Тема 6. Биографическое интервью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Биографическое интервью



Продукт (авто) биографического интервью - нарративная идентичность, возникающая в процессе рассказа форма самообоснования. Она обосновывается через рефлексивное обращение к собственной личности, нарративное упорядочение собственных опытов и соотнесение со слушателем/интервьюером как социальной инстанцией ратификации. Три аспекта нарративной идентичности как эмпирического конструкта: 1) темпоральный (структурация и взаимосвязи автобиографических опытов, смыслов с временным изменением), 2) социальный (активность субъекта в социальном позиционировании, использовании культурных образцов), 3) саморефлексивный (обоснование собственных характеристик, представлений о целостности, связности биографического конструкта). Их обоснованность обеспечивается доступом к прагматичным возможностям, структуре выбора и интересам исследуемого.

Подготовка к интервью, выбор места и процедуры настраивания на реминисценцию (визуальный материал, генеалогическое древо и пр.). Нормативное поведение интервьюера и его контроль над ситуацией.

Выборка опрашиваемых - либо нацеленная на определенную социальную группу, либо 1) квотная по определенным признакам, 2) методом снежного кома, 3) методом насыщения (каждый случай отличен от предыдущих). Цель - возможно более полный набор контрастных вариантов, предел насыщения контрастными вариантами.

Методы измерения в зависимости от поставленной задачи:

- лейтмотивное интервью, позволяющее лучше обеспечить сравнительность биографических материалов. Опасность “бюрократии лейстмотива”;

- нарративное интервью в версии Ф.Шютце, наиболее разработанной в направлении гомологии рассказа пережитому опыту (цугцванг к детализации, заключению образа и конденсации информации);

- открытое интервью, приближенный к конверсационному анализу;

- собирание биографического материала через конкурсы, объявления, возможности образовательных институтов.

Транскрипция собранного материала как процесс создания текстуальной реальности. Точность фиксации варьируется от интереса к чисто содержательной, предметной строке до анализа коммуникативного поведения респондента в процессе интервью, его невербальных реакций (языка тела): 1) письменный язык, 2) литературная запись и 3) литературная запись с учетом невербальной коммуникации.

Вопросы этики, правовых соглашений на участие, копирайт на транскрипт и текст анализа.

Основная литература:

Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.

Белановский С.А.Свободное интервью как метод социологического исследования.// Социология 4 М. 1991.N 2.С.5-19

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43.

Биографическое интервью.(Мещеркина Е.Ю. в соавт.с Е.Н.Астафьевой, О.Е.Кошелевой, В.В.Нурковой). М.: Изд-во УРАО, 2001.

Дополнительная литература:

Bertaux, D. & Kohli, M. (1984) The life story approach: a continental view. Annual Review of Sociology, 10, 215-237.

Dausien B. (1997) Biographie und Geschlecht Zur biographischen Konstruktion der Geschlechterkonstruktion in der sozialen Praxis. Frankfurt aM: Duden

Kohli, M. & Roberts, G. (Hg.) (1984). Biographie und soziale Wirklichkeit. Stuttgart: Metzler.

Schutze, F. (1983). Biographieforschung und narrahives Interview. In: Neue Praxis, 3, pp.283-293.

Schutze,F. Kollektive Verlaufskurve oder kollektiver Wandlungsprozess.Dimensionen des Vergleichs von Kriegserfahrungen amerikanischer und deutscher Soldaten im zweiten Weltkrieg. // BIOS 1989, H.1, S.31-109.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.004 с.)