Лекция 1. Социология в системе научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Социология в системе научного знания



Е.И. СКОБЕЛЕВА

М.В. ЗАПЛАТКИН

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Скобелева Е.И., Заплаткин М.В. Социология: комплекс учебно-методических материалов / Е.И. Скобелева, М.В. Заплаткин; Нижегород. гос. техн. ун-т. Нижний Новгород, 2007. - 99 с.

 

 

 

Опорный конспект лекций

Функции социологии

1. Теоретико-познавательная функция социологии заключается в накоплении, приращении знаний о социальной действительности.

2. Практически-преобразовательная функция социологии заключается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития тех или иных социальных процессов.

3. Мировоззренческая функция социологии проявляется в том, что социология формирует систему научных взглядов на социальную действительность, на место человека в ней, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрения существуют?

2. Что такое наука?

3.Дайте определение социологии. Что является объектом изучения социологии?

4. Определите структуру социологического знания.

5. Каковы основные функции социологии?

 

Типология обществ.

Различные типы классификации обществ основываются на выделении наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни группы обществ от других. Устойчивым в социологии считается деление обществ на простые (традиционные) и сложные (современные). Критерием выступает степень социальной дифференциации и число уровней управления.

Характерными признаками традиционного общества являются: естественное разделение и специализация труда (по половозрастному признаку); персонализация межличностного общения; неформальное регулирование взаимодействий; связанность членов общества отношениями родства; примитивная система управления. Характерными признаками современного общества являются: ролевой характер взаимодействия; сложная система социального управления; формирование различных социальных институтов, позволяющих обеспечивать общественный контроль, защиту членов общества, распределение благ, систему взаимодействий и социальных связей; формальная система регулирования социальных отношений; разделение труда на профессионально-квалификационной основе.

К. Поппер различает два типа обществ, на основании степени свободы индивида и отношений социального контроля.
Закрытое общество – общество, характеризующееся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, невосприимчивостью к нововведениям, авторитарной идеологией, коллективизмом (Спарта, Нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма, Пруссия). Открытое общество – общество, которое отличается динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, (Древние Афины, современные западные демократии).

О. Конт различал три стадии развития общества: от теологического типа общества через метафизический - к индустриальному типу. В основе изменения и становления обществ лежит прогресс разума человека. Именно образ мыслей отличает разные этапы развития человечества: теологический (или военный) тип общества, основывается на теологическом мировоззрении, которое принадлежало тому времени, когда видное место в обществе занимали военные, жрецы или теологи в качестве общественных групп, образовывающих интеллектуальную и моральную основу общественного порядка. Но теологический порядок неумолимо расшатывает социальный прогресс, в котором развитие человеческого интеллекта идет одновременно с ростом технических усовершенствований. По мере развития интеллекта, развивается критицизм, который подрывает религиозные убеждения. В результате падения веры распадаются социальные связи. Общество находится в состоянии кризиса, вступает в период метафизического развития, для которого характерно господство разрушительных воззрений, «анархия умов». Последний этап в развитии общества характеризуется переходом к индустриальному обществу,которое основывается на научном мировоззрении и ведущими социальными группами становятся ученые и промышленники, которые приходят на смену теологам и военным.

К. Маркс предложил типологию обществ, в основании которой лежали экономические факторы. История развития общества представляет собой смену пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых основывается на определенном способе производства материальных благ и уровне развития производственных отношений, которым соответствует социально-классовая структура общества (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации).

Распространенным в социологии является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, на основании изменения технологического строя, который сказывается на организации всей системы социальных связей и отношений (Д. Белл, У. Ростоу).

Модернизация – процесс перехода от одной стадии развития общества к другой. Различают первичную модернизацию, примером которой является промышленная революция в Англии в XVIII веке, происходящую естественным образом, и вторичную модернизацию, не являющуюся результатом естественного хода развития общества. Она привносится «извне», осуществляется с привлечением помощи «стран-первопроходцев».

Организационная культура

Организационная культура – система общих ценностей и норм, правил поведения, разделяемых всеми членами организации.

Функции организационной культуры:

1) формирование имиджа организации;

2) появление чувства общности у всех членов организации;

3) усиление вовлеченности в дела организации и преданности ей;

4) усиление социальной стабильности в организации;

5) выступает средством формирования и контроля поведения сотрудников, являющегося целесообразным с точки зрения организации.

.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается цель управления в организации?

2. Раскройте содержание теории рациональной бюрократии М.Вебера.

3. В чем заключается особенность конфликтных теорий бюрократии?

4. Каковы основные черты бюрократического управления?

5. Что общего в функциональных и конфликтных теориях бюрократии?

Социальное действие

Динамика общественных процессов начинается с социального действия. Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в социологию М.Вебером. 

Социальное действие, согласно М.Веберу, есть действие человека, который по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.

Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкладывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель, и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.

М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собственного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.                    

1. Целерациональное действие. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция целерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.

2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.      

Два других типа социального действия – традиционное и аффективное - находятся на самой границе того, что осмысленно ориентировано, т.е. в виде «пограничного случая» социального поведения (традиционное), либо даже за пределом сознательно ориентированного человеческого действия (аффективное действие, обусловленное эмоциональным состоянием человека). «Пограничный характер» данных типов социального действия определяет меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестаёт быть социальным.

В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.

Социологический анализ мотивации социального действия проводил также Т.Парсонс в своей книге «Структура социального действия». Т.Парсонс модифицировал теорию социального действия М.Вебера, выходя за рамки рациональности, ограничивающей характер социального действия, и соединяя социальное действие с теорией статусно-ролевого поведения индивида.

Т.Парсонс, основываясь на том, что общество есть мотивированная совместная деятельность людей, приходит к выводу, что вскрыв механизм социального действия отдельных индивидов, можно познать общество и объяснить любое социальное явление. Таким образом, социальное действие является предметом социального анализа. Социальное действие имеет определённую структуру:

1. Действующее лицо, стремящееся к достижению определённых целей, выполняет определённую социальную роль в процессе социального взаимодействия.

2. Цель социального действия. Статусно-ролевое поведение индивида обуславливается определёнными ценностями и нормативно регулируется, что создаёт основу для интеграции общества и поддержания социального порядка. Нормативно-ценностная система, составляющая вместе с целью мотивацию социального действия, определяет выбор варианта действия:

а) действие в собственных интересах, или в интересах коллектива;

в) стремление к удовлетворению сиюминутных потребностей или отказ от них ради перспективных целей, совершаемый как обдуманное расчётливое действие;

в) ориентация на социальные характеристики другого индивида или на избранные его качества (пол, возраст и т.д.);

г) подчинение своего поведения общим, безличным нормам права либо учёт конкретных отношений, вытекающих из конкретной ситуации.

3. Наличие ситуации, условий осуществления социальных взаимодействий.

4. Реакция на социальное поведение индивида в рамках статусно-ролевой системы, предполагающей соблюдение определённых прав и выполнение обязанностей, что создаёт эффект предсказуемости социальных отношений и является условием стабильности социальной системы.

Успешное исполнение социальных действий контролируется обществом путём применения системы санкций за нарушения, либо отклонения в сфере статусно-ролевого поведения индивидов.

Основатель теории символического интеракционизма Дж.Г.Мид         («Разум, Я и общество») также внёс вклад в развитие теории социального действия. Анализируя процессы человеческой деятельности, он выделяет четыре последовательные стадии любого социального действия: импульс, функционально связанный со стимулом, как побуждение к действию извне; перцепция – момент формирования в сознании индивида представления об объекте и модели будущего действия; манипуляция – как процесс непосредственного взаимодействия; консуммация – процесс получения взаимной выгоды от взаимодействия.

В западноевропейской социологии ХХ века концепция социального действия претерпела значительные изменения, в частности, в трудах Н.Лумана и Ю.Хабермаса.

Н.Луман в работе «Социальные системы» характеризует эволюцию общества как нарастание дифференциации: от сегментации через стратификацию к функциональной дифференциации. Воздействие механизмов изменчивости и отбора в процессе общественной эволюции, т.е. усложнения процессов дифференциации, проявляется в возрастании изменчивости и отборе, который осуществляется средствами коммуникации в устной или письменной форме или в форме кодировки в символически обобщённых средствах коммуникации (власть, истина, право, деньги). Современное общество отличается функциональной дифференциацией, т.е. делением общества на функциональные системы, элементом которых является коммуникация. Коммуникация как процесс взаимодействия проявляется в виде социального действия. Уровни социального взаимодействия могут быть разными: интеракция как взаимодействие присутствующих; организация – взаимодействие на основе формальных правил и т.д. Средства коммуникации служат не взаимодействию между системами, а автономизации систем и идентифицируют себя со всем обществом.

Ю.Хабермас в работе «Теория коммуникативного действия» пытается определить содержательную сторону человеческой деятельности через результат этой деятельности, преодолев теоретическое противоречие, связанное с противоположностью подходов к пониманию общества и человеческой деятельности в структурно-функциональной и феноменологической теории. Теория коммуникативного действия предполагает создание такой «модели» идеальной межличностной коммуникации, которая является и конечной целью и критерием истины и определяется как «коммуникация, не искажённая насилием», т.е. естественные, непосредственные контакты и взаимодействия людей, регулируемые «естественными законами», не искажённые вмешательством экономической, политической организации общества, вносящей разрушительные деформации в сферу коммуникации.

Таким образом, область взаимодействий и взаимоотношений между людьми Ю.Хабермас разделяет на: 1) область естественных межличностных отношений, возникающих при непосредственном контакте индивидов друг с другом, наделённую смыслом; 2) область безличных, объективированных отношений, имеющих значение, определяемое функцией, которую выполняет каждая из социальных структур с целью поддержания целостности общественной системы. Тем самым система искажает истинную, естественную коммуникацию. Ю.Хабермас отождествляет взаимодействие, взаимосвязь людей и их взаимоотношения, основанные на выяснении подлинных ценностей, которыми индивид руководствуется в своей практической деятельности.

Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовлетворения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие.   Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.

Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.

Виды социальных контактов:

1) пространственные контакты, совершаемые в определённых пространственно-временных рамках;

2) контакты заинтересованности, совершаемые с целью удовлетворения определённых потребностей; в контактах заинтересованности проявляются индивидуальные черты действующих субъектов;

3) контакты обмена, совершаемые с целью обмена какими-либо ценностями (материальными благами, информацией) имеющими общественное значение.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.

В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социальные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.

Теории социального взаимодействия

1. Символический интеракционизм (Дж.Г.Мид (1863-1931гг.),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.

2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями не происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.

3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.

Все формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, подразделяются на «социальные процессы», «социальные типы» и «модели развития»:

а) Социальный процесс – относительно простые и устойчивые формы социального взаимодействия. К социальным процессам относятся: групповое принуждение и солидарность; элементарное коллективное поведение; формальные характеристики малой группы; обобществление трёх и более участников взаимодействия; взаимодействие в форме «господство – подчинение»; конфликт и т.д.

б) Социальные типы – устойчивые характеристики личности, вовлечённой во взаимодействие: посредник, подчинённый, сторонник средней линии и т.д.

в) Модели развития: дифференциальный прогресс родственных форм; социальная дифференциация; сходство форм на первой и последней стадии развития; развитие от осмысленных образцов поведения к таким, в сущности, механическим и бессмысленным, которые приобретают смысл, будучи организованными во имя некой высшей цели и т.д.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия, и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество - есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;

б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;

в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия.

г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обобществлении. Согласно Г.Зиммелю, отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);

д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.

4. Теория социального взаимодействия П.А. Сорокина, разработанная им в таких работах как «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии». П.А Сорокин, рассматривая взаимодействие как простейшую модель социального явления, выделяет основные его элементы: индивиды; их действия; проводники общения (символы интеракции). Каждый акт (социальное действие) представляет собой внутреннюю реализацию психологической жизни взаимодействующих индивидов и реакцию индивида на внешние раздражители. Эти акты, по мнению П.Сорокина, могут быть интенсивными и слабыми, мгновенными и продолжительными, сознательными и бессознательными. Устойчивыми формами социального поведения, по      П. Сорокину, являются «должное», «рекомендуемое», «запрещенное», предполагающие негативные и позитивные реакции на них в форме санкций (кара, награда). Такой элемент взаимодействия как проводник (символ интеракции) существенно изменяет различные аспекты взаимодействия и дает возможность объективно, количественно измерить степень интенсивности взаимодействия (учет числа писем, заседаний, митингов, количества газет и их подписчиков и т.д.). Проводники создают неприродную, социально-техническую, культурную сферу, как результат прошлых взаимодействий, и включаются в настоящее взаимодействие. Все индивиды вступают в социальные взаимодействия под влиянием бессознательных (рефлексы), биосознательных (инстинкты) и социосознательных (значения, нормы, ценности) факторов. Последние формируются у индивидов в процессе социализации и определяют социальное поведение, контролируют и подчиняют себе бессознательные мотивы и биосознательные стимулы. Процессы взаимодействия, по П. Сорокину, составляют основу общественных процессов, социальных событий и явлений, социальных отношений, общественной жизни.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социальному контакту.

2. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма Дж.Г.Мида?

3. Каким условиям должно отвечать социальное действие согласно теории социального действия М.Вебера?

4. Каковы принципы упорядочивания форм социального взаимодействия по Г.Зиммелю?

 

Культура и общество.

Общество — это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы. Культура – это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива.

 Культура практически не может воспроизвести самое себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Библиографический список

Основная литература

1. Волков, Ю.Г., Добреньков, В.И., Нечипуренко, В.Н., Попов, А.В. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.И. Нечипуренко, А.В. Попов. – М.: Гардарики, 2003.

2. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1994

3. Волков, Ю.Г., Мостовая, И.В. Социология / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002.

4. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2003.

6. Кравченко, А.И. Социология. Хрестоматия для вузов / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2004.

7. Давыдов, Ю.Н., Гофман, А.Б., Ковалёв, А.Д. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала ХХ вв. / Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалёв. – М.: Наука, 1993.

8. Давыдов, Ю.Н., Гофман, А.Б., Ковалёв, А.Д. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия / Ю.Н.Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д.Ковалев и др. – М.: Наука, 1994.

9. Добреньков, В.И. Социология в 3-х т. / В.И. Добреньков. – М.: Инфра – М, 2000.

10. Лавриненко, В.Н., Нартов, Н.А., Шабанова, О.А., Лукашова, Г.С. Социология. Учебное пособие для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова. – М.: Юнити, 2003.

11. Современная западная социология. Словарь – справочник. - М., 1996.

12. Социология. Основы общей теории / под ред. Г.В.Осипова - М.: Норма, 2003.

13. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов – М.: Гардарики, 2000.

14. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон - М., 1993.

15. История теоретической социологии / под ред. И.Ф.Девятко - М., 1998. в 3-х томах.

16. Гайденко, П.П., Давыдов, Ю.Н. История и рациональность / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов – М.: Политиздат. 1991.

17. История теоретической социологии / отв. ред. Ю.Н. Давыдов - М., 1997 - 1999. в 4-х томах.

18. Теоретическая социология: онтология / общ. ред.С.П. Баньковской – М., 2002. в 2-х ч.

19. Теоретическая социология / под. ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко. – М., 2005 – 2006. в 15-ти т.

 

Тема 8. Социология личности

 

1. Тайбаков, А.А. Преступная субкультура // Социологические исследования. 2001. № 3. С.90.

2. Шипунова, Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. 2002. № 5. С.7.

3. Гуцаленко, Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность? // Социологические исследования. 2003. № 10. С.3.

4. Сорокин, П.А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. 2003. № 2. С.104.

5. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность («Круглый стол») // Социологические исследования. 2001. № 11. С.58.

6. Дюркгейм, Э. Норма и отклонения // Рубеж. 1992. № 2.

 

ГЛОССАРИЙ

(Словарь социологических терминов)

Агенты (акторы) — действующие социальные субъек­ты: индивид, группа, а также организации и институты.

Агрегация  - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Адаптация социальная — приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания, участвующих в нем субъектов.

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях.

Альтернативы (франц. alternative, от лат. alter — один из двух) — в социологической анкете — варианты ответов-подсказок, из которых необходимо выбрать один или несколько.

Аномалия (греч. anomalia) — отклонение от общей за­кономерности, неправильность, негативная сторона социального явления.

Аномия (от. франц. anomia) — отсутствие закона, орга­низации), состояние индивидуального и обществен­ного сознания, которое характеризуется разложени­ем системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречи­ем между провозглашенными целями и невозможно­стью их реализации для большинства (понятие вве­дено             Э. Дюркгеймом, теория разработана Р. Мертоном).

Анонимность (от греч. anonymos — безымянный) — в социологическом опросе обязательное условие для ис­следователя не требовать от респондента его фами­лии, имени и отчества.

Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшин­ства с доминирующей культурой.

Ассоциация (от. позднелат. assotiatio — соединение) — психологическая связь между двумя или несколь­кими образами, мыслями, чувствами.

Атрибуты (от лат. attributum — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство.

Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — отстаю­щий, самый неавторитетный в группе.

Белые воротнички — служащие, работники преиму­щественно умственного труда.

Бизнес-слой — вся совокупность людей, занимающих­ся бизнесом, предпринимательством.

Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесме­нов.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посред­ством которой общество упорядочивает и санкцио­нирует их половую жизнь и устанавливает их суп­ружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия – специфическая форма социальных организаций в обществе, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами.

Валидность (от лат. validus - сильный, крепкий) - основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное — способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предпо­лагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факто­ры его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре об­щества и т.п.

Вторичная группа — обозначение всех больших соци­альных групп или социальных организаций, где от­ношения между людьми носят формально-служеб­ный характер.

Выборка — представительная часть генеральной совокупности, строго отра­жающая особенности и соотношение всех элементов исследуемого сообщества в целом.

Выборка случайная — выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая — выборка, в которой исследова­тель отбирает людей для опроса из заданных целя­ми исследования групп.

Геополитика – совокупность физических, социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих потенциал, который позволяет государству добиваться своих целей на международной арене.

Гипотеза (от греч. нypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого – либо явления и требующее верификации.

Глобализация – резкое расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозависимостей государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, интернационализации социальных, экономических, политических и других проблем.

Девиантное поведение – социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам, стереотипам, образцам поведения.  

Демография (от греч. demos — народ и графия — описываю) — наука о народонаселении, изучающая при помощи статистики рождаемость, смертность, долгожительство, брак, миграцию и другие процессы населения конкретной страны.

Депривация (от лат. deprivatio— потеря, лишение) — термин, введенный в социологию С. А. Стауффером. В социологии депривация (правильнее: «относительная депривация») — один из факторов развития социальных групп и обществ, организа­ций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытываемое группой по отношению к своему настоящему состоянию, а объективно — как стрем­ление данной группы достигнуть уровня др. группы, более развитой или более благополучной в социальном отноше­нии.

Десоциализация — утрата прежних на­выков и манер поведения.

Деструктивный (от лат. destructio — нарушение) — разрушающий нормальную структуру чего-либо.

Детерминизм социально-исторический - теория материализма исторического К.Маркса, рассматриваемая с позиции исследования закономерностей взаимодействия общества и человека; один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Диада — малая группа, состоящая из двух человек

Дискриминация — социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилеги­рованного большинства.

Дистанцирование — сознательное отгораживание, от­даление одного человека, как правило, занимающе­го высокий статус, от другого, с меньшим статусом.

Дисфункция – нарушение функций, следствия, которые ослабляют саморегуляцию системы или её приспособление к среде.

Дифференциация — деление общества  на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных за­нятий.

Единица выборки — единица отбора и анализа дан­ных при выборочном обследовании.

Заражения теория — объяснение коллективного пове­дения тем, что люди в толпе иррациональны и под­вержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Знание – упорядоченная совокупность (система) имеющих силу в отношении (социальной) действительности суждений.

  Идеальный тип — это логическая конструкция, представляющая определенный аспект социальной реальности в логической непротиворечивости и рациональной правильности, служащая инструментом для познания социальной реальности (понятие введено в социологию М. Вебером).

Идентификация (от позднелат. identificio — отожде­ствляю) — признание тождественности, опознание, в социологии — процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Идеология — система взглядов и идей, в которых осоз­наются и оцениваются отношения людей к действи­тельности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закреп­ление или изменение (развитие) данных обществен­ных отношений.

Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов це­лого в порядке от высшего к низшему.

Иммиграция — перемещение людей в данное обще­ство извне.

Индекс — количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, получен­ную в ходе измерений с помощью одной или несколь­ких шкал.

Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе кото­рого лежит противопоставление отдельного индиви­да обществу.

Индивидуальность — сочетание психологических осо­бенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Институт социальный — устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ­ные сферы человече



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.114 с.)