Коммуникативная направленность обучения русскому языку 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная направленность обучения русскому языку



Якубовская Э. В.

Я49 Русский язык. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2020. – 183 с.: ил.

Данное пособие является сопровождением к учебникам линии «Русский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья 5—9 классов, осваивающих содержание предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с требованиями адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Составной частью методических рекомендаций является рабочая программа с описанием содержания курса, личностных и предметных результатов обучения и тематическим планированием.

Пособие адресовано педагогам, обеспечивающим реализацию требований адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также студентам дефектологических факультетов.

УДК 376-056.2

ББК 74.5

                                               © Издательство «Просвещение», 2020

                                                   © Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2020

                                                   Все права защищены


Содержание

Предисловие …………………………………………………………………. 4

Коммуникативная направленность обучения русскому языку ……….… 5

Дидактический материал к урокам русского языка в 5–9 классах ……   9

Конспекты уроков ………………………………………………………....... 43

Контрольные диктанты по русскому языку в 5–9 классах ……………      63

5 класс ……………………………………………………………………………    66

6 класс ……………………………………………………………………………    72

7 класс ……………………………………………………………………………    77

8 класс ……………………………………………………………………………    87

9 класс ……………………………………………………………………………    94

Использование электронной формы учебника ………...……………….. 103

Пример Рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
для курса 5–9 классов
…………………………………………………………. 104

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения

в 5–9 классах …………………………………………………………...……….    –

Содержание учебного курса «Русский язык» в 5–9 классах ……………….    106

Тематическое планирование в 5–9 классах …………………….........……… 121

    5 класс (136 ч) ………………………………………………………….. –

    6 класс (136 ч) ………………………………………………………….. 134

    7 класс (136 ч) ………………………………………………………….. 147

    8 класс (136 ч) ………………………………………………………….. 161

    9 класс (136 ч) ……………………………………………………………     174

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Обучение русскому языку в 5–9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.

В рабочих программах по русскому языку для 5–9 классов описаны два уровня требований к усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий уровень требований). Он заключается в следующем:

· письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;

· участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.

На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе независимо от степени нарушения интеллекта. В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта.

В тематическом планировании представлена почасовая разбивка по темам. Каждая учебная тема поддерживается рабочими тетрадями с указанием номеров страниц и заданий, предлагаемых на выбор, а также методическими рекомендациями, содержащими устные игровые упражнения (грамматические разминки и орфографические минутки); примерные конспекты уроков; тексты контрольных диктантов с методикой их проведения.

Работа учеников на уроке – это коллективный труд всего класса. Важность такого рода деятельности общеизвестна. Но для каждого отдельного ученика ощущение ценности своего участия в коллективном труде становится несколько смазанным при работе с учебником. Это может привести к снижению мотивации в учебном процессе. Устранению данного недостатка способствует персонификация адресата в работе с учебником.

 

Обучение диалогу

Литературный диалог

1. Работа с готовым диалогом:

· анализ диалога (6 класс: № 78; 7 класс: № 36; 8 класс:
№ 17, 282);

· выборочное списывание реплик диалога (5 класс: № 252);

· выделение диалога из текста (6 класс: № 41; 7 класс: № 120).

2. Конструирование диалога (6 класс: № 6, 75, 113; 8 класс: № 141).

3. Работа с неполным диалогом.

· Дополнение диалога одной репликой (5 класс: № 292).

· Дополнение диалога репликами одного из собеседников (7 класс: № 296).

4. Создание диалога:

· по данному образцу, близкому по содержанию (6 класс: № 312);

· на основе повествовательного текста (6 класс: № 222; 9 класс:
№ 84, 108).

 

Грамматический диалог

1. Работа с готовым диалогом.

Начало каждой программной темы (5 класс). Цель – актуализация знаний.

2. Конструирование диалога.

Конец каждой программной темы на этапе контрольных вопросов и заданий (7 класс).

 

Обучение рассказу

Для обучения старшеклассников монологической связной речи мы предлагаем такую дидактическую единицу (текст), которая отвечает следующим характеристикам:

· частотность употребления в межличностных коммуникативных ситуациях;

· тематическое многообразие;

· простота логики связного высказывания;

· устойчивость и простота структуры текста.

Данные характеристики повысят мотивационную сторону обучения и его успешность.

В содержание обучения входит:

ü Понятие о тексте

5 класс: Различение текста и не текста (№ 16).

          Отличие предложения от текста (№ 55).

          Деление текста на предложения (№ 57).

ü Оформление текста

5 класс: Заголовок (№ 28).

6 класс: Части текста. Красная строка (№ 13, 14).

ü Содержание текста

5 класс: Определение темы текста (№ 28, 29).

          Последовательность предложений в тексте (№ 99, 135, 227, 246).

         Тема и основная мысль (№ 172).

          Подтверждение основной мысли фактами (№ 247, 248).

6 класс: Подтверждение основной мысли дополнительными фактами с
          опорой на вопросы, рисунки (№ 181).

          Связь частей в тексте (№ 283).

7 класс: Подтверждение основной мысли текста фактами. Свободный
            порядок предъявления фактов (№ 28, 29).

             Установление последовательности предъявления фактов в тексте
             (№ 142).

8 класс: Подбор примеров для подтверждения основной мысли текста с
           опорой на составной план (№ 136, 137).

ü Структура текста

6 класс: Расположение частей текста в соответствии с данным планом
          (№ 31).

           Деление текста на части по данному плану (№ 100).

7 класс: Составной план текста (№ 229).

8 класс: Составление плана текста (№ 43, 44).

9 класс: Составление рассказа (№ 24, 50, 91, 117, 186).

Обучение деловому письму

Деловое письмо как область практического применения письменных речевых навыков способствует укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, поэтому занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушениями интеллекта. В связи с этим на специальные уроки делового письма отводится 15 часов учебного времени в 5–7классах и 8 часов в 8–9 классах.

Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием; овладевают тематическим словарём; выполняют разнообразные практические упражнения: от простого подражания образцу до серьёзного тренинга, максимально приближенного к реальным ситуациям.

 

Слово. Состав слова

«Сказочники». Прочитать имена, отчества и фамилии писателей. Какие из них вам известны? Какие сказки этих писателей вы читали?

Если записать в столбик фамилии писателей в алфавитном порядке, можно узнать, какие сказки они написали.

Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Павлович Ершов, Ханс Кристиан Андерсен, Николай Николаевич Носов, Алексей Николаевич Толстой, Джанни Родари, Лазарь Иосифович Лагин, Александр Мелентьевич Волков, Юрий Карлович Олеша.

___________________ «Снежная Королева»

___________________ «Волшебник Изумрудного города»

___________________ «Конёк-горбунок»

___________________ «Старик Хоттабыч»

___________________ «Приключения Незнайки и его друзей»

___________________ «Три толстяка»

___________________ «Сказка о царе Салтане»

___________________ «Приключения Чиполлино»

___________________ «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

 

«Угадай слово». Учитель загадывает слово и быстро называет в последовательном порядке все согласные этого слова. Учащиеся должны отгадать слово. Работа завершается записью в тетради слов, которые запомнились. Лексическим материалом для данного упражнения могут служить слова из словаря с непроверяемыми безударными гласными (в..л..с..п..д).

 

Грамматическая разминка. Прочитать два слова, записанных на доске:

  стрела, стрелок.

Объяснить, чем похожи эти слова и чем различаются. (Свободные высказывания учащихся.)

Выделить общий корень (-стрел-) и сказать, как называются такие слова.

Назвать оставшиеся части слов ( – окончание, -ок – суффикс) и определить, чем различаются данные однокоренные слова по составу.

Начертить на доске схемы состава данных слов.

Придумать предложения с этими словами.

 

Грамматическая разминка. Составить пары родственных слов, подобрав

 недостающие слова. Учитель называет предмет (что? – лыжи). Ученики

называют человека, который имеет отношение к этому предмету, пользуется

этим предметом (кто? – лыжник).

Лыжи – лыжник, грибы – грибник, машина – машинист, море – моряк,
сад – садовник, шахта – шахтёр, сапоги – сапожник, охота – охотник, лес – лесник, пожар – пожарник, школа – школьник, мотоцикл – мотоциклист.

 

Грамматическая разминка. На доске записаны словосочетания, в которых пропущены предлоги.

Учитель объясняет, что из словосочетаний убежали предлоги. Их нужно догнать и вернуть на место. Ученики выходят по порядку к доске и вставляют карточку с нужным предлогом в словосочетание.

Завершить работу можно записью по памяти трёх словосочетаний с разными предлогами.

постоять честь       сесть лошадь    прийти площадь

попасть сеть           лечь кровать     благодарить сирень

записать тетрадь  выйти дверь      верить справедливость

залезть  щель         наказать грубость смотреть дочь

 

Орфографическая минутка. Прочитать предложение, записанное на доске.

Дру зья плыли на ло д к е вни з по речк е до пристан и у д е ревни П ушкари.

Объяснить правописание слов с выделенными орфограммами.

 

Орфографическая минутка. На доске друг под другом записаны пары однокоренных слов: скворец – скворушка, лодка – лодочка. Вторые слова в паре закрыты планшетками.

1-й этап. Ученики читают слова (скворец, лодка) и называют в них орфограммы (о – безударная гласная, д – сомнительная парная согласная). По ходу высказываний учащихся учитель подчеркивает орфограммы.

2-й этап. Учитель по очереди открывает запись на доске. (В слове скворушка отмечена ударением и подчеркнута гласная о, а в слове лодочка подчеркнута согласная д и отмечена красным кружком последующая гласная). Опираясь на проверочные слова, ученики объясняют, как проверить безударные гласные и сомнительные согласные в корне.

 

Словарный самодиктант. Учитель предлагает учащимся вспомнить и записать как можно больше слов из словаря, подчеркивая орфограммы, которые следует помнить. Работа завершается проверкой записанных слов путём их орфографического проговаривания. При этом выявляется ученик, вспомнивший большее количество слов, и ученик, записавший без ошибок большее количество слов.

 

Грамматическая разминка. На доске записано предложение, в котором пропущено два однокоренных слова. На демонстрационной доске карточки с этими словами. 

Учитель объясняет, что из предложения убежали однокоренные слова. Их нужно догнать и вернуть на место. А чтобы слова опять не убежали, их нужно связать по смыслу с другими словами в предложении.

1. У нашей маленькой ______________

В ______________ куклы, мишки, зайки. (хозяйство, хозяйка)

2. Под старым пнём в глуши ___________

Живёт ______________ смешной.             (лесная, лесовичок)

Грамматическая разминка. Учащиеся по очереди выходят к доске и

 исправляют ошибки в словосочетаниях, закрывая их карточками с нужными

 окончаниями. Завершается работа хоровым чтением словосочетаний.

Ведро вод а         Посадили сосн а     Выглянуть из окн о

Пить вод а         Ветки у сосн а        Сидеть под окн о

Плыть по вод а Вырос под сосн а    Подойти к окн о

Пойти за вод а    Дупло на сосн а      Цвести на окн о

 

«Верни приставку». На доске записаны слова, у которых не хватает приставки:

…бавить, …оконник, …гадался, …писка, …дружка, …гулка, …мануть, …вёртка, …крёсток.

Учитель объясняет, что из слов убежали приставки и слова потеряли своё значение. Нужно догнать приставки и вернуть их на место.

Ученики по очереди подходят к доске, берут карточку с нужной приставкой, подставляют к слову и прочитывают слово.

В конце работы можно предложить ученикам записать по памяти три понравившихся слова и отметить в них приставки.

 

«Кто на чём играет». У ведущего карточки с названиями музыкальных инструментов. У учащихся карточки-покрышки с разными суффиксами.

Ведущий называет музыкальный инструмент (баян, гитара, гармошка, скрипка, труба, пианино, горн, барабан). Ученики называют музыканта (баянист) и покрывают карточку с суффиксом (-ист), с помощью которого образовано слово.

В конце игры учащиеся могут записать любые три слова с разными суффиксами.

 

«Состав слова». Учитель показывает карточку со словом.

Ученики выкладывают на парте состав слова, используя карточки с условным обозначением приставки, корня, суффикса, окончания. Затем называют по порядку части слова.

 

«Строю слова». Выложить на парте карточки с тремя корнями, затем  подставить к ним приставки и суффиксы так, чтобы получились слова и при этом все карточки были использованы.

-говор- -щик пере- по- -вод- -чик -ник -груз- под-

 

Грамматическая разминка. Среди корней найти слова-корни:

 -зим-, -вод-, -дом-, -стен-, -стол-, -сад-, -клад-, зелен-, -голов-, -бег-, -чит-,

-шум-.

«Назови ласково». Слова с пропущенной парной согласной (ж или ш) в корне записаны на доске.

Поду..ка, обло..ка, ко..ка, стру..ка, лягу..ка, пу..ка, доро..ка, матрё..ка, кру..ка, ло..ка, бука..ка, рома..ка.

Ученики по очереди подбирают проверочное слово, называя предмет ласково (подушка – подушечка), и вставляют пропущенную согласную (ш).

Орфографическая минутка. Записать предложение под диктовку учителя. Найти слова с безударными гласными и парными (звонкими и глухими) согласными в корне. Прокомментировать правописание в корне путём подбора проверочных слов.

У лягушки-квакушки детки – головастики.

Толковый словарь «Сложные слова». Учитель предлагает ребятам проверить, что они знают о природе. Для этого нужно узнать животное по его описанию.  

Ученики угадывают названия животных, определяют состав сложных слов и называют соединительные гласные.

1) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части

    головы – н…

2) Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа – у…

3) Бабочка, из кокона которой изготавливается шёлк – ш…

4) Ядовитый гриб с красной шляпкой в белых крапинках – м…

5) Маленькое животное, похожее на мышь; роет норки в земле – з…

6) Опадание листьев осенью – л…

«Явления природы». Нужно заменить словосочетания сложными словами.

Ученики называют явления природы, определяют состав сложных слов, выделяют корни и называют соединительные гласные.

Земля трясётся – …                        Лёд трогается на реке – …

Листья опадают – …                     Падает снег – …

Дороги покрыты льдом – …          Вода падает с высоты – …

Падают звёзды – …                        Полная луна на небе – …

                        С гор падают камни – …

 

Орфографическая минутка. Записать словосочетания под диктовку учителя. Проверить запись путём орфографического проговаривания слов по слогам.

      Беседа за столом, горб у верблюда, спешить в библиотеку.

«Где приставка, а где предлог?» На магнитной доске записаны слова. К каждому слову прикреплена карточка с приставкой или предлогом.

на ветке на грузка                 по играть по дороге

за колка за домом                 про ход про скворца

до гнать до вечера                от сестры от пустить

Учащиеся должны разобраться, где слово с приставкой, а где с предлогом. Карточку с предлогом необходимо отодвинуть от слова и устно вставить между ними другое слово.

 

Зрительный диктант. На доске записано предложение:

У подъезда на скамейке сидят бабушки рядком.

                           или

Лёгкий снежок падал на дорожки, пустые грядки, голые дворы.

                            или

Мы с Ильёй за парту сели и наш завтрак дружно съели.

1-й этап. Учащиеся читают предложение про себя. Повторяют шёпотом предложение, орфографически проговаривая каждое слово по слогам.

2-й этап. Запись на доске закрывается. Ученики пишут в тетрадях предложение по памяти.

3-й этап. Запись на доске открывается. Учащиеся сверяют свою запись с образцом на доске, подчёркивают орфограммы и исправляют допущенные ошибки, если они есть.

 

Части речи

Грамматическая разминка. К данным глаголам подобрать близкие по значению глаголы. Составить словосочетания.

Зябнуть – мёрзнуть на ветру.      Мыслить – д…

Наблюдать – с…                           Молвить – с…

Орать – к…                                   Сочинять – п…

Беречь – о…                                   Плясать – т…

Трудиться – р…                                Вертеть – к…

Хворать – б…                               Дремать – с…

Грамматическая разминка. Активизация глагольной лексики.

Рассказать о предмете, употребляя глаголы, при этом нужно помнить, что неживые предметы могут действовать как живые существа.

 

                          движение кланяется

Ромашка         цвет         белеет                    

                          чувства    радуется солнышку

                          движение

Волчица           звучание                                  

                          труд

                          движение

       Луна           цвет                                   

                          труд

                          движение

Врунишка         поступки                                 

                          цвет

                          речь

                 

                          речь

                          поступки

Соседка         труд

                          движение

                          чувства

                          звучание

Ромашка          труд                                

                          чувства

Грамматическая разминка. У данных глаголов изменитьформупо указанным грамматическим признакам.

Время. Число. Лицо. Неопределённая форма. Повелительная форма.

Ночевал.                         Гонят.

Встаёт.                         Рисуете.

Берегись.                         Заблудились.

 

Грамматическая разминка. Определить, по какому грамматическому признаку составлены пары глаголов.

Заявила – заявили (род).          Сорвёт – сорвут (…).

Бродит – бродил (…).               Отважилась – отважился (…).

Шумишь – шумит (…).              Съехали – съедут (…).

Надену – наденешь (…).            Поздравлю – поздравим (…).

 

«Поверни действие на себя». Подобрать глаголы с частицей -ся.

Выкупать – выкупаться.              Кружить – …

Застегнуть – …                             Облизать – …

Уберечь – …                                   Обжечь – …

Умыть – …                                    Испечь – …

                   

Творческий словарный самодиктант «Угадай словечко». Учащиеся угадывают последнее слово в двустишье, предлагаемом учителем на слух. Правильно угаданное по смыслу и в рифму слово ученики записывают в тетрадь и подчеркивают орфограммы. Контроль осуществляется путём взаимопроверки выполненной работы.

Существительное.

В земле сидит крепко                  Зимой и летом зелена,

жёлтая … (репка).                        вся в шишках крепкая … (сосна).

Мы за стол с подружкой сели     О том, что кончился урок,

и пирог с капустой … (съели).     сообщает нам … (звонок).

В гору с братом шли вдвоём.       В хоботке пчела несёт.

Труден был крутой … (подъём).  Золотистый сладкий … (мёд).

Глагол.

Вот и лето подоспело –               Птицы к югу улетели,

Земляника … (покраснела).           Листья клёна … (пожелтели).

Прозрачный лес один чернеет,      Ветерок над морем веет,

И ель сквозь иней … (зеленеет).     Парус на волнах … (белеет).

Прилагательное.

Зимой из рощ холодных                 Береги землю любимую,

Слышен вой волков г… (голодных). Как мать р… (родимую).

   Говорит корова:

    – Вы купите молочка,                  В лесу берёзы с клёнами

  Вкусного, п... (парного).              Машут веками з… (зелёными).

«Части речи». Заполнить начатую таблицу, используя все предложенные для работы карточки со словами. Для своевременного предупреждения ошибок учитель может в любое время предложить коллективную работу с одной из карточек.

Таблица (записана на доске).

 

Существительное Прилагательное   Глагол Наречие
веселье весёлый     веселится весело
       

 

Карточки со словами:

                чистота, чистый, чистит, чисто

                грубиян, грубый, нагрубил, грубо

                зима, зимний, зимовать, зимой

                темнота, тёмный, потемнели, темно

                  смех, смешной, смешит, смешно

                молодость, молодой, помолодел, молодо

                свет, светлый, светит, светло

                 друг, дружный, дружит, дружно

Ученики по очереди выходят к доске, прочитывают слово на карточке, ставят к слову вопрос и определяют часть речи. Правильный ответ записывают в таблицу.

Усложнённый вариант работы:

В каждом ряду однокоренных слов не хватает одной части речи. Ученики ставят вопрос к пропущенной части речи и сами подбирают однокоренное слово, например к существительному смех.

– Глагол (что делал?) смешил.

 

Выборочный слуховой диктант. Учитель диктует по два слова. Ученики записывают только существительные. Проверка выполненной работы осуществляется путём подстановки вопроса к слову. Кроме этого, учитель должен обратить внимание учащихся на правописание в корне слов.

1-й вариант. Книга, стоять. Другой, пассажир. Красный, улыбка. Шить, яйцо. Лиса, большой. Спал, сестра.

2-й вариант (усложнённый). Берёзка, берёзовый. Обувать, обувь. Автобусный, автобус. Цветок, цветёт. Дождливый, дождь. Стрелок, стрелял.

Только прилагательные

1-й вариант. Рыба, новый. Автомобиль, северный. Синий, считал. Холодная, приносил. Яблоко, сладкие. Просить, полная.

  2-й вариант (усложнённый). Сирень, сиреневый. Железный, железо. Физкультура, физкультурный. Скучает, скучный. Живой, живёт. Болел, больной.

Только глаголы

1-й вариант. Дерево, писал. Розовый, шьёт. Крыша, спит. Кричит, железный. Плыл, трамвай. Пушистый, хлопал.

2-й вариант (усложнённый). Чистый, чистил. Сторожит, сторож. Работал, рабочий. Рассказ, рассказывал. Белый, белит. Продаёт, продавец.

Грамматическая разминка. На доске записано предложение. Ученики хором читают предложение, а затем разбирают его по частям речи.

     Утренний морозец застеклил лужи и побелил крыши.

«Юный художник». Учитель предлагает нарисовать осенний пейзаж, но не кисточкой и красками, а словами. Для этого нужно перечислить предметы и явления природы, из которых сложится картина осени.

По ходу высказываний учащихся учитель активизирует их словарь и стимулирует воображение вопросами:

– Что можно нарисовать на дорожке?

– А в небе?

– Во что будут одеты ребята?

– Каких птиц нарисуете в парке?

– Если вы нарисовали дождь, что будет в руках у прохожих? И т. д.

Завершить работу можно записью на доске предложенных учениками слов и доказательством принадлежности данных слов к части речи – существительному (что обозначает слово, на какой вопрос отвечает).

 

«Оживи предмет». Устные упражнения, суть которых заключается в необходимости к предложенному учителем слову подобрать такое однокоренное слово, чтобы неодушевлённое существительное превратилось в одушевлённое.

Лыжи, груз, двор, велосипед, мотоцикл, трактор, сад, лес, хозяйство, стройка, шахта, море, дача, рыба, школа, сапоги, дружба.

Учитель показывает преобразование первого неодушевлённого существительного лыжи в одушевлённое существительное: (что?) лыжи – (кто?) лыжник или (кто?) лыжница.

 

«Имена собственные». Заполнить таблицу примерами имен собственных.

Ученики читают  имя собственное на карточке и записывают его в таблицу под нарицательным существительным, выбирая его по смыслу. Завершается работа чтением таблицы и обсуждением правильности её заполнения. Здесь же выясняется различие между собственным и нарицательным существительными как по смыслу, так и на письме.

Таблица.

 

Части речи

Пятый, шестой, золотой, двадцатый.

Шагал, читал, играл, вокзал.

Утром, обед, вечером, ночью.

Хороший, плохо, отлично, честно.

Картошка, немножко, игрушка, кружка.

Лицо местоимений

Я, меня, мне, ты.

Вы, мы, вас, вам.

Он, его, ему, я.

Ты, тебя, тебе, мне.

При затруднении в выполнении задания учитель может:

  – определить, что обозначает каждое слово в одном ряду;

  – предложить поставить вопросы к словам;

  – записать ряд слов на доске. 

 

«Догадайся по окончанию». На доске записаны окончания.

-а  -ее -ая -ой -о -ут -е -ет -ы -ое

Учитель предлагает определить части речи, которые могут иметь такие окончания.

Ученики хором читают окончание и показывают карточку с названием части речи.

                Сущ.   Глаг.    Прилаг.   

Далее любой ученик должен доказать правильность выбора карточки конкретным примером:

– О окончание существительного. Например, «болото».

 

Предложение

Грамматическая разминка. Объединить по смыслу два слова в одном предложении. Учитель называет или записывает на доске два слова. Ученики придумывают предложение, используя в нём оба слова.

Дрова – печка. Газета – очки. Пассажир – автобус. Посуда – обед. Магазин – мебель. Кошка – собака. Лужи – сапоги. Сестричка – песня.

Урок – класс.

Чтобы увязать грамматическую разминку с темой урока, можно предложить учащимся записать наиболее удачное (интересное) предложение и выполнить задание по теме урока.

 

Грамматическая разминка. Устные упражнения на выделение сказуемого в предложении, воспринимаемом на слух. (Учитель произносит предложение, подчеркивая голосом сказуемое.)

Налетел ветер. Уронила берёзка листья. Из листьев ёжик смастерил себе гнёздышко.

Грамматическая разминка. Устные упражнения на выделение подлежащего в предложении, воспринимаемом на слух. (Учитель произносит предложение, подчеркивая голосом подлежащее.)

Туча нахмурилась. Загрохотал гром. Хлынул дождь. Испуганный зайчишка

спрятался под кустом.

 

«Подлежащее». Придумать предложения, используя сказуемое (плывёт, плывут) во всех предложениях. Кто или что совершает это действие? Назвать разные подлежащие. Записать в тетрадь 1–2 предложения на выбор. Подчеркнуть подлежащие.

 

Грамматическая разминка. Учитель предлагает учащимся один из главных членов предложения (сказуемое – посадил). Ученики подбирают по смыслу второй главный член предложения (подлежащее – дед), а затем несколько второстепенных членов предложения (второстепенный член предложения – репку, второстепенный член предложения – в огороде). Завершается работа повторением получившегося предложения: Посадил дед в огороде репку. Первые 2–3 разминки учитель проводит с опорой на раздаточный речевой материал. В дальнейшем аналогичные грамматические разминки проводятся без наглядных опор, «по цепочке», что должно стимулировать творческую активность и самостоятельность учащихся в речевой деятельности.

 

«Знаки препинания». Учитель произносит одно и то же предложение с разной интонацией. Учащиеся показывают карточку с соответствующим интонации знаком препинания. Неправильный выбор карточки ученик исправляет повторением предложения за учителем, подражая его интонации.

Например:

Сегодня мы пойдём на экскурсию. (!?)

Витя победил на конкурсе рисунка! (.?)

Это дельфины плывут? (!.)

«Соблюдай интонацию».

1-й этап. Учитель произносит закодированное предложение. Например: Та-та-та! Та-та-та-та. или Та-та-та? Учащиеся должны определить интонацию предложения и показать карточку с соответствующим знаком препинания.

2-й этап. Учитель показывает карточку с одним из знаков препинания. Ученик произносит закодированное предложение с соответствующей знаку интонацией.

 

«Читай выразительно». Прочитать про себя диалог и расставить знаки препинания в конце предложений. Приготовиться к выразительному чтению диалога в сопровождении демонстрируемых знаков препинания на карточках.

– Здравствуй, цыплёнок Как ты живёшь

– Я не цыплёнок

– А кто же ты

– Я жёлтый одуванчик

 

– Я кастрюля-красотуля, королева красоты

– Лучше б стала ты, кастрюля, королевой чистоты

                                                          (П. Синявский)

 

– Здравствуй, тётушка Сорока

Ты куда летишь

– Далёко

С новостями на хвосте

Нужно мне успеть везде

                          (М. Дружинина)

 

– Что ты, кошка, сторожишь

– Сторожу у норки мышь

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу её на чай

                                 (В. Лунин)

– Славик, кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь

– Строителем

– А что ты будешь строить

– Дома без углов Уж очень эти угл



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.271 с.)