Психолого-педагогическая диагностика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика



Психолого-педагогическая диагностика включает анализ особенностей развития ребенка, включая нарушения мелкой и крупной моторики, речи, слуха, умений самообслуживания, мотивации к обучению и учебных навыков, степени социализации ребенка и имеющихся коммуникативных стратегий, определение направлений коррекционной работы, выбор коррекционных методик, форм и методов коррекционной работы.

Для эффективной диагностики необходим адекватный выбор диагностических процедур и подбор диагностического инструментария; обработка результатов диагностики проводится на основании конкретных измеримых критериев. Результатом диагностики является формулировка итогового заключения и рекомендаций по социально-бытовой адаптации, определение, в случае необходимости, прогноза дальнейшего развития и направления психолого-педагогической коррекции; сроков проведения повторной (итоговой) диагностики, анализ динамики результатов.

Психологическая коррекция обеспечивает преодоление или минимизацию вторичных последствий отклонения в развитии, связанных с функционированием и самоощущением ребенка в социальном контексте: эмоциональном состоянии, поведении (неэффективных стратегий эмоционального реагирования и стереотипов поведения, конфликтных отношений, нарушений общения или искажения в их психическом развитии).

Психокоррекционная работа предполагает индивидуальные занятия с целью формирования или восстановления утраченных навыков (письмо, чтение, и т.д.), развития когнитивных функций, (память, внимание, мышление), коррекцию поведенческих нарушений; групповые тренинговые занятия с целью формирования эффективного социального поведения, формирования активной социальной позиции. При проведении групповых занятий могут быть использованы различные организационные формы занятий, в том числе с использованием технического оборудования.

Социально-педагогическое консультирование предполагает формирование у членов семьи ребенка основ медико-психологических и социально-медицинских знаний для эффективной работы по воспитанию и развитию ребенка в домашней среде; обучение семьи практическим навыкам взаимодействия, формирования жизненно важных навыков, развития сенсорных систем и мыслительных способностей.

В коррекционно-педагогическую работу включаются коррекционно-развивающие занятия с привлечением следующих специалистов: учитель – дефектолог (учитель-логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, воспитатель. Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию имеющихся отклонений в развитии и познавательной деятельности в соответствии с утвержденными программами коррекционной работы. В сферу деятельности воспитателя, учителя начальной школы и педагогов дополнительного образования входит общее развитие познавательной сферы ребенка, его творческой активности, развитие общей и мелкой моторики, закрепление в деятельности сформированных на коррекционных занятиях умений и навыков, коммуникативных стратегий.

Воспитательная деятельность включает анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия), обеспечение рекреации детей, в том числе за счет развития у них способности к самостоятельному выбору рекреационной деятельности. В данное направление также включается организация и проведение культурных мероприятий (театр, концерт, праздник и др); проведение занятий, направленных на выявление, формирование и развитие способностей, позитивных психических склонностей, социально значимых интересов и мотиваций получателя социальных услуг; формирование стремления к самопознанию, самоопределению, ответственного отношения к себе и другим; предусматривает проведение клубов по интересам, занятий кружковой работой.

4.7. Механизм оценки качества образования для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы с учетом компонента жизненной компетенции и требованиями к результатам образования программ для каждой категории детей с ОВЗ в соответствии с вариантами ФГОС.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В основе оценки результатов освоения обучающимися, относящихся к социально- бытовой адаптации, зафиксированных в АООП НОО, лежат следующие принципы:

дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся;

динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися планируемых результатов, относящихся к социально-бытовой адаптации выступает наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях. К таким интегративным показателям в соответствии со ФГОС НОО относятся:

сформированность умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

сформированность навыков ориентировки в микропространстве и умений ориентироваться в макропространстве;

сформированность адекватных (в соответствии с возрастом) предметных (конкретных и обобщенных), пространственных представлений о предметах, объектах и явлениях окружающей жизни;

проявление познавательного интереса, познавательной активности;

проявление стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в бытовых вопросах);

сформированность умений адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

способность к проявлению социальной активности;

способность осуществления самоконтроля и саморегуляции;

готовность учета имеющихся противопоказаний и ограничений в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни.

Результаты освоения обучающимися планируемых результатов, относящихся к социально-бытовой адаптации, не выносятся на итоговую оценку.

Требования к результатам овладения обучающимися жизненной компетенцией обучающихся с инвалидностью складываются из двух составляющих: собственной жизненной компетенции и результатов коррекционной работы.

Обобщенная оценка результатов освоения обучающимися планируемых результатов, относящихся к социально-бытовой адаптации, может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок (экспертных групп).

Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы используются все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную психолого-педагогическую диагностику.

Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и уровня развития компенсаторных возможностей обучающихся выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь (например, выявить стартовый уровень развития у обучающегося умения использовать все анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательной и повседневной жизни).

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения ребенка на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив.

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), 11 Результаты освоения детьми-инвалидами жизненной компетенцией, составленная на основании проектов текстов примерных адаптированных основных общеобразовательных программ выступает оценка достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения ими программы коррекционной работы.

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы (отсутствие положительной динамики по двум и более интегративным показателям) обучающегося в случае согласия родителей (законных представителей) направляют на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.

Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах, разработанных с учетом определенных критериев оценки (например, 0 баллов - нет продвижения; 1 балл -минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла -значительное продвижение).

Полученные результаты отмечаются в индивидуальной карте обучающегося. Программа оценки включает полный перечень личностных результатов, указанных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся (перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией); перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата, систему балльной оценки результатов, документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося(например, «Карта индивидуальных достижений обучающегося») и результаты всего класса (например, «Журнал итоговых достижений обучающихся класса»); материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов, локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Принципиальные требования к освоению жизненной компетенции едины для всех групп детей-инвалидов. Это объяснимо, поскольку все дети живут в схожих социальных условиях, а, следовательно, для успешной в адаптации в обществе нуждаются в сходном наборе умений и навыков. Значимые отличия, которые определяются своеобразием нарушения, как правило, указываются в результатах коррекционной работы.

Приведем основные требования к освоению жизненной компетенции обучающимися начальной школы.

Итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции преимущественно являются личностные результаты. Специальные требования к ним определяются по каждому направлению развития жизненной компетенции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.01 с.)