Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для социально- бытовой адаптации детей-инвалидов с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для социально- бытовой адаптации детей-инвалидов с умственной отсталостью



Иллюстрированные художественные книги.

Интерактивные книги, книжки-игрушки, развивающие книги с элементами программирования, интерактивного взаимодействия, ориентированных на развитие мелкой моторики, восприятия, усидчивости и пр.

Детские научно-популярные книги, картинные словари по социокультурным нормам.

Видеотека детских художественных фильмов, фильмов о природе, безопасности жизнедеятельности, другим аспектам взаимодействия ребенка с окружающей действительностью.

Учебно-развивающие настольные и компьютерные игры, а также игры и компьютерные программы, разработанных специально для данной категории детей.

Ручной инструмент для социально-бытовой ориентировки.

 

Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для социально- бытовой адаптации детей-инвалидов с РАС

Коммуникативная система обмена картинками (PECS). Вспомогательные коммуникативные устройства.

Специализированные электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Визуальное расписание. Стенды с информацией.

Видео-, проекционное оборудования, интернет ресурсы и печатные материалы.

4.5. Описание функционала специалистов, привлекаемых к работе по социально- бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.

 

Разработка должностных инструкций специалистов, привлекаемых к работе по социально бытовой адаптации детей инвалидов осуществляется с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

учитель;

воспитатель;

педагог-психолог;

социальный педагог;

педагог-организатор;

педагог дополнительного образования;

учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог);

тьютор;

ассистент (помощник).

 

Учитель

Работа учителя в плане социально-бытовой адаптации инвалидов заключается в учете психолого-физиологических особенностей в ходе урочной и внеурочной деятельности. Содействии формированию общей культуры личности, социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения.

Учитель осуществляет обоснованный выбор учебно-методического обеспечения, технических средств обучения, включая цифровые образовательные ресурсы для формирования жизненных компетенций у обучающихся. В рамках образовательного процесса организует и поддерживает разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой.

Оценивает эффективность освоения программы на основании достижения личностных, предметных и (или) метапредметных результатов.

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении в плане социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, определяющих индивидуальный план социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида.

 

Воспитатель

Работа воспитателя в плане социально-бытовой адаптации нацелена:

на содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся как необходимого условиях их социально-бытовой адаптации.

осуществление необходимых корректировок системы воспитания обучающихся в плане социально-бытовой адаптации, изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов;

содействие росту познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности детей-инвалидов, формированию у них социальных компетентностей.

создание благоприятной микросреду и комфортного морально-психологического климата для каждого обучающегося;

содействие развитию коммуникативной деятельности и навыков партнерства;

содействие получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства;

совершенствование жизнедеятельности коллектива обучающихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными интересами;

наблюдение (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

планирование и проведение с обучающимися коррекционно-развивающей работы (с группой или индивидуально) на основе изучения индивидуальных особенностей детей и рекомендаций педагога-психолога.

 

Педагог-психолог

Работа психолога в плане социально-бытовой адаптации направлена на:

психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

психологическое консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

психологическую коррекцию поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

психологическую диагностику особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, в том числе на психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ психологическую экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций для детей-инвалидов, психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, коррекционно-развивающую работу с обучающимися, психологическую диагностику детей и обучающихся, психопрофилактику.

 

Социальный педагог

Функционал социального педагога в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов предусматривает:

осуществление комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся;

изучение особенностей личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни;

выявление интересов, потребностей, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций у обучающихся и своевременное оказание им социальную помощи и поддержки;

выполнение посреднических функций между участниками образовательного процесса, а также между обучающимися и семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

определение задач, форм, методов социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем с помощью современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

осуществление мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;

организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.;

-содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

участие в организации их самостоятельной деятельности обучающихся;

участие в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;

взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. с целью содействия их социально-бытовой адаптации

участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся по вопросам социально-бытовой адаптации обучающихся.

 

Педагог-организатор

Функционал педагога-организатора в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов предусматривает:

изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся в школе и по месту жительства;

создание условий для их реализации в различных видах творческой деятельности;

организацию внеурочной деятельности обучающихся, в том числе посредством детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся и взрослых, организации каникулярного отдыха детей;

содействие реализации прав ребёнка на создание детских ассоциаций, объединений;

организует социализирующие мероприятия (вечера, праздники, походы, экскурсии и др.);

поддержание социально значимых инициатив обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

привлечение к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность;

организацию работы ученических органов самоуправления;

анализ достижений обучающихся;

оценку эффективности их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности;

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся как важной составляющей их социально-бытовой адаптации.

 

Педагог дополнительного образования

Функционал педагога дополнительного образования в плане содействия социально- бытовой адаптации детей-инвалидов заключается в:

осуществлении дополнительного образования обучающихся;

выявлении творческих способностей обучающихся и содействии развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей развитие их разнообразной творческой деятельности;

обеспечении педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

проведении учебных занятий с опорой на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

организации разных видов деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности, осуществление развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

организации участие обучающихся в массовых мероприятиях.;

участии в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам.

 

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог)

Деятельность учителя-дефектолога в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов заключается в:

осуществлении работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся;

проведении педагогического обследования обучающихся, определении структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития, выявление особых образовательных потребностей;

проведении групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

взаимодействии с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками по вопросам коррекции недостатков в развитии обучающихся;

консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;

содействии формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

изучении индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям

 

Тьютор

Работа тьютора в плане социально-бытовой адаптации ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Задача тьютора состоит в организации обучения (организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). Тьютор организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор создает для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

 

Ассистент (помощник)

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части IIIприказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).

Функционал ассистента в плане социально-бытовой адаптации заключается в оказании технической помощи ребенку-инвалиду, обеспечении доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Алгоритм организации работы по социально-бытовой адаптации детей- инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в зависимости от нозологии детей-инвалидов

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях предусматривает работу в рамках трех взаимосвязанных направлений:

пространственно-средовая адаптация;

социально-личностная адаптация;

социально-коммуникативная адаптация.

В рамках каждого направления выделяется пассивная и активная форма адаптация. Пассивная форма предполагает изменение среды под потребности обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, активная – усвоение самим обучающимся способов взаимодействия со средой.

Пространственно-средовая адаптация заключается в:

адаптации образовательного пространства (создание безбарьерной среды в пространстве школы);

информационное оснащение процесса социально-бытовой адаптации (обеспечение доступности сайтов образовательной организации, своевременное размещение информации по вопросам социально бытовой адаптации и др.);

формирование толерантного отношения к детям-инвалидам.

Пассивная форма пространственно-средовой адаптации предполагает организацию безбарьерной среды в пространстве школы (микропространстве) и внедрение элементов доступной детям-инвалидам среды в пространстве, не относящемся к пространству школы (макропространстве); формирование толерантного отношения к обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью, адаптацию окружающей среды в плане введения в обиход оборудования и вспомогательных устройств, облегчающих реализацию бытовых навыков. Особенно значимой пассивная форма пространственно-средовой адаптации является для детей- инвалидов, особенности которых создают значимые сложности при осуществлении самообслуживания и выполнении ежедневных действий по гигиене и самообслуживанию.

Реализация активной формы пространственно-средовой адаптации заключается в овладении ребенком-инвалидом способами перемещения в доступной или проблемной для него среде как в микро-, так и в макропространстве, с помощью сопровождающих или (при возможности) самостоятельно, освоение жизненно важных навыков, как в самообслуживании, гигиене, так и в области самоорганизации, овладение наиболее эффективными способами выполнения необходимых действий в быту.

Несмотря на то, что освоение основных бытовых умений и навыков должно начинаться у ребенка с раннего возраста и усваиваться в максимально естественной среде путем многократного контролируемого выполнения, до сих пор часто в школы приходят дети, не владеющие простейшими навыками самообслуживания. Разрыв между неумением выполнять простейшие действия по самообслуживанию значительно в большей степени, чем отличия в академической успеваемости, демонстрируют разницу между детьми-инвалидами и нормально развивающимися детьми. Следовательно, процесс социально-бытовой адаптации должен быть начат задолго до поступления ребенка в школу.

Социально-личностная адаптация предусматривает развитие и совершенствование личностного потенциала ребенка-инвалида, включая формирование у ребенка положительного образа себя, понимания особенностей своего состояния; формирование активной жизненной позиции, потребности в самостоятельности и независимости, нормализацию психологического состояния и минимализацию негативных личностных качеств. Именно в рамках данного направления адаптации предусматривается развитие способностей и интересов ребенка.

Форма пассивной социально-личностной адаптации в виде предоставления ребенку возможностей реализации способностей и задатков, возможностей переживания ситуаций успеха, последовавших за активными действиями самого ребенка. Активная форма заключается во включении ребенка в разнообразные виды деятельности в соответствии с его склонностями и интересами, использовании ребенком предложенных и самостоятельно выявленных возможностей.

Социально-коммуникативная адаптация включает в себя усвоение культуры общества, норм его поведения. И начальным этапом ее является усвоение культуры коммуникации в обществе. Данное направление адаптации также предполагает реализацию в активной и пассивной форме.

Пассивная адаптация ребенка заключается, в формировании у школьного сообщества (как детей, так и персонала, и родительского сообщества) умений корректного (принимающего, поддерживающего, мотивирующего) общения с ребенком-инвалидом, обучение их навыкам взаимодействия и способам общения. Особенно если требуется применение альтернативных форм коммуникации.

Активная форма социально-коммуникативной адаптации предполагает овладение ребенком правилами и нормами взаимодействия в микросреде школы, а также макросреде; усвоение различных стратегий общения в зависимости от собеседника и типа ситуации общения.

В зависимости от нозологии нарушения, определяющего инвалидность ребенка, проблемы коммуникации могут находиться в той или иной плоскости и иметь различную степень выраженности. Так, дети с нарушениями зрения в силу сохранности обратной звуковой связи в принципе осваивают речь в той же закономерности, что и нормально развивающиеся дети. Особенность их коммуникации связана с бедностью сенсорного опыта в силу ограничения визуальной информации. Следовательно, связь между словами, объектами и действиями, их обозначающими, может быть очень поверхностна (вербализм). На развитие коммуникации как деятельности также влияют особенности личности ребенка с нарушением зрения, неспособность копировать внешние поведенческие акты приводит к формированию ненормативных средств мимики, жестов, движений и поведенческих образцов. А формальное усвоение «нормальных образцов» приводит к шаблонности поведения, клишированию. Следовательно, работа в области социокультурной адаптации для детей с нарушением зрения будет направлена на преодоление описанных затруднений.

Иная картина коммуникативных трудностей складывается у детей с нарушением слуха. Внешняя речь у детей этой группы может быть развита в различной мере, причем в очень широком диапазоне отличий. Это связано с различной степенью ограничения слуха, а также временем возникновения нарушения и адекватностью коррекционных мероприятий. Также, как и у детей с нарушениями зрения, личность ребенка с нарушением слуха складывается в особых условиях, что неизбежно влечет за собой формирование неэффективных коммуникативных стратегий. Формирование умений учитывать особенности партнера по общению, анализировать и отбирать информацию для общения, эффективно пользоваться звучащей речью – эти задачи определяют содержание работы по социально- коммуникативной адаптации детей с нарушениями слуха.

Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС== вопросы социальной адаптации занимают особое место, потому что основные нарушения при РАС прямо относятся к социальной жизни человека: в МКБ-10 указано, что детский аутизм – это расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:

отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);

отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;

отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;

нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;

нарушения в ролевых и социально-имитативных играх10.

Такие особенности развития делают социальную адаптацию не только одной из целей, на достижение которой направлен весь лечебно-коррекционный процесс, непосредственной задачей практической деятельности педагогов, психологов, врачей, но и необходимой основой реализации академического компонента образования.

Главным моментом, объединяющим деятельность всех специалистов, привлекаемых к работе по социально-бытовой адаптации, а в широком смысле к социализации, является задача коррекции основных нарушений у ребёнка-инвалида. Любой предмет от математики до физкультуры и от иностранного языка до музыки может является инструментом коррекционной работы, а не только источником соответствующей области знаний. Таким образом элементы социально-бытовой адаптации легко и органично включаются в материал учебных предметов, других видов урочной деятельности, а также во внеурочную деятельность.

Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательной организации начинается с внимательного всестороннего изучения особенностей различных сторон развития ребёнка.

На основании анализа полученных данных определяются приоритетные направления, последовательность и содержание работы по каждому из направлений, которые фиксируются в индивидуальной программе развития ребенка.

В программе также фиксируется круг специалистов, привлекаемых к работе по социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида и их функционал.

Обязательным является определение роли родителя в процессе социально-бытовой адаптации ребенка.

4.6. Перечень и содержание основных мероприятий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы

 

Социально-бытовая адаптация предусматривает реализацию системного подхода к процессу развития способностей ребенка-инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Основной целью мероприятий по социальной- бытовой адаптации является формирование у ребенка-инвалида алгоритмов выполнения жизненно важных действий по всем направлениям социально-бытовой адаптации:

социально-коммуникативная адаптация;

-социально-личностная адаптация;

-пространственно-средовая адаптация.

В условиях образовательной организации в рамках содействия социально-личностной адаптации осуществляются психолого-педагогическое и психологическое консультирование, психолого-педагогическая диагностика, психологическая коррекция, социально- педагогическое консультирование, коррекционно-педагогическая работа, воспитательная деятельность.

Психолого-педагогическое и психологическое консультирование, которые направлены на коррекцию психологического состояния детей-инвалидов для их адаптации в обществе, предупреждение и преодоление у него социально-психологических проблем, а также оказание им квалифицированной помощи в решении внутренних проблем и проблем межличностного характера.

Консультирование включает в себя следующие виды работ:

Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться в форме, понятной и доступной для практической реализации.

Дополнительно в рамках и психологического консультирования может быть предусмотрено осуществление посреднических действий между ребенком и другими специалистами, службами, учреждениями, оказывающими социально-психологические услуги (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия).

Социально-психологическое консультирование родителей может быть организовано по запросу родителя в связи с оказанием консультативной помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; или по инициативе психолога после проведения первичной диагностики. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о проблемах социально-бытовой адаптации ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.062 с.)