Процесс приобретения певческих навыков — это трудовой процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс приобретения певческих навыков — это трудовой процесс.



Устойчивость внимания есть его существенное качество, и поддерживает в первую очередь ее интерес к объекту. Поэтому крайне важно отбирать для работы над развитием певческих навыков такие вокальные произведения, которые представляют для учащихся несомненный интерес. Постепенное углубление в материал, стремление к выявлению в нем все новых и новых сторон развивает сосредоточенность внимания. Задача педагога и заключается в умении акцентировать внимание ученика в каждый данный этап обучения на особенностях произведения.

Одна из важных задач педагога заключается в развитии у ученика работоспособности, настойчивости в работе, дисциплинированности, внимания. Легкие задания мало пригодны для воспитания воли. Не следует забывать, что учебный материал должен представлять известную трудность и что только преодоление ее имеет значение в воспитании воли.

Все психические способности певца (познавательные, чувственные и волевые) находятся во взаимосвязи, обусловливают друг друга и играют чрезвычайно важную роль как в воспитании и обучении пению в целом, так и в формировании его голосовой техники. Все обучение пению связано с совершенствованием ряда психических процессов: воли, внимания, памяти и другие.

 

Старший школьный возраст. В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония "телесного" и "духовного", установление ровного отношения с окружающими, взаимопонимание с родителями и учителями.

Переход от подростничества к юности рисуется как плавное движение к взрослости, где получение аттестата официально закрепляет эту взрослость, подтверждает гражданский статус растущего человека.

Между тем анализ особенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое своеобразие детей этого возраста, представляющего важнейший этап формирования личности. Прежде всего, особое значение приобретает готовность школьников к общественному труду, способность владеть развитой трудовой деятельностью. К 17-18 годам человек должен сформироваться настолько, чтобы он мог сознательно подключиться к любой социально необходимой деятельности.

 

Интеллектуальное развитие старший школьников. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют старшеклассникам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Ребенок умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.

 

Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Старшеклассники рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу.

 

В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: "Какой Я?", "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нём?", "Каковы мои возможности?". Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.

 

Юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Юноши и девушки начинают отдавать себе отчет в том, что они смогут применить школьные знания на практике, в своей будущей деятельности.

 

Эмоционально - волевое развитие. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет.

В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. Для старших школьников в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии. Сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной. Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях.

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Это явление одновременно социального и эстетического порядка. Это план действий, который заземляется на выбор профессии. Стремление к самоутверждению сменяется более критическим самоанализом и самовоспитанием. Пока окончательно не сложилась своя система ценностей, старшеклассники легко поддаются моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать

 

Коммуникативное развитие.

 

В этот период наблюдаются две противоположных тенденции общения.

Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен " ожидания общения" - активный поиск друзей.

Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу.

Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного. Происходит укрепление чувства взрослости. Старшеклассник понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность. Индивидуализация старшеклассника проявляется во внешнем виде, одежде.

 

Таким образом, в этот период времени у школьников окончательно сформировывается познавательная сфера. Они полностью владеют своими психическими процессами, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность - период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём - мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

* Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека.

 


3. Творческие и педагогические вокальные школы. Современные методики постановки голоса, преподавания вокальных дисциплин.

Отечественной вокальной педагогикой и методикой воспитания накоплен значительный опыт обучения пению. Сложилась определенная последовательность формирования у учащихся основных вокальных навыков, появилось большое количество разнообразных экспериментальных методик в этой области, авторы которых предлагают действительно эффективные методы и приемы развития певческого голоса с помощью вокальных упражнений.

 

Рассмотрим подробнее основные методики вокального воспитания учащихся в исторической ретроспективе.

 

Первыми авторами русских методических работ были М.И. Глинка и А.Е. Варламов (вплоть до XIX века в певческих школах России пользовались в основном переводной методической литературой с французского и итальянского языков).

 

М.И. Глинка всецело следовал традициям кантиленой школы, а А.Е. Варламов – манере декламационного стиля. В дальнейшей русской вокально-методической литература эти два течения продолжают господствовать в течение целого столетия. М.И. Глинка не оставил законченной школы пения, но написал один труд «Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса» лично для певца О.А. Петрова, принципы которого легли в основу обучения пению и детей. Сам М.И. Глинка использовал их при обучении пению детей в придворной певческой капелле и театральном училище, где работал сам. Метод М.И. Глинки впоследствии был назван Н. И. Компанейским «концентрическим», так как «упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится покойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса».

А.Е. Варламов, как и М.И. Глинка, придавал большое значение первостепенной роли слуха, напевности, четкости артикуляции, недопустимости форсировки звука, рекомендовал пение в удобной тесситуре.

 

Н.И. Компанейский, изучивший методику работы М.И. Глинки с О.А. Петровым, развивает дальше идею «концентрического» формирования голоса. Упражнениям со звуком он предпосылает упражнения в «метрическом дыхании». Упражнения со звуком он рекомендует начинать с центрального тона, на высоте которого держится покойная речь и пение, то есть с высоты разговорного тона. Н.И. Компанейский вводит в свою систему фонетические добавления – применяет специальные слова и слоги при пении упражнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.015 с.)