Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные акты муниципального уровня
На муниципальном уровне должны быть утверждены: План-график мероприятий муниципального уровня по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в общеобразовательных организациях муниципального образования. Пакет нормативных документов, регламентирующих оказание ППМС-помощи обучающимся в образовательных организациях муниципального образования, ==Приказ «Об утверждении перечня услуг (работ) муниципальными казенными, бюджетными, автономными учреждениями при исполнении муниципального задания»; Приказ «О порядке разработки и утверждении показателей, характеризующих качество предоставления услуг (выполнения работ) муниципальными казенными, бюджетными, автономными учреждениями при исполнении муниципального задания». При организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы в соответствии со статьями ФЗ № 273, прежде всего статьей 30, должно быть обеспечено отражение данного направления в локальных нормативных актах, определяющих нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. 4.2. Рекомендации по организационному, кадровому, материально-техническому и методическому обеспечению по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы
На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания детей-инвалидов должна обеспечивать не только оптимальный уровень образования каждому ребенку, но и готовить воспитанников к жизни в современном социуме. Этот подход основывается на современной стратегии развития системы образования, признании безусловной ценности любой человеческой личности для общества Современная парадигма социокультурного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья имеет гуманистическую направленность. Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении или восстановлении утраченных навыков самообслуживания и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям в целом, а также специального обустройства помещений, которое должно быть комфортным и безопасным.
Обязательным условием работы по социально-бытовой адаптации является качественное образование и применение в образовательном процессе технологий коррекционно-реабилитационной работы. Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях предусматривает: социально-коммуникативную адаптацию; социально-личностную адаптацию; пространственно-средовую адаптацию. Реализация данных направлений рассматривается нами в двух формах: активной, предполагающей усилия со стороны самого ребенка с инвалидностью и пассивной, представляющей собой комплекс внешних условий. Методологической основой процесса социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях являются положения культурно-историческая концепция Л.С. Выготского согласно которой основным источником развития психики является среда, в которой психика формируется, а всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание, а также труды его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно ориентированный подход к ребенку. В целях создания максимально эффективной системы социально-бытовой адаптации внутри образовательной организации должно быть обеспечено: Применение разноуровневых адаптивных по годам обучения программ основного общего образования с различными сроками обучения; применение адаптивных учебных планов в классах для детей, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не могут освоить «академический» компонент содержания общего образования в полном объеме;
осуществление дифференцированного дополнительного образования, в кружках и секциях творческого, художественного, познавательного, спортивного направлений; проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; развитие форм детского самоуправления; реализация социализирующих программ интегрированной направленности; Важное значение для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет проведение просветительской работы по формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью и ОВЗ, в том числе среди обучающихся других образовательных организаций. Для оптимизации учебного процесса большое внимание должно уделяться поиску адекватных педагогических технологий обучения. Реализация потенциала каждого ребенка в плане социально-бытовой адаптации требует обеспечения преемственности в работе образовательных организаций разных уровней образования. Эффективная комплексная мобилизация компенсаторных возможностей учащихся на фронтальных занятиях и индивидуальных занятиях, учет их психофизических особенностей обеспечивают индивидуализацию процесса овладения жизненными компетенциями. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом, определяющим направления и содержания социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий по адаптации образовательного пространства, которые предписаны в заключении ПМПК. Непосредственное участие в работе консилиума принимают родители (законные представители ребенка). В ходе работы консилиума проводится всестороннее психолого- педагогическое обследование детей с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации обсуждаются вопросы касающиеся определения стратегии социально-бытовой адаптации ребенка в образовательном процессе, вырабатываются совместные рекомендации для каждого специалиста, работающего в школе с данным учеником, в том числе и в плане социально-бытовой адаптации, формулируются рекомендации по составлению образовательного маршрута ребенка, в том числе специальной индивидуальной программы при необходимости, направленной на формирование жизненной компетентности ребенка, овладение средствами коммуникации, нормализацию его образа жизни, реализацию возможностей ребенка в обучении, в том числе в овладении основами знаний по предметам с учетом его актуального уровня развития и потенциальных возможностей развития с учетом уровня психического развития, индивидуальных особенностей, а в дальнейшем осуществляется мониторинг динамики развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы. В плане формирования жизненных компетенций у детей, обучающихся по СИПР для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка, в том числе по вопросам социально-бытовой адаптации. Важное значение в плане развития социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет проведение консультирования родителей по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей-инвалидов, вопросам оптимизации семейного воспитания, знакомство с представлениями и овладения навыками эффективного взаимодействия с детьми, адаптации, обучения и социализации. Эффективными формами работы в данном направлении являются не только консультации, но и общение в рамках родительских/ детско-родительские групп и клубов, детско-родительские группы. План социализирующих мероприятий для детей-инвалидов в образовательных организациях должен включать как развитие внутришкольной социальной среды, специальной организации всей жизни обучающегося, обеспечивающей развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье, но и непосредственное участие ребенка в мероприятиях интеграционного характера. Данные мероприятия помимо формирования активной формы социально-бытовой адаптации предполагают реализацию механизмов пассивной адаптации, касающихся формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью и ОВЗ. Кадровое обеспечение социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях осуществляется с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог- психолог (психолог в сфере образования)».
В штат специалистов образовательной организации, осуществляющей работу по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в контексте реализации АООП НОО и ОВЗ АООП О у/о должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие уровень образования и квалификации, определенный для каждой занимаемой должности с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы при организации работы по социально- бытовой адаптации детей-инвалидов, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Педагоги образовательной организации должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, учителя-логопеда; б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Специальная психология»; б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Логопедия»; б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого- педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной пере- подготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или спе- циальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Тьютор должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по соответствующей программе. Ассистент (помощник)1 должен иметь образование не ниже среднего общего и пройти соответствующую программу подготовки. Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации, имеющих соответствующую квалификацию. 4.3. Материально-техническое обеспечение работы по организации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях (с учетом нозологий)
Материально-техническое обеспечение работы по организации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет целью адаптацию образовательного пространства в соответствии с потребностями детей-инвалидов (с учетом нозологий), обеспечение ребенка- инвалида оборудованием и вспомогательными устройствами, информационное оснащение процесса социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательной организации. ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о определяют требования к материально-техническому обеспечению как общие характеристики инфраструктуры образовательной организации. Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать: возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования; соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническое обеспечение социально-бытовой адаптации в образовательных организациях должно соответствовать как ряду общих характеристик инфраструктуры образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, так и особым в зависимости от нозологии инвалидности. Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей-инвалидов, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к: соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдению пожарной и электробезопасности; соблюдению требований охраны труда; соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. Материально-техническое обеспечение должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к: участку (территории) и зданию образовательного учреждения; помещениям библиотек, актовому и физкультурному залу, залу для проведения музыкально-ритмических занятий, лечебной физкультуре; помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов: классам, кабинетам учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов, структура которых должна обеспечивать возможность для организации разных форм урочной и внеурочной деятельности; трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения); кабинетам медицинского назначения; помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания; туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям. Учебные кабинеты образовательной организации, в которой обучаются дети с инвалидностью, должны включать рабочие, игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий, структура которых должна обеспечивать возможность организации урочной, внеурочной учебной деятельности и отдыха. В образовательной организации должны быть кабинеты специалистов (педагога- психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.), помещения для физкультурно- оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет, помещение библиотеки (наличие читального зала, медиатеки); помещение для питания обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями; актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе. Под особой организацией образовательного пространства для ребенка-инвалида по слуху понимается создание комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи. Среди них: расположение обучающегося в классе или другом помещении при проведении коллективных мероприятий, продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран), регулирование уровня шума в помещениях, наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов; дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение беспроводным оборудованием (на радиопринципе или инфракрасном излучении) при постоянном пользовании глухими детьми индивидуальными слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантами (или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) с учетом медицинских показаний; в классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM–систем, зарядных устройств, батареек. Обязательный учет данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении внешкольных и выездных мероприятий. Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр. Для реализации специальных условий обучения школьников с нарушением слуха в условиях реализации нового федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации создается полифункциональная образовательная среда. Компоненты пространства полифункциональной среды позволят организовать траекторию сопровождения каждого школьника, исходя из принципа «оптимизма и веры в здоровые силы ребенка». Остановимся на некоторых компонентах. Архитектурное пространство всей образовательной организации: Наличие бегущей строки для информационного обеспечения чрезвычайных и штатных ситуаций во всех классах, в рекреациях, в столовой, спортивном и актовом залах. Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.); световое оповещение пожарной сигнализации и сигнала тревоги; информационно- световые табло, бегущие строки во всех помещениях образовательной организации. Стенды на стенах образовательного учреждения с представлением на них наглядного материала о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасного поведения и т.д. Мобильный Интернет, «Skype», «Veber», «Camfrog» для обмена сообщениями с родителями, сверстниками, получения необходимой информации. Специальное оборудование помещений: Мультимедийное оборудование для групповых и индивидуальных занятий: SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования (стационарная проводная или беспроводная, например, FM- системы); стационарная аппаратура индивидуального пользования, визуальные приборы и специальные компьютерные программы для работы над произношением; с учетом медицинских показаний обучающимся обеспечивается.бинауральное слухопротезирование. Учебно-методические и иные раздаточные материалы в доступных форматах (электронном, видеоформате). Услуги (в случае необходимости) тьютора, ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), осуществление сурдосопровождения (в случае необходимости) глухих школьников для осуществления психолого- педагогической поддержки, при проведении общешкольных мероприятий, общения с глухими родителями. Учебное пространство представляется организацией адекватного комфортного обучения школьников через осуществление индивидуального клинико-психолого- педагогического подхода в урочной и внеурочной деятельности; организацией психолого- педагогического сопровождения в учебное время; организацией динамического наблюдения за успешностью сопровождения силами обучающихся школьного медико-психолого- педагогического консилиума; проектированием индивидуальных маршрутов обучения и сценариев социализации. Учебное пространство строится на принципах: изучение контингента обучающихся с нарушениями слуха для учета реальных учебных возможностей каждого из них; уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса; подбора педагогических технологий; отбора программного содержания; организация адекватного комфортного обучения через научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с учетом учебных возможностей и психофизических особенностей глухих школьников; создание адекватных инновационных педагогических технологий учебной деятельности в диаде «учитель-ученик»; осуществление на постоянной основе системы сбора передовых технологий обучения, создание адекватных учебных материалов: рабочих тетрадей, учебников, учебных пособий, электронных учебников, мультимедийных учебных пособий. доступное обеспечение элементами планирования учителя: учебно- методические комплексы и рабочие программы по предметным областям основного общего образования через представление на информационных ресурсах образовательных организаций (сайты, электронные учительские) как очного, так и по необходимости дистанционного обучения школьника, имеющего нарушения слуха. Коррекционное пространство реализуется через: индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи; фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи, музыкально – ритмические занятия, дополнительные коррекционные занятия по коррекции познавательной деятельности и пространственно-временной сферы, микро- и макромоторики; Дополнительное образовательное пространство может быть представлено учебным планом, составленным из расчета 4 часа на каждого воспитанника, что позволяет осуществить в каждой образовательной организации от 10 до 30 программ художественной, творческой и спортивной направленности. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования глухих обучающихся с легкой и тяжелой формой умственной отсталости и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно- образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео-материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентных участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: планирование образовательного процесса; размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов; фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию. Образовательная организация также имеет право включать в штатное расписание инженера, имеющего соответствующую квалификацию для обслуживания электроакустической аппаратуры фронтального и индивидуального пользования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. При реализации общеобразовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Для глухих и слабослышащих обучающихся предусматриваются определенные формы социальной и образовательной интеграции, учитывающие особенности и возможности обучающихся. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих как с глухими обучающимися, так и с их сверстниками с нормальным слухом. Для тех и других специалистов предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
Требования к организации пространства Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся; соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта. возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения== Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является: наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов; дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); Образовательная организация должна содержать оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, музыкально – ритмических занятий, кабинеты психологов и психологической разгрузки, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты и др. Необходима продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, для музыкально – ритмических занятий, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся; в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры. В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок должен пользоваться слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций. В классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM –систем, зарядных устройств, батареек и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.092 с.) |