Медиа в период пандемии коронавируса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медиа в период пандемии коронавируса



Дударь С.В.,

магистрант 1 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Аннотация. В статье детально изучено влияние пандемии новой коронавирусной инфекции на современные частные и государственные медиа. Уникальность работы заключается в теоретической и практической ценности научного исследования. Автор анализирует деятельность республиканских СМИ в экстренных ситуациях.

Ключевые слова: СМИ, пандемия, медиа, Интернет, COVID -19.

 

Abstract. The article examines in detail the impact of the novel coronavirus pandemic on modern private and public media. The uniqueness of the work lies in the theoretical and practical value of scientific research. The author analyzes the activities of the republican mass media in emergency situations.

Key words: media, pandemic, media, Internet, COVID-19.

Пандемия коронавируса COVID-19, о которой было объявлено Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 года, оказала колоссальное влияние на все стороны жизни каждой страны мира. Из-за угрозы массовых заболеваний государства объявили о закрытии границ. Власти стран ввели карантинные режимы, приостановлены были предприятия, отменены международные спортивные и культурные мероприятия. Естественно, данная ситуация окала свое воздействие и на средства массовой информации.

Телевидение, радио, печатные и электронные СМИ переполнены новостями о пандемии. Чтобы разобраться в ситуации и быть в курсе последних событий, жители разных уголков планеты в течение дня десятки раз обновляют новостные сводки на своих смартфонах и обращаются к многочисленным тематическим передачам по радио и TV. Рейтинги СМИ в первые полгода тотального локдауна били рекорды. Росло число материалов и информационных поводов только по одной конкретной теме. В результате люди оказались заложниками двух «врагов»: пандемии коронавируса и информационной эпидемии фальшивых новостей – инфодемии.

В период активности средств массовой информации важно не потерять контроль власти над ситуацией и даже в чрезвычайном положении продолжать управлять страной.

Например, Донецкая Народная Республика, которая ведет информационную и вооруженную войну с Украиной, начиная с 2014 года присоединилась еще и к противоборству по поводу пандемии коронавируса.

Однако для журналистов, работающих в Донбассе, медиа – это не просто бизнес. В силу обстоятельств, в которых сейчас функционируют местные СМИ, они обладают высокой социальной ответственностью. Именно поэтому вопрос влияния пандемии на медиа представляется нам актуальным. Принципам достоверности, журналистской этики и развитию цифровой медиаобразованности должны следовать и представители профессиональных сообществ других государств. И все это только с одной целью – снизить уровень паники у населения.

Цель исследовательской работы заключается в изучении главных и наиболее прогрессивных явлений в сфере медиа в период пандемии.Ключевыми методами этой работы являются наблюдение, сравнение, прогнозирование и аналитическое исследование деятельности местных СМИ, а также трансляция этого опыта на работе пресс-службы общественной организации «Молодая Республика».

Теоретической базой для данного исследования послужили онлайн-лекции и семинары от факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, встречи с представителями российских медиа в рамках мероприятий общественной организации «Русский Центр», уже имеющиеся практические навыки работы автора исследования в СМИ, а также исследовательские материалы российских теоретиков из сферы массовых коммуникаций и опыт практикующих журналистов.

Журналистам в силу специфики своей профессиональной деятельности пришлось смириться с несколькими факторами работы во время пандемии. Наверное, за историю современной журналистики никогда от работников СМИ еще не требовали такого усиленного внимания к своему здоровью. Но кроме риска заразиться новой коронавирусной инфекцией еще стоит добавить ограничительные меры на работу организаций и самих редакций, адаптация к новым формам подачи и поиска информационных поводов, а также бдительный контроль достоверных фактов.

Тотальное распространение коронавируса в 2020 году послужило источником целой серии медийных манипуляций. Перед журналистами стояла сложная, требующая внимания задача: необходимо было найти, так называемый, баланс в формировании информационной повестки государства. Формировать сетку вещания нужно было таким образом, чтобы люди узнавали правду, но при этом не паниковали и соблюдали необходимые меры предосторожности. Пока официальные СМИ осторожно «кормили» аудиторию информацией, не давая ей повода для перенасыщения, в социальных сетях поступали наоборот. Как показала практика, главными источниками дезинформации становились преимущественно анонимные блогеры в Telegram или ВКонтакте. Их сообщения привлекали аудиторию за счет эмоционального и шокирующего контента, который заведомо являлся ложным. Чтобы привлечь аудиторию обратно нужно было в сжатые сроки научиться подавать информацию «вкусно», не прибегая к сухой статистике, которая встречалась и до сих пор встречается на каждом шагу Интернет-пространства.

Так, для достижения этой цели общественной организацией «Молодая Республика» была организована и проведена акция «Стоп ковид», в рамках которой активисты организации обрабатывали руки прохожим антисептическим средством в местах массового скопления людей. Акция охватила города и районы Республики и вошла в медийное пространство уже в формате пресс-релиза о проведенном мероприятии. СМИ освещали акцию, равно, напоминали о соблюдении эпидемиологических норм в борьбе с коронавирусом.

Если говорить глобально, то в начале пандемии СМИ в ДНР, России и других странах не сразу справились с фейками, дефицитом реальных событий и переходом в онлайн-формат. Поэтому нагнетающая тревожность не обошла общественность стороной. Следует вспомнить хотя бы случаи с дефицитами медикаментов от простудных заболеваний, потребность в медицинских масках и пустые прилавки магазинов на отделе с крупами.

К сожалению, впечатлительные люди нередко сами стремятся получить от медиа не объективную информацию, а соответствующую их картине мира, сложившимся убеждениям и установкам. Особенно это было заметно в период всеобщей самоизоляции, когда единственной отдушиной людей стали гаджеты, где можно общаться, оставлять комментарии, писать отзывы и давать реакции. И на все это у людей была одна тема – коронавирус. Этого было не избежать.

Сегодня с появлением первой в мире зарегистрированной российской вакцины «Cпутник V» медикам Республики стало проще работать, постепенно сокращают количество ковидных зон. Тем временем журналисты вышли на новую тропу информационного противоборства против тех, кто не верит в эффективность препарата.

Теперь главная задача работников СМИ – это информировать жителей Республики о новых поставках вакцины; рассказать о процедуре проведения вакцинации; разъяснить, как записаться в очередь на антиковидную прививку; кому можно вакцинироваться и многое другое; доступным языком доносить результаты использования российского препарата Министерства здравоохранения ДНР.

При этом есть еще сверхзадача. Она заключается в постепенном возврате информационного поля Республики к реальной жизни с оффлайн-мероприятиями и живым общением.

Л итература

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Онлайн-лекция на ресурсах МГУ им М.В. Ломоносова «Журналистика, социальные медиа и пандемия: глобальные вызовы сегодняшнего дня» от профессора, зав. кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ и других авторитетных российских медиаэкспертов.


 

УДК 070

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.005 с.)