Лекция 4. Социальная структура общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Социальная структура общества



Социальная структура и социальные институты. В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком смыслах.

В узком смысле социальная структура - это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.).

Социальное неравенство и социальная стратификация. Социальным неравенством (социальной дифференциацией) называются различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, особенностями профессии и т.д. Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. Одно из первых объяснений неравенства было дано Э.Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда». Э.Дюркгейм считал неравенство непременным атрибутом общества. Неравенство возникает в результате распределения в иерархической структуре различных видов деятельности согласно той оценке, которую дает им общество. По мнению Э.Дюркгейма, люди также различаются в соответствии со степенью одаренности. Наиболее важные, значимые для общества функции, должны выполнять наиболее талантливые люди, чьи заслуги обществу следует вознаграждать. И, таким образом, произойдет наложение социальных различий на естественные, что отвечает принципу социальной справедливости.

Сторонники теории конфликта считают, что неравенство является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (богатство, власть), имеют возможность извлекать выгоды для себя. В марксистской теории причиной социального неравенства, которое выражается в разделении общества на классы, является различное их отношение к средствам производства (право собственности на средства производства), роль в общественной организации труда, и, следовательно, способы получения и размеры доли общественного богатства.

Теория неравенства М.Вебера основывается на понятии «статусных групп», имеющих неодинаковый социальный престиж. Социальный престиж выражается в сравнительной оценке обществом социальной значимости различных объектов и явлений, которая осуществляется на основе соотнесения их с системой ценностей, принятой в данном обществе. Статусные группы выделяются на основе трех взаимосвязанных факторов, предопределяющих социальное неравенство: престижа, богатства и власти.

Функционализм (Т.Парсонс) объясняет неравенство, исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными социальными слоями, классами. Иерархия социальных функций и, соответственно, иерархия социальных слоев определяется в зависимости от значимости их для общества и, следовательно, может меняться по мере изменения системы ценностей.

Но общество не только дифференцировано и состоит из множества социальных групп, но и иерархизировано (из этих групп составлена иерархия). Иерархии по разным признакам (основаниям) образуют основу социальной стратификации. Социальная стратификация - это дифференциация совокупности людей в иерархическом порядке в рамках определенного основания (экономического, политического, профессионального и др.). Можно выделить множество оснований социальной стратификации. Так, П.Сорокин выделяет их три: экономическое, политическое, профессиональное. М.Вебер особо выделял такое основание социальной стратификации, как престиж.

Типы стратификационных систем. Можно выделить несколько исторических типовсоциальной стратификации. Так, Э.Гидденс выделяет рабство, касты, сословия, классы. Именно в таком порядке увеличивается возможность для вертикальной социальной мобильности в этих типах социальной стратификации.

В 30- 40-е годы в американской социологии У. Уорнером была предпринята попытка составить стратификационную модель общества на основе принципа самоидентификации индивидов с одним из предложенных классов. Такого рода исследования показали, что люди ощущают, осознают иерархичность общества, интуитивно определяют параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.

При выработке наиболее общего представления о социальной иерархичности общества на основании предложенных критериев следует основываться на выделении трёх уровней: высшего, среднего и низшего. Распределение индивидов и социальных групп по этим уровням возможно на основании всех критериев стратификации. Причём значимость критерия будет определяться господствующей в обществе нормативно-ценностной системой, идеологическими установками.

Стабильность стратификационной системы.

Стабильность иерархической структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя, который занимает промежуточное положение между противостоящими полюсами стратификационной структуры, является нейтральным связующим звеном.

Эгалитаризм, как стремление к равенству, является антиподом иерархии. Стремление к равенству проявляется в периоды экономических кризисов, когда нарастает чувство неуверенности в способности социальной структуры обеспечить эффективное развитие общества. Но стратификационная система имеет институциональный механизм защиты и воспроизводства социальной иерархии, способный адекватно реагировать на проявления эгалитаристских устремлений.

Социальная мобильность. Социальная стратификация предполагает более или менее свободное перемещение индивидов из одних социальных групп в другие. Такое перемещение называется социальной мобильностью. Итак, социальная мобильность– есть изменение социальной группой или индивидом социального положения в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» ввел в научный оборот П.А.Сорокин в работе «Социальная мобильность» (1927 г). Он выделял два основных типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Под горизонтальной социальной мобильностью или перемещением подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне в иерархической системе; под вертикальной мобильностью - перемещение индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный спуск и социальный подъем. П.А. Сорокин утверждал, что в обществе постоянно происходят изменения интенсивности и направленности социальной мобильности, носящие кратковременный характер. По мнению П.Сорокина не существует долговременной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению взаимосвязанных, но находящихся во взаимном противоречии процессов восходящей и нисходящей мобильности. Эти два процесса, как правило, находятся в «динамическом равновесии».

П. Сорокин, кроме горизонтальной и вертикальной мобильности, различал также групповую и индивидуальную мобильность. В отличие от индивидуальной мобильности как смены социальных позиций отдельного индивида, групповая мобильность определяется П. Сорокиным как перемещение социальных групп, классов, наций, сословий, происходящее в связи с изменением общественной значимости данных социальных групп и общностей. Причинами групповой мобильности, по мнению П.Сорокина, являются социальные революции, войны, военные перевороты и смена политических режимов, восстания и другие проявления напряженности социальных отношений в социально – политической сфере общественной жизни.

 П.Сорокин выделяет следующие каналы социальной мобильности: армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и партии, профессиональная организация, предприятия, семья и т.д.

Условием рационального функционирования общества и создания особой динамической стабильности является гибкость структурных границ стратификационного общества. Различные социальные институты выполняют функции социальной циркуляции, своего рода «лифтов», позволяющих подниматься на различные этажи социальной иерархии. Но адаптация в новой социокультурной среде достаточно сложна. Социокультурная оболочка каждой социальной страты, выполняющая роль «фильтра», осуществляет своего рода контроль, способствующий отстранению индивидов, не сумевших адаптироваться в новой социокультурной среде, на «нейтральную территорию». Этот феномен нахождения человека на стыке двух страт, двух культур, называется маргинальностью. Маргинальность – состояние индивида, утратившего прежний социальный статус, и неспособного органично функционировать в рамках нового социального статуса, адаптироваться в новой культурной среде, соотнося индивидуальную систему ценностей с системой ценностей социальной группы, в которой он формально существует.  

В широком смысле социальная структура - совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие исторические типы стратификации выделил Э Гидденс?

2. Что такое социальная мобильность?

3. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?

4. Раскройте содержание понятия «маргинальность».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.007 с.)