Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов



4.1. Нормативное обеспечение социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в ходе реализации адаптированных образовательных программ

 

В рамках анализа нормативного, кадрового, методического обеспечения социально- бытовой адаптации детей-инвалидов в ходе реализации адаптированных образовательных программ было выявлено, что работа по организации социально-бытовой адаптации детей- инвалидов в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования, являвшихся пилотными площадками по апробации ФГОС образования детей с ОВЗ в 2014-2015 гг., определяется двумя группами нормативных документов.

К первой группе относятся документы, определяющие особенности функционирования образовательной организации в качестве пилотной площадки:

региональная программа развития образования;

план-график мероприятий регионального уровня по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов;

приказ Комитета или Департамента образования «Об организации работы пилотных площадок по апробации проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях»;

порядок финансирования пилотной площадки;

положение о пилотной площадке по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»;

«Дорожная карта» пилотной площадки;

приказ об утверждении штатной структуры пилотной площадки;

приказ о распределении функциональных обязанностей сотрудников.

Данные документы регулируют организационно-управленческий механизм социально-бытовой адаптации, а именно определяют приоритеты деятельности образовательных организаций начального общего образования в соответствии с федеральной целевой программой «Распространение на всей территории российской федерации современных моделей успешной социализации детей».

Ко второй группе нормативных документов относятся:

региональная программа развития образования;

план-график мероприятий регионального уровня по организации работы по социально- бытовой адаптации детей-инвалидов;

проект Концепции ФГОС;

федеральные государственные образовательные стандарты для различных категорий детей;

рекомендации по разработке алгоритма организации работы образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в зависимости от нозологии детей-инвалидов;

документ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющий нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

договор о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов;

план методической работы образовательной организации по апробации и введению ФГОС НОО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС НОО;

рекомендации по разработке механизма оценки качества образования для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы с учетом компонента жизненной компетенции и требованиями к результатам образования программ для каждой категории детей с ОВЗ в соответствии с вариантами ФГОС;

примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования;

учебные планы начального общего образования в соответствии с требованиями проекта стандарта ФГОС для обучающихся с детей с ограниченными возможностями здоровья;

программы и контрольные оценочные материалы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования.

Данные документы определяют теоретико-методологическую основу социально- бытовой адаптации обучающихся инвалидов, конкретизируют итоговые планируемые результаты и определяют стратегию и пути реализации стратегии социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы начального общего образования.

Анализ федерального законодательства, обеспечивающего социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов в ходе реализации адаптированных образовательных программ показал, что ключевым законодательным актом, определяющим обязанности государства в отношении людей с инвалидностью, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).

Согласно статье 1 Закона о социальной защите инвалидов к категории инвалид относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

К категории «ребенок-инвалид» относятся лица расстройства функций организма которых наступили в возрасте до 18 лет.

Согласно данному закону, целью социальной защиты инвалидов признается создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества посредством создания условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности.

В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Основанием для начала и проведения комплексной реабилитации или абилитации инвалида является индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

интеграцию в общество.

Обеспечение реализации их права детей-инвалидов на качественное образование является одним из важнейших аспектов социально-бытовой адаптации.

Федеральной закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее – Закон), комплексно регулирует отношения в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и устанавливает особенности организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов.

Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике содержательно раскрыто понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Безусловно значимым для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение образования является наличие в Законе отдельной статьи, касающейся организации получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Закона).

В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем ФЗ № 273 понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость создания специальных условий для ребенка с детей с ОВЗ и детей- инвалидов фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико- педагогической комиссии».

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ и детей-инвалидов регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 27==; форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель- дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей, в том числе и для их социально-бытовой адаптации.

В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

по основным общеобразовательным программам – приказы от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» и № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», устанавливающие особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;

по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Для полноценной организации обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях необходимо создание безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидов в здания и помещения образовательной организации, а также реализация мероприятий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в этих организациях.

В настоящее время в утвержденных Минобрнауки России федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, начального общего для обучающихся с ОВЗ, основного общего образования закреплена необходимость разработки и реализации общеобразовательной организацией программы коррекционной работы/коррекционно-развивающей области, направленной на обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов и оказание им помощи в освоении образовательной программы.

В соответствии со статьей 42 № 273-ФЗ детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации должна быть оказана психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь.

В соответствии со статьей 8 Закона организация предоставления психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Перечень нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующих организацию работы по социально-бытовой адаптации детей инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы

 

Нормативные акты федерального уровня

Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 3 мая 2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-27==;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 2==.

О внесении изменений в СанПиН =1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 года № 41.

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

Приказ Минобрнауки России от 23 января 2014 года № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».

Приказ Минобрнауки России от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Минобрнауки России 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положение о психолого-медико-педагогической комиссии».

Приказ Минтруда России от 16 ноября 2015 года № 871н «Об утверждении профессионального стандарта «Сопровождающий инвалидов, лиц с ОВЗ и несовершеннолетних».

Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2015 года №1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением».

Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.0==2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.0==2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»;

 

Документы федерального уровня, имеющие рекомендательный характер:

Письмо Минобрнауки России от 12 февраля 2016 года№ ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

Письмо Рособрнадзора от 16 апреля 2015 года № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 года № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 года № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»(вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей»).

Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах»).

Письмо Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 года № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

 

Нормативные акты регионального уровня:

Региональная программа развития образования.

План-график мероприятий регионального уровня по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов.

Рекомендации по разработке механизма оценки качества образования для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы с учетом компонента жизненной компетенции и требованиями к результатам образования программ для каждой категории детей с ОВЗ в соответствии с вариантами ФГОС.

Рекомендации по разработке алгоритма организации работы образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в зависимости от нозологии детей-инвалидов.

Документ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющий нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (согласно Статьи 99, п.== ФЗ-27==.

Проект договора о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.069 с.)