Краудсорсинг как феномен сетевой журналистики: понятие, виды, основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краудсорсинг как феномен сетевой журналистики: понятие, виды, основные характеристики



Каторгина Д.Ю.,

ассистент кафедры журналистики и издательского дела

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Буджиашвили И.В.,

студентка 4 курса направления подготовки «Журналистика»

ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»

 

Аннотация. В статье изучены подходы отечественных и зарубежных ученых к определению краудсорсинга, предложена авторская трактовка исследуемого понятия; рассмотрены и проанализированы классификации видов краудсорсинга, выделены основные характеристики краудсорсинга.

Ключевые слова: краудсорсинг, сетевая журналистика, краудсорсинговый проект, краудсорсинговые технологии.

 

Abstract. The article examines the approaches of domestic and foreign scientists to the definition of crowdsourcing, offers the author's interpretation of the concept under study; the classifications of types of crowdsourcing are considered and analyzed, the main characteristics of crowdsourcing are highlighted.

Key words: crowdsourcing, network journalism, crowdsourcing project, crowdsourcing technologies.

 

Становление сетевой журналистики и тенденции общества к максимальному использованию новейших информационных технологий во всех сферах деятельности обусловили зарождение нового феномена под названием «краудсорсинг».

В последнее десятилетие понятие краудсорсинга получает все большее распространение. Зарубежные медиа-организации с каждым годом реализуют все больше успешных краудсорсинговых проектов различных масштабов. В связи с этим феномен краудсорсинга стал объектом внимания многих зарубежных исследователей, таких как Дж. Хау, Д. Брэбем, Н.Б. Кириллова, М.О. Душина, С.А. Барков, И.В. Сухоносова, А. Доан, Р. Рамакришман, А. Халеви, У. Бретшнайдер, Г.В. Лещук, В.Е. Власенко, О.С. Марченко и др.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием в научном дискурсе Луганской Народной Республики (ЛНР) работ, посвященных изучению краудсорсинга в сетевой журналистике, а также тем, что журналистика в ЛНР на сегодняшний день находится на этапе формирования, а значит, нуждается в новых и перспективных идеях, технологиях развития, одной из которых может стать краудсорсинг.

Новизна работы заключается в том, что в исследовании предложено определение понятия краудсорсинга, рассмотрены и проанализированы классификации видов краудсорсинга, выделены его основные характеристики.

Цель статьи – исследовать понятие, виды, основные характеристики краудсорсинга как феномена в сетевой журналистике.

Впервые термин «краудсорсинг» был использован редактором и журналистом американского журнала «Wired» Джеффом Хау в 2006 в статье «Зарождение краудсорсинга». Концепция Дж. Хау была основана на корпоративном понимании. Аналогичного мнения придерживается исследователь Д. Брэбем, он отмечает, что сущность краудсорсинга в том, что компания обозначает проблему, а огромное количество людей находят варианты решений этой проблемы, и компания массово воплощает идею для своей собственной выгоды [4, с. 76].

В 2010 году Дж. Хау предложил новый подход к определению исследуемого термина и трактовал его как «акт исполнения работы, обычно выполняемая назначенным агентом (чаще всего сотрудником) и адресованная неопределенной, большой группе лиц в форме открытого обращения» [3, с. 39].

На сегодняшний день данный подход является универсальным и используемым в зарубежной исследовательской практике. У. Бретшнайдер считает, что все существующие в настоящее время определения краудсорсинга имеют в своей основе признаки, названные Дж. Хау.

A. Доан, Р. Рамакришман и A. Халеви отмечают, что краудсорсинг является универсальным способом решения проблем, поскольку система краудсорсинга способствует привлечению «толпы» людей для помощи в решении проблемы, определенной собственником системы. [5].

По мнению М.О. Душиной, краудсорсинг – это технология интеллектуального сотрудничества людей, объединенных социальными сетями, которая направлена на совместное создание интеллектуального продукта, сетевую интеграцию знаний большого количества человек. Сущность краудсорсинга полностью соответствует сущности сетевого или информационного общества [1, с. 111].

Проанализировав имеющиеся трактовки краудсорсинга, мы можем дать следующее его определение применимо к журналистике – это процесс, при котором медиа-организация посредством открытого обращения ставит задачи, а неопределенная масса людей (индивидуально или коллективно), действуя на добровольной основе и используя информационные, сетевые, коммуникативные и социальные технологии, предлагает их решения.

В модели краудсорсинга ключевые роли играют заказчик («краудсорсер») и неопределенный подрядчик («краудсорсис»). Мотивирующими для краудсорсисов оказываются задачи, предполагающие самостоятельность, бесконтрольность работы, имеют четкую формулировку и требуют многообразия умений и навыков, а самим участникам понятна организация конкурса идей, требующиеся от них знания и источники информации, на которые они могут опираться в своих поисках.

На сегодняшний день также отсутствует единый подход к определению видов краудсорсинга. Некоторые исследователи выделяют такие виды:

– краудстроминг («crowdstorming») – поиск идей и мнений на основе метода мозгового штурма;

– краудрекрутинг («crowdrecruiting») – обеспечение организации персоналом путем поиска подходящих кандидатов в социальных сетях;

– краудголосование или краудвотинг («crowd voting») – голосование за разнообразные варианты предлагаемых решений без аргументирования своего выбора;

– краудфандинг («crowdfunding») – коллективное финансирование, основанное на добровольных пожертвованиях, для поддержки усилий других людей или организаций.

С.А. Барков в издании «Управление человеческими ресурсами. Часть 2» выделяет 11 видов краудсорсинга в зависимости он решаемых задач, в дополнение к вышеуказанным он называет:

– краудкастинг («crowdcasting») – поиск людей и организаций для построения на их основе эффективной сети участников, которые способны решить определенную задачу или проблему;

– краудсечинг («crowdsearching») – коллективный поиск информации с использованием социальных медиа и активизации социального участия пользователей;

– краудчекинг («crowdchecking») – проверка достоверности информации при помощи привлечения большого количества людей;

– краудпроизводство («crowdcreation») – поиск и формирование эффективных и креативных творческих решений с целью их последующего внедрения в деятельность организации;

– краудслаппинг («crowdslapping») – технология выплеска отрицательных эмоций, которые возникли как следствие неадекватных действий организации или конкретных лиц;

– краудмэппинг («crowdmapping») – коллективное исследование пространства и составление картографических описаний распространения того или иного социального явления;

– предикативный краудсорсинг («crowd-wisdow») – объединение ответов большой группы людей, разных по своему составу с целью предсказания события или тенденции будущего [2, с. 18-19].

Еще одна классификация видов краудсорсинга, построенная по тому же признаку, что и предложенная С.А. Барковым, включает в себя следующие: создание продукта (контента), поиск решения, голосование, поиск людей, сбор информации, сбор мнений, тестирование, сбор средств.

Данная классификация в сравнении с систематизацией С.А. Баркова представляется недостаточно расширенной, конечно, отмечаются определенные сходства, однако считать такую классификацию всеобъемлющей не целесообразно, поскольку включенные в нее позиции не описывают все возможные технологии, используемые в краудсорсинге, а также не дают полного представления о них.

Некоторые исследователи делят краудсорсинг по сферам, где он используется. Здесь обозначают три вида: бизнес-краудсорсинг, социально-общественный краудсорсинг, политический краудсорсинг.

В работе И.В. Сухоносова «Специфика применения краудсорсинга в журналистике» предложены следующие виды:

– ньюсмейкинг (сообщение о происшествии, событии, факте);

– фильтрация данных и расследование (обработка данных, первичный отбор);

– проверка данных и экспертный анализ фактов;

– сбор информации (социологический опрос);

– модерация форумов и комментариев;

– креативный контент (созданные пользователями тексты, видео, фото);

– картография и визуализация;

– краудфандинг [2, с. 26].

Приведенная классификация, на наш взгляд, наиболее широко описывает краудосорсинг в сетевой журналистике.

Изучение соответствующей литературы позволило выявить и обобщить основные характеристики краудсорсинга:

– коллективное совместное творчество в групповых проектах;

– доступ к внешним ресурсам, не принадлежим медиа-организации;

– привлечение квалифицированных специалистов, экспертов в своем деле, а также профессионалов, работающих в экономической, социальной, культурной, юридической, научно-технической и других сферах;

– свобода творчества в рамках поставленной задачи;

– нематериальная и материальная мотивация участников краудсорсинговых проектов;

– добровольное участие в краудсорсинговых проектах;

– наличие единой краудсорсинговой платформы с использованием информационных и коммуникационных технологий;

– создание благоприятной атмосферы для развития креативных и коммуникационных способностей участников краудсорсинговых проектов;

– обмен идеями, информацией, знаниями междисциплинарных областей.

Таким образом, активное развитие информационных технологий, проникающих во все сферы общественной жизни, позволяет в значительной степени оптимизировать имеющиеся информационные ресурсы и задействовать их к решению актуальных проблем в сфере сетевой журналистики.

Появление краудсорсинга подняло на новый уровень использования социальных сетей, превратив их из развлекательного ресурса в инструмент реализации социальных инициатив и проектов. Оперативность, мобильность, возможность привлечения большого количества участников без значительных затрат – специфические признаки краудсорсинга, отражающие социальные изменения и соответствующие новым требованиям времени.

Краудсорсинговые технологии, расширяющие возможности журналиста в использовании различных методов для сбора, анализа, создания информационных поводов, проверки и выбора новостной информации, могут стать одной из возможностей для внедрения и развития в сетевой журналистике ЛНР.

Литература

1. Душина М.О. Методы сетевой коммуникации в дигитальном обществе: бенчмаркинг, краудсорсинг, краудфандинг / М.О. Душина // Социология науки и технологий. – 2014. – Т. 5. – С. 111.

2. Сухоносов И.В. Специфика применения технологии краудсорсинга в журналистике: выпускная квалификационная работа / И.В. Сухоносов. – Челябинск: ЮУрГУ, 2016. – 62 с.

3. Хау Д. Краудсорсинг: коллективный разум как инструмент развития бизнеса: монография / Д. Хау. ‒ М.: Альпина Паблишер, 2016. ‒ 288 с.

4. Brabham D.C. Crowdsourcing as Model of Problem Solving / D.C. Brabham // Convergence. – 2008. – №14. – P. 75-90.

5. Doan A. Crowdsourcing Systems on the World-Wide Web [Electronic resource] / A. Doan, R. Ramakrishnan, A.Y. Halevy // Communication of the ACM. – 2011. – Vol. 54, №4. – Mode of access: https://cacm.acm.org/magazines/2011/4/106563-crowdsourcing-systems-on-the-worldwide-web/fulltext (дата обращения: 18.02.2021).


 

УДК 316.772.5

ИНТЕРНЕТ КАК НОВОЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.021 с.)