Вступительная беседа по теме сочинения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вступительная беседа по теме сочинения.



– Мальчики, кто из вас играет в футбол?

– Девочки, кто из вас видел игру в футбол?

Вопросы ко всем ученикам:

– Как называется поле, на котором играют в футбол?

– Как называются игроки в футбол?

– Кто защищает ворота?

– Что стремятся сделать футболисты?

– Какая задача у вратаря?

– Давайте сочиним небольшой рассказ на эту тему.

Сочинение рассказа.

1-й этап. Прочитать пункты плана к рассказу (даны без соблюдения последовательности). Определить по ним тему рассказа. (О чём можно рассказать?)

       Игра.     Футбольное поле.          Вратарь.

2-й этап. Определить последовательность рассказа в пунктах плана:

    – С чего начать рассказ?

    – О чём рассказать дальше?

    – Кто будет главным героем рассказа? Что о нём можно рассказать?

Расположить пункты плана в установленной последовательности.

3-й этап. По плану сочинить небольшой рассказ, начиная с заголовка. Приготовиться к выступлению.

  4-й этап. Прослушать и обсудить рассказы всех пожелавших выступить учеников.

Коллективное сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь».

Сравнительный анализ содержания картины «Вратарь» и рассказов, сочинённых учащимися.

· Молча рассмотреть картину.

· Обменяться первыми впечатлениями о картине.

· Сравнить по содержанию картину художника и свои рассказы.

Тема. (Вратарь. – …)

Герои. (Вратарь и болельщики. – …)

Основная мысль. (Не пропустить гол. – …)

Детали. (Футбольное поле на пустыре. Вратарь – мальчик. Болельщики – дети. – …)

Коллективное составление устного рассказа по картине.

– Прочитайте план, и слова, и словосочетания к каждому пункту плана.

– Как называется вступление (начало)?

– Придумайте к началу рассказа два предложения, используя опорные слова и словосочетания.

– О чём идёт речь в главной части рассказа?

Учащиеся составляют предложения по опорным словам и словосочетаниям.

– Что отображено в заключении (в конце) рассказа? (Основная мысль.)

– Выразите основную мысль предложением.

Учащиеся придумывают предложения. Наиболее удачные предложения записываются на доске.

Написание сочинения.

Установка:

– соблюдать красную строку в начале каждой части текста;

– постараться использовать все слова и словосочетания, данные к плану сочинения;

– соблюдать правила правописания в корне слов, а в случае затруднений обращаться за помощью к учителю;

– безударные падежные окончания существительных писать так же, как ударные.

Слабым ученикам разрешается пользоваться таблицей падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонений.

Анализ сочинений.

Чтение сочинений и обсуждение полноты их содержания.

Взаимопроверка грамотности написания сочинений с подчёркиванием карандашом обнаруженных ошибок.

3) Обсуждение и исправление ошибок.  

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5–9 КЛАССАХ

В данном разделе представлен сборник контрольных диктантов по русскому языку в 5–9 классах. В дополнение к некоторым диктантам, где того требует тема, учитель может предложить выполнение небольшого грамматического задания:

– разобрать по частям речи слова одного из предложений текста;

– сделать грамматический разбор одной из частей речи;

– обозначить главные и второстепенные члены предложения;

– начертить схему предложения;

– подчеркнуть однородные члены предложения, опираясь на данную схему однородных членов;

– разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы;

– подчеркнуть однокоренные слова, выделив общий корень и др.

Диктанты расположены по темам в порядке прохождения их в каждом классе.

Объём выполняемой работы и количество орфограмм в ней соответствует требованиям программы. При этом тексты подобраны так, что учитель имеет возможность осуществить контроль над качеством усвоения не только новой темы, но и ранее изученных тем. В некоторых текстах подчёркнуты слова. Их учитель записывает на доске как особо трудные для правописания. 

Предлагаемое количество контрольных диктантов превышает потребность в них, если учесть, что такой вид работы проводится в среднем один раз в месяц. Это даёт учителю возможность выбора. Остальные тексты могут быть использованы учителем для других проверочных работ: слуховых, зрительных и объяснительных диктантов, контрольного списывания, свободных диктантов и т. п.

Выбирая материал для проверки знаний учащихся, учитель должен проделать следующую работу:

– перед изучением той или иной темы внимательно просмотреть текст контрольной работы, завершающей данную тему;

– выделить в тексте знаки препинания, которые нужно будет указывать в ходе записи текста учениками, а также отметить слова, которые желательно произносить при чтении текста так, как они пишутся;

– выписать из текста слова с орфограммами, относящимися к новой теме, слова на пройденные правила правописания, а также предложения, представляющие интерес с точки зрения синтаксической конструкции и лексического набора;

– отобранный таким образом материал включить в поурочные планы, увязав его с темой урока.

Выполнение данного требования поможет учителю избежать такой методической ошибки, как использование для контроля и проверки знаний незнакомого учащимся лексического материала, содержащего изученную орфограмму.

Предложенные для диктантов тексты достаточно разнообразны по тематике, содержат в себе интересную информацию и затрагивают многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Это поможет учителю при построении урока проверки знаний решить не только учебные, но и воспитательные задачи, расширить круг представлений ребят об окружающем мире.

 

План урока

1. Сообщение темы урока с записью заголовка текста диктанта на доске.

2. Выразительное чтение текста диктанта учителем.

3. Беседа по содержанию текста с возможным привлечением наглядности (выявляется информационное, смысловое и эмоциональное содержание).

4. Выполнение контрольной работы.

5. Повторное чтение текста диктанта учителем для самопроверки учениками и возможного исправления ими допущенных в диктанте ошибок.

6. Сбор тетрадей.

7. Обсуждение проделанной работы:

а) вопросы учителя к ученикам, если возникла необходимость;

б) высказывание сомнений учащимися в правописании тех или иных слов (очень важный момент, стимулирующий развитие орфографической зоркости у учащихся).

Высказанное учеником сомнение в правильности написания им слова поощряется учителем и обсуждается коллективно. Если в ходе обсуждения сомневающийся ученик приходит к правильному решению орфографической трудности, учитель учитывает это при выставлении оценки.

В данных текстах некоторые слова подчёркнуты как особенно трудные для написания. Их учитель предварительно записывает на доске, а ученики в ходе диктанта списывают.

   Для учеников, работающих по первому уровню усвоения знаний, предлагается дополнительный речевой материал в текстах диктантов. Он выделен курсивом. В это время остальные ученики могут проверить свою запись или просто отдохнуть.

 Ученики, работающие по третьему уровню усвоения знаний, получают для работы карточку с сокращённым текстом диктанта и выполняют работу как контрольное списывание (в плане урока это пункт 4). Слова, данные в слоговой разбивке, нужно писать слитно. До выполнения письменного задания и после него данная группа ребят обязательно участвует в беседе и в обсуждении проделанной работы.

Оцениваются контрольные работы следующим образом:

Оценка «5» – аккуратно выполненная работа без ошибок, допускается одно исправление.

Оценка «4» – аккуратно выполненная работа с двумя ошибками и одним исправлением.

Оценка «3» – три-четыре ошибки, помарки, исправления.

Ученики, получившие неудовлетворительную оценку, по желанию могут переписать свой текст диктанта на уроке работы над ошибками, чтобы повысить оценку на один балл.

5 класс (до 50 слов)

Тема: Повторение. Звуки и буквы

По рога

Вы ходили летом по грибы. Весной идите по рога. Это лоси их зимой скинули.

К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает, вы найдёте рога.

 За лето у лося новые рога вырастут.

                                               По рога Зимой у лося рога сла-бы-е. Задел рогом за дерево – рог упал в снег. За лето но-вы-е рога вы-рас-тут.

Тема: Повторение. Непроверяемые гласные и согласные в словах

Новоселье

Мы купили квартиру. Выгружали из машины мебель. Я таскал сумки с одеждой. Вечером я знакомился с новым местом. Шёл по улице. Вот аптека и овощной магазин. Рядом остановка трамвая. Куплю проездной билет.

 Буду ездить на трамвае в гости к товарищу.

                                            Но-во-се-лье   Мы купили но-ву-ю квар-ти-ру. Рядом ап-те-ка и ма-га-зин. За уг-лом  ос-та-нов-ка трам-ва-я. Буду ездить на трам-ва-е в гости.

Тема: Разные по интонации предложения

Дятел

Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю – дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.

 Это был молодой дятел. Он ещё мало что видел.

                                                 Дятел Стук в окно. Кто там? Мол-чат. Смо-трю – дятел. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. Это был мо-ло-дой дятел.

Тема: Приставка и предлог

Сказки

Все ребята любят сказки. Чтение их – маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.

У сказки всегда хороший конец.

 Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.

                                               Сказ-ки Все ребята любят сказ-ки. У сказ-ки все-гда хо-ро-ший конец. По-э-то-му сказ-ки ходят по земле и учат нас добру.

Тема: Правописание безударных гласных в корне

 

Вылупился из яйца птенец. Страшно в гнезде на дереве. Малыш маму ждёт. Он её песню узнаёт. Мама и червячка в клюве принесёт, и от врагов защитит.

 А вечерком малыш сладко заснёт у мамы под крылом.

 Вы-лу-пил-ся из яйца пте-нец. Стра-шно в гнез-де на дереве. Малыш маму ждёт. Мама и чер-вяч-ка в клюве при-не-сёт.

Тема: Правописание гласных и согласных в корне

Поздняя осень

Вчера ещё грело солнце. В садах летали стайки птиц. По воздуху плыла паутина.

А сегодня дунул резкий ветер. От инея стала седой трава. Поникли её тонкие стебли. К вечеру выпал первый снежок.

 А ночью постучал в окно морозец.

 Вче-ра ещё грело сол-нце. В садах летали стай-ки птиц. По воз-ду-ху плыла па-у-ти-на. А се-год-ня дунул рез-кий ветер.

Тема: Правописание гласных и согласных в корне

Я шёл на лыжах по лесной дорожке. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ивы. Быстро взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега.

 В сильный мороз глухари спят в сугробах. Там им тепло.

 Тихо в лесу. Сне-гом по-кры-ты сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грыз-ли ве-точ-ки ивы.

Тема: Правописание имён собственных

Собачка Софка бежит домой. Откуда она? Из деревни Дубравки. Туда отдали её щенка Щавлика. Каждый день Софка бегает его кормить.

Весной речка Рамица разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?

Собачка бросилась в воду и поплыла.

 Бурные потоки не испугали Софку.

 Со-бач-ка Софка бежит домой. От-ку-да она? Из де-рев-ни Дуб-рав-ки. Туда от-да-ли её щенка Щав-ли-ка. Каж-дый день Софка бе-га-ет его кор-мить.

Тема: Существительное. Закрепление знаний

Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил. Филин выступил против. Ночью хорошая охота.

Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а трава глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.

 Судили, рядили и оставили всё как есть.

 Птицы судили де-кабрь за длин-ну-ю ночь. Филин был про-тив. Но-чью хо-ро-ша-я охота. Стали судить за глу-бо-кий снег. Тетерев вы-сту-пил про-тив. Он в снегу спит.

Тема: Прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам

Открытие мира

Жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над головой синее небо. Под ногами мягкая летняя трава. Маленькие серые птички прыгают у ног Майки. Они ищут зёрнышки.

Вдруг на забор села белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный.

 Она высматривала куриное гнездо.

 Же-ре-бён-ка звали Майка. Майке всё было ин-те-рес-но. Над го-ло-вой синее небо. Под но-га-ми мяг-ка-я трава. Се-ры-е пти-чки пры-га-ли у ног Майки.

Тема: Глагол. Изменение глаголов по временам

Ботинки

Петя надел ботинки и вышел во двор. Вдруг ботинки потянули Петю к колодцу. Петя набрал воды, принёс домой. А ботинки уже тащат его к забору. Там дрова. Взял Петя топор, наколол дров. К вечеру ноги устанут.

 А Петя поймёт, что носил ботинки старшего брата.

                                              Бо-тин-ки Петя надел бо-тин-ки и вышел во двор. Бо-тин-ки по-тя-ну-ли Петю к ко-лод-цу. Петя взял вёд-ра, на-брал воды и принёс домой.

Тема: Однородные члены предложения

У кого какой дом

Весной в лесу шум, гам, переполох. Это птицы начинают строить новые дома. Им нужны ветки, солома, трава, перья. Славка держит в клюве стебелёк. Им птичка сошьёт два листа. Ласточкам нужна глина. Пеночкам – травка.

 А кроты, мыши, суслики копают под землёй дворцы.

 Весной птицы на-чи-на-ют стро-ить новые дома. Им нужны ве-точ-ки, со-ло-ма, трава, перья. В лесу с утра до ве-че-ра шум и гам.

Тема: Предложение

Птицы летят

В марте ещё снег и лёд. Но уже летят на родину грачи.

В апреле чернеют проталины. Журчат в оврагах ручьи. Спешат домой стрижи, скворцы, трясогузки.

В мае зеленеют луга и сады. Летят домой гуси, утки, ласточки.

 У птиц долгий и трудный путь домой.

                                       Птицы летят В марте летят на ро-ди-ну грачи. В ап-ре-ле спешат домой скво-рцы и стри-жи. А в мае мчат-ся домой лас-точ-ки.

6 класс (до 55 слов)

Тема: Повторение. Звуки и буквы

Дуб

Посадили ребята в саду дубок. Корень у дуба крепкий. А работа у корня трудная. Надо в земле на большой глубине воду искать. Без воды никак! Найдёт корень воду, начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут расти ветки, листья, жёлуди.

 Стоять дуб будет крепко людям и птицам на радость.  

                                                   Дуб По-са-ди-ли ребята в саду дубок. Корень у дуба креп-кий. Найдёт корень в земле воду и начнёт её качать. Тогда дерево пойдёт в рост.

Тема: Предложение. Однородные члены предложения

Картины осени

Осень хозяйкой ходила по садам, по лесам, по полям. Всё сразу стало осенним. Синицы висели вниз головой на ветках и заглядывали в окна.

Иногда ветер швырял в открытое окно листья. Они падали на стол, на пол, на книги.

На дорожках сада мы ходили по листьям, как по ковру.

                                         Кар-ти-ны осени Осень ходила по садам, по лесам, по полям. Ветер швырял в от-кры-то-е окно листья. Они падали на стол, на пол, на книги.

Тема: Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне

Сыроежка

Я шёл по лесной дорожке. Вот поляна. На поляне кудрявая берёзка. А под ней красная сыроежка в травке. Да такая огромная! Края её завёрнуты кверху. Гриб был, как большая глубокая тарелка с водой. Я присел и выпил воду до дна.

Вода была вкусная и пахла дождём.

                                          Сы-ро-еж-ка Под бе-рёз-кой вы-рос-ла крас-на-я сы-ро-еж-ка. Да такая ог-ром-на-я! Края её за-вёр-ну-ты квер-ху. Гриб был, как большая глу-бо-ка-я тарелка с водой.

Тема: Правописание приставок. Гласные в приставках

Отважный петух

Жили во дворе петух, хохлатка и малые цыплятки. Около их дома ходил хорёк. Но петух зорко охранял семью.

Вывела хохлатка цыплят погулять. Тут хорёк. Налетел он и схватил одного цыплёнка. Петух закричал, захлопал крыльями и стал клевать разбойника.

 Хищник бросил цыплёнка и в кусты.

                                       От-важ-ный петух Жили во дворе петух, хох-лат-ка и цып-ля-та. Петух зорко о-хра-нял семью. Од-наж-ды уви-дел петух хорька. За-кри-чал, за-хло-пал кры-лья-ми и про-гнал раз-бой-ни-ка.

Тема: Правописание приставок. Согласные в приставках

Хитрый заяц

Царь зверей лев открыл соревнование. Надо было выпить котёл кипятка.

Сбежались звери, пытались отпить хоть глоток. Всё напрасно! Последним к котлу подскочил заяц. Схватил котёл и стал хвастать своей силой и смелостью. Пока хвастал, вода остыла. Хитрый заяц осушил котёл.

 А все звери в испуге разбежались.

                                           Хитрый заяц В лесу со-рев-но-ва-ни-е. Надо выпить котёл кипятка. Звери пытались отпить хоть глоток. Стра-шно. А заяц по-дож-дал, пока вода ос-ты-нет, и осушил котёл.

Тема: Разделительный твёрдый знак в словах с приставками

Угощение

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверёк взял в лапки рябину и ловко объедал ягодки. Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутьё отличное.

 Сразу найдёт орех в снегу и съест его.

                                             У-го-ще-ни-е Од-наж-ды ребята за-ме-ти-ли в кор-муш-ке белку. Зверёк ловко объ-е-дал ягоды рябины. Тогда ребята сделали для белки столик. По-ло-жи-ли туда хлеб, грибы и орешки.

Тема: Значение существительных в речи. Грамматические признаки существительных

Ласточка

Осень. Ушло тепло. Ветер пригнал холод. Съёжились листья. Льют дожди. Маленькая ласточка осталась одна. Её сёстры улетели на юг. У ласточки болело крыло. Кто согреет птичку в холодную ночь?

Мальчик протянул ладони. Не бойся меня, малышка. Садись на ладонь.

 Я согрею тебя и спасу.

                                            Лас-точ-ка Осень. Ушло тепло. Ветер при-гнал холод. Съё-жи-лись листья. Льют дожди. Ма-лень-ка-я лас-точ-ка ос-та-лась одна. Её сёстры улетели на юг.

Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода

Кот-рыболов

Дед предложил любимому внуку порыбачить. На берегу реки дед задремал. Рядом сидел кот и следил за ярким поплавком. Вдруг вскочил и стал толкать деда. Дед дёрнул удочки. Отличный был улов. Крупного леща дед бросил в ведро, мелкого ёршика – коту.

 Два года дед водил кота на рыбалку. Вот и результат.

                                              Кот-рыболов Дед с вну-ком ловили рыбу. Кот сидел рядом. Дед за-дре-мал. Вдруг кот тол-кнул деда. Дед дёрнул удочки. По-пал-ся лещ и ёршик. Мо-ло-дец кот!

Тема: Изменение глаголов по временам и числам

Родная земля

Человек живёт на земле. Тут он растёт, познаёт жизнь.

Припадёт герой из сказки к родной земле, попросит у земли сил. Только потом отправится в путь.

За родную землю солдаты умирали, но не отдавали её врагу.

 Мужчины передают детям сыновнее чувство к Отчизне.

                                          Родная земля Че-ло-век живёт на земле, поз-на-ёт жизнь. За родную землю сол-да-ты у-ми-ра-ли, но не от-да-ва-ли её врагу. Так рож-да-ет-ся сы-нов-не-е чув-ство к От-чиз-не.

Тема: Предложение

Верблюд

Верблюд – южный брат коня. Тяжёлые, мозолистые, крепкие ступни не боятся горячего песка. Пища верблюда – колючие растения. Верблюд очень вынослив. Легко переносит жару. Может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, верблюд, на здоровье! 

После короткого отдыха верблюд готов к тяжёлому пути.

 У человека нет более надёжного помощника в пустыне.

                                                 Вер-блюд Вер-блюд очень вы-нос-лив. Легко пе-ре-но-сит жару. Может прожить неделю без воды. Зато пьёт сразу три-четыре ведра. Пей, вер-блюд, на здо-ро-вье!

Тема: Повторение за год

Грачи прилетели

Прилетели грачи. С ними весна пришла. Летят скворцы, дрозды, кукушки. В лесах свистят, щелкают и поют птицы. Потом песни стихают. Зато можно услышать писк птенцов.

 Малыши требуют еды с утра до вечера.

 При-ле-те-ли грачи. За ними летят сквор-цы, дроз-ды, ку-куш-ки. В лесах свис-тят, щёл-ка-ют и поют птицы. Потом песни сти-ха-ют.

7 класс (до 65 слов)

Тема. Повторение. Предложение

Волшебник-невидимка.

Жил во дворе волшебник. Был он невидимкой.

Встала мама утром корову доить. А на крылечке ведро с молоком стоит. Дала бабушка корм птице. А сытые куры, гуси и утки зерно не клюют. В сарае чисто. У лошади мешок сена.

 Невидимка, кто ты?

 

 Жил во дворе вол-шеб-ник. Был он не-ви-дим-кой. Вот ведро с мо-ло-ком сто-ит. В са-ра-е чисто. У ло-ша-ди мешок сена. Мама зна-ла не-ви-дим-ку.

 

Тема: Состав слова. Правописание в корне и приставке

Летом налетел ураган, обрушился на ель и вывернул её с корнем из земли.

Укутали землю снега. Решил лесник дров нарубить и отправился на лыжах к ели. Съехал с горки и идёт по лесу, по сторонам смотрит. Вдруг заметил – у ели дымок вьётся. Догадался лесник, что медведь облюбовал здесь берлогу.

 Сладко спит зверь на подстилке из сухой хвои.

Пусть косолапый спит на здоровье.

 Решил лесник дров нарубить. Пошёл на лыжах в лес. Смотрит, у ели дымок вьётся. Здесь медведь ус-тро-ил берлогу. Пусть ко-со-ла-пый спит на здоровье.

Тема: Сложные слова с соединительными гласными о, е

Ледокол

Плывёт в море пароход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый теплоход.

Но вот в северных морях появился ледокол «Сибирь» – гордость русских мореходов.

 Палубы и все надстройки у ледокола оранжевые.

В снегопад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за ледоколом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

                                                Теп-ло-ход Плывёт в море теп-ло-ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт теп-ло-ход. Моряки гор-дят-ся своим теп-ло-хо-дом.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения

Опушка

Человека и зверя влечёт лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под берёзкой. Зимой вдоль опушки идёт лыжня. В поле вьюга. По лесу трудно пройти. А на опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это заяц топтался у края леса.

 А это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке.

                                                Опушка Че-ло-ве-ка влечёт лесная опушка. Можно от-дох-нуть под берёзкой. Зимой в поле вьюга. По лесу трудно пройти. А на опушке тишь и бродить можно свободно.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения

Первая красавица

Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью. Думала, что другой такой красавицы нет на свете.

Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких.

 Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не видно капли.

                                      Первая кра-са-ви-ца Капля была дочкой сосульки и сол-нца. Она думала, что другой такой кра-са-ви-цы нет на свете. Дунул верерок. Упала капля в ручей. А там таких красавиц много.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения

 

Мухомор

Вырос в лесу под сосной грибок. Шляпка красная, белый шарф, тонкая ножка. Красивый гриб, да ядовит. Разве только больному зверю он нужен как лекарство.       

Вон заяц оставил на шляпке след от зубов. Что у зайчика болит?

 Приходи к нам, косой. Мы тебя вылечим.

                                            Му-хо-мор Вырос в лесу под сосной грибок. Шляпка крас-ная, белый шарф, тон-кая ножка. Кра-си-вый гриб, да я-до-вит. Разве только боль-ному зверю он нужен как ле-кар-ство.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения

Дубы-богатыри

В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнёзда птицы. Пёстрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. И могучие дубы не знали печали.

 Они, как русские богатыри, охраняли природу.

                                                Дубы В роще росли дубы. Птицы свили гнёзда в их зелени. Пёст-ры-е дятлы стучали по тол-стой коре. А дубы стояли, как рус-ски-е бо-га-ты-ри, и ох-ра-ня-ли природу.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных

Пахал я поле. Лошадка плуг тащит. Я за плугом иду. За мной грачи по пашне идут.

Вдруг мой конь встал и глазом косит. Смотрю – прямо на ходу лошади гнездо, а в нём яйца. Перенёс я плуг через гнездо и пашу дальше.

 Так благодаря лошадке удалось спасти будущих птенцов.

 Пахал я поле. Смот-рю – прямо на ходу ло-ша-ди гнез-до, а в нём яйца. Пе-ре-нёс я плуг через гнез-до и пашу даль-ше.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных

Пословицы и поговорки

В устном творчестве народ проявил свой талант. Сколько былин, сказок, песен, пословиц и поговорок создал он!

 В пословицах и поговорках отразились взгляды людей на все стороны жизни.

Есть пословицы о Родине, о доме, о грамоте, о здоровье и болезни. Пословица говорит об одном факте, а употребить её можно в разных случаях. Пословицы нас учат мудрости, воспитывают, раскрывают богатство родного языка.

 Сколько былин, сказок, песен, пословиц и по-го-во-рок создал народ! Есть по-сло-ви-цы о Родине, о доме, о грамоте, о здоровье и болезни. По-сло-ви-цы нас учат мудрости.

Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных

Новогодняя ночь

Жила на поляне красавица ель. Она любила шумные балы и разные чудеса.

Однажды молодой январь пригласил ёлочку на новогодний праздник. Из всех месяцев он был самым щедрым и весёлым. Январь появился в полночь. Он нарядил ёлочку в серебряную шубку. Украсил её яркими бусами и хрустальными серёжками. Угостил красавицу мятным пряником и сладкими орешками.

 Долгим был путь молодого января к новогодней ночи – целый год.

                                     Но-во-год-ня-я ночь Молодой январь пригласил ёлочку на но-во-год-ний праз-дник. Он подарил ей бусы и серёжки. Угостил ёлочку мятным пряником и о-реш-ка-ми.

Тема: Правописание глаголов в неопределённой форме

Гулял по земле ветер, угодья подметал. Заглянул к Федоту, решил помочь двор подмести. Рад Федот. Лёг на печку, чтобы силы поберечь.

А ветер увидел на огороде лохматый стог. Решил его причесать. Чесал, чесал и весь вычесал. Пусто стало на том месте, где стог стоял.

С тех пор Федот в гости ветер не зовёт.

 Лучше самому двор убирать и беды не знать.

 Гулял по земле ветер. Заглянул к Федоту. Увидел лох-ма-тый стог и решил его при-че-сать. Чесал, чесал и весь стог вычесал. Пусто стало на том месте, где стог стоял.

Тема: Правописание частицы не с глаголами

Солнечные зайчики

Живут в лесу солнечные зайчики. Про них сложены сказки, стихи, загадки. Они видны только в солнечный день. Все их знают, на ладошке держали, а вот поймать их не удалось никому.

Никто толком не знает, что с ними делать. Шерсти не настричь, шкурку не стянуть, на сковороде не поджарить. Это и помогло зайчикам уцелеть.

 А они скуки не знают и людям душу веселят.

                                     Сол-неч-ны-е зайчики Живут в лесу сол-неч-ны-е зайчики. Они видны только в солнечный день. Все их знают, на ладошке держали. А вот поймать зайчиков никому не удалось.

Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

Весенние часы

До середины марта ещё морозно, как зимой. Но весна завела уже свой будильник.

Вот проглянуло солнце, поднялось повыше, спустило свои добрые лучи с голубого неба. Крыши домов потемнели, задымились лёгким паром от талого снега. Родилась первая капель. Внизу сугроб проглотил маленькую каплю.

Идут весенние часы.

 А зазвонит будильник только с прилётом первых птиц.

                                          Ве-сен-ни-е часы Вы-гля-ну-ло солнышко, согрело тёплыми лучами крыши домов. Крыши по-тем-не-ли, за-ды-ми-лись лёгким паром. Родилась первая капель. Идут ве-сен-ни-е часы.

Тема: Правописание личных местоимений

Подарок

Однажды получил я в подарок дорогое зеркальце. А было это так. Иду по лугу, по душистым травам. Местами в них желтеют одуванчики. Местами синеют незабудки. А в середине луга зеркальце. Это лужица талой воды. Из неё пью птицы и букашки. В ней видны лёгкие облака.

Развёл я руки – и зеркальце стало моим.

 Нет! Пальцем его не трону. Оставлю зелёным травам.

                                              Подарок Иду я по лугу. Желтеют о-ду-ван-чи-ки. Синеют не-за-буд-ки. А в се-ре-ди-не луга лужица талой воды. В ней видны облака, как в зер-каль-це. Развёл я руки – и зер-каль-це стало моим.

Тема: Однородные члены предложения с союзами и, а, но

Лесной праздник

Лёгким туманом укрыты берёзы, осины и ели. Но вот поднялось над лесом солнце. Оно теперь встаёт рано, а ложится поздно. Солнце прогнало туман и осветило деревья. Тут и начался лесной праздник. Зацвели травы и деревья. Засвистел, защёлкал в кустах соловей. Звонко, радостно куковала кукушка.

 В глубоких, но светлых лужах урчали и квакали лягушки.

Каждый веселился на свой лад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.145 с.)