Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Овладение адаптивными механизмами⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
Данное направление предполагает формирование адекватных представлений о вспомогательных средствах, обеспечивающих жизнеобеспечение ребенка с какой-либо патологией. С точки зрения формирования активной личности данное направление реализуется в формировании готовности к выражению потребности в особых материалах, средствах информирования. С точки зрения информатизации общества и готовности ребенка к различным, в том числе дистанционным формам обучения, в данном направлении формируется умение использовать специальные программы и вспомогательные приспособления для осуществления повседневной работы с ИКТ в учебных и рекреационных целях. Практическая значимость представленного перечня высока для всех групп детей с ОВЗ. Корректировка конкретных фраз, связанных с особенностями функционального состояния ребенка с той или иной особенностью здоровья позволит максимально подробно определить итоговую цель обучения с точки зрения адаптации ребенка, овладения им конкретными, доступными для отслеживания показателями.
Требования к освоению компонентом жизненной компетенции обучающимися нарушением слуха С учетом особенностей нарушения, результаты включают развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. Ожидаемые результаты: Умение слухозрительно воспринимать (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или / и кохлеарного импланта и слухового аппарата или двух кохлеарных имплантов) речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты диалогического и монологического характера), связанный с урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Умение слухозрительно воспринимать речевую информацию на фоне негромкой речи, музыки; слухозрительно воспринимать речь разных дикторов (учителей и детей) в нормальном и более быстром темпе. Умение опознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или / и кохлеарного импланта и слухового аппарата или двух кохлеарных имплантов) речевой материал (слова, словосочетания, фразы), связанный с учебной и внеурочной деятельностью, который отрабатывался на индивидуальных занятиях, распознавать на слух незнакомый по звучанию речевой материал, связанный с учебной и внеурочной деятельностью обучающихся; воспринимать на слух тексты диалогического и монологического характера (до 10 – 15 предложений), опознавать фразы, слова и словосочетания из текста, предъявленные вразбивку, отвечать на вопросы и выполнять задания, пересказывать тексты, вести диалог по содержанию текста;
Умение говорить достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих, и естественно, в нормальном темпе, пользоваться голосом нормальной высоты, силы и тембра, воспроизводить слова слитно, с ударением, сохраняя звуковой состав и соблюдая орфоэпические правила, фразы – слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по – возможности соблюдая мелодический контур фраз; владение навыками самоконтроля; знание орфоэпических правил и умения их реализовывать в новых словах; умения использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства в рамках речевого этикета); Умение вести разговор с двумя и более собеседниками (с помощью учителя и самостоятельно); Умение использовать словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и нешкольного характера, применяя разные формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание (с помощью учителя и самостоятельно). Итогом овладения обучающимися с нарушением зрения компонентом социальной (жизненной) компетенции преимущественно являются: Овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности. Овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений. Овладение навыками и умениями использования рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке: совершенствование навыков ориентировки в микро-пространстве и формирование элементарных умений в ориентировке в макро-пространстве; умение использовать в социально-бытовой ориентировке все сохранные анализаторы, средства оптической коррекции (для слепых обучающихся с остаточным форменным зрением) и тифлотехнические средства; умение использовать освоенные ориентировочные умения и навыки в новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои зрительные возможности и учитывать их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни (для слепых обучающихся с остаточным форменным зрением); умение обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие элементарных навыков самообслуживания.
Развитие межличностной системы координат «слепой/слабовидящий– зрячий»: развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения рационально использовать в процессе межличностной коммуникации все сохранные анализаторы; развитие умения четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие самоконтроля и саморегуляции в процессе общения. Повышение дифференциации и осмысления картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно- практических умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины происходящего; формирование умений пользоваться оптическими (для слепых обучающихся с остаточным форменным зрением), тифлотехническими и техническими средствами в учебной деятельности и повседневной жизни; повышение познавательной и социальной активности; повышение самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни. Повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего окружения; расширение представлений о различных представителях широкого социума; развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах, нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта. Для обучающихся с НОДА к освоению жизненной компетенцией соответствуют основным требованиям, изложенным в данном разделе. При осложненности НОДА другим расстройством требования к освоению жизненной компетенции дополняются требованиями из соответствующего раздела.
Требования к освоению компонентом жизненной компетенции обучающимися с РАС Овладение социально-бытовыми навыками - не только одна из важнейших составляющих адаптированной программы для детей с аутизмом, но и один из наиболее трудных для обучающегося с РАС её компонентов. На начальных этапах работы (они имеют и большое диагностическое значение) целесообразно использовать индивидуально ориентированную оценку, основанную на динамике состояния функции, навыка, поведенческой реакции у данного ребёнка.
В случае цензовых вариантов образования обучающихся с РАС постепенно, по мере прояснения реального состояния педагогических характеристик обучающегося, можно переходить на типичную для начального общего образования систему оценок. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что это нужно делать постепенно и заранее выработать у обучающегося правильное отношение к собственным ошибкам и оценкам. Оценка качества образования с учетом компонента жизненной компетенции у обучающихся с РАС осуществляется по следующим направлениям: Развитие у ребенка стремления к контакту, внимания и ориентации на другого человека, восприятия происходящего. Понимание ребенком, того, что свои переживания можно разделить с другим человеком, получение разнообразного опыта разделенных переживаний. Понимание того, что то, что происходит с ним, значимо для других, а ему может быть близко то, что происходит с другими людьми (очерчивание и разработка общих смысловых полей). Появление возможности спонтанно обратиться, задать вопрос и воспринять ответ не только в узком русле собственного стереотипного интереса. Приобретение положительного опыта коммуникации, развитие ее адекватных форм, накопление представлений о других людях. Большая адекватность и эмоциональная стабильность ребенка, появление в его жизни предметов, людей, обстоятельств, на которые раньше он не обращал внимания. Появление возможности обратиться к прошлому опыту ребенка, а также его собственные обращения к прошлому: «а помнишь?». Возможность использовать его прошлый опыт для осмысления и оценки происходящего и организации поведения ребенка. Появление возможности обсудить происходящее и выделить возможные варианты развития событий, получение ребенком опыта самостоятельного выбора (а ты как хочешь?), выбора не из «хорошего и плохого», а из «хорошего и другого - тоже хорошего», «что начала, а что потом». Появление возможности постепенного включения ребенка в обсуждение и принятия общего решения, совместной разработки плана будущих действий. Развитие положительного внимания к новому, появление любопытства. Появление большей стабильности, уменьшения тревоги при нарушении привычного хода событий. Появление внимания и интереса к шутке, попыток шутить самому. Продвижение в возможности реально оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: на прогулке, в играх, в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи – это нормально и необходимо. Появление возможности обратиться за помощью к взрослому. Получение опыта выделения ситуации, когда требуется привлечение родителей, когда возникает необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения. Появление возможности обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (Извините, я забыл, не понял. Повторите, пожалуйста).
Наличие динамики формировании бытовых навыков, самостоятельности и независимости в быту. Продвижение в овладении навыками самообслуживания. Развитие представлений об устройстве домашней жизни. Попытки включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Продвижение в развитии представлений об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и в расписании занятий. Появление попыток включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие. Появление попыток и продвижение в возможности решать актуальные житейские задачи, используя вербальную коммуникацию как средство достижения цели. Стремление включиться и поддержать разговор на темы, не связанные с собственными стереотипными интересами, появление большей адекватности в выборе собеседника и темы разговора. Появление возможности адекватно задать вопрос, выражать свои намерения, просьбу, пожелание, отказ. Появление попыток получать и уточнять информацию от собеседника, не связанную со сверх ценными интересами ребенка. Продвижение в освоении принятых культурных форм выражения своих чувств. Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели. Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др. Продвижение в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки вести себя в быту сообразно этому пониманию. Продвижение в установлении взаимосвязи порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, попытки соответствовать этому порядку. Появление у ребенка любознательности, способности с интересом замечать новое, задавать вопросы, попыток включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности и ответственности. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий. Попытки передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Опыт включения в свой личный опыт жизненного опыта других людей. Попытки делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Продвижение в понимании и умении использовать правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с детьми на детской площадке, с соседями по дому и с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д. Продвижение в умении адекватно использовать самые простые социальные ритуалы, принятые в окружении ребенка. Большая адекватность в выражении своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Расширение круга освоенных социальных контактов. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью требования к освоению жизненной компетенцией соответствуют основным требованиям, изложенным в данном разделе. Для обучающихся со средней и тяжелой умственной отсталостью результаты освоения жизненной компетенции включают: Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях. Овладение доступными средствами коммуникации и общения -вербальными и невербальными средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства). Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; представления о собственном теле; отнесение себя к определенному полу; умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания; умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы; представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и другое; умение сообщать о своих потребностях и желаниях. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета); умение следить за своим внешним видом. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье: представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома: умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и другое; умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне и другое; соблюдение гигиенических и санитарных правил хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения; умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности. Представления о мире, созданном руками человека: интерес к объектам, созданным человеком; представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и другое), транспорте и т.д.; умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей: представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях; опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками; умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.021 с.) |