Вокал после октябрьской революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вокал после октябрьской революции



После октябрьской революции пение стало поистине массовым, однако специалисты по детскому голосу еще отсутствовали. Сам репертуар тех лет (революционные песни массового характера) провоцировал детей на громкое, форсированное звучание голоса, нередко в высокой тесситуре, что создавало для их певческого аппарата режим перегрузки. К 30-м годам XX века вырисовывается картина порчи детских голосов: фонастения, не смыкание голосовых складок, сип при пении, узелки на связках и другие патологические явления, связанные с неправильным функционированием гортани во время фонации. Поэтому возникает необходимость в изучении особенностей детского голоса, обобщении педагогического опыта с целью правильного развития детского голоса на основе научных данных.

 

В 1938 году в Москве состоялось первое методическое совещание по вокальной работе с детьми, в котором приняли участие специалисты различного профиля: медики, отоларингологи, фониаторы, вокальные педагоги и музыкальные работники.

Главный вопрос совещания – охрана детского голоса.

С 30-х годов начинают проводиться лабораторные исследования детского голоса, появляются фонетические и фониатрические лаборатории при институтах языков, мединститутах и консерваториях. Экспериментальные исследования велись с привлечением смежных наук – эстетики, педагогики, физиологии, психологии, фониатрии и акустики.

Работы Л.Б. Дмитриева, Н.И. Жинкина, В.П. Морозова, С. Ржевкина и зарубежных ученых Ван-ден-Берга, О. Рассела и особенно Р.Юссона вскрыли при помощи современной аппаратуры целый ряд новых явлений, возникающих при речи и пении. Эти исследования проливают свет на некоторые спорные вопросы формирования певческого голоса, а в отдельных случаях совершенно по-новому объясняют певческое звукообразование. Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в послереволюционный период началось с указаний о том, каким голосовым регистром следует пользоваться учащимся в процессе пения.

 

Так, Е.М. Малинина основой звукообразования признает фальцетную манеру пения для всех детей в возрасте до 10 –11 лет, то есть до появления признаков мутации голоса. Характеризуя голос ребенка младшего школьного возраста, она пишет: «Необходимо помнить 4 основных момента при определении его природы:

1)голос легкий, светлый, свирельный, серебристый, сила небольшая; 2)колебательная манера голосовых связок лишь их краями;

Атака звука «мягкая»

4)гортань в высоком положении...».

Однако в это же время широкое распространение получила и иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса.

 

Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов его последователи. Д.Е. Огороднов рекомендует начинать обучение детей пению с тона в нижней части диапазона детского певческого голоса, которую он называет «примарным тоном» (или «примарным участком диапазона»), а затем постепенно в процессе вокальной работы повышать этот тон, одновременно расширяя участок диапазона со смешанным звучанием голоса.

 

В свою очередь, Г.П. Стулова в своем научно-методическом исследовании опровергает обе точки зрения и доказывает, что «природе певческого голоса необученных пению детей младшего школьного возраста свойственны все регистры, присущие голосу взрослых». Г.П. Стулова предлагает при построении вокально-тренировочных упражнений сглаживать регистровое звучание и использовать принцип, основанный на пении нисходящего поступенного звукоряда при облегчении нижних звуков за счет ослабления динамики и смягчения так называемой атаки звука.

 

Новые подходы к проблеме вокального воспитания были предложены известными педагогами Э.М. Чарели и И.П. Козляниновой, которые создали первое теоретически обоснованное и проверенное на практике учебное пособие с комплексом упражнений и методических разработок по развитию навыков речевого голоса и дыхания. В основе их метода – тренинг самостоятельного, сознательного управления дыханием и голосом. В книге «Тайны нашего голоса» авторы на основе научных данных обосновывают свою точку зрения на необходимость индивидуального подхода к вокальному обучению, так как при общем анатомическом строении каждый голос неповторим.

 

В современной детской вокально-хоровой практике педагогами часто используются так называемые фонопедические упражнения В.В. Емельянова, имеющие технологическую направленность и основанные на критериях физиологической целесообразности, энергетической и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы с голосом. Эти упражнения подготовительные и вспомогательные по отношению к вокальной работе. Они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Автор методики считает, что голосовой аппарат –саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для механизмов саморегуляции. Авторы пособия считают, что некоторые из этих упражнений можно успешно применять при работе с детским голосом, однако предварительно необходимо досконально изучить всю систему В.В. Емельянова (и желательно лично проконсультироваться с автором), чтобы не возникло неверного толкования задач и методики выполнения упражнений.

 

Иной точки зрения придерживается американский преподаватель Сет Риггс. Он разработал метод вокальной постановки голоса через пение в речевой позиции. Автор методики говорит о том, что «не нужно работать специально над правильным дыханием, если сохраняется во время пения правильная поза и нет тенденции поднимать груди и плечи, чтобы сделать неглубокий вдох. Тем более не нужно делать специальных упражнений для укрепления мышц дыхательной системы. Для хорошего звука не нужно много воздуха. Когда певец уменьшает количество посылаемого на голосовые складки воздуха, то он помогает находящимся внутри гортани мышцам справиться с их работой потому, что поток воздуха не столь велик, чтобы в его удержании потребовалось их участие. Более легко и незаметно происходит переключение регистров. По методике С. Риггса, тренировать голос – значит научиться координировать и усилить мышцы гортани так, чтобы можно было петь в речевой позиции в широком динамическом и звуковысотном диапазонах.

 

Одной из наиболее интересных и прогрессивных методик современности является исследовательская работа в области постановки голоса и осознанного обучения певческим навыкам А.М. Кравченко. В книге «Секреты бельканто» многие положения являются в определенном смысле изобретением. Методы, предложенные автором книги, сокращают срок формирования полезных певческих навыков, обеспечивают защиту певческого голоса от переутомления, восстанавливают разрушенные голоса. Для выработки певческих навыков А.М. Кравченко предлагает упражнения, цель которых – активизация голосовых связок, работа головного резонатора, дающая ощущение полетности и звонкости голоса.

 

Подводя итог, хочется заметить, что в настоящее время существует масса различных вокальных методик, нередко взаимоисключающих одна другую, и каждый преподаватель волен выбрать любую из них, но при этом важно помнить, что неумелое использование даже «самой лучшей» методики может привести к порче детского голоса. Поэтому каждый начинающий педагог должен сначала подробно изучить ту методику, по которой собирается работать с детскими голосами, желательно у ее авторов и их последователей, чтобы учесть все тонкости и нюансы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.)