Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Анализ визуальных биографических документов
Социологическое понимание изображения построено таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов в их визуальной символике (Mueller-Dohm S.). Метод понимания изображения должен быть адекватен своему предмету, который характеризуется, с одной стороны отображением, с другой, содержательным посланием. Отображение – репродукция данного, но произвольный механизм репрезентации может скрывать идеологический посыл, что придает двойственность изображению. Символически материализованные репрезентации исследуются социологией как часть репрезентационной системы, интерпретативного порядка общества. В центре анализа, словами Т.Адорно, - шифры социального содержания. Методика интерпретации изображения строится в соответствии логике картины и может быть аналогична секвенциональному анализу в объективной герменевтике. При этом невербальность картины выступает составной частью интерсубъективно связанной практики понимания. Социальная практика коммуникации в отношении визуализации структурирована трижды: · в посыле изображения как триаде значения, смысла и символа. · в производителях посыла, · в адресатах посыла. Таким образом, речь идет о том, что собой представляет символика изображения как носителя социальных значений и смыслов, а также механизмы визуальных практик инсценирования. Известна формула Ласуэла: «Who says what to whom with what effect?». В посыле изображения значение изображений концептуализируется в свою очередь в трех измерениях культурных объективаций: 1) то, что мыслилось визуальными средствами автором изображения, 2) коммуникативные средства, нашедшие применение в фактически изображенном, 3) соотнесенность с культурно отыгранным взглядом: узнаваемость привычного с нормативной дельтой отклонения. Методический подход к анализу изображения также состоит из трех фаз: описания видимых данных, разделение их на структурные элементы во взаимоотношениях и поиск значения взаимосвязи текста и изображения в определенном социально-историческом контексте. Этому членению фаз анализа соответствуют и три фазы интерпретации: 1) дескрипция, вербальное парафразирование текстовых и изобразительных посылов, 2) акрибическая реконструкция, анализ значений символического содержания текстовых и изобразительных материалов и 3) социо-культурная интерпретация. Логика интерпретации следует путем «от края к середине»: сначала реконструируются относительные взаимосвязи, в формах которых выражены социальные феномены, а затем воссоздаются их значения как функции определенного символического порядка. Значения возникают из языка формы.
Символическое содержание текстового и изобразительного посыла верифицируется тем, что все отдельные элементы посыла сначала формально изолируются, чтобы затем сопоставить их во взаимоотношениях, т.е., следует принципам последовательной герменевтической интерпретации. При этом принципиально различаются: · в посыле изображения: перцептивный не-кодированный посыл и кодированный изобразительный посыл (в смысле символического посыла Барта); · в посыле текста: денотативное значение (используемый смысл), common sense повседневного сознания, и коннотативное значение, которое трансформирует посыл денотативного значения в единицу культурного дискурса. Для прикладного анализа отдельных случаев рекомендуется выработка лейтмотива, который структурирует все три фазы анализа: дескрипцию, реконструкцию и интерпретацию. Дескрипция: точное описание отдельных элементов изображения, точная передача цветов, а также перспективы и планиметрии изображения, ценности места и объема теста и изображения, вербализация эстетических элементов. Реконструкция: сначала текст и изображение разделяются, чтобы отдельно обыграть их значения на предмет совпадения или различия; это интерпретативное обыгрывание посылов текста и изображения призвано раскрыть их символическое содержание и, тем самым, герменевтически («целое определяет детали») приближает к латентной символической структуре. Социально-культурная интерпретация заключается в формулировании символического и смыслового содержания уплотненных толкований изображения и текста. В социально ориентированном анализе фотографий широко используются принципы нарративного секвенционального анализа. Фиксируется процесс восприятия как последовательность воспринимаемых изобразительных элементов. Затем следует формальное описание света/тени, цветов, величины, положения, переднего/заднего плана, центра/перспективы, вещей, фигур, сценических элементов, действий, композиции, изобразительности. Затем выдвигаются гипотезы (как конструкции взаимосвязи) к локальному, временному, тематическому и интерактивно-биографическому контексту. После этого формулируются гипотезы относительно фото-жанра, а также причин возникновения, сохранения и использования этой фотографии.
Основная литература:
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии.- М.: Ad Marginem, 1997 Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2007. №4. C. 13-32 Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Сб.науч.ст./ Под ред. Е.Р.Ярской –Смирновой, П.В.Романова, В.Л.Круткина. Саратов: Научная книга. 2007 Рождественская Е.Ю.Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал, 2008, № 4, с.70-83 Дополнительная литература: Boeme G. Theorie des Bildes, Munich: Fink. 1999 Mueller-Dohm S., „Bildinterpretation als strukturel-hermeneutische Symbolanalyse“, in Hitzler R., Honer A.(Hrsg), Sozialwissenschaftliche Hermeneutik, (Opladen: Leske&Budrich, 1997: 81-108 Soeffner H.-G. Visual Sociology on the Base of ‘Visual Concentration’ // Knoblauch H., Scnettler B., Raab J., Soeffner H.-G. Video-Analysis Methodology and Methods. Qualitative Audiovisual Data Analysis in Sociology. Frankfurt/Main: Peter Lang. 2006, pp.156-172
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.007 с.) |