IV. Повторение имени числительного и местоимения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Повторение имени числительного и местоимения.



1. Беседа по вопросам.

– Вспомните, что вы знаете об именах числительных.

– На какие группы они делятся?

– Для чего служат порядковые числительные? Количественные?

– Укажите в тексте порядковые и количественные числительные.

– Как изменяются числительные?

– Просклоняйте числительные:

                  I вариант                II вариант

                  пятьсот                    пятьдесят

Двое учеников работают у доски.

– Образуйте сложное прилагательное: 80 метров (восьмидесятиметровый).

– Какова роль числительных в предложении?

– Сделайте синтаксический разбор предложения.

Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели.

– Назовите постоянные признаки числительных.

– Вспомните, что вы знаете о местоимениях.

– Найдите местоимения в тексте, определите разряд, падеж.

– Какова роль местоимений в предложении?

– Какие местоимения и в зависимости от чего могут выступать то в роли подлежащего (дополнения), то в роли определения?

– Какие местоимения сходны с существительными? В чем это выражается?

– Какие местоимения сходны с прилагательными?

– В чем состоят синтаксические особенности местоимений какой, который?

– Какие местоимения сходны с числительными?

– Исправьте фразы (устно).

а) В сколько слов ты допустил ошибки?

б) С которого ты года рождения?

в) В восемнадцати километров от станции расположен музей известного писателя.

г) К троим братьям пришли ихние товарищи.

V. Подведение итогов урока.

– Правописание каких частей речи мы повторяли?

– Что показалось сложным?

& Домашнее задание: просклонять числительное 628; образовать сложные прилагательные и существительные: 5 угол, 12 этажей, 60 баллов, 2 класс, 1000 лет, 8 струн.

(Пятиугольник, двенадцатиэтажный, шестидесятибалльный, второклассник, тысячелетие, восьмиструнный.)

Урок 12
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают образованные существительные и прилагательные; четко проговаривают измененные по падежам числительные.

III. Повторение глагола.

1. Беседа по вопросам.

– Чем отличается глагол от имени существительного и прилагательного?

– Какие категории являются общими для всех форм глагола?

– Какие формы повелительного наклонения имеют два окончания?

– Как изменяются глаголы в условном наклонении?

– Почему во втором лице множественного числа глагол может употребляться то с гласной е, то с гласной и, например: крикн е те – крикн и те, стукн е те – стукн и те?

2. Работа по таблице.

I спряжение II спряжение
1 л. -у (-ю) – -ем 2 л. -ешь – -ете 3 л. -ет – -ут (-ют) 1 л. -у (-ю) – -им 2 л. -ишь – -ите 3 л. -ит – -ат (-ят)

– О каком грамматическом признаке глагола говорится в этой таблице?

(Первоначально, какое именно спряжение, не указано, учитель вписывает заголовок, I и II спряжение, после ответов учеников.)

– Напишите гласную в окончаниях глаголов третьего лица единственного числа.

Сбуд..тся, бор..тся, исполн..т, раста..т, броса..т, забуд..т, растревож..т, увещева..т, кол..т, притащ..т, подта..т, застро..т, раздел..т, обессил..т, сжима..т.

– Как вы определили спряжение глаголов?

3. Вспомните способы образования видов глагола, заполнив таблицу.

  Приставки Суффиксы Меной коренного гласного Переносом ударения Разными основами
Совершенный вид построить стереть отнять резатьвы взять
Несовершенный вид строить стирать отнимать вырезбть брать

4. Прочитайте таблицу и сделайте вывод о месте ударения в глаголах прошедшего времени.

Неопределенная

форма глагола

 

Формы прошедшего времени

   

Мужской род

Женский  род Средний род

Множественное.

число

брать взяться понять

брал

лсявзя

пунял

бралб взялбсь понялб брбло лосьвзя пуняло

брбли

лисьвзя

пуняли

               

– Образуйте все формы прошедшего времени и расставьте ударение в словах: начбть, тьотдбть, прожъть, прибы.

5. Буква ь в глаголах.

Заполнить таблицу (по 2 примера).

6. Составление схемы и образец разбора глагола.

На доске запись:

         Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

         Лишь к тебе я любовь берегу3.

                                                                         С. Есенин

 Глагол Берегу
 На какой вопрос отвечает Что делать?
 От какого слова зависит Я
 Начальная форма Беречь
 Переходный – непереходный Переходный
 Возвратный – невозвратный Невозвратный
 Вид Несовершенный
 Спряжение I
 Наклонение Изъявительное
 Время Настоящее
 Лицо 1-е
 Число Единственное
 Род (в прошедшем времени)

7. Орфографическая диктовка.

1) Ветер. Кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится тонко взывающий рог (А. Фет).

2) Может быть, завтра утром ты в поезде тряском проснешься (А. Межиров).

3) Пушкин! Тайную свободу пели мы вослед тебе. Дай нам руку в непогоду, помоги в немой судьбе! (А. Блок.)

– Выберите два глагола, сделайте морфологический разбор.

8. Найдите «лишнее» слово.

1) Ругается, смотрится, смеркается (безличный глагол).

2) (Не) читал, (не)здоровится (слитно), (не) здоровался.

3) Ут..реть(в корне е), приб..рать, зам..рать.

4) Наде..ться (I спряжение), скле..ть, завис..ть.

5) Сердить (несовершенный вид), заехать, спеть.

6) Рассчит..вал, запис..вал, приветств..вал (суффикс

7) Сходили бы, будьте (повелительное наклонение), была бы.

8) Висеть (непереходный глагол), встречать, видеть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.007 с.)