III. Работа по новой теме. Сообщение темы и целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа по новой теме. Сообщение темы и целей урока.



1. Беседа по вопросам § 7 (учебник, с. 20).

– Что такое текст?

– Как называется наименьшая единица текста?

– Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?

– Какие стили речи вы знаете?

(Художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.)

– А какие бывают типы текстов? (Описание, рассуждение, повествование.)

2. Чтение с последующим анализом текста упражнения 45 (из учебника).

– Как вы догадались, что это текст?

– Какова его основная тема, о чем в нем говорится? Озаглавьте.

– На сколько абзацев можно разбить текст?

– Как связаны между собой предложения в тексте?

– Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений.

– А какие еще способы связи существуют? (Цепная и параллельная.)

– Укажите предложения, связанные параллельной связью.

– Из скольких основных частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение.)

– Спишите текст, деля его на абзацы. Озаглавьте. В выделенных словах отметьте окончание, укажите падеж.

3. Работа с текстами, подобранными учащимися: указать тип, стиль текста, определить тему, доказать, что выбранный отрывок – текст (2–3 текста).

Вывод записываем в тетрадях.

1) Основные признаки текста: общая тема, главная мысль заключена в предложении (главном); можно выделить микротемы, ключевые слова; есть абзацы, заголовок.

2) Стиль текста: художественный, научный, разговорный, публицистический, официально-деловой.

3) Тип текста: описание, рассуждение, повествование.

4) Части текста:

а) Вступление.

б) Основная часть.

в) Заключение.

5) Способы связи: цепная, параллельная.

IV. Закрепление.

1. Пользуясь предложенным планом, охарактеризуйте текст (текст лежит на столах перед глазами учащихся).

ПОСЛЕДНИЙ ГРИМ

Сыро. Холодно. Одуванчики в надвинутых набекрень серо-белых шляпах горбятся от ненастья.

Молодой клевер, выросший после первого укоса, старается не замочить свою завитую в мелкие кудряшки розовую голову и уклоняется от крупных капель дождя. Такая игра скоро утомляет цветок, и он ложится на траву.

Экстравагантная пижма еще кокетливо держит головки в модных желтых беретиках.

Но на фоне темнеющих и блекнущих красок все это выглядит непривычным. Природа, не любящая посредственности, искусно наносит последний грим на уходящую молодость.

                                              Ф. Нестеров

2. Беседа по вопросам.

– Какое настроение появилось у вас при чтении?

– Какие литературные приемы использует автор в данном тексте? (Метафоры, эпитеты.)

– Что означают слова: посредственность (заурядный, среднего качества), экстравагантный (расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный, странный)?

– Какова же главная мысль? Как связан заголовок с темой текста?

– Какие краски (цвета) помогают нам представить картину увядания природы?

– Выпишите из текста понравившиеся вам фразы.

& Домашнее задание: списать текст упражнения 47, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе).

Урок 15
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цел и: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Анализ текста упражнения 47.

III. Сообщение темы, цели урока.

IV. Работа по теме.

1. Чтение текста.

Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту. Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег. (А. Гайдар.)

– Попытаемся определить тип и стиль речи текста. Напоминаю, что стиль речи определяется на основе трех внеязыковых признаков, составляющих в совокупности речевую ситуацию. Структура речевой ситуации составляет, как известно, три вопроса:

где протекает речь? ( в официальной или неофициальной обстановке);

кому она принадлежит? ( одному человеку или многим людям);

какова цель, задача общения? ( сообщение информации, воздействие на слушателя (читателя) или общение).

Тип речи определяется по тому, говорится ли в тексте о постоянных или одновременно наблюдаемых признаках (описание), о ряде сменяющих друг друга действий (повествование), о причинно-следственных связях (рассуждение).

(Предполагаемый ответ ученика: этот текст скорее всего взят из книги; он адресован всем, кто интересуется данным произведением, вероятно, художественным, если судить о нем по этому небольшому отрывку, в котором хорошо просматривается особенность художественной речи – изобразить событие, а не просто сообщить о факте, нарисовать словом картину, передать состояние автора и героев. Читая текст, мы видим, как выбирались из болота герои рассказа, и как бы чувствуем их состояние: они и испугались, и действовали решительно, с каким-то азартом. Значит, это речь художественного стиля. Тип речи – повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях, которые совершали герои рассказа, выбираясь из болота.)

– Давайте уточним признаки художественного стиля в содержании и речевом оформлении текста.

а) Изобразительность.

– В нашем тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор «дробит» действие выбираться из болота, в деталях показывает, как это делали герои.

Назовите эти глаголы: они кружили по болоту, поворачивали направо, налево; перебирались по хлюпким жердочкам; прыгали с кочки на кочку. Обратите внимание, что каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств.

Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания (хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег), и конкретная, чувственно воспринимаемая лексика (плюхнулся, трухлявые),  и лексика, употребленная в переносном значении (полетело в грязь бревно).

(Метафоричность – одно из свойств художественной речи.)

б) Эмоционально-экспрессивная сторона речи.

В нашем тексте используются экспрессивная лексика (плюхнулся, полетело бревно в грязь) и экспрессивный синтаксис: сложносочиненные предложения со значением «действие и его результат» (Раз – и по пояс в воде. Два – и захрустела сухая осина); неполные предложения (...и по пояс в воде; ср.: и мы оказались по пояс в воде); безглагольные предложения с частицами (Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот и сухой берег).

2. Чтение высказывания о литературном языке.

Составление таблицы.

– Заканчиваем начатые упражнения, устно отвечаем на вопросы (задание под звездочкой на с. 22).

3. Определите стиль данных текстов (упражнения 50, 51 учебника).

4. По заголовку предположите, к какому стилю относится текст:

«Синтаксис и пунктуация», анкета, «Морфологический разбор глагола», заявление о приеме на работу, письмо-уведомление, «Песня про купца Калашникова», резюме.

5. Творческое задание.

За 10 минут составить текст по одной теме, но в разных стилях (по рядам). Например, по теме «Осень».

V. Подведение итогов.

– Назовите характерные черты каждого стиля речи.

& Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени. По дороге домой понаблюдайте за осенней природой, не забудьте об особенностях художественного стиля речи (эмоциональность, экспрессивность).

Урок 16
Р/р. подготовка к домашнему сочинению
по картине и. бродского «Летний сад осенью»
(упражнение 44)

Цел и: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине; провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, эмоционально-экспрессивной лексики; составить рабочие материалы к сочинению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение 2–3 работ.

III. Работа по теме.

1. Слово учителя.

– Собирая материал для своего сочинения, вы, несомненно, задумывались над его стилем. Индивидуальные, конкретные приметы описываемых предметов помогли создать зримые образы.

Художник И. Бродский тоже рассказал о своих осенних впечатлениях, только выразил он это с помощью кисти и красок.

2. Рассматривание репродукции «Летний сад осенью» (цветной вкладыш в учебнике).

– Какое настроение у вас вызывает эта репродукция?

– Небо, удивительно нежные осенние краски, аллея сада, тени от деревьев, беседка, люди, наслаждающиеся своеобразной красотой осеннего сада… Как об этом нам рассказал художник?

– Постарайтесь подробно описать то, что увидел Бродский. Напишите о своих впечатлениях от картины другу, который, как и вы, любит осень.

Помните, что в состав вашего описания должно входить указание на местоположение и названия самих предметов, здесь расположенных, то есть предложения в вашем тексте будут строиться по схеме: где? – что? В них возможны и глаголы, указывающие на наличие предметов (стоит, лежит, находится), но так как все эти глаголы содержат повторяющуюся информацию («есть», «имеется»), то употреблять их в каждом предложении этого типового значения нет необходимости. В русском языке широко распространены безглагольные конструкции, передающие значение наличия чего-то где-то (например: Справа беседка. На скамейках бабушки). Подобными конструкциями можно воспользоваться, чтобы избежать повторов. Устранить повторы поможет и другой способ: замена глагола со значением наличия глаголом со значением качественного признака предмета (темнеет, блестит, виднеется).

Обратите внимание и на разнообразие средств со значением местоположения: около, рядом с, за (ним), напротив, посредине, в центре, справа от, налево от...

Чтобы ваше письмо было интересно читать, не забудьте об эмоционально-экспрессивной стороне речи, о метафоричности как об одном из свойств художественного текста.

3. Подбор рабочих материалов.

Постараемся найти образные эпитеты, сравнения, продумаем подбор признаков, заполнив таблицу.

Небо Голубое, облачное, с просветами
Аллея сада  
Беседка  
Прохожие  
Погода  
Ветер  
Краски  
Деревья  
Что больше всего заинтересовало  
Свои впечатления  

4. Напишите сочинение в виде письма другу, можно включить в него отрывок из стихотворения об осени.

– Не забудьте начать письмо с обращения.

– Не забудьте завершить письмо, попрощаться с другом.

& Домашнее задание: дописать (закончить) сочинение-письмо по картине (упражнение 44, с. 19).

Урок 17
причастие как часть речи

Цел и: дать понятие о причастии как части речи; учить отличать причастие от глагола и прилагательного; (р/р) формировать умение конструировать предложения с причастием.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Тетради с домашним заданием (сочинением) собрать на проверку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.028 с.)