Тема 9 . Психоаналитическая интерпретация текста 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 . Психоаналитическая интерпретация текста



Ортодоксальный психоаналитический текстуальный анализ концентрирует внимание прежде всего на содержательном изображении (Pietzcker, 1978). Внимание приковано к психодинамике героев и их отношениям. Ограничения ортодоксального подхода манифестациями эдипального комплекса в тексте.

Поскольку в психоаналитическом текстуальном анализе (ПТА) отсутствует теория дифференцированного текстопроизводства, он обращается к аналогии (сны, остроты, игры). В фрейдистской модели сновидений вытесненное, но ревитализированное дневными событиями желание воплощается галлюцинаторно в сновидения. ПТА, рассматривающий литературные тексты по аналогии со сновидениями, должен свести их генезис к инфантилизмам как стратегиям их воплощения в тексте. Фрейдистская модель острот/шуток. имеет преимущество перед сновидениями, как явлениями глубоко личностного характера, благодаря своей социальной укорененности. В детской игре Фрейд видел “следы поэтического претворения”. Наконец, ближе к текстуальному анализу стоит теория символизации, в рамках которой формирование символов рассматривается в качестве конститутивной составной части творческой жизненной практики человека (Лоренцер). В ее центре - концепция форм интеракции как основополагающего элемента человеческой структуры переживаний.

Лоренцер различает у взрослых три уровня переживаний (пред-символическое, чувственно-символическое и языково-символическое), которые возникают из интерактивных сцен в различных полях практики тела, предметного мира и языка/письма и структурируют, соответственно, биографию. Каждый слой переживаний имеет свою, уходящую в историю ранней социализации, линию развития, но эпигенетически перекрещивается с другими. Им соответствуют различные уровни сознания. Сознание имплицирует развитие, критерием которого является способность к децентрализации переживаний в соответствии с иерархией представительности (сенсомоторных) действий, (образно-наглядных) представлений и (семантически-синтаксических) описаний.

Различные слои переживаний образуют динамичный союз, характеризующийся диалектикой рационализации и эмоционализации, нормативного контроля и спонтанной экспрессивности. “Полное” переживание имеет предпосылкой возможно более свободное развертывание этой диалектики, поскольку границы между слоями проницаемы. Вытеснение сковывает это движение. Генетически различаемы два типа вытеснения и два типа бессознательного. В первом случае перевод глубинных слоев в языково-символическую форму интеракции тормозится, следствием чего является стереотипная эмоционализация, “лишающая языка”. В другом случае уже сформированная языково-символическая форма интеракции изолируется от глубинных слоев, что ведет к рационализации, которая эмоционально опустошает речь и тем самым искажает ее до поверхностного употребления знаков. Сопротивление в одном случае направлено против вербализации, в другом - против витализации.

Качество литературного текста зависит от того, насколько он обнаруживает новые бессознательно непосредственные биографические проекты, в которых заложена целостная система закодированной в языке практики, по Лоренцеру. Психоаналитически собственно и исследуются эти языково-символические следы различных форм интеракции.

Конкретные шаги праксеологии глубинного герменевтического анализа:

1) переживание текста через его сценическое понимание в рамках “переноса” читателя в плоскость текстуальной реальности;

2) раздражающие, вызывающие сопротивление толкования аффективных текстуальных переживаний как интерактивное взаимоотношение в диаде текст-читатель;

3) понятийное осознание определенных взаимоотношений текста и читатетя - как конфликт взаимопонимания на основе различных структур переживаний;

4) критика текста и критика читателя как восходящая к опыту и образцам социализации критика идеологии и языка, нацеленная на расширение границ сообщения.

 

Основная литература:

 

Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996

Фрейд З. О сновидении http://lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни http://flogiston.ru/library/freid_patology

Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.СПб., М., 1997

Lorenzer, A. (1973). Sprachzerstorung und Rekonstruktion. Vorarbeiten zu einer Metatheorie der Psychoanalyse, Suhrkamp, Frankfurt.

Lorenzer, A. (1978). Der Gegenstand psychoanalytischer Textinterpretation. In: S.Goeppert. Perspektiven psychoanalytischer kulturkritik, Rombach, Freiburg, pp. 71-82.

Lorenzer, A. (1988). Tiefhermenentische Kulturanalyse. In: Horenzer. Kultur-Analysen, Fischer, Frankfurt, pp.11-98.

Дополнительная литература:

Ключевые понятии психоанализа. Под ред.В.Мертенса.- СПб: Б&К, 2001

Руткевич, А.М. Глубинная герменевтика А.Лоренцера / Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996. - С. 265-294   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.003 с.)