III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Чтение текста, записанного на доске, с последующим анализом.



После небольших заморозков прошелестел последний золотой дождь. Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки. На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.

В эту пору предзимья природа готовится к длительному покою. Лишь неугомонный дятел с утра затевает на сухом стволе свое неизменное «стаккато», да любопытная белочка, которая свесилась с ветки, чем-то залюбовалась внизу. Уж не этими ли сказочными цветами, которые брызнули, словно из-под земли, бледно-сиреневыми лепестками?

И откуда только они взялись в такую позднюю пору? Да это же безвременники, цветы-неувяды. Ранней весной у них появляются коробочки с семенами. А поздней осенью они выстреливают вдруг из-под травы, засохшие великолепными цветами. И кажется на миг, что нежданно вернулась весна.

– Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

1) Чем-то залюбовался любопытный дятел.

2) У цветов-неувяд весной появляются коробочки с семенами.

3) Природа поздней осенью готовится к покою.

4) Осенью березы становятся беззащитными.

– Какова тема текста?

– Определите тип речи:

1) повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) описание с элементами повествования.

– Укажите способ образования слова белоствольный.

IV. Работа над новой темой.

1. Выпишите предложение.

Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.

– Выделите грамматическую основу.

– Какое определение дано подлежащему березки? Выделите группу подлежащего.

– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение?

– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие?

– А пожелтевшие и пожелтели?

– От какого слова образовано определение пожелтевшие?

– На какой вопрос отвечает?

– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите в тетрадь.

– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?

– Выделите основы в данных словах:

(Основа одна и та же от  + формообразующие суффиксы -вш- и -л-.)

– Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.)

– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.

2. Запись темы урока.

3. Чтение § 9 (с. 24–25).

– Образуйте причастия (из выделенных словосочетаний текста).

– От какого глагола образовано подчеркнутое причастие?

4. Выборочный диктант.

– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.

Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.

– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.

5. Игра (устно).

К существительному, названному учителем, подобрать прилагательное и причастие.

Например: снег.

чистый               белеющий

свежий      сверкающий

глубокий    липнущий

рыхлый      искрящийся

6. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже (1-е предложение записываем на доске, остальные – по вариантам).

Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная.

I вариант: сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы.

II вариант: дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по.

III вариант: лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осенью.

7. Выполнение упражнения 54 (письменно). Выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.004 с.)