Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9 . Психоаналитическая интерпретация текстаОртодоксальный психоаналитический текстуальный анализ концентрирует внимание прежде всего на содержательном изображении (Pietzcker, 1978). Внимание приковано к психодинамике героев и их отношениям. Ограничения ортодоксального подхода манифестациями эдипального комплекса в тексте. Поскольку в психоаналитическом текстуальном анализе (ПТА) отсутствует теория дифференцированного текстопроизводства, он обращается к аналогии (сны, остроты, игры). В фрейдистской модели сновидений вытесненное, но ревитализированное дневными событиями желание воплощается галлюцинаторно в сновидения. ПТА, рассматривающий литературные тексты по аналогии со сновидениями, должен свести их генезис к инфантилизмам как стратегиям их воплощения в тексте. Фрейдистская модель острот/шуток. имеет преимущество перед сновидениями, как явлениями глубоко личностного характера, благодаря своей социальной укорененности. В детской игре Фрейд видел “следы поэтического претворения”. Наконец, ближе к текстуальному анализу стоит теория символизации, в рамках которой формирование символов рассматривается в качестве конститутивной составной части творческой жизненной практики человека (Лоренцер). В ее центре - концепция форм интеракции как основополагающего элемента человеческой структуры переживаний. Лоренцер различает у взрослых три уровня переживаний (пред-символическое, чувственно-символическое и языково-символическое), которые возникают из интерактивных сцен в различных полях практики тела, предметного мира и языка/письма и структурируют, соответственно, биографию. Каждый слой переживаний имеет свою, уходящую в историю ранней социализации, линию развития, но эпигенетически перекрещивается с другими. Им соответствуют различные уровни сознания. Сознание имплицирует развитие, критерием которого является способность к децентрализации переживаний в соответствии с иерархией представительности (сенсомоторных) действий, (образно-наглядных) представлений и (семантически-синтаксических) описаний. Различные слои переживаний образуют динамичный союз, характеризующийся диалектикой рационализации и эмоционализации, нормативного контроля и спонтанной экспрессивности. “Полное” переживание имеет предпосылкой возможно более свободное развертывание этой диалектики, поскольку границы между слоями проницаемы. Вытеснение сковывает это движение. Генетически различаемы два типа вытеснения и два типа бессознательного. В первом случае перевод глубинных слоев в языково-символическую форму интеракции тормозится, следствием чего является стереотипная эмоционализация, “лишающая языка”. В другом случае уже сформированная языково-символическая форма интеракции изолируется от глубинных слоев, что ведет к рационализации, которая эмоционально опустошает речь и тем самым искажает ее до поверхностного употребления знаков. Сопротивление в одном случае направлено против вербализации, в другом - против витализации. Качество литературного текста зависит от того, насколько он обнаруживает новые бессознательно непосредственные биографические проекты, в которых заложена целостная система закодированной в языке практики, по Лоренцеру. Психоаналитически собственно и исследуются эти языково-символические следы различных форм интеракции. Конкретные шаги праксеологии глубинного герменевтического анализа: 1) переживание текста через его сценическое понимание в рамках “переноса” читателя в плоскость текстуальной реальности; 2) раздражающие, вызывающие сопротивление толкования аффективных текстуальных переживаний как интерактивное взаимоотношение в диаде текст-читатель; 3) понятийное осознание определенных взаимоотношений текста и читатетя - как конфликт взаимопонимания на основе различных структур переживаний; 4) критика текста и критика читателя как восходящая к опыту и образцам социализации критика идеологии и языка, нацеленная на расширение границ сообщения.
Основная литература:
Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996 Фрейд З. О сновидении http://lib.ru/PSIHO/FREUD/snowideniya.txt Фрейд З. Психопатология обыденной жизни http://flogiston.ru/library/freid_patology Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.СПб., М., 1997 Lorenzer, A. (1973). Sprachzerstorung und Rekonstruktion. Vorarbeiten zu einer Metatheorie der Psychoanalyse, Suhrkamp, Frankfurt. Lorenzer, A. (1978). Der Gegenstand psychoanalytischer Textinterpretation. In: S.Goeppert. Perspektiven psychoanalytischer kulturkritik, Rombach, Freiburg, pp. 71-82. Lorenzer, A. (1988). Tiefhermenentische Kulturanalyse. In: Horenzer. Kultur-Analysen, Fischer, Frankfurt, pp.11-98. Дополнительная литература: Ключевые понятии психоанализа. Под ред.В.Мертенса.- СПб: Б&К, 2001 Руткевич, А.М. Глубинная герменевтика А.Лоренцера / Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М., 1996. - С. 265-294
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.003 с.) |