Тема 1.5. Сохранность и сроки доставки грузов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.5. Сохранность и сроки доставки грузов



 

Случаи несохранной перевозки могут быть подразделены на три основные группы:

1. Порча или повреждение груза

2. Недостача по числу мест или по массе, но без признаков хищения

3. Хищение груза

Отдельную группу составляют случаи коммерческого брака, когда грузу не причинен ущерб, но возникли дополнительные непроизводительные расходы перевозчика.

К порче груза относятся: подмочка, раздавливание груза, приобретение грузом посторонних запахов, повреждение тары и груза в период грузовых работ, самовозгорание груза и т.д. Недостача грузов против количества, указанного в грузовых документах, возникает в первую очередь из-за неправильного ведения тальманского счета, из-за отсутствия должного контроля за работой тальманов со стороны судовой администрации.

Признаками хищения груза служит наличие сорванных контрольных лент, пломб. К случаям коммерческого брака относятся пересчет груза, пересортица, поломка тары, засылка груза не по адресу, наличие на судне груза без документов или разъединение грузовых мест, следующих по одному коносаменту.

При каботажных перевозках недостача фиксируется в приемо-сдаточной ведомости как разница между количеством груза, указанным в графах «числится по документам» и «оказалось при выгрузке».

В этой же ведомости при необходимости представители порта делают отметку о порче или повреждении части грузовых мест. Если характер несохранной перевозки требует детального описания, то составляется акт общей формы, на который делается ссылка в приемо-сдаточной ведомости. При сдаче груза судном непосредственно получателю, или передаче на другой вид транспорта, несохранная перевозка оформляется коммерческим актом, в котором фиксируют результаты проверки количества груза по разделам: значится по документам, в действительности оказалось, в том числе поврежденных мест. В специальных графах указывают, была ли нарушена тара и внутренняя упаковка, имеются ли следы хищения, подробный перечень недостающих или испорченных предметов, их точное наименование и количество. Коммерческий акт является документом строгой отчетности и служит основанием для предъявления претензий перевозчику со стороны грузовладельца. От имени судна коммерческий акт подписывает капитан.

Формы указанных выше актов и порядок их составления приведены в Тарифном руководстве 4-М.

В заграничном плавании при выгрузке импортных грузов в российских портах в случае несохранной перевозки оформляют акты-извещения, в которых указывают недостачу или излишек груза (число мест, массу), а также подробно фиксируют порчу, поломку или повреждение груза и его тары. Акт-извещение составляют раздельно по каждому коносаменту и вручаются капитану судна, представителям грузополучателя и таможни. Акты-извещения, составленные в процессе выгрузки, перечисляются в генеральном акте выгрузки отдельно по каждому коносаменту.

Как в каботажном, так и в заграничном плавании акты не составляют, если изменение количества груза является результатом естественной убыли и не превышает установленных для этого норм.

При выгрузке экспортных грузов в иностранных портах несохранную перевозку оформляют различно. Если груз принимает непосредственно представитель грузовладельца, расписываясь в подтверждении этого на коносаменте, то в случае необходимости эта расписка может содержать оговорку относительно недостачи или порчи груза, поломки тары и т. д. Расписка на коносаменте с подобной оговоркой будет одновременно рекламацией получателя по качеству доставки товара.

Если, как это происходит в большинстве портов, факт выгрузки оформляется вручением судну outturnreport или подобного документа, то в них указывают фактически принятое с судна количество груза (массу, число мест), а также делают оговорки об обнаруженных повреждениях, порче, что и является доказательством несохранной перевозки.

В некоторых портах для фиксации несохранной перевозки используется «Damagecargoreport».

Брюссельская конвенция 1924 г. допускает любую письменную форму уведомления о повреждении или недостаче груза.

В ряде случаев ущерб грузу в процессе морской перевозки является следствием действия непреодолимой силы, резкого перепада температур в период рейса, случайностей и опасностей на море и тому подобных факторов, действие которых не могло быть предотвращено мерами экипажа по обеспечению сохранности груза. В этих случаях капитан с приходом в первый порт захода делает консулу или нотариусу (в зависимости от обычаев порта) заявление о морском протесте. Оформленный консулом (нотариусом) морской протест прилагается к грузовому отчету капитана и используется перевозчиком для защиты своих интересов.

Согласно Брюссельской конвенции 1924 г. и КТМ РФ (исключаются каботажные перевозки), перевозчик освобождается от ответственности за недостачу и повреждение груза, произошедшие в результате ошибок капитана, лоцмана или других членов экипажа в судовождении или управлении судном (т. н. «навигационные ошибки»).

Особый случай коммерческой правовой практики представляет общая авария. Под этим понимаются убытки, понесенные вследствие необходимых преднамеренных и разумных действий или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и груза от общей для них опасности. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

По каждому случаю несохранной перевозки или коммерческого брака на судне под руководством капитана проводят ведомственное расследование, порядок и сроки которого определены специальной инструкцией. Цель ведомственного расследования — получить четкие и обоснованные ответы на следующие вопросы: причина несохранной перевозки, процент и, если возможно, степень порчи груза, прямые и косвенные виновники несохранности груза и коммерческого брака. Капитан судна составляет заключение о результатах расследования, которое должно содержать конкретные выводы и рекомендации. Материалы ведомственного расследования с заключением капитана, с приложением всех необходимых документов направляют вместе с грузовым отчетом по рейсу в коммерческую службу судоходной компании.

Грузовая книга — документ, который ведется на судне по произвольной форме. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт эксплуатации судна в части размещения груза на судне и организации обработки судна в порту. По каждому рейсу в грузовой книге записывается род и количество груза, вариант загрузки, принятые меры по обеспечению, сохранности груза, особенности приема и сдачи груза в портах, результаты перевозки и т. д. Особое внимание уделяется мореходным качествам судна при принятом варианте загрузки: периоду качки, всхожести судна на волну, управляемости судна.

В грузовой книге приводятся расчеты остойчивости и непотопляемости на каждый рейс.

Грузовой (рейсовый) отчет капитана составляют в установленной форме по окончании каждого рейса и направляют в коммерческую службу судоходной компании. В отчете капитан докладывает о результатах перевозки груза в данном рейсе. К отчету прилагают судовые копии всех грузовых документов, а также таймшит и др. Если произошли утрата или повреждение груза, то в грузовой отчет включают материалы расследования и выводы по нему.

Обеспечение сохранности транспортируемых морем грузов имеет огромное народнохозяйственное значение. С момента принятия груза к перевозке и до ее окончания перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение этого груза. Морская перевозка считается выполненной сохранно, если принятые в пункте отправления (перевалки) от грузоотправителя (другого вида транспорта) грузы или багаж своевременно доставлены в пункт назначения (перевалки) и сданы получателю (другому виду транспорта) в том же количестве и состоянии, в каком они были приняты для перевозки морем.

К браку в технологическом процессе перевозки грузов относятся: несвоевременная доставка грузов; случаи, не наносящие ущерб грузам, но вызывающие непроизводительные расходы, прием груза с неточной маркировкой, плохая сепарация, неправильное составление перевозочных документов, разъединение груза с документами; несохранность грузов, под которой понимается их утрата или порча, недостачи грузовых мест и веса, пересортица (смешение) и другое.  Большинство перевозимых грузов в той или иной степени подвержено порче от подмочки с полной или частичной потерей своих качеств. К таким грузам можно отнести муку, сахар, зерно, какао-бобы, кофе в зернах, перец, картофель, апатитовый концентрат, цемент, хлопок, электрорадиотовары, пушнину всякую и др. Подмочка грузов может произойти от атмосферных осадков при хранении их в портах на открытых площадках и в неисправных складах, при производстве грузовых операций во время ненастной погоды (дождя, снегопада), при падении груза в воду во время грузовых операций, особенно в рейдовых условиях, при складировании грузов, выделяющих влагу, совместно с грузами, ее поглощающими. На судне подмочка грузов может иметь место во время шторма неисправности люковых закрытий, трубопроводов в трюмах, засоренности льял, отпотевания металлических частей судна в грузовых помещениях, укладки в одном трюме грузов, выделяющих влагу, с грузами, ее поглощающими, затопления грузового помещения судна в результате аварии, употребления сырого прокладочного и подстилочного материала, недостаточной вентиляции, а также при тушении пожаров.

В складах, на открытых площадках порта и в судовых грузовых помещениях некоторые грузы могут подвергаться порче разного рода вредителями: грызунами (крысами, мышами), насекомыми (жучками, червями), различными грибками (фитофторой). Занесенные на судно с грузом и тарой вредители при недостаточной очистке от них грузовых помещений могут явиться причиной заражения и порчи других грузов.

По своей природе грузы могут быть: гигроскопичными, легко поглощающими влагу (поваренная соль, сахар, табак, хлопок); легко испаряющими влагу (зерно, перед); обладающими большой способностью к распылению (апатитовый концентрат, цемент, уголь); боящимися загрязнения (поваренная соль, пиломатериалы); разрушительно действующими на металлы (поваренная соль, сульфат); обладающими резкими стойкими запахами (перец, сельди, табак, мокросоленые шкуры);восприимчивыми к посторонним запахам (мука, рис, сахар, чай, хлебные грузы, фанера); подверженными плесневению, гниению под влиянием повышенной влажности (хлопок, джут); самонагревающимися при определенных условиях (, каучук, перец); легко воспламеняющимися (хлопок); самовозгорающимися (хлопок, известь, каменный уголь). Перед приемкой к морской перевозке необходимо тщательно определять состояние таких грузов и возможность достаточно длительного их транспортирования. Такое же внимание должно быть уделено совместимости перевозки различных грузов, их расположению и порядку укладки в одном трюме. Некоторые грузы очень чувствительны к высоким или низким температурам.

Под влиянием высокой температуры хлопок теряет свои качества: волокна пересыхают, становятся жесткими и ломкими. Каучук быстро теряет свои качества и портится, подвергаясь действию тепла. Под воздействием повышенной температуры изменяют свое физическое состояние парафин, воск (температура плавления отдельных сортов парафина 38—52°С). Значительное понижение температуры, и особенно переход ее к отрицательной, может вызывать замораживание груза, потерю им качества, порчу (картофеля, овощей, фруктов, отдельных видов парфюмерии, различных консервов в стеклотаре). Утрата и порча грузов могут иметь место при производстве грузовых операций в результате нарушения установленного технологического процесса перегрузочных работ. Например, неправильная укладка грузовых мест на грузовую сетку (строп, парашют и т. п.) способствует их выпадению из нее при подъеме и, как следствие, порче или повреждению.

Как правило, к повреждению тары и порче грузов приводит: применение крючьев при перегрузке мешкового груза; бросание и волочение грузовых мест; неисправность перегрузочных (береговых и судовых) механизмов; раскачивание ноши при ее подъеме или спуске, в результате чего возникают удары груза о комингсы люков и другие части судна; погрузка (выгрузка) грузов, боящихся подмочки во время выпадения осадков; застройка грузовых мест (особенно тяжеловесных) с перекосом. В процессе перевозки утрата или порча грузов может возникнуть вследствие размещения их в трюмах без учета присущих им свойств и прочности тары, смещения неплотно уложенных и ненадежно закрепленных грузовых мест как в трюмах, так и на палубе. Однако необходимо иметь в виду, что смещение грузов в трюмах может иметь весьма тяжелые последствия для безопасности судна в целом. Поэтому укладке и креплению грузов в трюмах и на палубе экипажем судна должно быть уделено самое серьезное внимание.

Для сохранности перевозимых на судне грузов важное значение имеет исправно действующая система вентиляции грузовых трюмов: естественная, искусственная или сочетание той и другой. Действенным средством предупреждения порчи и повреждений грузов, перевозимых морем, является: постоянное изучение работниками портов, пароходств и экипажами судов свойств различных грузов, требований, предъявляемых к их упаковке, таре, складированию, хранению, перегрузке, перевозке и мерам по сохранности; строгое соблюдение правил о приеме грузов к морской перевозке в исправной, прочной таре и упаковке, соответствующих ГОСТам и Техническим условиям, обеспечивающих грузу полную сохранность при перегрузке, перевалке и перевозке.

Основной причиной недостачи грузовых мест на судах являются просчеты приемосдатчиков порта и тальманов судна в определении количества перегружаемого груза. К мероприятиям, способствующим устранению подобных случаев, наряду с созданием нормальных условий для счета грузов, относятся регулярно проводимая техническая учеба и инструктаж перед началом работы приемосдатчиков порта и тальманов судна. При этом необходимо учитывать условия обработки судна в каждом порту. Так, иногда грузополучатели с целью удешевления выгрузки, производимой за их счет, требуют зерновой груз высыпать из мешков непосредственно в элеватор. При таком способе выгрузки необходимо свое- временно увязывать в кипы по 25—30 порожних мешков, подсчитывать их количество и сдавать под расписку грузополучателю. Например, при выгрузке риса в мешках в порту Антверпен по целому ряду судов имели место недостачи порожних мешков при сдаче груза по весу (на весах элеватора) с большими излишками. Недостача веса груза может возникнуть в результате: неправильного взвешивания; неисправности весовых приборов; влияния внешних условий и естественных свойств самого груза (естественной убыли); взвешивания при приеме и сдаче на весах различной точности, пользования неисправными грейферами (неполностью закрывающимися и т. п.) при грузовых операциях с сыпучими и навалочными грузами; очистки их от посторонних примесей (мусора, пыли и т. п.); нарушения целостности тары с потерей части ее содержимого (высыпания зерна, крупы, риса из разорванных мешков и т. п.). Пересортицей (смешением) называется несоответствие наименования или сорта партии груза или ее части наименованию или сорту, обозначенному на данную партию в транспортном документе, сопровождающем этот груз. Как правило, пересортица (смешение) является результатом отсутствия или недостаточности сепарации одной партии груза от другой, неясной маркировки грузовых мест или отгрузки нескольких партий однородных грузов в одинаковой таре и оформленных одной отправкой. Особенно часто допускается смешение таких грузов, как мука, цемент, шерсть, хлопок, погружаемые в нескольких портах. Пересортица может также возникнуть неправильной складской маркировки. К случаям брака, вызывающим непроизводительные расходы, относятся также некомплектные отправки грузов, засылка их в пункты не по назначению и др. Такие грузы, как некоторые машины, станки, транспортные средства и другие, условий транспортного процесса не всегда возможно перевозить в собранном виде. Их перевозят разобранными на узлы и детали, упакованными, при необходимости, в соответствующую тару. Разукомплектование такой партии груза не позволяет получателю использовать по назначению доставленную ему технику. Поэтому отправителям и перевозчикам необходимо принимать меры, исключающие случаи отправок некомплектных партий грузов. Причинами засылки грузов не по назначению являются: неправильное указание адреса в документах, оформляемых грузоотправителем; отправление не в тот адрес, который указан отправителем в оформленном им транспортном документе; неясная маркировка грузовых мест; перевозка без документов, которые должны сопровождать груз. При обнаружении указанных обстоятельств капитан судна должен потребовать исправления неправильно оформленных грузовых документов или оформления новых, устранения допущенных ошибок. Неправильное оформление грузовых документов имеет своим следствием коммерческий брак, во многих случаях ведущий к значительным материальным убыткам. Так, преждевременно датированный или датированный задним числом коносамент: искажает действительный момент перехода груза на риск страховщика при оформлении договора морского страхования; неправильно определяет момент возникновения ответственности перевозчика за принятый им груз; может нанести ущерб получателю груза, осуществляющему с помощью коносамента его продажу при определении цены на день прибытия груза в порт назначения; неправильно фиксирует момент отгрузки груза по продажной сделке. Поэтому штурманская расписка и коносамент должны быть датированы днем, когда груз фактически принят (погружен) на борт судна, если не предусмотрено других условий (например, выдачу коносаментов на груз, еще не погруженный на борт судна, но принятый на склад для отправки на судно, производят обычно при перевозке грузов в малом каботаже и при линейных перевозках). Дата коносамента имеет также значение при определении тарифа или фрахта. Поскольку расчеты на морскую перевозку грузов, как правило, производят с отправителем, его наименование и банковские реквизиты должны быть указаны в коносаменте безошибочно. Кроме того, в определенных случаях отправитель несет ответственность за неполноту или неясность отправительских марок, за несоответствие тары и упаковки установленным стандартам и техническим условиям и другие действия и упущения. Ошибочное наименование груза в коносаменте приводит к не- правильному начислению провозных плат и взиманию сборов, расположению груза в трюмах не в соответствии с его свойствами, что может нанести серьезный вред другим грузам, ухудшению условий страхования. Наименование получателя имеет значение в случаях, когда по условиям перевозки расчеты с перевозчиком ведет грузополучатель до выдачи ему груза, так как он является лицом, владеющим грузом с правом заявления претензий. Поэтому всякое предъявление претензий другим юридическим лицом должно иметь уполномочия или доверенность от действительного грузополучателя. По условиям перевозки возникает необходимость установления момента передачи прав другому лицу с надлежащим документальным оформлением, с последующим определением действительного получателя для выдачи груза. Наименование грузополучателя в коносаменте удостоверяет право распорядительства. В практике перевозки грузов иногда необходимо выданные в порту отправления коносаменты в пути следования поменять на другие. Поэтому нужно точно знать, сколько экземпляров коносамента оформлено оригиналами и сколько копиями. Обычно составляют два-три оригинала, а в заграничном сообщении по желанию отправителя коносамент может быть выдан в нескольких копиях, в каждой из которых отмечают число составленных экземпляров. Отсутствие отметки о количестве оригиналов и копий может привести к большим затруднениям при предъявлении претензий или изъятии всех экземпляров коносамента при его обмене. Повреждения тары и упаковки грузов, принимаемых к морской перевозке, должны быть предварительно устранены сдающей стороной с указанием об этом и о состоянии грузов в соответствующих актах. То же самое относится к грузам, тара и упаковка которых была повреждена в процессе морской перевозки. Документальное оформление случаев брака. Несохранность груза может возникнуть на любом этапе технологического процесса морской перевозки грузов: в порту отправления, при перевозке на судне, в порту назначения. Поэтому каждый работник, имеющий отношение к перевозимому морем грузу, обязан осуществлять контроль за безусловным соблюдением действующих правил технологии переработки грузов в портах и правил его перевозки, заботиться о своевременном предупреждении случаев несохранности грузов, а также принимать все возможные меры к уменьшению убытков, если они возникнут. Каждый случай брака должен быть своевременно и качественно оформлен актом расследования с указанием, по возможности, виновной стороны, а также причин возникновения брака; недостатков в упаковке и таре; размеров и степени порчи или повреждения груза; размеров убытков или их денежной оценки. Детали документального оформления зависят от вида сообщения, в котором перевозится груз, и места обнаружения брака (в порту отправления, перевалки, назначения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.016 с.)