Развитие социологии во второй половине хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социологии во второй половине хх века



К особенностям развития социологии после второй мировой войны необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и распространение американской социологии. Происходит интернационализация дальнейшего развития социологии. На рубеже 40- 50 годов возрождение западноевропейской социологии происходило в русле эмпиризма. Социология воспринимается, прежде всего, как прикладная наука в силу ослабления интереса к общетеоретическим вопросам и акцентировании внимания на эмпирических исследованиях, имеющих практическое значение для послевоенного восстановления западноевропейских стран. Появляются, по мнению польского социолога П. Штомпки, предложившего свою типологию социологических теорий, объясняющие теории, позволяющие осознать социальные условия и адаптировать к ним социальные действия.

В начале 70-х годов ХХ века произошел кризис социологии как науки, выразившийся в распаде социологической теории (выступавшей как целостное благодаря структурному функционализму) на ряд несовместимых концепций, из которых ни одна не могла претендовать на объединяющую роль.

На протяжении 70-х годов происходили попытки сохранить социологию как теоретически организованное целое в ходе сменяющих друг друга «ренессансов» классиков социологии, чьи теории сохранили свою значимость в процессе эволюции социологического знания (К. Маркс, Э. Дюркгейм,        М. Вебер) при авторитарном влиянии какой-либо одной теоретической концепции (неомарксизм, неофункционализм, неопозитивизм). В дальнейшем попытки преодоления кризисной ситуации в социологии вылились в появление обобщающих трудов, охватывающих историю теоретической социологии в ХХ веке, в которых установление взаимосвязи и взаимодополнительности теоретических подходов «классиков» являлось методом создания собственной теории, оказывавшейся по сути дела метасоциологической теорией, балансирующей на грани между социологической теорией и социальной философией. П. Штомпка определяет эти теории как экзегические, в которых происходит осмысление теории «классиков», комментирование, критика, современная интерпретация основополагающих идей.

Социологические подходы и концепции последних десятилетий ХХ века:                            

Критическая теория реализует потребность в переосмыслении ценностных основ анализа общества, вызванную социальными аномалиями, девиациями в современных социальных процессах. Ярким представителем данного направления является Ю. Хабермас, обосновывающий демократический путь развития современного общества. Единственным средством реализации демократии, по мнению Ю.Хабермаса, является социальный дискурс, предполагающий диалоговость социального взаимодействия, рациональность и опосредованный характер аргументов в поиске решений. Развивая теорию коммуникаций, Ю.Хабермас анализировал процессы дифференциации культур, поиска реализации идентичностей, как условий сохранения социального дискурса. В своих работах «Постметафизическое мышление», «Инклюзия другого. Исследования в области политической теории» Ю.Хабермас сосредотачивался на выявлении связей между индивидуализмом и коммуникативной рациональностью, внося вклад в понимание современных процессов социальных изменений.

Постмодернизм ставит под сомнение неизбежность социального прогресса в связи с нереализованными ожиданиями, провозглашенными в коммунистических доктринах, а также обещаниями быстрого прогресса в период модернизационных изменений конца ХХ – начала ХХI века. Лидеры постмодернизма Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, З. Бауман считают, что переход общества на индустриальную стадию связан с изменениями, произошедшими в технике, науке, социальной сфере. Ж-Ф.Лиотар считает, что сущность этих изменений сводится к отказу от поиска истины и выдвижению на первый план их утилитарных черт. Акцент переносится с целей на средства решения конкретных задач. Достижения постмодерна связаны с совершенствованием систем и каналов коммуникаций, хранением и эффективным использованием информации. Тот, кто осуществляет контроль над информацией и каналами ее распределения, по мнению Ж-Ф.Лиотара, обладает главным источником власти.

Ж. Бодрийар отмечает возросшее значение имиджа в эпоху постмодерна. Производство и продажа материальных благ заменены продажей имиджей. По мнению Ж. Бодрийара средства массовой коммуникации являются основными виновниками смешения имиджа и реальности.

 Польско-американский социолог З. Бауман считает, что современное общество – «общество потребления». По его мнению, происходит изменение общественного статуса интеллектуалов, выполнявших функцию теоретического узаконения государственного порядка. Их функцию теперь выполняет «общество потребления», действуя методом соблазнения, изменяя значимость культурных ценностей.

Теория социального действия, социальный акционализм, создателем которого является французский теоретик А. Турен. Он развивает теорию социального субъекта, актора, выступающего в виде социального института, выполняющего роль посредника в социальных отношениях (агентства), социальные действия которого определены культурой данного общества.                           А. Мелуччи, как представитель данной европейской социологической теории, в своих работах «Бросающие вызов коды. Коллективное действие в век информации» и «Играющее Я: личность и значение в планетарный век» отмечает связь культуры, коллективной идентичности и рефлексивности, которая определяется как автономность мышления, индивидуалистическое творчество.

Теория рефлексивности развивается также Э. Гидденсом, который решение проблем современного общества связывает с ускорением рефлексивности в обществе. Э.Гидденс подчеркивает многомерность отношений агентства и элементов социальной структуры современного общества, утратившего социальное единство.

  В конце 90-х годов получила распространение теория сетевого общества         М. Кастельса, который определяет современное общество не как систему, либо социальную структуру, связующем элементом которой является культура, право и т. д., а как сеть отношений, опосредованных информационными технологиями. Информационная культура является основой интеграции общества в единое социальное целое.

Развитие социологической мысли в России

После выхода в свет курса «позитивной философии» О. Конта, в России начинает распространяться идея о необходимости создания новой науки об обществе. Первой работой, отразившей идеи позитивизма О. Конта, была статья «Общественные науки в России» (1845 г.) В. Майкова, в которой он именует новую науку как «философию общества». Постепенно в обиход входит термин «социология». Стимулом к развитию социологии в традиции позитивизма явилась назревшая к концу ХIХ века необходимость адекватного осмысления социальных процессов, протекавших в масштабе всего общества. Наряду с позитивизмом сильное влияние на развитие социологической мысли в России оказывает марксизм. Но нельзя также не отметить тот факт, что российская социологическая мысль ХIХ– начала ХХ века отличалась своим историческим и культурным своеобразием, поскольку развивалась в традициях русской философии. В 50– 60 годах ХIХ века идеи позитивизма распространяются в России через русскую естественнонаучную литературу и публицистику. Причем зарождение российской социологии произошло именно в форме публицистических статей, публиковавшихся в таких журналах как «Отечественные записки», «Юридический вестник», «Знания», «Вестник психологии», «Вестник знания». Авторами их являлись П.Л. Лавров,        Н.К. Михайловский, Н.Я. Данилевский, Б.Н. Чичерин, С.Н. Южанов, Е.В. Де Роберти, А.Д. Градовский и другие, выдвигавшие оригинальные социологические теории, во многом предвосхищавшие идеи, получившие развитие в мировой социологии много позже.

Другой формой, в которой осуществлялось развитие российской социологии на рубеже веков, было преподавание её в качестве самостоятельной научной дисциплины в университетах на юридических факультетах. Академические курсы социологии читали С.А. Муромцев,  Ю.С. Гамбаров, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Я.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский и другие.

    В начале ХХ века (1901-1905гг.) М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, Е.В.Де Роберти создали в Париже Высшую школу общественных наук, с обязательным преподаванием курса социологии.

    Первым в России учебным обзором по социологии была работа        Н.И Кареева (первый историограф русской социологии) «Введение в изучение социологии», вышедшая в 1897 году. Курс лекций М.М. Ковалевского, прочитанный им в Психоневрологическом институте, был издан в двухтомнике «Социология» (1910 г).

    После Февральской революции 1917 г. социология стала преподаваться в высших и средних учебных заведениях России и, вплоть до 20- х годов, была признана на государственном уровне. В России стали издаваться труды по социологии: Хвастов В.Н. «Социология. Т.1 Введение. Исторический очерк учений об обществе» (М. 1917 г.); Тахтарев К. М. «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерностях: опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (Пг., 1919 г.); Кареев Н.И. «Общие основы социологии» (Пг., 1917 г.); Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии» (Ярославль, 1920 г.); Сорокин П.А. «Система социологии» (в 2 т.; Пг., 1920 г.) и т.д.

    В 1919 – 1920-х годах был создан Социологический институт, организовавший проведение лекций (П.А Сорокина, Н.И. Кареева) для всех желающих получить социологическое образование. В 1919 году на Общеобразовательном факультете II Петроградского университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой был П.А. Сорокин.

Интегральная социология П.А. Сорокина.

П.А. Сорокин (1889 –1968 гг.) – крупнейший ученый социолог ХХ века, чье имя стало символом избранной им науки. В историю социологической мысли П.А. Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории социальной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем.

    Теоретическая социология, согласно П.А. Сорокину, делится на:         1) социальную аналитику («Система социологии»); 2) социальную механику (изучающую социальные процессы); 3) социальную генетику (изучающую тенденции развития общественной жизни) («Социокультурная динамика»). Практическая социология, по определению П.А. Сорокина, «должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизовать их сообразно поставленным целям»   (П.А. Сорокин «Система социологии». М. 1993 г. т.1,2).

    П.А. Сорокин одним из первых ввел в социологию понятие «социального пространства», в котором каждый индивид занимает социальное положение, определяемое взаимодействием с другими индивидами. Социальное пространство, согласно П.А. Сорокину, многомерно, иерархически дифференцированно, стратифицировано. П.А. Сорокин видит основную сущность социальной стратификации в неравномерном распределении прав и обязанностей, привилегий, власти, наличии или отсутствии социальных ценностей. Социальная стратификация, таким образом, есть постоянная, вневременная характеристика любого организованного общества.

    Развивая теорию социальной мобильности (см. тему 4), П.А. Сорокин, дал свое определение понятию «класс», определил отличие демократического общества от тоталитарного с точки зрения проблем социальной стратификации и мобильности.    Рассматривая вопрос о принципах социальных изменений, П.А. Сорокин вынужден был констатировать, что «законы исторического развития», сформулированные в социальной науке и трактуемые как «законы прогресса и эволюции», оказались несостоятельными. Он заявил о невозможности обнаружить «трансцендентальную» цель исторического развития общества и сформулировал концепцию «бесцельных исторических флуктуаций». Работа П.А. Сорокина «Социокультурная динамика», явившаяся одним из самых фундаментальных научных исследований социологии ХХ века, есть своего рода компромисс между невозможностью определить цель общественного развития и поиском причин социокультурных изменений. П.А. Сорокин считал, что процесс общественного развития (вместо понятия «общество» П.А. Сорокин использовал более широкое понятие «культура») есть периодическая смена трех социокультурных систем (суперсистем):        1) идеациональной, для которой характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные ценности; 2) чувственной, с преобладающем влиянием материалистических ценностей; 3) идеалистической, синтезирующей ценности двух вышеперечисленных типов. В периоды социальной нестабильности преобладает смешанный тип культуры, характеризуемый эклектичным сосуществованием основных типов социокультурных систем. Каждая из суперсистем обладает собственной системой ценностей, собственной философией и мировоззрением, своей религией, собственными этическими нормами и нравами, законами, стандартами поведения, экономической и политической организацией и собственным типом личности, со свойственным ему менталитетом и поведением. Таким образом, П.А. Сорокин определяющим фактором социокультурных изменений (социокультурной динамики) считает смену доминантных социокультурных суперсистем, каждая из которых имеет свой закон развития.

В начале 20-х годов ХХ века социология «впала в немилость», была исключена из учебных программ университетов. В 1922 началась высылка за границу ряда ведущих русских ученных. Вынужден был эмигрировать в США и П.А.Сорокин. Марксистская социология была официально признана единственным научным направлением в социологии. С конца 30-х годов социология в России отождествлялась с историческим материализмом, который рассматривался как теоретическая социология. В 50-е годы в СССР изменилось отношение к социологии, что выразилось во-первых, в легализации понятия «конкретные социологические исследования»; во-вторых, в создании Советской социологической ассоциации в 1958 г.; в-третьих, в публичной постановке вопроса о самостоятельности социологического знания (статья Ю. Кучинского в журнале «Вопросы философии» 1957, №5); в четвертых, в организации первого в СССР социологического подразделения «Сектор новых форм труда и быта» при Институте философии АН СССР(1960 г.), в дальнейшем (1966 г.) преобразованного в Отдел конкретных социологических исследований Института философии АН СССР (в 1968г. на его базе был организован Институт конкретных социальных исследований, который в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований (ИСИ АН СССР), а с 1988 г. в Институт социологии), открытии социологической лаборатории в Ленинградском государственном университете, создании в 1966 г. Научного Совета по проблемам конкретных социальных исследований при Президиуме АН СССР.

Таким образом, социология в 60-х годах определялась как прикладная наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями.

В 60-х годах появляются труды советских ученых, обобщающие итоги конкретных социологических исследований (А.Харчев «Брак и семья в СССР» (1965г.), «Время и труд» (1964г.)); обобщающие труды по итогам развития отечественной социологии («Советская социология» (2т.), «Социология и современность» (2т.), и «Теория социального развития»).

С 80-х годов развитие отечественной социологии как прикладной науки выразилось в создании на базе ИСИ АН СССР Центра опроса общественного мнения.

В 1991 году в СССР был создан Институт социально-политических исследований АН СССР.

В начале ХХI века социология в России по-прежнему продолжает развиваться как прикладная наука. Работу по подготовке кадров, научно-исследовательскую работу в области социологического знания проводят социологические факультеты университетов. Среди научных учреждений социологического профиля можно выделить Российское общество социологов, Общество социологов и демографов, Социологическое общество                им. М.Ковалевского, Евразийскую социологическую ассоциацию и т.д. В настоящее время в России издается большое количество монографий, книг, словарей, учебников по социологии. Научные труды ученых-социологов публикуются на станицах более 20 социологических журналов: «Социологические исследования», «Социология», «Социально-гуманитарные знания».

В XXI веке в России продолжается поиск места и роли социологии в системе научных знаний об обществе. Говорить о наличии в России научных школ и направлений, развитии фундаментальных исследований пока не приходится. В связи с кризисным состоянием фундаментальных теоретических исследований в российской социологии, член корреспондент РАН, видный российский социолог Ж.Т. Тощенко сформулировал три важнейших вопроса, ответы на которые должны определить состояние и перспективы развития теоретических исследований в современной российской социологии:             1) проблемы теоретико-методологической базы проводимых эмпирических исследований; 2) критическая оценка наличия школ в отечественной социологии; 3) проблема определения статуса социологической науки. В настоящее время в отечественной социологии необходимо перейти к синтезу трех подходов в области развития фундаментальных социологических исследований: 1) внедрение концепций, разработанных западной социальной наукой, в исследовательскую практику и использование их для анализа трансформационных процессов российского общества; 2) изучение теоретического наследия российских ученых - основоположников социологии в России и проведение фундаментальных исследований на основе концептуальных и методологических схем, разработанных ими в досоветский и советский период; 3) развитие новых концепций в связи с изучением важнейших проблем и тенденций социального развития России.

Каждый из этих подходов служит развитию отечественной социологии, обогащает её новыми знаниями, стимулирует научный поиск.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите основные направления развития социологии в ХХI веке.

2. Определите основные этапы развития социологии в России.

3.  В чем заключается сущность позитивистского направления в социологии?

4.  Раскройте смысловое содержание теории нелогического действия В.Парето.

5.  В чем заключается сущность структурно - функционального подхода в социологии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.026 с.)