Усть-кутский институт водного транспорта - филиал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усть-кутский институт водного транспорта - филиал



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТЬ-КУТСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА - ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВО «СГУВТ»

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.03 ОБРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗА.

Для специальности:  26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ

(для квалификации старший техник-судоводитель

 с правом эксплуатации судовых энергетических установок)

 

УСТЬ-КУТ

2021

ОДОБРЕНО                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦК                                                            Заместитель директора

судоводительских дисциплин                                    по УР

Протокол № ___ от «___» _______ 2020                 __________С.А.Матюшонок

Председатель ЦК ___________________                    «___»__________ 20___

 

 

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 26.02.03 Судовождение и профессионального стандарта «Судоводитель-судомеханик»

 

Организация-разработчик: УИВТ - филиал ФГБОУ ВО «СГУВТ».

 

Разработчик: Абакумова Е.В., преподаватель УИВТ.

 

Рекомендована методическим советом УИВТ - филиал ФГБОУ ВО «СГУВТ».

Заключение методического совета № ____ от «____»________ 20___ г.

 

 

 

Оглавление

МДК 1. Технология перевозки груза. 4

Раздел 1. Коммерческая эксплуатация судна. 4

Тема 1.1. Организация коммерческой работы на транспорте. 4

Тема 1.2. Внешнеторговые операции. 8

Тема 1.3. Фрахтование судов. Типовые чартеры. 12

Тема 1.5. Сохранность и сроки доставки грузов. 15

Тема 1.6. Таможенно - транспортные операции. 21

Тема 1.7. Провозные платы. Судовые сборы в портах. 24

Тема 1.8. Агентирование судов. 28

Раздел 2. Технология перевозки груза. 35

Тема 2.1. Транспортные характеристики основных грузов. 35

Тема 2.2. Подготовка судна к погрузке. Грузовые документы.. 43

Тема 2.3. Погрузка и выгрузка сухих грузов. Грузовой план сухогрузного судна. 52

Тема 2.4. Перевозка генеральных грузов. 58

Тема 2.5. Перевозка навалочных грузов. 66

Тема 2.6. Осуществление контроля качества работ при погрузке и разгрузке опасных грузов. Перевозка опасных грузов. 71

Тема 2.7. Перевозка лесных грузов. 76

Тема 2.8. Перевозка продовольственных грузов. 79

Тема 2.9. Перевозка грузов укрупненными грузовыми единицами. 86

Тема 2.10. Свойства основных жидких грузов и правила их перевозки наливом. 91

Тема 2.11. Планирование и обеспечение безопасной перевозки груза. 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 103

 

МДК 1. Технология перевозки груза

Раздел 1. Коммерческая эксплуатация судна

Контракт купли-продажи

Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.

Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенный товар в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.

При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определиться, право какого государства будет применяться для выбора формы заключения сделки, прав, обязанностей сторон и урегулирования спора. В контракте купли-продажи непременным условием является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. В этом состоит основное отличие договора купли-продажи от всех других видов договоров, где предметом договора является либо право пользования товаром, либо предоставление услуг. В международной торговой практике существуют самые разнообразные контракты, их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты.

Кроме этого, необходимо постоянно следить за изменениями в действующем законодательстве по внешнеэкономической деятельности. До заключения контракта необходимо выяснить следующие вопросы:

разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;

облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;

подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, сколько будет стоить получение лицензии;

необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара;

требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;

какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);

имеются ли какие-нибудь особенности в порядке осуществления платежей с предпринимателями из страны планируемого экспорта (импорта);

какие еще документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу.

При составлении контракта и согласовании его условий с зарубежными партнерами прежде всего необходимо проверить, действуют ли в отношениях между Россией и государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств (о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения). Правовой режим межгосударственной торговли непосредственно влияет на уровень таможенного обложения, налогов и сборов и, следовательно, на уровень цен. Наличие договоренности о контингентах взимопоставляемых товаров создает предпосылки для получения льгот, а по вопросам платежей предопределяет контрактные условия о расчетах, в том числе и о валюте платежа.

Заключение кратких контрактов требует от российских предпринимателей четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы контракта. Контракты не должны составляться по трафарету без достаточного учета вида товара, являющегося предметом купли-продажи, они должны учитывать, с каким партнером из какой страны они заключаются, применяемое право. Редко используются ссылки на стандартные условия, общие условия, принятые в международной торговле.

Условия контракта

Все условия контракта можно характеризовать следующим образом:

1) с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя;

2) с точки зрения их универсальности.

С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополнительные. К обязательным условиям относятся

наименование сторон - участников сделки;

предмет контракта;

качество и количество товара;

базисные условия поставки;

цена;

условия платежа;

санкции и рекламации (штрафы, претензии);

юридические адреса и подписи сторон.

Дополнительные условия:

сдача-приемка товара;

страховка;

отгрузочные документы;

гарантии;

упаковка и маркировка;

форс-мажорные обстоятельства;

арбитраж;

прочие условия.

Обязательными эти условия называются потому, что если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытков.

Дополнительные условия предполагают, что при нарушении одной из сторон несущественных условий другая сторона не вправе расторгнуть сделку, а может потребовать исполнения контрактных обязательств и взыскать штрафные санкции, если это предусмотрено условиями контракта.

Договаривающиеся стороны сами решают какие из условий будут существенными, а какие не существенными.

К индивидуальным, т.е. присущим только одному конкретному контракту относятся:

наименование сторон в преамбуле;

предмет контракта;

качество товара;

количество товара;

цена;

сроки поставки;

юридические адреса и подписи сторон.

К универсальным условиям относятся:

сдача-приемка товара;

базисные условия поставки;

условия платежа;

упаковка и маркировка;

гарантии;

санкции и рекламации;

форс-мажорные обстоятельства;

арбитраж.

Ниже рассмотрены отдельные пункты контракта купли-продажи с примерными формулировками, приведены рекомендации по исполнению.

Контракт купли-продажи содержит следующие пункты (разделы, статьи):

преамбула;

предмет контракта;

количество товара;

качество товара;

базовые условия поставки;

цена;

платежи;

документы для оплаты;

срок и дата поставки;

упаковка;

маркировка;

порядок отгрузки;

транспортные условия;

приемка-сдача товара;

рекламации;

форс-мажор;

страхование;

арбитраж;

санкции;

лицензии;

прочие условия;

юридические адреса и подписи сторон.

При купле-продаже машин и оборудования, приборов в контракт добавляются такие пункты как технические условия, техническая документация, гарантийный срок, техническое обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, снабжение запасными частями. Перечисленные пункты обычно помещают в Приложения, которые являются неотъемлемой частью контракта.

Договор морской перевозки.

Он предусматривает перемещение груза перевозчика (фрахтовщика) по договоренности с грузовладельцем (фрахтователем). При этом стороны берут на себя следующие обязательства:

1. Перевозчик обязуется за обусловленную плату (фрахт) принять от фрахтователя (грузоотправителя) на борт судна груз, доставить его в сохранности в согласованное сторонами место назначения и там сдать фрахтователю, или по его указанию другому лицу (грузополучателю).

2. Фрахтователь обязан в пункте отправления своевременно предоставить обусловленный груз для погрузки его в судно, а также приять этот груз от судна в пункте его назначения и уплатить договорную плату за перевозку(фрахт). В договоре морской перевозки подробно указываются права и обязанности сторон и уточняются разные условия, связанные с погрузкой, перевозкой и выгрузкой груза: род и кол-во груза, время и место погрузки, скорость (норма погрузки и выгрузки), порт выгрузки, размеры и сроки оплаты фрахта. Договор морской перевозки в большинстве случаев заключается агентами, брокерами или судовыми маклерами от имени и по поручению перевозчика и грузовладельца и всегда в письменном виде. Договор перевозки имеет различную форму. Самой распространенной из них является чартер-партия. К другим формам договора относится: брифинг-ном, фиксиюр-нот. В этих документах более кратко, чем в чартере обозначены условия перевозки. Обычно это наименование судна, род и количество груза, порты погрузки и выгрузки и т.п.

Брифинг-ном (закрепление груза) применяется преимущественно для закрепления отдельных партий груза для очередного рейса судна регулярной грузовой линии, осуществляющей перевозки по расписанию. Такие линии из-за особенностей из деятельности заблаговременно регистрируют грузы в разных пунктах захода для очередного рейса или нескольких рейсов.

Берс-нот практикуется для перевозки частичного груза главным образом на трамповых судах или судах грузовой линии совершающих рейсы регулярно, но бессрочного расписания.

Фиксиюр-нот (письмо о фрахтовании) носит лишь предварительный характер, цель которого зафиксировать факт фрахтования и его основные условия, в последствии заменяется чартером, после подписания которого теряет силу.

Договор перевозки может быть оформлен также одной выдачей перевозчиком коносамента, содержащего условия перевозки без предварительного заключения договора фрахтования в виде чартера или других документов, фиксирующих факт фрахтования тоннажа. Это преимущественно практикуется при перевозках регулярными судоходными линиями, в которых все перевозки осуществляют по коносаментам на основании предварительных заявок и генеральных договоров. С постоянными крупными грузоотправителями судоходные компании обычно заключают годовые договора.

Наряду с этим при перевозке массовых грузов (напр., зерно) линейные пароходства заключают договор перевозки в форме чартера. Это практикуется в тех случаях, когда массовые грузы принимаются к  перевозке в порядке обычных линейных условий, а также для пополнения недогрузов судна грузами по коносаментам.

Виды чартеров.

Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. В мировой практике минимальный период чартера с целью туризма составляет неделю и длится с вечера первой субботы до утра следующей. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм-чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Существует международная организация, следящая за выполнением стандартов и этики чартерной индустрии. Полное название организации - Средиземноморская Ассоциация Яхтенных Брокеров (MediterraneanYachtBrokersAssociation), принятое международное сокращение с английского - MYBA. Организация существует с 1984 года и объединяет крупнейших морских брокеров по всему миру.

Форма чартера

Формы чартеров устанавливаются различными транспортными уставами и кодексами.

В настоящее время известно более 400 стандартных форм чартеров (проформ), разработанных под эгидой Английской палаты судоходства и БИМКО.

Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, соли, фруктов, удобрений и др. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, осуществляются на базе чартера «Дженкон».

Структура чартера

С точки зрения структуры, все условия чартера делятся на постоянные и переменные. На постоянные условия приходится подавляющая часть всего содержания чартера, они составляют его неизменную сущность. Переменные условия, наоборот, меняются от сделки к сделке.

Обычно все переменные условия чартера, начиная от наименования судовладельца и фрахтователя и заканчивая подписями сторон, выносятся в виде блока клеток на отдельный лист и образуют часть «А» чартера.

Постоянные условия также располагаются на отдельном листе сплошным блоком, образуя часть «Б». Они должным образом связаны с соответствующими переменными условиями части «А»

Основные условия чартера

Круг условий, содержащихся в чартере очень широк. Можно выделить следующие наиболее важные условия чартера:

· Субститут (англ. substitute) — право судовладельца заменить поименованное судно другим;

· Мореходность (англ. Seaworthiness). Данное условие означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса;

· Безопасный порт (англ. safeport). Данное условие означает, что в тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным;

· Всегда на плаву (англ. alwaysafloat). Судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды;

· Сталийное время (англ. laytime) — время, отводимое на грузовые операции;

· Демередж (англ. demurrage) — плата за простой. За простой судна сверх нормы судовладельцу возмещаются затраты на содержание судна во время стоянки;

· Контрсталийное время (англ. detention) — время, превышающее сталийное время. В случае, если фрахтователь держит судно в простое дольше установленного в чартере срока (обычно это 5-10 суток), на него ложится обязанность возместить судовладельцу не только расходы на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек.

· Диспач (англ. dispatch) — компенсация усилий фрахтователя за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени;

· Канцеллинг (англ. cancelling) — право фрахтователя расторгнуть договор морской перевозки, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку.

· Нотис о готовности судна (англ. noticeofreadiness). Данное условие означает, что прибыв в назначенный порт, капитан должен заявить о готовности судна к грузовым операциям.

· Прекращение ответственности (англ. cesserclause). Данная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с того момента, когда судно загружено.

· Рейсовый чартер — договор фрахтования морского судна на фиксированное число рейсов.

· Слот-чартер — аренда контейнерной ячейки (секции) на судне-контейнеровозе.

· Бербоут-чартер — договор аренды крупного судна или прогулочной яхты без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряжённое судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

· Тайм-чартер — договор фрахтования морского судна на время.

· Димайз-чартер — аренда полностью снаряжённой яхты с экипажем.

Классификация грузов

По своему общественному назначению грузы подразделяют на две основные категории: народнохозяйственные и народного потребления.

Для определения норм грузовых работ в портах грузы делят на классы: тарно-упаковочные и штучные (в мешках, кулях и бумажных пакетах; в кипах и тюках; катно-бочковые; в мешках и без упаковки; мясо и мясопродукты без упаковки); тяжеловесные; металлы и металлические изделия; лесные; навалочные.

Для правильной организации транспортного и перегрузочного процессов наиболее удобной представляется транспортная классификация грузов, охватывающая всю многочисленную номенклатуру грузов и учитывающая требования современной технологии грузовых работ и перевозок.

Итак, исходя из классификационных признаков, все грузы сгруппированы по признаку схожести физико-химических свойств, режима и способа перевозки, перегрузки и совместимости в процессе транспортировки.

В зависимости от режимов перевозки и хранения грузов, определяемых их физико-химическими свойствами и биологическими особенностями, все грузы делят на три специфические транспортные категории: массовые, генеральные и особорежимные.

К МАССОВЫМ грузам относятся: наливные (нефтепродукты, растительные масла, животные жиры), навалочные (уголь, соль, строительные материалы), насыпные (зерновые, порошкообразные). Эти грузы характеризуются значительной массой в одной партии, что требует для их перевозки целого.судна или отдельного грузового помещения; высокими нормами перегрузочных работ; потребностью в специальных судах (танкерах, балкерах и так далее) и в специальном перегрузочном оборудовании (насосах, пневмоперегружателях, конвейерах, грейферах).

       К ГЕНЕРАЛЬНЫМ грузам относятся штучные грузы, упакованные или неупакованные. Разделяются по форме предъявления к перевозке на группы: грузы в мешках, ящиках, кипах, бочках, контейнерах и так далее. По числу наименований - это самая многочисленная категория грузов. Генеральные грузы делятся по: форме предъявления к перевозке (в таре, без тары), размерам (обычные, длинномерные, негабаритные), массе (легковесные, тяжеловесные), способу маркировки (маркированные, немаркированные) и др.

К ОСОБОРЕЖИМНЫМ грузам относится специфическая категория грузов, которые хранят и перевозят на основании специальных правил с соблюдением заданных температурно-влажностных, противопожарных, карантинных и других режимов хранения и перевозки.

К таким грузам относятся опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой груз и сырые продукты животного происхождения.

К скоропортящимся относятся неконсервированные продукты животного и растительного происхождения. Такие грузы перевозят без герметической упаковки на рефрижераторных судах. Часть грузов (овощи, фрукты, мясо и рыба, копченые, соленые, пастеризованные, консервированные) может быть перевезена в определенные сроки и при определенных температурных условиях на обычных, нерефрижераторных судах.

К живому грузу относится живой скот и птица. Такой груз может быть допущен к перевозке после соответствующего освидетельствования и предъявления ветеринарно-санитарного удостоверения.

Кроме классификации по способам перевозки, имеются и другие способы классификации грузов, перевозимых в судах. Например, по физико-химическим свойствам грузы можно разделить на устойчиво сохраняющиеся или скоропортящиеся, гигроскопические и не воспринимающие влагу, горючие или неогнеопасные, издающие специфические запахи или воспринимающие посторонние запахи, пылящие или поглощающие пыль и др.

По режиму перевозки и условиям хранения грузы могут быть режимными или нережимными, т.е. требующими специальных условий транспортировки или не реагирующими на действие агрессивных факторов, возникающих при перевозках, а также грузы открытого или закрытого способа хранения.

По условиям перевозки грузы классифицируются на грузы, перевозимые на общих условиях, и грузы, перевозимые на особых условиях(с опломбированием, объявленной ценностью и в сопровождении проводника).

В зависимости от условий совместного хранения в одном помещении, грузы делятся на: грузы, обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов и нейтральные.

Свойства грузов

Почти все грузы имеют специфические, присущие им свойства, по которым устанавливают необходимые показатели или характеристики, используемые для определения условий сохранной перевозки.

Физико-химические свойства и состояние грузов определяют возможность совместной их перевозки и порядок размещения в грузовых помещениях судна.

Чтобы сохранить качество перевозимых грузов, необходимо знать их свойства и особенности, а также процессы, происходящие в веществе перевозимых грузов и оказывающие влияние на их состояние. Знание факторов внешней среды, влияющих на физико-химические свойства, необходимо, как и знание самих свойств груза.

Знание особых свойств позволяет определить основные требования к складам и грузовым помещениям судов, условия организации складских и перегрузочных работ.

К основным физико-химическим свойствам груза относятся:

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ - способность груза поглощать или выделять влагу под воздействием внешних факторов (ветер, влажность, температура). Скорость поглощения или выделения влаги возрастает с повышением температуры и скорости движения воздуха.

Гигроскопические грузы в процессе поглощения или выделения влаги изменяют свою массу.

Перечень гигроскопичных грузов приведен в правилах перевозок грузов.

ВЛАЖНОСТЬ - содержание влаги в массе вещества в процентах. Различают абсолютную влажность - отношение массы влаги к массе сухого вещества и относительную влажность - отношение массы влаги к массе влажного вещества. Для отдельных грузов этот показатель не имеет определяющего значения (ЖБИ), а для некоторых он имеет большое значение. Прием груза с повышенной влажностью приводит к потере груза, способствует развитию гнилостных процессов, прием с пониженной влажностью приводит к потере технологических качеств некоторых грузов(кожевенные товары, табак). Поэтому при приеме груза к перевозке руководствуются еще одним показателем влажности - КОНДИЦИОННАЯ ВЛАЖНОСТЬ, которая устанавливается стандартами на продукцию и представляет собой оптимальную степень влажности вещества, при которой оно способно сохранять свои качества. При превышении кондиционной влажности груз либо принимается с ограничениями, либо вовсе не принимается к перевозке. С изменением влажности груза меняется его масса.

СЛЕЖИВАЕМОСТЬ - свойство зерновых и порошкообразных грузов при хранении уплотняться и связываться частицами между собой, образуя монолитную массу (соль, удобрения, сахарный песок). Это свойство груза отрицательно сказывается при перегрузке, так как возникает необходимость в дополнительной операции - дроблении. Чтобы снизить отрицательное действие этого свойства вводят специальные добавки, которые, в свою очередь, снижают качество груза и ведут к его удорожанию.

СЫПУЧЕСТЬ - свойство навалочных и насыпных грузов при имеющейся поверхности под воздействием качки иметь подвижность части груза. При выгрузке такие грузы могут засыпаться за слани, увеличивая потери. Сыпучесть зависит от формы, размеров, однородности и шероховатости частиц, а также от влажности груза. Углом естественного откоса, или углом покоя, называется угол между образующей и плоскостью основания штабеля. Чем больше угол естественного откоса, тем больший штабель может быть образован на одной и той же площади. Сыпучесть груза тем больше, чем меньше угол естественного откоса. Угол естественного откоса является важнейшим показателем подвижности навалочного груза и характеризует степень опасности для остойчивости судна. К грузам, опасным из-за перемещения в трюмах, относятся все навалочные грузы с углом естественного откоса 35° и менее.

ТИКСОТРОПНОСТЬ - способность груза под воздействием влажности, температуры и динамических нагрузок (удары волн, качка) переходить в разжиженное состояние. При переувлажнении некоторых руд и рудных концентратов с малыми размерами частиц силы сцепления уменьшаются, и груз, разжижаясь, переходит в новое состояние, при котором изменяется форма штабеля и появляется текучесть груза. Ускоряет процесс разжижения вибрация корпуса судна. Разжиженный груз представляет большую опасность для остойчивости судна.

СМЕРЗАЕМОСТЬ - свойство груза при отрицательной температуре превращаться в монолит и терять сыпучесть (руды, уголь). Чем меньше отдельные фракции груза, тем больше степень их сцепления при понижении температуры.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ - способность груза после воздействия низких температур сохранять первоначальное количество, качество.

ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ - способность груза не изменять качественных характеристик после воздействия повышенных температур.

ОГНЕСТОЙКОСТЬ - способность груза не изменять своих качественных характеристик при соприкосновении с огнем.

САМОСОГРЕВАНИЕ - способность грузов под воздействием внешней среды (температуры, влажности) увеличивать собственную температуру. Самосогревание может привести к самовозгоранию или самовоспламенению. Опасность этого явления заключаются в том, что температура самосогревания многих веществ равна обычной температуре в помещениях, трюмах или складах. При хранении и транспортировке таких веществ необходимо постоянно контролировать их температуру, изолировать от воздуха и применять другие меры предосторожности.

САМОВОЗГОРАНИЕ - способность грузов при повышении собственной температуры самовозгораться. Если скорость тепловыделения ql, а скорость теплоотвода q2, то при постоянном соблюдении условия ql>q2 смесь самонагревается и происходит самовозгорание. Если ql<q2 самовоспламенения не происходит. Условием возникновения самовоспламенения является равенство тепловыделения и теплоотвода (ql=q2). Температура, при которой возникает это тепловое равновесие, является температурой самовоспламенения.

ВЗРЫВЧАТОСТЬ - способность груза или его частиц под воздействием внешней среды образовывать взрывчатые смеси. Взрыв, как и горение, представляет собой химическую реакцию соединения вещества с кислородом воздуха. От горения взрыв отличается высокой скоростью распространения реакции.

Такие грузы перевозятся на условиях опасных грузов, а в необходимых случаях ПРР и складские работы с особо опасными взрывчатыми веществами надо проводить под руководством пиротехников.

РАСПЫЛЯЕМОСТЬ - способность частиц груза долгое время находиться во взвешенном состоянии и перемещаться на значительные расстояния при движении воздуха. Распыляемость свойственна зерновым, порошкообразным и другим грузам и делает их огнеопасными и взрывоопасными, а также приводит к потерям грузов.

ВРЕДНОСТЬ - свойство веществ оказывать вредное влияние на организм. Многие из них выделяют пыль, которая поражает дыхательные пути и легкие человека. Поэтому перевалку опасных и вредных грузов следует производить под наблюдением работников санитарно-эпидемиологических инспекций.

КОРРОЗИЯ - способность груза под воздействием внешней среды (влажность) коррозироваться, образовывать окислы или вызывать коррозию металлов (соль).

При перевозке таких грузов требуется предохранение самих грузов (пленка, покраска и др.) или корпуса судна.

ХРУПКОСТЬ - неспособность груза противостоять ударам (нагрузкам). При перегрузке таких грузов требуется не допускать ударов.

ДЫХАНИЕ - способность груза соединяться с кислородом воздуха (окисление). Интенсивность дыхания тем больше, чем больше температура и влажность. А при увеличении процесса дыхания увеличивается выделение тепла, что приводит к самосогреванию и порче продукта. Понижение температуры и влажности замедляет процесс дыхания.

ДОЗРЕВАНИЕ - происходит в продуктах сельского хозяйства. При приеме таких грузов и перевозке необходимо знать возможные сроки дозревания. Если дозревание происходит за меньшее число дней, чем срок доставки., то такие грузы не должны приниматься к перевозке.

ПРОРАСТАНИЕ - (у зерна, картофеля) - происходит в условиях повышенной влажности и соответствующей температуры, сопровождаясь усиленным дыханием.

Задержать этот процесс возможно путем хранения груза в темных условиях при низкой температуре.

АВТОЛИЗ - способность при повышенной температуре и влажности разлагаться. (Наблюдается при дозревании некоторых продуктов).

Тема 2.2. Подготовка судна к погрузке. Грузовые документы

Согласно Кодексу ВВТ Глава XI действуют следующие требования.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Оказание физическим лицам услуг по перевозке грузов для личных (бытовых) нужд осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (далее - правила оказания услуг), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров.

Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.

Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Грузоотправитель обязан нанести на предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты маркировку в соответствии с требованиями к маркировке груза, установленными законодательством Российской Федерации, и правилами перевозок грузов.

Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.

Грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной сертификаты или декларации о соответствии, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозок устанавливаются правилами перевозок грузов.

. Суда и контейнеры должны подаваться перевозчиком под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки предъявляемого груза.

Пригодность в коммерческом отношении судов и контейнеров (состояние грузовых помещений судов, контейнеров, пригодных для перевозок определенных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при их погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций грузовых помещений судов, контейнеров) для перевозок предъявляемых грузов на основании требований, установленных правилами перевозок грузов, определяется в отношении: судов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, перевозчиками во всех остальных случаях; контейнеров - грузоотправителями во всех случаях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.109 с.)