Лекция 2. История становления и развития социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. История становления и развития социологии



 

История социологии – научная дисциплина, исследующая и раскрывающая пути и принципы формирования социологического знания, его связь с личностными характеристиками выдающихся социологов. В рамках изучения истории становления и развития социологии происходит знакомство с различными социологическими теориями, основными школами и направлениями в теоретической социологии, что позволяет не только проследить историю развития социологической мысли, но и рассмотреть содержание социологии как науки с различных точек зрения.

Во второй половине XIX века борьба против влияния Гегеля с одной стороны, и успехи немецкой исторической науки – с другой, позволили обосновать научную специфику социального знания с точки зрения теории науки. Стремление к «научности», понимаемой по образцу естественных наук, привело к возникновению научной социологии, сконструировавшей систему своих утверждений в горизонте позитивизма.

Одним из основоположников новой социальной науки, именуемой социологией, является О.Конт (1798 – 1857г.). Свое понимание новой науки Конт изложил в таких трудах как «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики, или Социологический тракт об основах религии человечества». Как основатель позитивизма О.Конт считал, что наука не должна искать конечных объяснений или познавать внутренние причины феноменов. Она должна стремиться раскрывать естественные законы, то есть устойчивые отношения последовательности и сходства.

Двумя главными категориями социологии являются:

- социальная статика, которая изучает, с одной стороны структуру общества, а с другой – общество как целостный организм во взаимосвязи всех его компонентов;

- социальная динамика, раскрывающая последовательные этапы становления общества и разума человека.

О.Конт претендовал на то, что открыл «теоретический закон двойной эволюции»: социальной и интеллектуальной одновременно. Он сформулировал два новых закона: закон трех состояний и закон классификации наук. Согласно закону трех состояний «каждое наше важное суждение, каждая ветвь познания проходит последовательно три разных теоретических состояния: теологическое или вымышленное; метафизическое, или абстрактное; научное, или позитивное. Другими словами, ум человека по своей сути последовательно пользуется в ходе всякого исследования тремя методами философского рассуждения, характер которых по существу разный и даже прямо противоположный…».   (Конт, О. Курс позитивной философии./ т.1,С.2-3.)

Закон трех состояний приобретает значение только вместе с законом классификации наук, который указывает на этапы становления позитивного мышления. Система наук, согласно этому закону, представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, в которой низшее обуславливает высшее, но не определяет его (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология). Цель сочетания закона трех состояний с законом классификации наук состоит в доказательстве того, что победивший в разных науках образ мышления (позитивное мышление) должен победить и в социальной, и в политической сфере и привести к созданию позитивной науки об обществе – социологии.

Развитие социологии в духе позитивизма продолжалось и в трудах английского ученого Г.Спенсера (1820 – 1903 г.) «Социальная статика» и «Основания социологии». Задачей социологии Г.Спенсер считал изучение социальных фактов, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции.

Г.Спенсер был представителем одного из направлений в социологии – социального органицизма – методологической ориентации концепции общества по аналогии с понятием организма как единого целого. Как представитель органической школы, он развивал идею изменчивости и плавного эволюционизма, проводя аналогию между биологической и социальной эволюцией, уподобляя строение и функционирование общества развитию живого организма. Считая, что общество, как и вся живая материя, обладает свойством саморегуляции, он ставил под сомнение функции управления, осуществляемые органами государственной власти.

Анализируя способность государственных органов регулировать общественные отношения, Г.Спенсер обращает внимание на механизм «социального контроля», который, по его мнению, держится на «страхе перед живыми», который и поддерживает государство в процессе осуществления функции государственного управления, и «страхе перед мертвыми», поддерживаемом церковью. Кроме того, наиболее эффективно функцию социального контроля за повседневной жизнью людей осуществляют семья, традиции, обычаи, нравственные нормы, существующие в обществе задолго до появления государства и церкви.

Главную цель эволюции Г.Спенсер видел в возможности гармоничного развития личности, которая, удовлетворяя собственные стремления, в то же время реализует общественные потребности. Процесс эволюции, по Г.Спенсеру, заключается в переходе от общества военного типа, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к обществу промышленного типа, в котором социально-экономический прогресс увязан с потребностями развития личности и в котором общество не поглощает отдельную личность, а способствует её развитию.

Иной взгляд на процесс общественного развития предложил немецкий философ, экономист, социальный мыслитель К.Маркс (1818 – 1883 г.). В основе его теории – идея материалистического понимания исторического развития, которая основывается на том, что развитие производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений определяет способ производства, составляющий основу общественно-экономической формации. Определенному способу производства (базису) соответствует надстройка, представляющая собой совокупность правовых, политических, религиозных и т.д. воззрений. Общественное развитие представляет собой смену общественно-экономических формаций, которая происходит посредством революции. Процесс развития общества детерминируется также усилением классовой борьбы, которая является неотъемлемой составляющей любого общественного устройства, основанного на частной собственности.

В последней трети XIX века возникает совершенно отличный от позитивистского подход к построению теоретического фундамента социологии. Социология, как и история, воспринимается как нечто принципиально отличное от идеала естествознания. Один из подходов к построению новой социологической теории разработал немецкий социолог                    Г.Зиммель ( 1858 – 1918 г.г.) в своих трудах «Социология» и «Основные вопросы социологии (индивид и общество)». Он определяет социологию как особую дисциплину, вычленение которой не может идти подобно тому, как создавались другие социальные науки. Социология должна конструироваться как метод вычленения во всей совокупности социальных явлений особого рода факторов, так называемых форм обобществления. Обобществление – есть та форма, в какой индивиды, на основании каких-либо интересов, срастаются в единство. Обобществление определяет общество как процесс непрерывного взаимодействия. Социология исследует формы обобществления, отвлекаясь от содержания, осуществляющегося в этих формах, то есть рассматривает абстрагированные формы взаимодействия индивидов.

Г.Зиммель выделяет группу проблем, которые являются социологическими и на этом основании подразделяет социологию на:

- Общую социологию, которая рассматривает вопросы поиска законов общественного развития, исследования закономерностей социальной дифференциации и т. д.

- Чистую социологию (формальную), которая занимается описанием и изучением форм взаимодействия индивидов в обществе (образование социальных классов, возникновение иерархии и т.д.).

- Философскую социологию, область которой, как и всех иных точных, нацеленных на непосредственное понимание данного, наук, ограничена двумя философскими областями: теорией познания и социальной метафизикой.

В конце XIX – начале XX веков научная социология развивалась в двух направлениях: позитивистском и направлении, разработанном в неокантианской традиции М.Вебером. В первом направлении развивал свои идеи французский философ, социолог Э.Дюркгейм (1858 – 1917 г.), автор трех больших работ по социологии «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Теоретико-методологической концепцией, которая лежит в основе учения Э.Дюркгейма является социологизм – система утверждений о специфичности и автономности социальной реальности, которая имеет свои законы, раскрывающие характер и причины всех общественных явлений и являющиеся предметом социологического изучения. Социальная реальность лежит в основе общества и объединяет людей в единое целое, диктуя свои установления отдельным индивидам в виде нравственных норм, принципов морали, общественных «ожиданий». Это соединение общего, вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т. к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием) - называется «социальным фактом». Индивиды становятся значимыми для общества в той мере, в какой являются носителями общественной морали и принципов. Э. Дюркгейм видел предназначение социологии в изучении общей, «коллективной» реальности через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Главной силой, способствующей объединению индивидов на основе определенных взаимосвязей в общество, является солидарность. Согласно Дюркгейму существуют две формы солидарности, которые соответствуют двум формам общественной организации:

1) механическая солидарность, которая преобладает в архаических обществах и основывается на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций;

2) органическая солидарность - характерна для современных обществ и основана на общественной дифференциации или разделении труда (техническом или экономическом).  

Второе направление развития социологии было разработано М.Вебером, решавшим проблему практического применения философских, логических и общетеоретических принципов, разработанных в Баденском неокантианстве, к структурированию социального знания в форму науки. М.Вебер (1864 –1920гг.) – немецкий социолог, социальный философ («Объективность социально-научного и социально – политического познания», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия») – родоначальник современного научного социального познания.

М. Вебер, основываясь на методологических принципах (и философских предпосылках), разработанных в Баденской школе неокантианства (прежде всего Г. Риккертом и В. Виндельбандом), попытался, весьма успешно, решить вопрос о природе и характере «научности» социального знания.

Социальное знание представляет собой огромный недифференцированный «массив», включающий в себя разнородные и разнопорядковые элементы. Для конституирования социальной науки надлежит внести в это знание принцип его упорядочения, который одновременно, рассмотренный с другой стороны, является методом научного социального познания. Принцип этот не «возникает» как результат «накопления знаний», он привносится «извне». Последовательно проведенный, этот принцип отграничивает область научного социального знания как от «высшей» в отношении него «области ценностей», так и от «низшей» области практических потребностей и технических навыков. «Высшая» и «низшая» области непосредственно связаны друг с другом: ценности, идеи являются непосредственным побудительным мотивом практической деятельности (ценностнорациональная деятельность по М.Веберу). Исходя из неокантианской предпосылки, М.Вебер утверждал, что осмысленным каждый человеческий акт предстает лишь в соотнесении с ценностями, в свете каковых артикулируются и нормы поведения людей и их индивидуальные цели (целе и ценностнорациональная деятельность). Наука рационализирует отношения между ценностью и практической деятельностью и, именно в этом качестве, приобретает свойства «объективности» и «общезначимости». 

Целью науки является познание действительности: действительностью для социального познания является культура, взятая в самом широком значении. Прежде чем познавать, человек творит культуру, которая кристаллизируется в «общезначимых ценностях», придающих смысл человеческому существованию в мире как таковом, привносит смысл в мир. Познание в социальной науке связано с «субъективными предпосылками» в той мере, в какой оно интересуется только теми компонентами действительности, которые имеют в нашем представлении культурное значение. Инструментом познания действительности выступает идеальный тип. Идеальный тип выполняет роль общей теории, на основе которой строится система научного знания. Он конструируется посредством мысленного усиления одной или нескольких точек зрения, доведенных до их полного логического предела, на определенные черты действительности в непротиворечивый мыслительный образ. Определенная точка зрения всегда ценностно обоснована. Многообразие же точек зрения обосновывает множественность идеальных типов одной и той же «реальности», их правомерность, но не равноценность. Идеально-типические понятия представляют собой «смысловое ядро» социального знания. В них пересекаются импульсы, идущие от «ценностей», от «практики»: это и теория, и технология, и конструкция, «имеющая смысл», служащая для измерения и систематической характеристики индивидуальных, т.е. значимых в своей единичности связей. Идеальный тип служит для сопоставления с ним «действительности», с целью сделать отчетливыми определенные значимые компоненты ее эмпирического содержания.

Одним из видных социальных теоретиков начала ХХ в. был также         В. Парето (1848-1923 г.) – итальянский социолог и экономист. Основной его труд – «Трактат всеобщей социологии» - был признан классическим произведением западной теоретической социологии.

По мнению В. Парето социология является эмпирически обоснованным знанием об обществе, которое базируется на описании фактов и формулировании законов, которые выражают функциональные зависимости между фактами.

Разрабатывая теорию нелогического действия, В. Парето подчеркивал иррациональность человеческого поведения, основанного на врожденных психических предиспозициях. Он считал, что истинные мотивы поведения маскируются при помощи псевдоаргументов, которые составляют сущность всех без исключения общественных теорий. Теоретические построения, таким образом, имеют цель придать действиям людей внешне логичный характер. Врожденные психические предиспозиции или «остатки», детерминирующие человеческое поведение, являются посредниками между чувством и проявлением его.

В «Трактате всеобщей социологии» В. Парето развил теорию социальной гетерогенности, согласно которой общество всегда, в силу разрозненности ценностных систем, разделено на массу управляемых индивидов и небольшое число индивидов, выполняющих руководящие функции и называемых элитой. Движущей силой общественного развития является, согласно В. Парето, «кругооборот», циркуляция элит.

В 20-30 гг. ХХ в. происходит становление и развитие эмпирической социологии – естественнонаучной ориентации в структуре социологического знания. Одной из наиболее ярких представителей данного направления в социологии была Чикагская школа, занимавшая доминирующее положение в американской социологии с 1915 по 1935 гг. и возглавляемая Р. Парком и    Э. Бэрджессом. Отличительными чертами Чикагской школы было органичное сочетание эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; широкая теоретическая ориентация, соединение различных подходов и методов. Теоретическим итогом интенсивной исследовательской и преподавательской работы Р. Парка и Э. Бэрджесса стал учебник «Введение в науку социологии», обобщавший теоретический опыт Чикагской школы.

Основателем и идейным лидером Чикагской школы считается                Р. Парк (1864-1944 гг.). Р. Парк разработал социально-экономическую теорию, основной идеей которой было обоснование эволюционного развития общества от биотического (экологического) уровня, через экономический и политический, к социальному (культурному) уровню. Биотический уровень лежит в основе всего социального развития и определяет, в конечном счете, социальную организацию общества. Процесс развития и социализации индивида проходит также в пространстве между биотическим и культурным уровнями, что существенным образом определяет переплетение различных типов и уровней поведения человека, от наиболее развитых до элементарных. Основой всего многообразия типов поведения личности, тесноты социальных связей, выступает свобода, являющаяся одной из характеристик современного общества. Р. Парк определяет несколько измерений свободы в зависимости от различных уровней интеграции общества: свобода передвижения, свобода конкуренции, политическая свобода, свобода самовыражения. В соответствии с этим представлением о личной свободе наиболее свободной признается «маргинальная личность», не отождествляющая себя полностью ни с одной культурой и обладающая, таким образом, более независимыми и рациональными взглядами.

Центральной темой социологической теории Р. Парка является теория социального контроля, который выступает как сила, структурирующая коллективное поведение, придающая ему характер социального и преобразующая его в социальное взаимодействие. Социальный контроль, по Р. Парку, представлен в форме нравов, обычаев, традиций, моральных норм, закона, которые вырабатываются обществом и служат определенным ограничителем поведения индивида, но в то же время способствуют его самореализации. Все формы социального контроля являются как продуктом, так и средством коммуникации, которая выступает как интегрирующее и социализирующее основание коллективного поведения и придает обществу его социальный характер.

Таким образом, Р. Парк определяет общество как взаимодействие индивидов, опосредованное социальным контролем, а социологию как науку о социальном поведении.

Середина ХХ века отмечена в социологии развитием структурно-функциональной теории. Особенностью структурно-функционального направления в социологии является рассмотрение любого социального явления как целостной системы, структурные элементы которой внутренне взаимосвязаны и выполняют определенные функции, способствующие интеграции системы в единое целое.

Автором структурно-функциональной теории социальных систем является Т. Парсонс (1902-1979 гг. ), автор таких работ как «Социальная система», «Структура социального действия», «О построении теории социальных систем: личная история». Социальная система, по Т. Парсонсу, представляет собой универсальный способ организации социальной жизни. Она упорядочивается и самосохраняется с помощью норм и ценностей, обеспечивающих взаимозависимость структурных элементов и последующую интеграцию целого. Т. Парсонс исходил из существования четырех функциональных императивов, которые являются необходимыми предпосылками целостности и поддержания равновесия как основной ценности социальной системы:

1) функция адаптации к внутренним ситуациям и изменениям внешней среды. Эту функцию в обществе выполняет экономическая подсистема;

2) функция целеполагания, обеспечивается политической подсистемой, вырабатывающей целевые установки;

3) функция интеграции, заключающаяся в сохранении устойчивости, внутреннего единства. Осуществляется институтами социального контроля посредством создания и поддержания внутренних норм и ценностей, общей культуры;

4) функция поддержания образца заключается в согласовании личных мотиваций индивидов с целями и ценностями данного общества при исполнении социальных ролей и выполняется с помощью социализации, сохраняющей, совершенствующей мотивации индивидов, что создает предпосылки как для стабильности социальной системы, так и для внесения в систему изменений, способствующих ее обновлению.

   Другим представителем структурно-функционального направления в социологии является Р. Мертон (1910-2003г.) (ст. «Явные и латентные функции», «Социальная теория и социальная структура»). Р. Мертон подверг критике основную идею функционализма об обществе как саморегулирующейся системе.

   Р.Мертон подвергает сомнению существование прямой взаимозависимости между мотивами социального поведения, его последствиями и потребностями выживания социальной системы. Р. Мертон вводит в социологии различение явных и латентных функций. Явная функция имеет место при совпадении внутренней смысловой мотивации с объективными последствиями поступка и признается таковой участниками социального действия. Латентная функция не планируется и не осознается участниками. Р. Мертон подверг критике идею о том, что все структурные подразделения единого социального организма необходимы для поддержания целостности и саморегуляции системы и ввел понятие дисфункции. Дисфункция – те следствия социальных действий, которые ослабляют саморегуляцию системы, ее адаптационные способности.

Р. Мертон, соглашаясь с положением о существовании потребностей социальной системы, необходимых для сохранения стабильности и порядка в этой системе, подвергает сомнению идею о независимости функциональных подструктур. Он считает, что, так же как один структурный элемент может выполнять в социальной системе множество функций, так и одну функцию могут выполнять разные структурные элементы.

Р. Мертон определил социологию как науку, которая оперирует теориями среднего уровня, ориентирующими эмпирические исследования на достижения теоретически и практически значимых результатов.

В это же время, в первой половине ХХ века в Европе зародилось феноменологическое направление в социологии, как разновидность понимающей социологии, основателем которого стал философ и социолог   А. Шутц («Феноменология социального мира», «Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию»).

Феноменологическая социология А.Шутца является социологией познания социального мира в процессе деятельности, в которой наука связана с миром повседневного опыта. Таким образом, заслуга Шутца в области теоретической социологии состоит в анализе факта неразделимости научного и обыденного познания социального мира.

Основными социологическими концепциями А.Шутца являются его концепция природы объективности социального мира; концепция рациональности социального взаимодействия и концепция повседневной реальности как реальности высшего порядка.

Анализируя природу объективности социального мира, А.Шутц определяет ее как социально организованный феномен. Это определение основывается на том, что в процессе социальных взаимодействий индивиды воспринимают мир повседневной жизни, «социокультурный мир», в самых общих, типичных характеристиках, преодолевая тем самым различия в восприятии, порождаемые уникальным личным опытом, «биографической ситуацией». Типичность взаимодействий способствует согласованному протеканию социальных процессов. А.Шутц обосновывает идею повседневной рациональности, отличающейся от логической рациональности М. Вебера, считая, что она основывается на типичности социальных действий, которые разумны, правильны, предсказуемы и, в этом смысле, рациональны. Повседневность, по мнению А.Шутца, конституируется социальными действиями, вносящими изменения в окружающий мир. Реальность повседневной жизни является первичной по отношению к другим сферам (миру фантазии, миру мифа, миру научных теорий и т. д.), т. к. основывается на восприятии реальности, как совокупности объективно существующих форм объектов, личностей, социальных взаимодействий, в процессе трудовой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.024 с.)