Лекция 7. Социология организации и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Социология организации и управления



Социальная организация – определённая общность, объединяющая некоторое количество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формулирующих высокоформализированные структуры.

Основные черты социальных организаций:

1) обладают целевой природой, так как создаются для быстрой и эффективной реализации определённых целей;

2) члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам;

3) разделение труда, его специализация по функциональному признаку;

4) управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Цели организации – желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Социальная структура организации – совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, отношений власти и подчинения.

Формальная организация - способ социальной организованности, при которой социальные позиции и взаимосвязи между ними чётко обозначены определёнными установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции.

Неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм взаимодействий, являющихся продуктом более или менее действительного межличностного и межгруппового общения. Взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, они складываются на уровне непосредственного межличностного взаимодействия.

Бюрократия социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных чёткими правилами и стандартами и на разделении функции и власти.

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» разработал идеально-типическую модель рациональной бюрократии. М. Вебер различает два типа бюрократии:

1) традиционную «патримониальную», преимущественной сферой влияния которой является область государственного управления;

2) рациональную, пронизывающую сферу частно - хозяйственной деятельности. 

Отличительными чертами рациональной бюрократии М. Вебер считал следующие:

1) специализация и профессиональная компетентность чиновников, которая проверяется экзаменом и удостоверяется соответствующим дипломом;

2) ресурсы организации отделены от имущества ее членов, как частных лиц;

3) должностные обязанности чиновников регулируются правилами;

4) иерархия должностей, предполагающая определенную степень ответственности нижестоящих перед вышестоящими должностными лицами, контроль за исполнением приказаний, и назначение на нижестоящие должности чиновников вышестоящими органами;

5) строгая дисциплина;

6) управление основывается на письменных документах;

7) наличие каналов коммуникации, по которым передаются распоряжения «сверху – вниз»;

8) контрактно - договорной характер отношений между отдельным чиновником и организацией;

9) работа рассматривается как карьера;

10) условием продвижения по службе являются заслуги перед организацией;

11) вознаграждение – постоянное денежное жалование.

Современные формы организации практически совпадают с «бюрократической» организацией (политические партии, государство, группы по интересам). Бюрократическое управление обосновывается тем, что бюрократия выступает носителем специальных знаний. Данное превосходство бюрократия увеличивает путем сокрытия знаний, исключая публичность своей деятельности. М.Вебер полагал, что бюрократия технически способна к достижению максимального уровня эффективности и, таким образом, является наиболее рациональным средством управления.

Функциональные теории бюрократии

Т. Парсонc, основываясь на структурно-функциональном подходе, считал наиболее важными чертами бюрократии следующие:

1. институализация ролей в виде должностей с определенными должностными функциями, полномочиями;

2. должностные роли отделены от сферы частной жизни чиновника;

3. должности дифференцируются по функциям и по месту в иерархической структуре организации;

4. договорная система назначения должностных лиц в организации.

Т.Парсонс рассматривал бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку ориентирована она на достижение коллективных целей.

П. Блау считал критерием для определения бюрократической организации процедуру мобилизации и координации усилий различных социальных групп для достижения общих целей. Он отмечал, что бюрократической организации свойственны скорее усилия по поддержанию функционирования организации, чем усилия, необходимые для достижения основных целей.

Р. Мертон обратил внимание на проблему взаимоотношения между рациональностью и жесткостью бюрократических организаций. Исследуя социальную структуру организации, Р. Мертон выделял «механическую» и «органическую» управленческие системы. Первая соответствует рациональной модели бюрократической организации и подходит для решения долговременных стабильных задач. Вторая подходит к нестабильным условиям и ситуациям, когда проблему нельзя решить на основе формального распределения обязанностей и следования инструкциям. В этом случае на первый план выходит сотрудничество между участниками в решении поставленной задачи в процессе горизонтальных консультаций.

Конфликтные теории бюрократии - акцентируют внимание на роли бюрократии в борьбе за власть в обществе либо в отдельных социальных группах.

К. Маркс считал, что бюрократия призвана обслуживать интересы правящего класса и к важным ее чертам относил:

1) иерархичность, жесткую регламентацию деятельности;

2) многоступенчатость в передаче информации;

3) конформизм и авторитарность сознания и поведения;

4) превращение «формальных» целей в содержание деятельности.

Французский социолог М. Крозье в своей работе «Феномен бюрократии» утверждает, что власть бюрократии основана на доступе к информации, который дает возможность предвидеть результаты деятельности и приобретать влияние в соответствии со статусом в иерархической системе. Такие формальные черты бюрократии как система распределения власти и четкое определение ролей и методов деятельности способствуют урегулированию конфликтов в организации за счет укрепления дисциплины.

Управление в организациях:

Управление – это область науки, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивать научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).

Процесс принятия решений. Управление рассматривается как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения. 

 Ядро управления оказывает целенаправленное управляющее воздействие: прямое (приказ) и опосредованное: (через мотивы и потребности; через систему ценностей; через окружающую социальную среду).

Воздействие руководителя на подчинённых имеет цель побуждать к определённому трудовому поведению как в соответствии с требованиями организации, так и согласно собственным представлениям.

Стиль руководства – систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчинёнными, в способах решения деловых проблем (авторитарный, демократический, либеральный).

Стимулирование – метод опосредованного воздействия на трудовое поведение работника, его мотивацию через удовлетворение потребностей личности, что выступает как компенсация за трудовое усилие.

Организационная культура

Организационная культура – система общих ценностей и норм, правил поведения, разделяемых всеми членами организации.

Функции организационной культуры:

1) формирование имиджа организации;

2) появление чувства общности у всех членов организации;

3) усиление вовлеченности в дела организации и преданности ей;

4) усиление социальной стабильности в организации;

5) выступает средством формирования и контроля поведения сотрудников, являющегося целесообразным с точки зрения организации.

.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается цель управления в организации?

2. Раскройте содержание теории рациональной бюрократии М.Вебера.

3. В чем заключается особенность конфликтных теорий бюрократии?

4. Каковы основные черты бюрократического управления?

5. Что общего в функциональных и конфликтных теориях бюрократии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.007 с.)