

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 192 с.

2. Дроздова А.В. Журналистика непризнанных / А.В. Дроздова // Журналист [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jrnlst.ru/pressa-lugansk-republic (дата обращения: 20.02.2021).

3. Дунас Д.В. Антропологический поворот в зарубежных исследованиях
СМИ: от концепций о человеке и культуре к новой дисциплине
[Электронный ресурс] / Д.В. Дунас – Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/2016/Дунас_Этнографическое_обозрение_2015.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

4. Князева Е.Н. Идеи русского космизма и синергетика [Электронный ресурс] / Е.Н. Князева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-russkogo-kosmizma-i-sinergetika (дата обращения: 23.02.2021).

5. Красовская О.В. Информационная война как коммуникативный феномен / О.В. Красовская // Политическая лингвистика. – № 4 (58). – 2016. –С.53-59.

6. Свитич Л.Г. Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм [Электронный ресурс] / Л.Г. Свитич. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-zhurnalistiki-v-kontekste-obschenauchnyh-paradigm (дата обращения: 23.01.2021).


 

УДК [070.447:32]:[82-92:81`42]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.017 с.)