Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правительство Российской ФедерацииСтр 1 из 11Следующая ⇒
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологии
Программа дисциплины Биографический метод в социологии для направления 040200.68 – Социология подготовка магистров
Автор к.филос.н.. проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е.Ю. (e-rozhdestvenskaya@hse.ru; rigasvaverite@gmail.com)
Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов Зав. Кафедрой И.Ф.Девятко
. «» 2009 г
Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ «» 2009 г.
Москва
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем (с разбивкой по модулям) |
Аудиторные часы |
Формы текущего контроля | ||||||
Лекции | Сем.или практ. занятия | Всего | |||||||
Тема 1. История биографического метода в психологии и социологии. Классические качественные исследования | 1 | 1 | |||||||
Тема 2. Особенности автобиографической и социальной памяти. Память семьи и клана, геносоциограмма | 1 | 1 | 2 | ||||||
Тема 3. Методология качественного подхода как общая для биографических исследований | 1 | 1 | 2 | ||||||
Тема 4. Нарратология, основные понятия и концепции | 1 | 1 | |||||||
Тема 5. Биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни. Гендерные биографии | 1 | 1 | 2 | ||||||
Тема 6. Биографическое интервью | 1 | 1 | 2 | Практическое задание | |||||
Тема 7. Анализ текста биографического интервью | 1 | 1 | 2 | Практическое задание | |||||
Тема 8. Качественный содержательный анализ Обоснованная теория Глэзера, Страуса и Корбин | 1 | 1 | 2 | ||||||
Тема 9. Психоаналитическая интерпретация текста | 1 | 1 | |||||||
Тема 10. Объективная герменевтика У.Овермана | 1 | 1 | |||||||
Тема 11. Конверсационный анализ | 1 | 1 | 2 | Практическое задание | |||||
Тема 12. Интент анализ | 1 | 1 | 2 | ||||||
Тема 13. Анализ невербальной коммуникации, язык гендеризованной телесной коммуникации | 1 | 1 | 2 | Практическое задание | |||||
Тема 14. Анализ визуальных биографических документов | 1 | 1 | 2 | Практическое задание | |||||
Тема 15. Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и социальной памятей | 1 | 1 | |||||||
25 | Итоговое эссе на любую из тем курса |
|
Базовый учебник и ридер
Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994.
Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ./Под ред.В.Воронкова,Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997.
Васильева Т.С.Основы качественного исследования: обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996).-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) 2-е изд. - М.: Университет, 2002
Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998
Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2002
Содержание ридера в электронной форме:
Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой
Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях
Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории
Мещеркина Е. Качественные методы в гендерной социологии
Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров
Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия
Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы: материалы к спецкурсу
Шютце Ф. Биографическое исследование и нарративное интервью
Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии
|
Формы контроля:
- промежуточный контроль складывается из отслеживания подготовки студентов к семинарским занятиям, требующим чтения и освоения литературы, а также по мере выполнения практических заданий (интервью, наблюдений, визуального анализа),
- оценка складывается из сведений промежуточного контроля, который служит основанием зачета по курсу, итоговый контроль проводится в форме письменного зачета-эссе объемом 10-12 страниц (с оценкой результатов по 10-балльной шкале).
Содержание программы
Биографический метод в социологии
Введение к курсу
Тема 12. Интент анализ
Интенция – субъективная направленность на некий объект. Сэрль: характеристика интенций – направленность, инструмент соотнесения субъекта с внешним миром. В речевом механизме функционируют два типа интенциональных процессов или уровня: речевая экстериоризация и социальный речевой акт, направленный на организацию коммуникации. Эти речевые акты по сути действия, перформативные высказывания. Специфика и индивидуальность интенций – в том, какие объекты избираются для оречевления и каково отношение к ним. Критерий субъективной понятности интенций – основной в их выражении, метод их оценивания строится на субъективном оценивании. Тезис: языковые формы вырабатываются в жизненной практике людей как общеупотребительные конвенциональные высказывания, предназначенные для того, чтобы слушающие понимали стоящие за ними интенции говорящего.
Диалог и его интенциональная организация. В центре внимания – подвижные функциональные характеристики речи, связанные с коммуникацией, которую она обеспечивает, и с партнером общения. Движение разговора регулируется в первую очередь лежащими в основе речевых актов интересами и устремлениями коммуникантов. Анализ диалога ставит целью реконструкцию подтекста. Методика анализа структуры речевого обмена: 1) разграничение диалогов, отвечающиех вопросно-ответной схеме интервью, и диалогов, имеющие иную организацию (неприятие предлагаемых вопросов), 2) спецификация ответных реплик собеседника (развернутый ответ, односложный, уклонение от ответа, отказ от ответа, встречный вопрос, вторящие реплики перебивание спрашивающего), 3) квалификация инициирующих тот или иной ответ партнера вопросов собеседника (проработка принятой темы, настаивание на вопросе, вторящие реплики, введение новой темы, разъяснение сказанного, развитие темы, поднятой собеседником, перебивание собеседника). Выявляется специфика поведения участников, возможна квантификация: частота квалифицируемых паттернов разговорной активности (развернутый ответ, оспаривание, настаивание на вопросе и т.д), а также числа переключений говорящий/слушающий, среднего объема реплик и т.д. В поле анализа политического дискурса – перспективы картографии с интенциональными профилями участников.
Основная литература:
Ушакова Т.Н. Интент-анализ политических текстов. (совм. с К.И. Алексеевым и В.А. Цепцовым) // Психол. журн., 1999, т. 19, №4, сс.98-110
Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. Издательство: Алетейя, 2000
Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. М., 1995
|
Дополнительная литература:
Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров. В: Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. Ровно, 1999
Середа В. Исторический дискурс в официальных речах президентов Украины и России Сравнительный анализ.
http://www.polit.ru/analytics/2007/04/05/politdiskurs.html
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии
Программа дисциплины
Биографический метод в социологии
для направления 040200.68 – Социология подготовка магистров
Автор к.филос.н.. проф. Кафедры анализа социальных институтов Рождественская Е.Ю.
(e-rozhdestvenskaya@hse.ru; rigasvaverite@gmail.com)
Рекомендована секцией социология УМС Одобрена на заседании кафедры анализа социальных институтов
Зав. Кафедрой И.Ф.Девятко
. «» 2009 г
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
«» 2009 г.
Москва
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.015 с.) |