Банкротство — не выход из положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банкротство — не выход из положения



Сложившаяся практика процедур банкротства показывает, что при суще- ствующем законодательстве банкротство само по себе не приводит к удовле- творению требований кредиторов, по окончании всех процедур задолженность считается «погашенной», т. е. фактически списывается. Как правило, имеюще- гося имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кре- диторов, каковыми зачастую выступают налоговая служба, ресурсоснабжаю- щие организации, банки. С другой стороны, дебиторская задолженность долж- ника, как правило, трудно взыскиваема, в особенности когда она представляет собой долги населения.

На сегодня в Республике Бурятии в различных стадиях банкротства нахо- дится более 140 организаций, в том числе свыше 40 «отсутствующих», т. е. не представляющих отчетность, не имеющих имущества и т. д. По ним в реестры требований кредиторов включено 478,5 млн руб. долгов.

При этом, по оперативным данным, за девять месяцев текущего года по- гашено задолженности по налогам и сборам предприятиями, находящимися в процедурах банкротства, на сумму всего 5,1 млн руб.

Как показывает практика, кредиторам и органам государственной власти лучше не доводить предприятие до банкротства, а принимать меры по погаше- нию долгов, пока предприятие еще «живое». Это в интересах как самого должника, так и кредиторов, в том числе и работников — по невыплаченной заработной плате.

Так, по направленным налоговыми органами требованиям об уплате должниками долгов за девять месяцев текущего года была погашена задол- женность на сумму 840,5 млн руб., что в 164,8 раза превышает сумму поступ- лений от банкротства, а по инкассовым поручениям налоговых органов упла- чено 170,2 млн руб. (что в 33,4 раза превышает сумму поступлений от банк- ротства). Эти суммы взысканы с налогоплательщиков, которые в большинстве своем работают и не находятся в стадии банкротства.

 

139


В общем количестве задолженности организаций-должников, находя- щихся в процедуре банкротства, около 30 % являются организациями жилищ- но-коммунальной сферы, на которые приходится значительная часть задол- женности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Со- здание на базе обанкроченных предприятий новых, которые снова наращивают долги, — порочная практика, чем зачастую грешат органы муниципальной власти в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, которые изымают иму- щество из хозяйственного ведения обанкротившегося муниципального пред- приятия и передают его в аренду вновь созданному «ООО».

Банкротство как способ бегства от долгов может стать основанием для возбуждения уголовного дела. В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за умышленное доведение предприятия до банкротства (ст. 196 УК «Преднамеренное банкротство»), фиктивное банкротство (ст. 197 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК).

Вместе с тем законом о банкротстве предусмотрена обязанность должни- ка самостоятельно подать заявление о своем банкротстве (ст. 9 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Эта норма нужна для защиты публичных интересов, соблюдения установленной законом очередности удо- влетворения требований различных кредиторов. За неподачу такого заявления предусмотрена субсидиарная ответственность руководства и учредителей, чле- нов органов управления, собственников имущества должника (ст. 10 закона).

Своевременная уплата налогов, планирование своих расходов могут поз- волить предприятиям сэкономить на пенях и штрафах, избежать многих нега- тивных последствий, связанных с банкротством, таких, как отстранение ди- ректора предприятия от руководства, опись и продажа на торгах имущества, утрата лицензий на право заниматься определенным видом деятельности, ухудшение положения семей работников, не получивших свою заработную плату. Своевременное разрешение финансовых проблем — залог устойчивого положения как самого предприятия, так и экономики в целом.


(Статья подготовлена Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Бурятии.)

 

Еще одним видом медиатекстов является обзорно-анали- тическая статья. Многие издания не особенно дружелюбны к отдельному органу власти или другой организации, но при этом они приветствуют статьи, интегрирующие опыт несколь- ких властных структур или отраслевых организаций. Такие об- зорные статьи могут инициироваться как самими изданиями, так и специалистами в области PR.

Авторами здесь могут выступать руководители, эксперты, исследовательские центры, которые анализируют определенные отрасли или регионы, подвергают оценке их динамику и пер-

 

140


спективы развития, приводят соответствующие факты и цифры. Например, если в приведенной выше кейс-истории рассматри- вался позитивный опыт Республики Бурятии, то в обзорно- аналитической статье мог бы быть описан аналогичный опыт по ряду субъектов РФ.

Интервью — беседа, предназначенная для опубликования в прессе, обнародованию в передаче по радио или телевидению. Характерной особенностью интервью является то, что изложе- ние фактов или обнародование высказываний о событиях ведет- ся в нем от имени человека, которого интервьюируют, а не от лица журналиста. Интервью ценно мнениями, основанными на глубокой осведомленности и личной привлекательности для чи- тателей лица или лиц, имеющих к поставленным вопросам са- мое близкое отношение.

РR -специалисту следует помнить, что когда интервью гото- вится начинающим журналистом, оно зачастую, даже при начальном позитивном настрое представителя СМИ, приобрета- ет характер полной или сокращенной стенограммы разговора журналиста с его собеседником. Однако задача РR -интервью заключается в другом: показать некоторое лицо в определенном ракурсе, продемонстрировать четкие политические или эконо- мические принципы, соблюсти актуальную логику. В случае с интервью в прямом эфире требуемый результат достигается за- данной последовательностью реплик и вопросов ведущего, в ситуации с печатными СМИ — компоновкой текста.

Существует несколько форм интервью. В их числе интер- вью-монолог, когда выбранному для беседы человеку задается один важный вопрос, на который интервьюируемый подроб- но отвечает; интервью-диалог — беседа в вопросах и ответах. Используется и форма коллективного интервью, дающего пред- ставление о мнениях нескольких людей. В этом случае иници- ируется сбор некоторой авторитетной группы (политических лидеров, независимых аналитиков, сотрудников государствен- ных структур и др.) для выяснения и последующего сообщения аудитории спектра высказываний по определенной проблеме.

Более сложный и творческий характер носит интервью- зарисовка. Такое интервью отличается значительным расшире- нием роли журналиста, который не только задает вопросы, но

141


и высказывает свое мнение по обсуждаемой теме, рассказывает об атмосфере беседы, приводит дополнительные сведения о со- беседнике, делает исторические отступления и т. д.

Особым видом интервью является анкетирование. В целях выяснения мнений больших групп людей формируется анкета, которая затем публикуется для всех читателей либо рассылается отдельным целевым аудиториям. Другой вариант — трансляция вопросов по радио или телевидению с предложением звонить в студию и давать на них ответы. Собранные результаты обра- батываются, а на их основе составляются аналитические мате- риалы. Анкетные интервью в СМИ в большинстве случаев не могут квалифицироваться как представительные опросы, однако в РR -обеспечении они выполняют важную роль.

 

3.3. Мероприятия, организуемые для журналистов

3.3.1. Пресс-конференция

Пресс-конференция является наиболее распространенной и популярной среди журналистов формой информационного общения.

Пресс-конференцию можно определить как встречу жур- налистов с представителями организаций, цель которой — предоставить СМИ фактографическую, проблемную и коммен- тирующую информацию о событии, явлении, проекте и пр.

Большинство PR -теоретиков рассматривают пресс-конфе- ренцию как одно из самых сложных мероприятий по связям с общественностью, требующих тщательной подготовки и со- пряженных для стороны-организатора с повышенным риском

«потери лица» в глазах СМИ. Негативное впечатление о пресс- конференции может сложиться в результате неудачного ответа на один, пусть даже малозначительный вопрос или даже по- пытки уйти от ответа. Вместе с тем в повседневной PR -работе пресс-конференция — это стандартное мероприятие, неоспори- мыми преимуществами которого являются:

 

 

142


— непосредственный контакт представителей организации и журналистов;

— авторитетность источника информации;

— возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов;

— высокая информационная отдача.

Пресс-конференции бывают корпоративными, региональ- ными, общенациональными и международными.

В процессе подготовки и проведения пресс-конференции выделяется несколько этапов, каждый из которых имеет харак- терные особенности.

 

Этап 1. Планирование и оповещение

Анализ российского рынка PR -услуг показывает, что сред- няя по качеству пресс-конференция обеспечивает значительно больший выход материалов в СМИ, чем самый блестящий пресс-релиз. Последний хорош на этапе подготовки события, в том числе пресс-конференции (как «разогревающая» инфор- мация), в ходе его проведения и после завершения акции (как дополнительный материал). Рассчитывать же на то, что даже хороший пресс-релиз сыграет серьезную самостоятельную роль, недальновидно.

Лучшим временем для проведения пресс-конференции счи- таются вторник, среда и четверг. Вместе с тем пятница плоха лишь тем, что если материал не попал в субботние газеты, то в следующий выпуск (вторничный, поскольку в воскресенье и понедельник большинство газет не выходит) он, скорее всего, тоже не попадет, так как «состарится». А у понедельника наря- ду с известными минусами имеются и плюсы: в условиях отно- сительного информационного голода, образовавшегося за вы- ходные дни, на информационные контакты в начале недели СМИ идут охотно.

Относительно времени нужно предусмотреть следующие ню- ансы: если необходимо увидеть материал о пресс-конференции в утренних газетах, то нужно назначить пресс-конференцию на 11.00, на 12.00 или, максимум, на 13.00. Если основными медиа являются телевидение, радио,  информационные

143


агентства, еженедельники и ежемесячники, то время проведе- ния пресс-конференции вообще не имеет значения.

Если имеется действительно «горячая» новость, пресс- конференцию можно проводить в любое время, но с минималь- ной разницей во времени между получением новости и пресс- конференцией (утром, вечером, ночью, в субботу, воскресенье и т. д. — СМИ все равно соберутся), в противном случае но- вость «остынет».

Оповещать СМИ следует поэтапно. Первый анонс стоит дать за 10—14 дней, но не позднее чем за неделю до пресс- конференции — с учетом того, что в большинстве СМИ в пят- ницу или понедельник проводятся редакционные планерки; дубль — за 2—3 дня до пресс-конференции. Распространение анонса менее чем за сутки до пресс-конференции приводит к сложностям с явкой СМИ, если, конечно, новость не является

«горячей».

Вслед за рассылкой некоторые специалисты предлагают сделать контрольный обзвон СМИ (профильных журналистов) для выяснения вопросов: получено ли приглашение? планиру- ется ли явка? не нужна ли какая-то дополнительная информа- ция? Однако другие специалисты полагают, что подобный об- звон может только вызвать раздражение у вечно занятых жур- налистов.

 

Этап 2. За час до пресс-конференции

Для представителя СМИ пресс-конференция начинается уже тогда, когда он отправляется по указанному в вашем при- глашении адресу. Понятно, что это место будет найдено, одна- ко от того, как долго будет происходить процесс поиска, зави- сит настроение журналиста, которое, в свою очередь, может отразиться на характере материала. Поэтому не стоит пренебре- гать таким моментом, как изготовление указателей:

— объявления на входе в здание, где будет проходить пресс-конференция, с обозначением этажа и комнаты;

— стрелки с текстом «Пресс-конференция» внутри здания;

— таблички на двери пресс-конференционного помещения;

 

 

144


— табличку со словом «Регистрация» на столе, где соответ- ствующие сотрудники фиксируют прибытие журналистов.

Уместен указатель «Раздевалка», особенно если она распо- ложена не на виду, в противном случае журналисты будут про- ходить в зал одетыми и развешивать одежду на стульях.

Указатели (бейджи) с названием структуры, которая прово- дит пресс-конференцию, фамилией, именем и отчеством со- трудника должны иметь все организаторы, чтобы журналисты видели, к кому они могут обратиться по различного рода про- цедурным и иным вопросам.

На стол, за которым будут сидеть участники пресс- конференции, ставятся таблички с их данными. При всей ка- жущейся простоте вопроса о характере текста на этих таблич- ках оптимальные варианты встречаются не слишком часто. Происходят, например, нарушения в сторону «недогруза» — когда вместо имени и отчества пишут только инициалы; в сто- рону «перегруза» — когда указывают должности и титулы. Фа- милия, имя и отчество ньюсмейкера, написанные полностью и повторенные на обратной стороне таблички (чтобы участник пресс-конференции без проблем мог найти свое место за сто- лом), — наиболее приемлемый вариант.

За спинами участников располагается «задник» — баннер с логотипом организатора пресс-конференции, в этом случае он с наибольшей вероятностью попадет в поле зрения телевизион- ных камер. Если камер нет, логотип (или даже аккуратно сде- ланную надпись с наименованием организации) все равно стоит вывесить — он визуально скрепляет ваши авторские права на данную пресс-конференцию.

Желательно, чтобы у каждого участника пресс-конферен- ции имелся персональный «джентльменский набор», включаю- щий микрофон, бутылку минеральной воды, стакан, бумагу и ручку для записей.

Наконец, все готово, журналисты прибывают.

Появляются главные действующие лица — ньюсмейкеры (англ. newsmaker — человек, «делающий» новости, интересная личность или носитель новостей). Встречайте их сразу же после входа в здание.

 

 

145


Предусмотрите помещение, где они могли бы «присесть» перед пресс-конференцией, выпить чашку чая или кофе и побе- седовать с организаторами. Причем разговор этот не сводится только к светской беседе желанного гостя с радушным хозяи- ном: это внутренний брифинг — короткая неформальная про- цедура, в ходе которой необходимо четко прояснить такие мо- менты, как продолжительность вступительной речи (речей), последовательность выступлений, количество времени, отво- димого на вопросы-ответы. При необходимости данные вопро- сы готовятся заранее в печатном виде как мягкие ориентировки для ньюсмейкеров. Далее: постарайтесь, чтобы перед пресс- конференцией ньюсмейкеры и журналисты не общались, хотя последние могут пытаться это делать, чтобы получить инфор- мацию первыми. (Для СМИ — ваших информационных парт- неров — возможны исключения.)

Интересен и следующий вопрос: сколько человек сажать в так называемый президиум? Отправной показатель — это распределение ролей на пресс-конференции. С организацион- ной точки зрения их три: ньюсмейкер, ведущий и эксперт. Пер- вая роль предполагает ответственность за информацию как та- ковую, вторая — за процедуру ведения пресс-конференции, третья — за информационный «архив». Первая и третья роли могут совмещаться или разделяться (когда специалисты, менее авторитетные по статусу, но хорошо информированные по су- ществу проблемы сидят рядом с основным ньюсмейкером или даже в зале и в случае необходимости дополняют его ответы на задаваемые вопросы). Первую и вторую роли целесообразно всегда разделять.

Таким образом, минимальный президиум пресс-конферен- ции должен состоять из двух человек. Что же касается макси- мума, то здесь рекомендации следующие: при наличии одной- двух-трех фигур первого уровня (персонализированный под- ход) ограничьтесь их присутствием. Если же вы демонстрируе- те круг компетентных, но не слишком известных специалистов (спектральный подход), число ньюсмейкеров может возрасти до пяти-шести. Дальнейшее увеличение их числа приведет к неизбежным организационным трудностям.

 

 

146


Этап 3. Ход пресс-конференции

Посмотрим на пресс-конференцию с точки зрения ведущего, которого часто называют специальным термином «модератор» (англ. moderator).

Можно ли затягивать открытие пресс-конференции? Да, отступление от объявленного времени на 5—10 мин допустимо и даже желательно. За этот период подтянутся опоздавшие жур- налисты. Однако разрыв продолжительностью свыше 15 мин чреват осложнениями: аудитория начинает раздражаться.

Как  долго  проводить  пресс-конференцию?  Общий  ответ

«в зависимости от интереса журналистов» лучше конкретизиро- вать: планируемая продолжительность — 30—60 мин. Менее 30 мин — это оперативный брифинг (короткая пресс-конфе- ренция) «на ходу», а к исходу часа внимание многих журнали- стов, как правило, ослабевает, телевизионные камеры  начинают

«сниматься с мест», и ощущение солидности происходящего постепенно утрачивается. Поэтому даже если вопросы не иссяк- ли, имеет смысл прекратить пресс-конференцию искусственно.

«Зашкаливать» за 60 мин стоит в исключительных случаях — главным образом, когда ньюсмейкер еще не высказал того, что планировалось.

Сколько минут отвести на предваряющее выступление? Некоторые ньюсмейкеры начинают пресс-конференцию следу- ющим образом: «Здравствуйте, я готов отвечать на ваши вопро- сы». На наш взгляд, это не лучший способ поведения, предвари- тельный «разогрев» журналистов вступительной речью и необходим, и полезен. Вступлением вы задаете свои правила информационной игры, а отказываясь от него, заведомо ввязы- ваетесь в игру по чужим правилам. Но и утомлять журналистов длинным вступлением не стоит, его нормальная продолжитель- ность при наличии одного ньюсмейкера — 10—15 мин.

Что делать, если задают по два-четыре вопроса? Устрои- тели пресс-конференции вправе объявить любой регламент ее проведения, т. е. если вы предполагаете большое количество вопросов, скажите в самом начале: «Мы знаем, что число жур- налистов, желающих задать вопросы, велико, а время пресс-кон- ференции ограничено. Поэтому просим вас задавать только по

147


одному вопросу». В дальнейшем, когда последуют попытки нарушить регламент, вы будете нейтрализовывать их фразой:

«Мы договорились задавать по одному вопросу».

Как поступать, если вместо вопроса следует «самовыра- жение» журналиста или другого участника пресс-конференции, например такое: «Пользуясь случаем, я хотел бы вам ска- зать…»? Можно остановить монолог разъяснением того, что форма пресс-конференции не предполагает дискуссии или даже обмена мнениями. Еще лучше произнести короткую фразу:

«Сформулируйте, пожалуйста, ваш вопрос».

Порядок вопросов регулируется обычно очередностью под- нятых журналистами рук или поступивших записок.

Как быть, если вопросов нет совсем? Никаких оснований для паники! Можно заранее попросить знакомых журналистов задать какие-нибудь вопросы. Или поручить то же самое сотруд- никам вашей организации. Наконец, можно произнести фразу типа: «Перед пресс-конференцией нам было передано несколько записок (поступило несколько звонков) с вопросами» и т. д.

А теперь проанализируем детали пресс-конференции с по- зиции ньюсмейкера. Главный критерий успешного выступления на пресс-конференции — информативность. Если вы вышли к микрофону, то обязаны сделать какое-либо сообщение. Его никогда не заменят ни «рассуждения на тему», ни даже самый высокий уровень компетентности. Вместе с тем вреден и ин- формационный перегруз. Поэтому никогда не стоит приводить в устной речи широкий перечень цифр, фамилий, организаций. Лучше представить журналистам соответствующие сведения в письменном виде, либо ограничиться двумя-тремя примерами, в противном случае в СМИ могут появиться искажения.

Для основного выступления целесообразно подготовить презентационную версию (тезисы, основные цифры и факты с иллюстрациями — обычно в редакторе Power Point) для де- монстрации с помощью мультимедийного проектора. В этом случае аудиовоздействие на аудиторию дополняется воздей- ствием визуальным. Презентационную версию после пресс- конференции можно также раздать журналистам на электрон- ных носителях.

 

 

148


Старайтесь не высказываться (даже с оговорками типа

«я не являюсь здесь специалистом, поэтому прошу восприни- мать мои слова как частное мнение») по вопросам, где вы не- компетентны. Журналисту все равно, рассуждаете ли вы как чи- новник, коммерсант или как обыватель, он выдаст вашу цитату без оправдательных оговорок, а читатель или зритель «дорису- ет» картину не в вашу пользу. Более того, в СМИ могут попасть исключительно «некомпетентные» мнения.

Молчание при ответе на нежелательный вопрос вовсе не худший вариант, поскольку молчание трудно комментировать. Вариант ответа «у меня сейчас нет данных» или «не знаю» значительно лучше, чем «без комментариев» или «не хочу от- вечать».

Если вы все же ошиблись, сразу признавайте ошибки и при- носите извинения, в противном случае ошибки будут на все ла- ды «смаковаться» журналистами.

Как себя вести: строго, скованно или, напротив, раскрепо- щенно? Предпочтительнее естественность, умеренная эмоцио- нальность и доброжелательность. Не смущайтесь от неудобных и даже провокационных вопросов, начните ответ на них с фра- зы: «Спасибо за такой острый вопрос» или: «Проблема, которую вы затронули, действительно существует». А дальше… говорите на ту тему и выдавайте ту информацию, которую считаете нуж- ной, например: «Но чтобы разобраться в вашем вопросе квали- фицированно, нужно рассказать вот о чем…».

Можно ли читать по бумажке? Сколько угодно! Сравне- ние с Леонидом Ильичом Брежневым не считается сегодня жур- налистской находкой, поэтому поступайте, как вам удобнее. В любом случае не вредно иметь печатный текст перед глазами. Известная поговорка «хорош тот экспромт, который подготов- лен заранее», на пресс-конференции весьма актуальна.

 

Этап 4. После пресс-конференции

Когда ведущий говорит журналистам «спасибо» и «до сви- дания», пресс-конференция не заканчивается. Журналисты, как правило (даже если даны ответы на все заданные вопросы), под- ходят  к  ньюсмейкеру,  чтобы  получить  какую-либо  дополни-

 

149


тельную информацию. Поощрять ли такое поведение или, наоборот, быстрее уходить с «поля боя»?

На наш взгляд, надо поощрять. Ведь какова основная цель пресс-конференции? Получить максимальный выход материа- лов в СМИ. Чем больше встреч и вопросов — тем больше мате- риалов, а их качество зависит не от числа встреч, а от вашей подготовки.

Существуют и вспомогательные цели, одна из которых — расположить к себе журналистов. Но быстрым уходом вы такого расположения не добьетесь. Поэтому даже в условиях отсут- ствия времени найдите возможность сказать настойчивому ре- портеру пару слов, а в крайнем случае — дайте контактные те- лефоны для связи в перспективе.

К тому же, удовлетворяя журналистов, организаторы пресс- конференции одновременно могут использовать встречу с ними для решения дополнительных задач: собрать с пришедших ин- формацию для включения в медиакарту; провести среди них социологический опрос по интересующей организатора и обще- ство теме и т. д.

Цикл мероприятий вокруг пресс-конференции завершает пресс- клиппинг — контроль и анализ вышедших в СМИ материалов, которые крайне необходимы как для определения степени эф- фективности акции, так и для формирования планов на будущее.

 

3.3.2. Брифинг

Это «младший брат» пресс-конференции; основная разница между пресс-конференцией и брифингом — во временных от- резках, которые на них отводятся.

Брифинг — это короткое оперативное выступление упол- номоченного лица перед журналистами по свежим следам важ- ных событий.

Проведение брифинга по времени не превышает 15—30 мин. Такой короткий временной промежуток позволяет ньюсмейкеру постоянно удерживать ситуацию в руках: 5—10 мин из этого времени занимает предварительное выступление (часто это за- явление, меморандум, сообщение о только что состоявшейся встрече и принятом решении); 10—20 мин отводится для блиц- ответов на вопросы журналистов.

 

150


Формат брифинга не предполагает обсуждения вопросов, поднимаемых на нем, и организация, проводящая брифинг, име- ет однозначную позицию по этому вопросу. Проведение бри- фингов характерно для международных мероприятий, офици- альных событий государственных органов.

Существенным дополнением к сказанному является скром- ный внешний антураж брифинга. Во время брифинга не пода- ются минеральная вода, бутерброды и т. п. Более того, его луч- ше всего проводить стоя, не рассаживая ни журналистов, ни ньюсмейкеров. Это подчеркивает оперативный характер этого мероприятия.

 

3.3.3. Пресс-тур

Многие руководители, включая мэров городов и губернато- ров, удивляются: почему журналисты пишут о них в газетах (го- ворят по радио, показывают по телевидению) так мало? Для ин- тенсификации контактов с журналистами можно пригласить журналистов в гости, показать им свои объекты. Вероятность желаемого результата в этом случае повышается. Такого рода организованная акция носит название пресс-тура. При подго- товке полномасштабного пресс-тура в регион (то же относится и к городу или отдельному предприятию) следует продумать сле- дующие блоки мероприятий, не забыв определить ответствен- ных за их проведение:

— встреча на вокзале или в аэропорту, размещение, ин- структивная встреча с изложением деталей пребывания в рес- публике, области, городе;

— сопровождение журналистов по всему маршруту пресс- тура;

— питание, вечерний досуг, культурная программа;

— встреча с представителями исполнительной и законода- тельной ветвей власти;

— посещение профильных для тематики пресс-тура и наиболее интересных объектов республики, области, города; знакомство с их социально-экономическим развитием;

— встреча с подведением итогов поездки, проводы на вок- зал или в аэропорт.

 

151


Будете ли вы приглашать журналистов поодиночке, обрати- тесь ли за помощью в структуры Союза журналистов или РR - агентство, все равно готовьтесь отвечать на следующие вопросы:

— количество журналистов, которых вы можете принять в ходе пресс-тура;

— место сбора журналистов перед отъездом;

— транспорт и маршрут следования;

— место и условия размещения;

— даты и время приезда и отъезда;

— гарантии безопасности (если речь идет о «горячем» реги- оне);

— основная тема и уточненная программа пресс-тура. Вместе с тем, если вы заказываете пресс-тур и финансируе-

те его организацию, то вправе поставить и свои вопросы:

— как будет осуществляться маркетинг СМИ и подбор журналистов;

— кто сопровождает журналистов и координирует их дея- тельность со стороны организаторов поездки;

— способны ли организаторы предложить дополнительное информационное обеспечение пресс-тура (подготовка и распро- странение по широкому кругу СМИ отчетных материалов о по- ездке, проведение пресс-конференции по итогам пресс-тура и т. д.).

И наконец, следует продумать принципиальную схему ор- ганизации пресс-тура. Ясно, что журналистов приглашают на территорию и объекты с целью демонстрации им каких-то кон- кретных аспектов деятельности, а вовсе не для обзора всего подряд. Отсюда во главу конструирования каждого ознакоми- тельного блока ставится освещение какой-то актуальной про- блемы. Под нее подбирается объект, в наибольшей степени от- ражающий грани этой проблемы. И завершает цепочку персона, способная наилучшим образом прокомментировать проблему.


r В качестве примера приведем организованный в 2008 г. пресс- тур федеральных СМИ в Оренбургскую область.

 

 

152


Программа пресс-тура «Оренбуржье — Евразийские ворота России: из прошлого и настоящего — в будущее» (к 75-летию Оренбургской обла- сти), организованная для журналистов федеральных СМИ в Оренбург- скую область

Воскресенье). Первый день

«Евразийские ворота из прошлого»

11.05 — вылет рейсом 731 по маршруту Москва — Оренбург

15.05 — прилет в Оренбург

16.00 — прибытие в гостиницу Правительства Оренбургской области (Аксакова, 1), размещение

16.30 — фуршет в гостинице

17.00 — обзорная экскурсия по городу (парк «Салют, Победа!», набереж- ная р. Урал (Беловка), Музей истории г. Оренбурга, Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбургский областной краеведческий музей)

18.30 — посещение спектакля Оренбургского драматического театра им. Горького

22.00 — ужин

 

Понедельник). Второй день

«Ворота из Европы в Азию: азарт промышленных рекордов»

8.00—9.00 — завтрак в гостинице

10.00—11.00 — встреча с губернатором Оренбургской области Алексеем Андреевичем Чернышевым «От рекордного урожая — к рекордам в экономике»

«Знаменитые бренды Оренбургской области: в 2010 году пуховый платок может стать опять модным»

11.00—13.00 — посещение фабрики пуховых платков ОАО «Ореншаль» и магазина при комбинате

(Вязанием пуховых платков в Оренбуржье занимаются с незапамятных времен. Мировое признание они получили в 1857 г., когда платок был впервые представлен на международной ярмарке в Париже. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру: Лондон, Берлин, Стокгольм, Вена, Шанхай, Брюссель и т. д.

В 1939 г. была создана маленькая промысловая артель им. Парижской Коммуны. С 1960 г. артель переименовали в фабрику «Оренбургских пуховых платков», а в 1993 г. преобразовали в ОАО «Ореншаль».

Принята новая программа развития предприятия, в рамках которой нача- ли эффективно использоваться свободные площади. Фабрика приобрела два новых станка японской фирмы Shima Seiki из кетельных машин, на которых производятся ажурные изделия — паутинки. Выполнение намеченной про- граммы модернизации производства приведет в 2010 г. к двукратному росту объемов производства.

13.30—14.30 — обед

«Россия — Казахстан: активное сотрудничество в области перера- ботки газа — создание нового международного газохимического кластера»

14.30—15.00 — встреча с руководством предприятия ОАО «Оренбург- газпромдобыча», экскурсия по газзаводу и заводу по производству гелия.

 

153


16.00—19.00 — посещение диспетчерского пункта ОАО «Оренбург- газпромдобыча», демонстрирующего технологическую схему газопереработки (ул. 60 лет Октября)

(Исполнилось 40 лет ООО «Газпромдобыча Оренбург», которое осваивает крупнейшее газоконденсатное месторождение в РФ, содержащее 800 млрд куб. м газа и 460 млн т нефти. Добыча — 18 млрд куб. м в год. На Оренбургском га- зохимическом комплексе производится весь отечественный гелий и одорант, 78 % этана. Участникам пресс-тура будет представлена «Генеральная схема развития Оренбургского газохимического комплекса до 2030 года». Будет рас- сказано о сотрудничестве с Республикой Казахстан, с которой область грани- чит на протяжении 1 876 км, о трансграничном проекте по совместной перера- ботке газа Карачаганакского газоконденсатного месторождения, расположен- ного в Республике Казахстан, на мощностях Оренбургского газзавода. Это даст новые рабочие места, дополнительно более 1 млрд руб. ежегодных нало- говых поступлений, перспектива строительства завода по производству поли- этилена и полипропилена из этана и пропана. Об экологическом сотрудниче- стве республики и области.)

«Национальная деревня — этнокультурный межнациональный диалог»

19.00 — культурная программа (посещение ресторана казахской кухни

«Шанырак» в культурном комплексе «Национальная деревня», где реализуется модель этнокультурного межнационального диалога)

 

Вторник). Третий день

«Евразийские ворота: рекорды АПК и ипотеки»

7.00—8.00 — завтрак

«Оренбургское казачество: от дикой пугачевщины — к развитому пред- принимательству и рекордным урожаям»

9.00 — поездка на Голодников хутор

(На хуторе «Казачий» расположен реабилитационный центр атамана М. П. Голодникова — настоящего казака и крепкого хозяина. Он с нуля создал огромное фермерское хозяйство, в котором теперь есть рабочие места для многих молодых людей, здесь же проходят реабилитацию страдающие от наркозависимости. Реабилитационный центр известен в области. Посредством тяжелой физической работы Голодников пытается возвращать многих поте- рянных для общества людей к нормальной жизни.)

9.00—10.00 — посещение крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), изучение казачьих обычаев

10.00—11.00 — обед на хуторе 11.00—12.00 — переезд в п. Саракташ

12.00—13.30 — осмотр Свято-Троицкой обители милосердия, фаянсового завода, посещение музея под открытым небом «Красная гора»

(Свято-Троицкая обитель милосердия п. Саракташ Оренбургской и Бузу- лукской епархии РПЦ основана в 1990 г. Она выросла на месте некогда обыч- ного, ничем не приметного, возродившегося в 1989 г. Покровского прихода

 

154


и является копией Собора Казанской Божьей Матери, стоявшего в Оренбурге на месте Дома Советов. В настоящее время при обители действуют Дом мило- сердия для одиноких больных престарелых людей, Православная гимназия, Духовное училище, воскресная школа. Здесь имеются швейная мастерская, пекарня, небольшое подсобное хозяйство, а в большой семье священника Ни- колая Стремского воспитываются 70 детей.

На высокой Красной горе стоят музейные строения, мельница, церковь. Дорога на гору закрыта на шлагбаум с будкой охраны. Рядом пушка с дере- вянным стволом. Здесь в 1999 г. проходили съемки фильма «Русский бунт» по мотивам повести Пушкина «Капитанская дочка», для этих целей выстроили Белогорскую крепость в натуральную величину. После окончания съемок де- корации сохранили и назвали место «Ландшафтно-этнографический музей жизни оренбургского казачества». Рядом с крепостью возведен кемпинг с ре- стораном и сауной.)

«ПрограммаСельский дом— самая успешная ипотечная программа в России. Одобрена Д. А. Медведевым»

14.30—15.30 — посещение п. Пригородный (строительство по программе

«Сельский дом»)

(В 2007 г. в Оренбургской области по программе «Сельский дом» постро- ено 1304 жилых дома общей площадью 121,3 тыс. кв. м. Всего по программе

«Сельский дом» за 2000—2007 гг. в регионе возведено 7 415 домов общей площадью 706,1 тыс. кв. м. В 2008 г. намечено ввести в эксплуатацию не менее 1,5 тыс. домов.)

15.30—16.30 — обед

16.30 — отъезд в аэропорт


17.55 — вылет рейсом 732 в Москву (прибытие — в 18.30).

 

Приведенный пример программы пресс-тура демонстриру- ет, каким образом можно мотивировать журналистов к участию в мероприятиях, на первый взгляд адресованных достаточно уз- ким аудиториям специалистов.

Наиболее оптимальный вариант привлечения журналистов на подобные мероприятия — это пригласить журналистов на открытие конференции и предложить им провести на ней столь- ко времени, сколько они пожелают. При этом в общем распо- рядке работы конференции следует предусмотреть брифинг по итогам работы мероприятия. В результате журналист сможет выбрать наиболее удобный для него вариант получения необхо- димой информации.

 

 

155



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.121 с.)