Лекция 6. Социальные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Социальные институты



Социальный институт – понятие, используемое для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Институализация – упорядочение. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институализацией. Институты обеспечивают удовлетворение потребностей в том случае, когда для этого необходима коллективная структурированность. Институализация позволяет четко определить цели и задачи социальной организации, исходя из того, какие потребности коллективно удовлетворяются с помощью данной социальной организации.

 Признаки социального института:

1. Особый тип регламентации. Жесткое социальное регулирование отношений. Функционирование социального института (в идеале) отличается регулярностью, большой чёткостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля;

2. Чёткое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия;

3. Обезличенность требований. В рамках социального института существуют права и обязанности, они деперсонифицированы. Они образуются, во-первых, исходя из традиций (так было), во-вторых, исходя из эффективности определенного поведения, которое было отобрано из возможных;

4. Разделение труда и профессионализация. Каждый человек в рамках социального института выполняет определённые функции;

5. Выделение социальных учреждений (организаций). В рамках каждого института выделяются формально-организованные учреждения (организации). Например, в институте здравоохранения – это больницы, поликлиники, органы управления. (Это каркас социального института, его формальная, бюрократическая часть, в рамках которой осуществляется управление социальным институтом, контроль за его деятельностью).

Социальные институты и социальная коммуникация.

Рассмотрим институт массовой коммуникации. Институт массовой коммуникации прежде всего обеспечивает человека, аудиторию информацией. При нормальной работе этого института информация должна быть доступна для аудитории:

    а) в физическом смысле (максимальный охват аудитории);

б) в финансовом смысле (информацию должны получить широкие массы населения).

Механизм работы института массовой коммуникации достаточно разный: продукция СМИ потребляется, исходя из удовлетворения различных функций – например, от повседневного времяпровождения или организации досуга до удовлетворения потребности в информации.

В СМИ включается простой механизм коммуникации: диктор (репортёр и т.д.) – слушатель.

В рамках данного социального института структурируется феномен Интернета – 10,5% городского населения от 16 до 65 лет регулярно пользуются сетью. Это достаточно специфическая аудитория. Выпадают целые возрастные общности, которые не пользуются Интернетом в России. Кстати, при всей развитости информационных технологий на Западе, аналогичные общности там тоже существуют. (В Западных странах цифра регулярных посетителей Интернета не превышает 50-70 %).

Классификация социальных институтов (по типу потребностей, задач, которые они решают)

1. Экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. (Институализированные экономические связи, производство и распределение благ и услуг, организация и разделение труда, собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.)

2. Политические институты – институты, связанные с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для них характерны мобилизация возможностей функционирования общества как целостности (государство, армия, полиция, партии).

3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения – включают в себя наиболее устойчивые, чётко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества, а также иными институтами жизнеобеспечения, не связанными с экономикой (семья, образование, наука, художественные учреждения).

   Социальный контроль.

Социальный контроль - особый механизм поддерживания общественного порядка. Он включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы – это пространство, очерченное определенными границами, в рамках которых поведение определенной личности воспринимается как нормальное, допустимое применительно к данному обществу. Социальные нормы в зависимости от статуса и от конкретной ситуации в обществе могут быть структурированы более и менее жестко. В том случае, если нормы структурированы жестко, то количество вариантов поведения, которое соответствует конкретному социальному статусу в рамках действующей социальной нормы, небольшое. Чем мягче структурирование социальных норм, тем больше вариантов поведения у человека появляется. Основная тенденция развития современного общества заключается в расширении границ социальных норм. Социальная установка – наиболее предпочтительное поведение личности с точки зрения общества, общности, групп, окружающих. У разных социальных групп и общностей могут быть различные социальные установки. Невыполнение человеком (группой людей) социальных норм влечет за собой применение санкций.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает "порядок" жизни и штрафует всех, кто его нарушает.

Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное его отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам.

Основные институты социального контроля. Существует социальный контроль через групповое давление. Участвуя в коллективных действиях, каждый должен приспосабливаться к требованиям окружающих. Человек может являться членом многих групп (семья, класс, студенческая группа), и каждая малая группа имеет устоявшийся формальный или неформальный "кодекс" поведения, собственные социальные установки. Отклонения от правильного поведения осуждаются группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения - от простых замечаний, “косых” взглядов до изгнания из данной группы.

Существует социальный контроль через принуждение. Многие примитивные общества успешно контролируют поведение через групповое давление. Но в сложных обществах этого недостаточно. Групповое давление может ослабнуть, человек "потеряется" в толпе и контроль станет неэффективным. Отсюда возникает необходимость в формальном контроле - в законах, насильственном принуждении. Когда человек не желает следовать законам, то общество прибегает к принуждению, чтобы заставить поступать его так, как все.

Существует контроль через социализацию. Но на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. В процессе социализации формируются наши желания, привычки, и общество стремится, что бы они были такими, какие нужны ему. Общество нормально функционирует только тогда, когда его члены хотят действовать так, как это выгодно обществу.

 

Вопросы для самоконтроля

1.  Что такое социальный институт? Приведите примеры социальных институтов.

2.  Каковы основные черты социальных институтов?

3. Дайте определение понятию «институализация».

4. Определите функции социального контроля в обществе.

5. Каковы основные институты социального контроля в обществе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.006 с.)