Специфические аспекты современного телеочерка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические аспекты современного телеочерка



Грязнова М.В.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье рассматриваются очерк как документальный художественно-публицистический жанр современного телевидения, соединяющий в себе рациональный, эмоциональный и художественный аспекты. Автор публикации характеризует жанрообразующие признаки, специфические особенности телеочерка и его разновидностей, требования к содержанию экранного произведения, приводит примеры актуальных телепередач рассматриваемых жанров.

Ключевые слова: телеочерк, телевизионная публицистика, автор, авторская оценка.

Abstract. The article examines the essay as a documentary artistic and journalistic genre of modern television, combining the rational, emotional and artistic aspects. The author of the publication characterizes genre-forming features, specific features of a TV essay and its varieties, requirements for the content of a screen work, gives examples of current TV programs of the genres under consideration.

Key words: TV sketch, television journalism, author, author's assessment.

 

В современном медиа пространстве одним из способов выражения творчества журналиста является создание очерка. Данный жанр является одним из сложнейших, поскольку для создания телеочерка от журналиста требуется умение совмещать исследование фактического материала с эстетической формой его подачи.

Проблему создания телевизионного очерка исследовали В. Бабенко, А. Котаева, И. Пархоменко, Л. Шестеркина. Специфические черты телеочерка рассматривали А. Беликова, М. Белоусова, П. Гуленко, Ю. Долгова, А. Тертычный, А. Хлызова.

Целью данной статьи является анализ специфических особенностей современного телевизионного очерка,а также обобщение жанрообразующих признаков различных видов очерковой публицистики, определения критериев, присущих тем или иным жанрам. В качестве примеров мы рассмотрим актуальные телепередачи в жанре очерка, транслируемые на общероссийских федеральных телеканалах.

По определению Л. Шестеркиной, очерк представляет собой «телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии события, факта, судьбы человека» [5, с. 128].

Е. Зубаркина очерком называет «художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни»[3, с. 5].

Очерк традиционно считается главным жанром художественной телепублицистики, который актуализирует вечные гуманистические ценности: добро, справедливость, сострадание, милосердие, истина, долг. Обратим внимание на лежащий в основе термина глагол «очерчивать», означающий, что автор разрабатывает тему в очерченных им границах.

Рассмотрим жанрообразующие признаки, такие как предмет, авторская задача и методы отображения. Предметом отображения является интересное событие, человек как субъект отношений и сознательной деятельности, общественно важная проблема. В очерке важен не столько результат, сколько сам процесс повествования, поэтому задача автора заключается в раскрытии характеров персонажей, глубинных свойств личности, жизненных обстоятельств, мотивов поступков, объяснение социального смысла деятельности на фоне происходящих событий. Автор может использовать синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов, все виды телесъёмок.

Телеочерк, по мнению исследователей, имеет ряд характерных особенностей:

– представление публике различных точек зрений и мнений с обязательной авторской оценкой;

– присутствие разноплановой информация, подкрепляющей различные точки зрения;

– наличие у журналиста собственного мнения, версий и вариантов;

– оставлению зрителю возможности выбора

Современному телеочерку присуща документальная насыщенность, а сам автор чаще всего остаётся за кадром. Само экранное сообщение представлено подборкой эпизодов, рассуждений людей, сцен, объединённых общей темой. В нём должны объединяться рациональный и эмоциональный компоненты восприятия зрителей, широко использоваться все технически доступные художественные приёмы. С другой стороны, фантазия автора не должна вступать в конфликт с документальностью.

Несмотря на то, что очерк относится к художественной публицистике, он обнаруживает сходные черты с другими жанровыми группами. По наблюдениям И. Пархоменко, очерк с информационными жанрами роднит фактологический базис, конкретика и наглядность рассматриваемого материала, который раскрывается именно в процессе. От аналитических жанров очерк перенял стремление к анализу внутренней сущности явлений и людей, глубину исследовательской работы[4, с. 112]. От репортажа очерк взял опору на факты, а от обозрения ‒ проблемность и аналитичность как выражение позиции автора, дополняя указанные черты яркостью образной структуры и специфическим стилем изложения.

По предмету изображения и характеру показа Л. Шестеркина выделяет четыре вида очерковой тележурналистики:

– художественно-изобразительный с ярко выраженным событийным началом: путевые очерки, заметки, эссе;

– художественно-публицистический с личностью в центре повествования (портретный очерк);

– исследовательский с остросоциальной проблемой в центре повествования: проблемные и судебные очерки, журналистские расследования;

– зарисовка как малая форма очерков: путевой [5, с. 130].

Рассмотрим основные черты наиболее распространённых видов очерковой публицистики. Портретный очерк используется для раскрытия личности, её биографии, мыслей, представлений, характера, рисуя зрителю портрет души главного героя. Достигается при помощи подборки правильных ракурсов, позволяющих рассмотреть объект с разных сторон, визуальных эффектов, оттеняющих тот образ, который автор увидел в объекте, чередования кадров и эпизодов, наводящих на мысль.

Предметом здесь является личность, а суть состоит в создании определённого представления о герое выступления. В удачном портретном очерке характер персонажа демонстрируется в нестандартной ситуации. С этой целью журналисту необходимо найти фрагмент в биографии героя, содержащий необычные трудности, дилеммы и обладающий драматическим характером. Готовое экранное произведение обязательно должно содержать всесторонний анализ нравственного, интеллектуального, творческого аспектов личности главного героя. В. Бабенко считает портретный очерк наиболее распространённым, а его задачей является очертить «героя нашего времени». При этом важна не сама биография человека, а выявления некого «социального типа» [1, с. 57].

Приведённые выше особенности выдвигают к портретному очерку ряд требований:

– высокоточное и практичное изображение героя;

– отсутствие лишних кадров и деталей, не играющих никакой роли;

– все выразительные средства должны служить пользе идеи, актуализировать образ главного героя, отражать важные стороны объекта;

– человек, изображаемый в очерке, должен быть интересен зрителю – отражать суть поколения либо содержать разрыв шаблона.

Портретными очерками являются телепередачи «Истории в деталях» («СТС») с С. Майоровым, «Женский взгляд» («НТВ») с О. Пушкиной.

Проблемный очерк является разновидностью очерка исследовательского. Если в портретном очерке человек является центральной фигурой, то в проблемном люди являются вторичным фактором, посредством которого достигается создание ситуации, требующей разрешения. Основой выступает конфликт отношений между людьми или в обществе, освещаемый как с помощью правильно подобранных точных и достоверных данных, подтверждающих общую идею работы, так и с помощью точки зрения автора.

Такими данными могут быть высказывания экспертов в сфере защиты данных, если темой является кибербезопасность, реконструкция боевых действий времён Великой Отечественной войны, когда речь идёт ней. Именно поэтому проблемный очерк является наиболее публицистическим и общественно-полезным, поскольку явно проясняет побуждающие мотивы. Благодаря данному качеству зритель извлекает урок из того, что он узнал и принимает решение о том, как ему поступать или не поступать, стоит ли поступать так, как герои сюжета.

Предметом отображения является проблемная ситуация. Публицист отслеживает процесс её развития, выявляет причины возникновения, стремится спрогнозировать дальнейшее развитие и определить способы решения. Проблема в очерке представляет собой препятствие, которое стремятся преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке чаще всего сопровождается различными переживаниями как со стороны героев телепередачи, так и со стороны самого публициста. Примерами выступают «Специальный корреспондент» («Россия-1»), «Осторожно, мошенники!» («ТВ Центр»).

Подвидом проблемного является научно-популярный очерк, который представляет собой рассказ в доступной форме об определённой научной проблеме или ситуации. Особенностью является лексика изложения, понятная и интересная даже для человека, далёкого от рассматриваемой темы.

Ещё одной разновидностью исследовательского очерка является очерк-расследование, где именно журналист выступает одним из действующих персонажей. Как и проблемный очерк, расследование рассматривает определённый конфликт. Журналист ищет запретные, скрытые либо утерянные данные, не ограничиваясь лишь общедоступной информацией. При предоставлении с трудом добытой качественно новой информацией стремится изменить ситуацию, не ограничиваясь тем, что просто обращает внимание общества на детали, ранее им не замеченные. Здесь работает принцип, что искомая информация либо документы всегда существуют, даже если на первый взгляд их трудно или невозможно добыть. В качестве примеров можно привести телепередачи «Средаобитания», «Человек и закон» («Первый канал»), «Честный детектив» («Россия-1»).

Как указывает В. Бабенко, основой путевого очерка служит стремление к познанию, исследованию незнакомой местности, а сам жанр использовался ещё в Древней Руси [2, с. 94]. Телепередачи описывают некие события, происшествия, встречи с различными людьми, а сюжет отражает собой последовательность рассматриваемых событий, представляющих собой содержание приключений автора. Примеры – «Непутевые заметки» с Д. Крыловым, «Путешествия натуралиста» с П. Любимцевым, «В поисках приключений» с М. Кожуховым, «Одноэтажная Америка» с В. Познером и И. Ургантом.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы определили очерк как художественно-публицистический жанр, сочетающий логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. По предмету изображения и характеру показа выделяют художественно-изобразительный (событие), художественно-публицистический (личность), исследовательский (проблема) типы очерка и зарисовку, как жанр-миниатюру. В центре портретного находится человек, проблемного ‒ одна проблема и множество причастных людей, расследования ‒ одна многоплановая проблема.

В телеочерке важен сам процесс, а не результат, поэтому задачей публициста является раскрытие характеров персонажей и жизненных обстоятельств, используя синтез научных, эмпирических и художественно-эстетических методов, все доступные виды телесъёмок. При этом авторская фантазия не должна нарушать принципы документальности.

Литература

1. Бабенко В.А. Портретный очерк в документальной телепублицистике: этапы развития и причины трансформации жанра / В.А. Бабенко // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2018. – №1 (27). – С. 57-62.

2. Бабенко В.А. Эволюция жанра путевой очерк в документальной телепублицистике / В.А. Бабенко // МНИЖ. – 2018. – №1-4 (67). – С. 94-98.

3. Зубаркина Е.С. Основы журналистики: практикум / Е.С. Зубаркина, И.Б. Игнатова. – М.: МПГУ, 2018. – 35 с.

4. Пархоменко И.В. Очерковый компонент телевизионного эфира / И.В. Пархоменко // Учен.зап. Казан.ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2015. – №4. – С. 112-117.

5. Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л.П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. – М.: Аспект Пресс, 2012. ‒ 224 с.

 


 

УДК 070.1

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ СЦЕНАРИЯ

Гусев В. И.,

студент 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основы создания телевизионного сценария и его литературная основа. Особенности подбора художественного материала: репрезентация картин, подбор музыки или мотивы художественной литературы. Основным рычагом отбора становятся задачи самого сценария, профессиональная подготовка и мировоззренческая культура сценариста.

Ключевые слова: художественный материал, сценарий, жанр, аудитория.

Abstract. The article discusses the basics of creating a television script and its literary basis. Features of the selection of artistic material: representation of paintings, selection of music or motives of fiction. The main selection lever is the tasks of the script itself, the professional training and worldview culture of the scriptwriter.

Keywords: art material, script, genre, audience.

 

Телевизионный сценарий – это литературная основа телевизионного фильма или программы, которая позволяет продумать малейшие аспекты создания произведения, выстроить повествование логически и композиционно. Тем не менее, сегодня на телевидении созданию сценария уделяется не так уж много времени. Журналисты, которые трудятся над созданием новостей, обходятся синопсисами или работают вообще без какого бы то ни было плана действий.

Это происходит из-за того, что журналист должен действовать оперативно, принимать решения молниеносно, и сценарий или синопсис его произведения складывается в ходе съемок, в процессе написания текста, а порой и за монтажным столом. Авторы программ, как правило, создают их текстовую основу, но текст такой программы также нельзя назвать полноценным сценарием. Здесь и встает проблема выбора литературного материала, который превращает импровизацию в готовый, но главное – полноценный, журналистский продукт.

Режиссеру и сценаристу для наиболее эффективного воздействия сценария на аудиторию, необходимо уделять большое внимание в работе с художественным материалом. Как художественный, так и документальный материал нужен сценаристу-режиссеру нужен для того, чтобы раскрыть важнейшие общественные вопросы. В работе с художественным материалом сценария учитывается тот факт, что осмысленный отбор материала является одним из главных моментов, зависящих в первую очередь от мировоззренческой позиции автора.

Художественный материал в сценарии представляет собой совокупность многих видов искусств. Это могут быть готовые материалы художественного характера, к ним относятся: репродукция с картин, музыка, пьесы, хоровые, вокальные произведения, стихотворения, фрагменты из художественных фильмов и многое другое. Создатель советской, а затем и современной теории журналистики Е.П. Прохоров утверждает, что авторская журналистская деятельность, а именно: подготовка собственных произведений, режиссура, литературная запись, монтаж и съемки требует некой универсальности навыков. То есть, для правильного подбора литературного материала специалист должен: «Уметь в какой-то мере все, но при этом непременно специализироваться в какой-то одной области»[4, с. 234].

Чтобы понять, каким образом происходит подбор литературного материала для сценария необходимо обозначить определение понятия «сценарий». В рамках медиакоммуникаций и журналистики интерес представляет определение американского ученого Сида Филда: «Сценарий – это история, рассказанная в картинка с использованием диалогов и описаний, помещенная в контекст драматургической структуры» [5, с. 19].

В современной тележурналистике создание сценария называют вторым этапом, сразу после создания идеи будущего телепроизведения. В отечественной журналистике А.В. Кайсина утверждает, что подбор материала как раз и является тем промежуточным звеном, который по Е.П. Прохорову объединяет реальную картину мира и режиссёрский замысел.

Перед созданием телерепортажа или перед написанием сценария специалисту медиа сферы необходимо изучить литературу по заданной теме исследования. К сожалению, современная журналистская практика показывает, что данный этап часто опускается или ради скорости выхода контента специалисты жертвуют качеством информационных источников. В погоне за целевой аудиторией, изучение художественных материалом, мировых произведений или анализ образцовой научной литературы уступает высоким рейтингам.

Профессор кафедры продюсирования З.И. Благова, вместе с Н.А. Морщагиной в 2015 году провели исследование, в котором было проанализировано 7 основных телеканалов России: «Первый канал», «Россия 1», «НТВ», «СТС», «ТНТ», «Пятый канал» и «РЭН ТВ» на предмет соотношения творческого и экономического аспектов телеканалов. В ходе анализа выяснилось, что те телепечати, которые имел больший успех у целевой аудитории, не имели изобилия форматов и жанров телепередач. [1, с. 19].

Это подтверждает, что подбор литературного материала перед написанием сценария – фактор, которым пренебрегает современная журналистика. Единственным видимым решением данной проблемы, по словам Е.П. Прохорова, по-прежнему остается квалификация сотрудников СМИ, а в первую очередь – режиссеров и сценаристов.

В теории и практике режиссуры отмечается, что правильно подобранный художественный материал – это большая часть успеха представления. Для чего же нужно уметь правильно и качественно подбирать художественный материал для театрализованного представления? Для того чтобы раскрыть и полностью показать идею, тему и сверхзадачу. Для того чтобы зритель смог погрузиться и вникнуть в суть произведения, если это касается создания отдельного телевизионного проекта.

Как справедливо указывает С.Н. Гикис: «Драматургия театрализации выполняет конкретную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее действия. Причем эту образность подсказывают именно материал, положенный в основу сценарнорежиссерского хода» [3, с. 84].

Художественный материал, используемый в сценариях, основывается на следующих жанрах:

- литературный жанр;

- музыкальный жанр;

- хореографический жанр;

- кино/фото/видео материалы.

Каждый из этих жанров, несомненно, важен. Ведь в совокупности все эти жанры создают полную, яркую и понятную картину представления.

Основные идейно-художественные компоненты сценария позволяют дифференцировать принципы и критерии отбора художественного материала. В теории сценарной драматургии существуют принципы и критерии отбора документального и художественного материала, которые позволяют ориентировать работу над сценарием, максимально эффективно прогнозировать воздействие представления на аудиторию. В частности, у И.О. Маркова принципы отбора разделяются на:

‒ социально-мировоззренческие, включающие: социально-мировоззренческую направленность, достоверность документального материала, проблемность, социальноструктурную специфику аудитории, актуальность материала;

‒ художественные принципы, включающие в себя: сверхзадачу и художественный замысел, новизну материала, многообразие, художественно-эстетическую ценность материала.

Обобщая теоретический опыт работы по созданию сценария, мы можем выделить основные принципы, которых необходимо придерживаться в подборе художественного материала:

‒ соответствие материала компонентам замысла (тема, идея, сценарный ход, замысел);

‒ стилистическое соответствие материала;

‒ высокое качество художественного материала (не стоит брать второсортный материал, например рассказы и вырезки из журналов, стихи из газет, недостоверный материал – рождает плохой сценарий);

‒ использование нового и актуального материала.

Художественный материал в сценарии призван оказывать эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию, заставляя сопереживать, задумываться, духовно обогащаться. А с помощью художественного материала, можно более понятно раскрыть, например, документальный материал, более доступно донести его зрителям.

В некоторых театрализованных представлениях, основанных на документально-публицистическом материале, художественный материал играет вспомогательную, добавочную функцию. Ю.М. Черняк отмечает: «на подготовительном этапе создания сценария, сценарист ставит перед собой конкретные задачи, определяет процесс воздействия на аудиторию, в соответствии с этим, он отбирает документальный и художественный материал, который отражает потребности конкретной аудитории. Сценарист обязательно должен учитывать особенности аудитории, обусловленные социально-психологическими, культурно-бытовыми, географическими факторами» [6, с. 72].

При отборе художественного материала сценарист должен учитывать, что эта работа имеет творческий характер, поэтому обязательно наличие у сценариста профессионально-художественной подготовки. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что подбор художественного материала очень важен для создания успешного журналистского телематериала. Каждый режиссер должен уметь выбрать действительно нужный художественный материал для сценария, с помощью которого режиссер выражает замысел, сверхзадачу и идею представления.

Литература

 

1. Благова З.И., Морщагина Н.А. Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты / Благова З.И., Морщагина Н.А. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: file:///Users/abloko/Downloads/osobennosti-proizvodstva-otechestvennyh-teleprogramm-v-sovremennyh-usloviyah-tvorcheskiy-i-ekonomicheskiy-aspekty.pdf (дата обращения 28.02.2021).

2. Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономика и социум. ‒ 2014. ‒ № 4 ‒ 1(13). ‒ С.787-790.

3. Гикис С.Н. Создание авторского документального фильма (в рамках корпоративных СМИ) // Университетские чтения ‒ 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. ‒ 2015. ‒ С.80-84.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. – М., 2009. ‒ С. 234 – 379.

5. Филд С. Киносценарий: основы написания / С. Фид [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=lyAmDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q&f=false (дата обращения 28.02.2021)

6. Черданцева М.В., Гикис С.Н. Сценарий как основа создания телевизионной программы / М.В.Черданцева, С.Н. Гикис // ФГБОУ ВПО «ПГЛУ». ‒ 2016. ‒ №3-2 (69). ‒ С. 185-188.


 

УДК 316.772



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.038 с.)