Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15 . Устная история и биография. Фреймы коллективной памяти, феномены культурной и социальной памятей
Тематизация субъективности в Устной истории: свидетельства, личные переработки пережитого, индивидуальное поведение и его объяснение в истории, личная ответственность в исторических процессах и их толкование вместе с биографическими конструкциями и жизненными путями. Воспоминания, опрос свидетелей, биографии и автобиографии, личные фотографии и другие субъективные объекты воспоминаний – важнейшие источники для исследования исторического развития, в котором субъекты, а также их опыты играют существенную роль в анализе развития консенсуса и конфликта в обществе, в отношении между «большой политикой» и субъективными возможностями в общественных отношениях, их границах и связях. Речь об исследовании людей в истории и их способе обращения с историей, топосе вспоминать, означать, понимать. Роль социальной истории в воспроизводстве коллективной памяти, построенной на свидетельствах очевидцев, как в традиции Устной истории. Разрушение гранд-нарратива эпохи вследствие умножения институций памяти и эмансипации меньшинств и групп, не имевших дискурсивного голоса. Фрагментированная картина исторических дискурсов вокруг «мест памяти» (П.Нора). М.Хальбвакс о главной функции феномена коллективной памяти — сохранение единства сообщества и его воспроизводство. В этом конфликтном поле функционирует ряд понятий. Коммуникативная память, возникающая благодаря идентификация акторов со своим социальным слоем, полом, поколением, публичная память как социальный продукт, возникший в результате селекции, интерпретации и определенного искажения относительно фактов прошлого (Хальбвакс, Нора, Дж.Хартман), официальная память как продукт государственного манипулирования, форма и результат политизации памяти (Хартман), коммуникативная память охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, например, поколения (Я.Ассман). Культурная память направлена на фиксированные моменты в прошлом и существует в модусе обосновывающего (наделяющего смыслом) воспоминания, связанного с истоком или происхождением. Обосновывающее воспоминание опирается не на социальное взаимодействие, оно учреждается социальными институтами, которые определяют набор фиксированных элементов прошлого. Прошлое сворачивается в символические фигуры. Воспоминание (как обращение к прошлому), идентичность (как политическое воображение), культурная преемственность (как складывание традиции). Центральная тема - как общества помнят себя и как через воспоминание воображают себя. Документированная коммуникативная память, которая жива несколькими поколениями, реифицируется при вхождении в культурную память сообщества, объективируясь как нормативный, пограничный или а-нормативный текст.
Дискурсивное напряжение: со временем, если доминирующие сообщества – не только очевидцы – внесут новые рамки соотнесения или изменят доминантный образец толкования, возникает конфликт памятей, реализуемый в переделе дискурсивного пространства или его диверсификации. Основная литература:
Нора П. Проблематика мест памяти.... Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50. Репина Л.П. Биографический подход в интеллектуальной истории //"Философский век". Вып. 32: Бенджамин Франклин и Россия. Т. II. СПб., 2006. С. 101—108 Рюзен Й. Кризис, травма и идентичность // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Ред. Л.П.Репина. М.: ИВИ РАН, 2005. С.38-62 Томпсон П.История жизни и анализ социальных изменений.// Вопросы социологии, 1993, N 1/2, с.129-138 Устная история, биография и женский взгляд / Ред. и сост.Мещеркина Е.Ю. М.: Невский простор 2004 Феномен прошлого. Отв.ред. И.М.Савельева, А.В.Полетаев. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2005
Дополнительная литература:
Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., "Алетейя", 2007 Сихровски П. Рожденные виновными. Исповеди детей нацистских преступников. –М.: Комплекс-Прогресс, 1997 Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007 Хрестоматия по устной истории / Пер, сост., ред. М.В.Лоскутовой. – СПб.: Изд-во Европ.ун-та в СПб. 2003 Чуйкина С. Дворянская память: "бывшие" в советском городе (Ленинград, 1920-30-е годы). - СПб, 2006 von Plato A. Zeizeugen und die historische Zunft. // BIOS (Zeitschrift fuer Biographieforschung und Oral History), Heft 1/2000, S.5-29
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
БИБЛИОГРАФИЯ
Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией В. П. Култыгина. - М.: Серебряные нити, 2001 Алексеев А.Н.Драматическая социология.-М.: Ин-т социологии РАН,1997.-В 2-х кн. Алексеев А.Н.Наблюдающее участие в моделирующей ситуации (Познание через действие).-СПб.: Ин-т социологии,1997. Альмодовар Ж.П.Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа.\\ Вопросы социологии,1992,Т.1, N 1,с.98-104. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии.- М.: Ad Marginem, 1997 Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов// Французская семиотика: От структурализма к постструктурализу. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000 Батыгин Г.С.,Девятко И.Ф.Миф о “качественной” социологии.//Социологический журнал,1994, N 2, 28-42. Белановский С.А.Свободное интервью как метод социологического исследования.// Социология 4 М. 1991.N 2.С.5-19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности М. Медиум 1995 Берто Д.,Берто-Вьям И.Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность,прослеженные на 5 поколениях. //Социологические исследования, 1992,N 2, с.132-140. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред.В.Воронкова, Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997. Биографический метод: история, методология, практика./Под ред.Мещеркиной.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994. Биографическое интервью.(Мещеркина Е.Ю. в соавт.с Е.Н.Астафьевой, О.Е.Кошелевой, В.В.Нурковой). М.: Изд-во УРАО, 2001. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. – М.: Новое литературное обозрение, 2002 Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007 Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. №3. С. 29-42 Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. №4. C. 13-32 Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы социологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130. Вардоматский А.П.Аксио-биографическая методика.//Социологичес-кие исследования, 1991,N 7,с.80-84. Васильева Т.С.Основы качественного исследования: обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996).-М.: Ин-т социологии РАН,1996. С.56-65. Веселкова Н.В.Проживание времени в интервью и адекватность коммуникации.// Методология и методы социологических исследований (итоги работы поисковых проектов 1992-1996).-М.: Ин-т социологии РАН, 1996, С.39-45. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Сб.науч.ст./ Под ред. Е.Р.Ярской –Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. Саратов: Научная книга. 2007 Гарфинкель, Г. Исследование привычных оснований повседневных действий (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. — 2002. Т. 2. — № 1. — С. 42—70. Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов (PDF) / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. — 2003. Т. 3. — № 1. — С. 3—19. Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал, 1995, N 1, с.71-88. Гольжак де В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И. К. Масалкова. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы.Методология. Исследовательские:Учебное пособие. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2009. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. (Гл 3 Биографический метод) - 2-е изд. - М.: Университет, 2002. Жорняк Е.С., Савельева Н.В.. Нарративная психотерапия Эл. Ресурс http://narrapractice.narod.ru/kj_ns.htm Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994, N 3-4, 34-43. Зенкин С. Критика нарративного разума. Заметки о теории // «НЛО» 2003, №59. Эл.ресурс http://magazines.russ.ru/nlo/2003/59/zen.html Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. № 1. С.106-110. Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей. СПб.: Изд-во Д. Буланин, 2002. / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. С. 549-558. Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998 Ковалев Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1998. Кириллина А.В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики. –В: Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. /Под общей ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С.366-381 Ключевые понятии психоанализа. Под ред.В.Мертенса.- СПб: Б&К, 2001 Козина И.М.Особенности применения стратегии исследования случая “case study” при изучении производственных отношений на промыш-ленном предприятии.// Социология 4 М,1995,N 5-6. Козлова Н.Крестьянский сын: опыт исследования биографии.// Социол. исслед.1994.N 6.С.112-123. Козлова Н.,Сандомирская И. “Наивное письмо” и производители нормы.// Вопросы социологии. Вып.7.1996.С.152-186. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. М.: "Новое литературное обозрение", 2002. Крейдлин Г.Е Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) (статья) // "Тело в русской культуре". М.: "Новое литературное обозрение", 2005, с.19—37. Лоренцер А. Археология психоанализа. - М., 1996. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверск.Госуниверситет, 1998. Маслова О.М. Качественная и количественная социология, методология и методы.// Социология 4М,1995,N 5-6, с.5-15. Мещеркина Е.Ю.Социологические аспекты изучения автобиографий. – В: Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях. М.: Изд-во УРАО, 2001, с.46-54.
Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии. – В кн.:Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001, с169-187. Мещеркина Е.Ю. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения. – В кн.: Введение в гендерные исследования. Часть 1. Под ред. И.Жеребкиной. Харьков ИГИ, С.-Петербург: «Алетейя», 2001. С.197-237. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий // Социс, № 7, 2002, с.61-67. Нассеи А.Чужой как ближний.Социологическое исследование конструкции идентичности и различия.// РЖ Социальные и гуманитарные науки.Отечественная и зарубежная литратура.1996.N 3. С.104-111. Нора П. Проблематика мест памяти. В: Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. -. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000. Нуркова В.В. Зеркало с памятью. Культурный феномен фотографии. РГГУ, 2006. Ньюман Л. Анализ качественных данных 1998 Эл.ресурс: http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/214021.html Почепцов Г.Г. Методы анализа текстов политических лидеров. В: Почепцов Г.Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. Ровно, 1999 Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., "Алетейя", 2007.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.02 с.) |