Временные и динамические характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временные и динамические характеристики.



«Наибольшая длительность слогов при пении наблюдается при выражении печали (1240 мс), а наименьшая при выражении страха (540 мс), то есть средний темп чередования слогов при печали более чем в два раза медленнее, чем при страхе.

Сила голоса: У начинающих певцов обычно наблюдается недостаточная сила певческого звука. Сила голоса зависит от умения петь с опорой на диафрагму. Следовательно, чтобы студент скорее почувствовал свою диафрагму, нужно создать интенсивный контекст при распевании и при исполнении вокального произведения с гневным содержанием художественного образа. Однако при этом надо следить за тем, чтобы голос не перешел на крик, то есть нельзя допустить появления форсировки звука.

В. П. Морозов также отмечает: «Максимальные длительности усиления и спада силы слогов приходится на фразы, выражающие печаль (626-641 мс). На слух это воспринимается как очень мягкая атака и филирование звука.

Минимальная длительность нарастания и спада силы звука наблюдается при выражении гнева (218-210 мс), что субъективно оценивается как очень резкое начало и окончание звука»

Владение приемом мягкой атаки, а тем более - филировкой звука является важнейшими вокальными навыками певца. Становится совершенно очевидным то, что формирование этих навыков будет более успешным, если использовать в процессе пения соответствующие им типы эмоциональной выразительности.

Таким образом, В. П. Морозов своими исследованиями дает нам четкую картину использования различных эмоций в пении не только для формирования навыков эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений, но и других вокально-технических навыков у певцов.

 


 

Составление различных типов программ.

1. Целевые (направленные на устранение конкретных дефектов обучающегося)

2. Тематические (посвященные какой-либо теме или дате)

3. Развивающие с различной степенью трудности (на развитие слуха, ладового чувства, чувства ритма, диапазона)

4. Экзаменационные (отражающие наиболее полно достижения ученика за данный отрезок времени)

 

Примерные программы для младших классов.

 

1. Абт Вокализ № 1

2. Абт Вокализ № 2

3. М. Красев «Осень»

4. Р.н.п. обр. А. Егорова «Не летай соловей»

5. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Во поле береза стояла»

6. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Ходила младешенька»

7. Немецкая народная песня обр. Потапенко «Гусята»

8. В. Калинников «Киска»

9. Моцарт – Флис «Колыбельная»

10. Ц. Кюи «Майский день»

11. Т. Попатенко «Котенок и щенок»

12. М. Красев «Летний вальс»

 

Примерные программы для старших классов.

 

Ιч.

1. Абт Вокализ № 10

2. Абт Вокализ № 14

3. Гендель Dignare

4. Бетховен «Пастушья песня»

5. А. Варламов «Горные вершины»

6. М. Глинка «Ты соловушка умолкни»

7. Р.н.п. обр. Локтева «Ой по над Волгой»

8. Ю. Чичков «Свирель да рожок»

9. Ф. Лей «История любви»

 

ΙΙч.

1. Абт Вокализ № 11

2. Абт Вокализ № 15

3. Дж. Перголези «Stabat Matеr № 3»

4. И. Брамс «Колыбельная»

5. А. Варламов «На заре ты ее не буди»

6. А. Яковлев «Зимний вечер»

7. Р.н.п. в обр. Шохина «Над полями да над чистыми»

8. А. Пахмутова «Русский вальс»

9. Л. Уэббер «Память»

 

Примерный репертуарный список.

1 класс:

1. М. Красев сл. М. Ивенсен «Осень»

2. Д. Васильев – Буглай сл. А. Плещеева «Осенняя песенка»

3. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной «Гуси»

4. В. Иванников сл. О. Фадеевой «Самая хорошая»

5. В. Калинников сл. народные «Тень-тень»

6. А. Филиппенко сл. Бойко «Новогодняя»

7. Т. Попатенко сл. М. Ивенсен «Урок»

8. З. Левина сл. Н. Некрасовой «Что нам осень принесет»

9. З. Левина сл. З. Петровой «Неваляшки»

10. А. Филиппенко сл. Т. Волгиной «Веселый музыкант»

11. Е. Тиличеева сл. Абрамова «Березка»

12. А. Островский сл. З. Петровой «В зоопарке»

13. Р.н.п. обр. Римского-Корсакова «Во поле береза стояла»

14. Р.н.п. обр. Римского-Корсакова «Как у наших у ворот»

15. Р.н.п. обр. А. Егорова «Не летай соловей»

16. Польская нар. песня обр. М.Иорданского «Пение птиц»

17. Р.н.п. обр. А. Егорова «Андрей – воробей»

18. Белорусская нар. песня «Савка и Гришка»

19. Немецкая нар. песня «Весна»

 

2 класс:

1. Ю. Чичков сл. И. Мазнина «Осень».

2. Т. Попатенко сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается»

3. Т. Попатенко сл. В. Викторова «Котенок и щенок»

4. М. Парцхаладзе сл. М. Пляцковского «Мамина песенка»

5. А. Лядов сл. народные «Колыбельная»

6. В. Калинников сл. народные «Киска»

7. И. Брамс «Петрушка»

8. Н. Римский – Корсаков «Проводы зимы»

9. М. Красев сл. Н. Френкель «Ландыш»

10. М. Раухвергер сл. О. Высотский «Красные маки»

11. Р.н.п. обр. Н.А. Римского – Корсакова «Ходила младешенька»

12. Р.н.п. обр. М. Иорданского «Как на тоненький ледок»

13. Немецкая народная песня обр. Попатенко «Гусята»

14. Р.н.п. обр Т. Бейдер «На горе-то калина»

15. Р.н.п. обр. Абрамского «Блины»

16. Болгарская нар. песня обр.М. Парцхаладзе «Свищет вьюга»

17. Р. Бойко сл. Ю. Островского «Мы с мамой»

18. Р.н.п. обр. Т. Попатенко «Котя - котенька коток»

19. Литовская песня «Добрый мельник»

20. Французская песня обр. Веккерлена «Пастушка»

21. Григ «Лесная песня»

22. А. Гурилев «Грусть девушки»

23. А. Гурилев «Сарафанчик»

24. В. Моцарт «Детские игры»

25. Л. Бетховен «Малиновка»

 

3 класс:

 

1. М. Иорданский сл. А. Пришельца «Песенка про чибиса»

2. П. Чайковский сл. А. Плещеева «Осень»

3. М. Красев сл. Н. Саконской «Летний вальс»

4. М. Раухвергер сл. Н. Саконской «Зимний праздник»

5. Р.н.п. «Посею лебеду на берегу»

6. Украинская песня «Журавель»

7. П. Чайковский сл. К. Аксакова «Детская песенка»

8. Р.н.п. обр. А. Луканина «Как пошли наши подружки»

9. Р.н.п. «Земелюшка чернозем»

10. И.С. Бах «За рекою старый дом»

11. Польская нар. песня «На заре»

12. Р.н.п. обр. Н. Римского – Корсакова «У меня ль во садочке»

13. Французская народная песня «Пастушья песня»

14. А. Спадавеккиа «Добрый жук»

15. Ю. Гурьев сл. Т. Бехлер «Маме»

16. Кубинская песня «Моя мама»

17. Французская песня обр. Веккерлена «Кадэ Руссель»

18. Французская песня обр. А. Локтева «Кораблик и юнга»

19. Индонезийская нар. песня «Прогулка с отцом»

20. А. Яковлев сл. А. Пушкина «Зимний вечер»

21. А. Варламов «Горные вершины»

22. А. Гурилев «Домик – крошечка»

23. М. Глинка «Не пой, красавица»

24. А. Даргомыжский «Юноша и дева»

25. А. Дюбук «Не брани меня, родная»

26. А. Шентермай «В мире есть красавица одна»

 

4 класс:

1. Д. Львов – Компанеец «Все дети на планете»

2. Ц. Кюи сл. А. Плещеева «Осень»

3. А. Гретри «Спор»

4. В. Ренев сл. А. Пришельца «Белая дорожка»

5. Р.н.п. обр. Н. Римского – Корсакова «Здравствуй, гостья – зима»

6. Латышская нар. песня «Петушок»

7. В. Моцарт «Колыбельная»

8. П. Чайковский «Мой садик»

9. П. Чайковский сл. А. Плещеев «Колыбельная песнь в бурю»

10. В. Моцарт «Колыбельная»

11. Л. Бетховен «Сурок»

12. Р.н.п. «Уж ты, сад»

13. Р.н.п. «Ах вы сени мои сени»

14. Р.н.п. «Козел»

15. И. Розенштейн «Глупый пастух»

16. И. Розенштейн «Барабумбия»

17. И. Розенштейн «Здравствуйте»

18. М. Парцхаладзе сл. М. Садовского «Нету мамочки добрей»

19. М. Парцхаладзе «Ручей»

20. Е. Птичкин сл. М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету»

21. Е. Птичкин сл. И. Шаферана «Щенок»

22. А. Алябьев «Я вижу образ твой»

23. П. Булахов «Звонко песня раздается»

24. П. Булахов «Не хочу»

25. А. Варламов «Ненаглядный ты мой»

26. А. Гурилев «Внутренняя музыка»

27. А. Гурилев «Сердце – игрушка»

28. Ц. Кюи «Царскосельская статуя»

29. П. Монюшко «Золотая рыбка»

30. Дж. Перголези «Ах, зачем я не лужайка»

31. Р.н.п. «Не корите меня, не браните»

32. Р.н.п. «Среди долины ровныя»

33. Р.н.п. «Чернобровый, черноокий»

 

5 класс:

1. Словацкая нар. песня обр. В. Неедлы «Спи моя милая»

2. М. Глинка «Воет ветер в чистом поле»

3. К. Вебер сл. Ф. Шиллера «Песня охотника»

4. Ю. Чичков сл. А. Крючкова «Мамин вальс»

5. К. Молчанов сл. Досталя «Помни»

6. А. Новиков сл. Л. Ошанина «Дороги»

7. Д. Кабалевский сл. О. Высотской «Счастье»

8. Р. Шуман «Вечерняя звезда»

9. И. Брамс «Колыбельная»

10. А. Тома сл. К. Ушинского «Вечерняя песня»

11. М. Глинка сл. И. Козлова «Венецианская ночь»

12. М. Глинка сл. Н. Кукольника «Жаворонок»

13. М. Глинка сл. В. Забеллы «Ты соловушка, умолкни»

14. М. Яковлев сл. А. Пушкина «Зимний вечер»

15. В. Локтев сл. О. Высотской «Песня о России»

16. В. Соловьев – Седой сл. М. Матусовского «Баллада о солдате»

17. В. Калинников «Сосны»

18. Р.н.п. в обр. В. Локтева «Ой по - над Волгой»

19. Р.н.п. в обр. Иванова «Ах ты душечка»

20. А. Варламов «На заре ты ее не буди»

21. Дж. Гершвин «Любимый мой»

22. Дж. Гершвин «Любовь вошла»

23. М. Глинка «В крови горит огонь желанья»

24. М. Глинка «Скажи, зачем»

25. М. Глинка «Я здесь, Инезилья»

26. А. Даргомыжский «Шестнадцать лет»

27. Э. Лоу «Песня Элизы» из мюзикла «Моя прекрасная леди»

28. Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье»

 

Фонетический метод.

Наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический, который позволяет опереться на речевой опыт обучающихся пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы.

 

Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но формируется на ее основе.

При певческом обучении детей фонетический метод особенно ценен. Он основан на активной работе артикуляторных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка.

Kaк известно, артикуляторные органы у детей отличаются значительной вялостью. Данный же метод помогает бороться с этим недостатком и при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания.

 

Фонетический метод обучения пению на определенном фонетическом материале предполагает управление, главным образом, качественной стороной звукообразования. Он опирается на данные фонетики и реализуется в направлении воздействия на артикуляторную деятельность звукообразующего аппарата обучаемого при пении, поскольку между артикуляцией и качеством звучания (акустическим результатом) есть причинно-следственная часть (Н.И.Жинкин, Р.Юссон, Л.Р.Зиндер и др.).

 

В практике фонетический метод реализуется посредством демонстрации, иллюстрации (обобщенно называемые в вокальной педагогике показом), устного объяснения, упражнения. Кроме того, в этом методе в принципе заложена возможность алгоритмизации обучения, поскольку материал метода - гласные, сочетания их с согласными - является артикуляторно-акустической моделью, "жестко" лимитирующей певческое звукообразование.

 

Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание. В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции. Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.

 

Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции: ощущения верхней губы, ноздрей, пения с закрытым ртом на «м».

 

Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен. Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Признаком хорошо поставленного голоса является стабилизация положения гортани при пении различных гласных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.046 с.)